Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
Кабалевский 5 класс. Протокол от 200 г. Согласована Председатель экспертной комиссии Ф. И. О
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №…….
Утверждена приказом по школе
№____________
от «___» ___________ 200 __г
Рассмотрена
На заседании научно-методического совета
протокол № ____________
от «___» ____________ 200__ г.
Согласована
Председатель экспертной комиссии
____________ Ф.И.О.
(подпись)
«___» ______________ 200__ г.
Рабочая программа учебного курса
«Музыка» в 5 классе
Составитель: Томчук С.А.
2006 г.
Пояснительная записка.
Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством. Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
3-го издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006год);
утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с отсутствием учебников будет привлекаться частично вспомогательная литература и учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 5 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 5 класс). В соответствие с БУПом данная рабочая программа рассчитана на 34 часа.
В связи с поэтапным переходом с 01.09.2006 года всех общеобразовательных учреждений на новый учебный план и федеральный компонент государственного стандарта 2004 года в программу учебного курса «Музыка» в 5 классе добавлены следующие содержательные аспекты и темы:
-
специфика средств художественной выразительности каждого из видов искусств;
роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;
музыка в театре, в кино, на телевидении;
жанровые признаки духовной музыки (на примере духовной музыки Баха И.С. и Бортнянского Д.);
стилистические особенности музыкального языка Глинки М.И., Бородина А.П., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Моцарта В, Бетховена Л., Грига Э., Дебюсси К.
Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов музыкального образования: метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод художественного контекста; метод моделирования художественно-творческого процесса; метод эмоциональной драматургии; метод ретроспективы и перспективы; метод создания «композиций»; метод игры.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.
Тематическое планирование
№
п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Всего
часов
|
Из них
|
Приме-
чание
|
Лабора-
тор-
ные
и прак- тические
|
Контроль-
ные и
диагности-
ческие
материалы
|
Экс-
курсии
|
I.
|
Тема №1. «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»
|
9 ч.
|
|
1 ч.
Обобщающий урок по теме «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»
|
|
|
II.
|
Тема №2. «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки»
|
7 ч.
|
|
1 ч.
Обобщающий урок по теме «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки»
|
|
|
III.
|
Тема №3. «Можем ли мы увидеть музыку»
|
10 ч.
|
|
1 ч.
Обобщающий урок по теме «Можем ли мы увидеть музыку».
|
|
|
IV.
|
Тема №4. «Можем ли мы услышать живопись»
|
8 ч.
|
|
1 ч.
Обобщающий урок по теме «Можем ли мы услышать живопись»
|
|
|
|
Итого
|
34 ч.
|
|
4 ч.
|
|
|
Поурочное планирование
№ п/п
|
Тема урока
|
Примерный музыкальный материал
|
Дата
|
1.1.
|
Вокальная музыка без слов
|
1.С.В. Рахманинов «Вокализ»
2.С.В. Рахманинов «Концерт № 3» для фортепиано с оркестром, 1 часть
3.Г.Струве «Моя Россия».
|
|
1.2.
|
Песня без слов в инструментальной музыке
|
1.М.И. Глинка «Жаворонок»
2.Р.н.п. «Мы пойдем погулять»
3.П.И. Чайковский «Грустная песенка» или Г.Свиридов «Грустная песня»
4.Г.Струве «Моя Россия».
|
|
1.3-
1.4.
|
Синтез искусства в жанре кантаты
|
1.Р.н.п. «Мы пойдем погулять»
2.М.И. Глинка «Жаворонок»
3.М.И. Глинка – М. Балакирев «Жаворонок»
4.Г. Свиридов, сл. Есенина. Кантата «Поет зима, аукает»
5.Вивальди «Зима» из «Времен года»
6.С.Баснер «С чего начинается Родина?»
|
|
1.5.
|
Литературная основа в опере
|
1.С.Баснер «С чего начинается Родина?»
