Навигация по странице:
|
Вопр к экз. Краеведение. Программные требования к экзамену по дисциплине Краеведение Понятие краеведение
Программные требования к экзамену по дисциплине «Краеведение»
Понятие «краеведение». Общая характеристика видов краеведения.
Под «Краеведением» понимается ПРОВОДИМОЕ НА НАУЧНОЙ ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЕМ ИСТОРИЧЕСКИХ, ПОЛИТИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ, ГЕОГРАФИЧЕСКИХ, КУЛЬТУРНЫХ, ПРИРОДНЫХ И РЯДА ДРУГИХ ФАКТОРОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ В КОМПЛЕКСЕ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КАКОЙ-ЛИБО ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ СТРАНЫ (СЕЛА, ГОРОДА, РАЙОНА, ОБЛАСТИ И Т.Д.).
Виды краеведения: географическое, литературное и историческое.
Географическое краеведение иногда называют малой географией. Оно является частью общего краеведения и изучает природу, население и экономику края в их тесной взаимосвязи.
Географическое краеведение является важным фактором в развитии экономики и культуры отдельных районов страны. Краеведы активно работают над разгадкой тайн природы своего края, изучают естественные ресурсы и возможности их использования в хозяйстве, открывают месторождения полезных ископаемых, производят археологические и исторические розыски, занимаются этнографическими и другими исследованиями, ведут пропаганду знаний о своем крае. Они представляют большую научную и культурную силу, работают в тесном контакте с многими местными учреждениями (научными, культурно- просветительными, учебно- воспитательными и педагогическими).
Литературное краеведение является частью общего краеведения и изучает биографию и места связанные с жизнью и деятельностью литераторов. Литературные произведения.
Одним из разделов общего краеведения является историческое краеведение, задача которого – познание тех или иных исторических явлений, событий, процессов, относящихся к различным этапам истории края, на основе письменных и вещественных источников, изучения жизни и деятельности выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства.
По формам организации историческое краеведение делится на государственное (научное), общественное и школьное.
В государственном краеведении изучение края находится в ведении исследовательских институтов, краеведческих музеев, библиотек.[1] Музеи ведут большую работу по комплексному изучению своего края, снаряжают специальные экспедиции, отрабатывают разнообразный статистический материал, делают интересные и ценные открытия. Через всевозможные экспозиции, издания книг, брошюр, плакатов они популяризируют знания и своем крае среди широких слоев населения.
В общественном – ведущая роль принадлежит местному населению: как краеведам- любителям, так и лицам, организуемым профсоюзными организациями, домами культуры, клубами. Это добровольные краеведческие общества, краеведческая работа туристов. Краеведы-любители часто являются первооткрывателями и проводниками для исследовательских экспедиций. Им хорошо известны «диковинки» местного края, они первые сигнализируют о них в научные и административные инстанции.
Краеведы – любители знакомятся с методами исследования в современной науке и опираются на данные научного краеведения.
Краеведение как учебная дисциплина. Цель, задачи, предмет курса.
Под «Краеведением» понимается ПРОВОДИМОЕ НА НАУЧНОЙ ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЕМ ИСТОРИЧЕСКИХ, ПОЛИТИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ, ГЕОГРАФИЧЕСКИХ, КУЛЬТУРНЫХ, ПРИРОДНЫХ И РЯДА ДРУГИХ ФАКТОРОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ В КОМПЛЕКСЕ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КАКОЙ-ЛИБО ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ СТРАНЫ (СЕЛА, ГОРОДА, РАЙОНА, ОБЛАСТИ И Т.Д.).
В современных условиях оно служит как бы ориентиром в воспитании исторической памяти народа, его национального самосознания. Любовь к Родине, стремление самоотверженно служить своему народу, сохранять его язык, культурное и историческое наследие, обычаи и традиции невозможно без детального изучения родного края.
Курс «Краеведение Беларуси» является составной частью теоретической подготовки будущих специалистов экскурсоводов, туристических агентов. Он включает широкий спектр вопросов общеобразовательного, познавательного и методико-методологического характера. В содержание курса заложены возможности расширения кругозора учащихся, формирования их научного мировоззрения, навыков исследовательской работы.
Предусмотрено знакомство учащихся с памятниками археологии, истории и культуры Беларуси, народными традициями, праздниками, обычаями, обрядами, бытом, фольклором Беларуси. Учащиеся получают знания по методике собирания и использования краеведческого материала, организации краеведческой работы в школе.