2.Понятие либретто
Н.А. Римский-Корсаков. «Колыбельная Волховы», «Заиграйте, мои гусельки» из оперы «Садко»
3.М.И. Глинка. Сцена Фарлафа и Наины из оперы «Руслан и Людмила»
4.Я.Дубравин «Про Емелю»
|
|
1.6.
|
Литературная основа в балете
|
1.Я.Дубравин «Про Емелю»
2.И. Морозов. Фрагменты из балета «Доктор Айболит»: «Полька», «Морское путешествие», «Галоп»
|
|
1.7–
1.8.
|
Воплощение литературного сюжета в балете
|
1.А. Долуханян «Четыре таракана и сверчок»
2.А. Хачатурян. Фрагменты из балета «Чиполлино»:
«Танец полицейских и Помидора», «Шествие Лимона», «Груша наигрывает на скрипке», «Строительство домика Тыквы», «Погоня»
3.И. Морозов «Полька», «Галоп»
|
|
1.9.
|
Обобщающий урок по теме «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»
|
Песни и произведения по выбору учителя и учащихся
|
|
2.1.
|
Музыка в сказке
|
1.Сказка «Чонгурист»
2.Н. Аладов «Мелодия»
3.Норв.н.п. «Волшебный смычок»
4.Сказка «Музыкант-чародей»
|
|
2.2.
|
Музыка в басне
|
1.И. Крылов «Квартет»
2.А. Бородин «Квартет №2», фрагмент 3 части
3.Норв.н.п. «Волшебный смычок»
|
|
2.3–
2.4.
|
Музыка в рассказе
|
1.М.И. Глинка «Жаворонок»
2.Рассказ «Старый повар»
3.В.А. Моцарт «Фантазия»
4.В.А. Моцарт. Симфония «Юпитер», фрагмент 2 части
5.Е.Крылатов «Ты - человек»
6.А. Гайдар «Судьба барабанщика»
7.М.И. Глинка «Жаворонок»
|
|
2.5.
|
Музыка в кинофильме
и в мультфильме
|
1.Е.Крылатов «Ты - человек»
2.Р. Роджерс. Фрагменты из к/ф «Звуки музыки»
3. Музыка из мультфильмов – по выбору учащихся
|
|
2.6.
|
Синтез искусства в духовной музыке.
|
1.Отрывки из «Детской библии».
2.Д.Бортнянский «Херувимская песня № 7».
3.И.С.Бах «Высокая месса» си минор: ария альта «Agnus Dei», хор «Sanctus».
4.И.С.Бах «Ты шуми, зеленый бор», «Зима».
|
|
2.7.
|
Обобщающий урок по теме «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки»
|
Песни и произведения по выбору учителя и учащихся
|
|
3.1.
|
Отражение в музыке и живописи истории России
|
1.Я. Френкель. Вступление к к/ф «Новые приключения неуловимых», «Погоня»
2.К. Листов «Песня о тачанке»
3.М.Греков. Картина «Тачанка»
4.Шв.н.п. «Три парня»
|
|
3.2–
3.3.
|
Образы богатырей в музыке и живописи
|
1.Френкель. Вступление к к/ф «Новые приключения неуловимых», «Погоня»
2.А.П. Бородин «Симфония №2», тема 1 части
3.В.М. Васнецов «Три богатыря»
4.С. Никитин «Песня о маленьком трубаче»
5.Шв.н.п. «Три парня»
|
|
3.4.
|
Героическая тема в музыке и живописи
|
1.С. Никитин «Песня о маленьком трубаче»
2.С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский»: 3.«Вставайте, люди русские» и картина Корина
4.П. Бородин «Симфония №2», тема 1 части
5.Л. Бетховен. Увертюра «Кориолан»
|
|
3.5.
|
Тема войны и мира в музыке
|
1.С. Прокофьев «Ария Кутузова», «Вальс» из оперы «Война и мир»
2.С. Никитин «Песня о маленьком трубаче»
|
|
3.6.
|
Музыкальный портрет
|
1.М.П. Мусоргский «Песня Варлаама»
2.И.Е. Репин «Протодьякон»
3.Повторение песни.
|
|
3.7.
|
Портреты музыкантов
|
1.В. Гаврилин «Мама»
2.Милано «Лютневая музыка» и картины Караваджи «Юноша с лютней», неизвестного автора «Музыкантши».
3.Готье «Гавот»
4.Глюк «Мелодия» и картины Мане «Флейтист», Лейстера «Мальчик-флейтист»
5.Я.Дубравин «Всюду музыка живет»
|
|
3.8.
|
Музыкальный портрет мамы
|
1.В. Гаврилин «Мама»
2.Ф. Шуберт «Аве Мария» и картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна»
3.П.И.Чайковский «Богородице Дево, радуйся» и икона «Богоматерь Владимирская»
4.Я.Дубравин «Всюду музыка живет»
|
|
3.9.
|
Пейзаж в музыке
|
1.В. Баснер, сл. Матусовского «С чего начинается Родина?»
2.М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»
3.Э. Григ «Утро»
4.А.Шнитке «Пастораль»
5.Е.Крылатов «Где музыка берет начало?»
|
|
3.10
|
Обобщающий урок по теме «Можем ли мы увидеть музыку».
|
Песни и музыкальные произведения по выбору учителя и учащихся
|
|
4.1.
|
Звучащие картины
|
1.В.Локтев «Песня о России»
2.Д. Шостакович «Симфония №11», тема 4 части
3.Э. Григ «Утро»
4.М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»
|
|
4.2.
|
Тема гражданской войны в музыке и живописи
|
1.В.Локтев «Песня о России»
2.Д. Покрасс «Марш Буденного»
3.Греков «Тачанка», «Трубачи 1 конной»
4.М. Равель «Хабанера»
|
|
4.3.
|
Образы ночи в музыке и живописи
|
1.Д.Б. Кабалевский «Спокойной ночи»
2.К. Дебюсси «Празднества»
3.Песня по выбору: М.Мусоргский «Вечерняя песня», А.Тома «Слети к нам, тихий вечер», С.Важов «Вечерняя песенка»
|
|
4.4.
|
Вечерняя музыка
|
1.Р.н.п. «Вечерний звон»
2.Д.Б. Кабалевский «Спокойной ночи»
3.В. Гаврилин «Вечерняя музыка» и картина Левитана «Вечерний звон»
4.Колокольные звоны русских храмов и монастырей.
5.Повторение песни
|
|
4.5.
|
Картины праздника в музыке и живописи
|
1.И. Стравинский. Балет «Петрушка», 1 картина
2.Б.М. Кустодиев «Масленица»
3.Р.н.п. – игровые, плясовые; инструментальные наигрыши плясового характера.
4.А. Цфасман «Здорово, здорово!»
|
|
4.6.
|
Картинки с выставки
|
1.М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»: «Избушка на курьих ножках», «2 еврея», «Лиможский рынок», «Тьюлирийский сад» и рисунки Гартмана
2.А. Цфасман «Здорово, здорово!»
|
|
4.7.
|
Мы рисуем музыку
|
Урок творчества: воплощение музыкальных образов в рисунках детей (музыка по выбору учителя)
1.В. Гаврилин «Мама»
2.Д.Б. Кабалевский «Спокойной ночи»
3.А. Цфасман «Здорово, здорово!»
|
|
4.8.
|
Обобщающий урок по теме «Можем ли мы услышать живопись»
|
Урок-концерт по заявкам учащихся
|
|
|
Итого:34 часа
|
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса:
Знать/понимать:
специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;
взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;
роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;
стилистические особенности музыкального языка Глинки М.И., Бородина А.П., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Моцарта В, Бетховена Л., Грига Э., Дебюсси К.;
жанровые признаки духовной музыки (на примере духовной музыки Баха И.С. и Бортнянского Д.).
Уметь:
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;
размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;
-
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
определять на слух жанровые признаки духовной музыки (на примере духовной музыки Баха И.С. и Бортнянского Д.);
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.
|
|
|