Краеведение способствует гуманитарной подготовке учащихся, воспитанию высоких морально-этических качеств. Принципы краеведения целиком соответствуют патриотическому воспитанию молодежи.
Функции научно-методических центров по краеведению выполняют краеведческие музеи. Наиболее массовой формой краеведения в СССР было школьное.
Целью краеведения является бережное отношение к историческому и культурному наследию прошлого, потребность в сохранении и пропаганде памятников истории и культуры. Для этого используются документы архивов, материалы и документы экспедиций, музеев, краеведческая литература, воспоминания участников и очевидцев исторических событий, литературные источники. Краеведы-любители занимаются определенными объектами изучения (колхоз, предприятие, город, район, область и т.д.)
Также цель краеведения заключается в систематизации и углублении имеющихся краеведческих знаний учащихся, а так же подготовке их к практическим действиям, реализации собственных оригинальных краеведческих исследований в самостоятельной экскурсионной работе.
Главная задача данного курса – это история исследований прошлого Беларуси, вплоть до железного века населенных близкими между собой балтскими племенами, ассимилированными затем славянами, а позднее в эпоху раннего средневековья на базе этих племен составивших три отдельные древнерусские княжества – Полоцкое (кривичи),Смоленское (кривичи и радимичи), Турово-Пинское (дреговичи).
Другой задачей является узнать глубже: кто были люди, занимавшиеся исследованием памятников древности, какая эпоха их порождала, чем они жили и что приводило их к подобной деятельности.
Роль краеведения в обучении и воспитании студентов.
Школьное краеведение является одной из форм исторического краеведения.
Школьное краеведения – это всестороннее изучение учащимися близлежащей местности в соответствии с учебными и воспитательными задачами, стоящими перед школой.
Школьное краеведение характеризуется комплексным изучением природных, экономических и социальных условий родного края. Под руководством краеведческих организаций школьники участвуют в экспедициях и экскурсиях, принимают участие в обследованиях памятников природы и древности, проводят анкетный опрос населения, изучают историческое прошлое населенных пунктов, экономику края.
В Беларуси школьные краеведческие кружки начали создаваться еще в годы гражданской войны. В начале 20-х гг. краеведческая работа развернулась в школах Минска, Полоцка, Орши и других городов. Краеведение завоевало школу и сделалось почти, что ни главным предметом школьной программы». В 1930 году краеведение было введено в программу педагогических вузов.
1 съезд краеведов в 1926 году призвал развертывание под руководством учителя. Краеведческий принцип заложен в краеведческой работе школы: организация школьных музеев, школьных кружков краеведения. К началу 1930 года в Беларуси насчитывалось 333 краеведческие организации. Большое место в системе краеведения отводилось военно-патриотическому воспитанию молодежи. Значительную работу в этом направлении проводят краеведческие музеи республики. Кроме лекций, докладов, выставок, они организовывали походы по местам боев, посещение братских могил. Музеи помогали школам повысить качество учебно-воспитательной работы, организовывали специальные выставки, экскурсии, давали консультации по истории и географии родного края.
Краеведческая работа формирует у учащихся бережное отношение к историческим памятникам родного края, прививает интерес к познанию нового, формирует практические умения и навыки, позволяет комплексно изучить природу, население, хозяйство своей местности, способствует осмыслению закономерностей развития природы и общества на местном материале, способствует развитию способностей учащихся, познавательной активности, сознательному выбору будущей профессии.
Обычно внеурочная краеведческая работа связана с экскурсиями, походами, экспедициями, которые позволяют реализовать аспекты нравственного воспитания, целенаправленного вовлечения школьников в различные сферы поисково-исследовательской и научной работы со здоровым отдыхом учащихся. Основной задачей экскурсионно-туристской работы учителя со школьниками является изучение родного края. Эта форма внеклассной работы позволяет наглядно показать учащимся многое из того, о чем они узнали из учебников, рассказов учителя на уроке или о чем им еще предстоит узнать из школьного курса. Эта форма работы позволяет сочетать теоретические знания по истории с практикой личного участия школьников в учебных и научных исторических исследованиях.
У юных краеведов могут проявиться интересы к более углубленному изучению археологии, нумизматики, и т.д. Но при подготовке к экскурсии или походу все они должны правильно определить свои возможности и содержание работы, которую можно провести в данном походе, экскурсии, экспедиции и в этом учащимся должен помочь учитель.
Рассматривают школьное краеведение как систему. Системный подход, наряду с педагогической эффективностью школьного краеведения, позволяет установить закономерные связи между его элементами, определить организационную структуру и методы его проведения. Существует следующая схема, отражающая систему школьного краеведения:
В нашем техникуме придается большое значение краеведческой работе. Действуют научное общество учащихся (руководитель Наталья Алексеевна Сенчило), исторический кружок «Памяць» (руководитель Людмила Васильевна Бычко), музей истории создания МТП (руководитель Наталья Владимировна Черник). Результатом и одновременно стимулом дальнейших краеведческих исследований является создание по инициативе детей и взрослых музея техникума.
Предварительно собранный материал о родном крае, людях, здесь проживающих и другие краеведческие знания учащихся, используются учителями на уроках при изучении соответствующей темы, оформляются в виде письменных работ, докладов, сообщений, фото и видео альбомов, стендов и т.д.
В техникуме многообразны формы организации внеклассной краеведческой работы. Это экскурсии, вечера, олимпиады, конкурсы, викторины, конференции и др. Такие мероприятия способствуют сплочению детского коллектива, помогают педагогу сблизиться, и сдружиться с ребятами, научить и донести до учащихся необходимые умения, знания, навыки в наиболее доступной форме, приобрести массу новых положительных эмоций и впечатлений. Они являются стимулом к дальнейшему изучению определенной темы, саморазвитию и самосовершенствованию техникума.
Вся работа по краеведению предусматривает решение следующих основных задач
в области образования:
расширение и углубление знаний учащихся дополняющих школьную программу по истории, биологии, географии, литературе, , физкультуре;
приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе;
в области воспитания:
содействие гармоничному развитию личности учащегося;
совершенствование духовных и физических потребностей;
формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;
гуманное отношение к окружающей среде.
Историческое краеведение и его источники.
Одним из разделов общего краеведения является историческое краеведение, задача которого – познание тех или иных исторических явлений, событий, процессов, относящихся к различным этапам истории края, на основе письменных и вещественных источников, изучения жизни и деятельности выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства.
5. Археологические источники и их использование в краеведческой работе.
АРХЕОЛОГИЯ – НАУКА О ДРЕВНОСТИ, КОТОРАЯ ИЗУЧАЕТ ПРОШЛОЕ ПУТЕМ РАСКОПОК.
Объект ее изучения – вещественные памятники прошлого.
Вещественные археологические памятники, т.е. все то, что, было произведено человеком в прошлом для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, показывают исторический процесс в целом в различных его проявлениях. Особую ценность памятники представляют для изучения развития производства, успехов людей в совершенствовании орудий труда, технологии их изготовления и способов употребления.
Археологический источник обладает свойством объективно отражать историческое прошлое, так как сам является непосредственным отзвуком истории.
Для Беларуси ценность археологического материала особенно ценно, потому что письменные источники, в которых содержатся исторические сведения о жизни и деятельности наших предков, появляются сравнительно поздно.
Историческое прошлое может быть реконструировано на базе одних только археологических источников, это прежде всего относится к дописьменному периоду истории, охватывающему несколько десятков лет.
Археологические источники являются единственными, рассказывающими о начальной истории поселений, которые вообще не упомянуты в летописях.
А их – большинство. Возникшие легенды о происхождении тех или иных поселений обычно далеки от действительности и представляют больше литературный интерес.
На территории Беларуси зарегистрировано около 6 тыс. крупных археологических памятников, включающих до 50 тыс. отдельных объектов.
Археологические памятники представлены различными категориями, что определяется разнообразием человеческой деятельности.
- Поселения и жилища
а) неукрепленные (открытые) – стоянки и стойбища каменного и бронзового веков и селища. Они появились раньше укрепленных и были единственным типом поселения первобытного человека. Большинство их располагалось возле водоемов.
б) укрепленные поселения называют городищами, их появление на территории Беларуси совпадает с железным веком. Они устраивались на местах, имевших естественную защищенность: на мысах при впадении одной реки в другую, отдельных возвышенностях, среди заболоченной низменности. Укрепляли их валом и рвом с одной стороны, обращенной в поле (напольной), а потом стали обносить валом и рвом по всему периметру.
- Города, феодальные замки, пограничные крепости, которые тоже относились к укрепленным типам поселений, и представляли собой очень сложные поселения и состояли из нескольких частей. Непременной частью города был дединец, служивший военным, административным, политическим и религиозным центром. К нему примыкали ремесленно-торговые посады, со временем план города усложнялся, возникали укрепленные районы на месте посадов: окольные грады и предградия. Окольный город отмечен летописью в Новогрудке. Города имели сложную внутреннюю планировку, систему улиц, кварталов, отдельных усадеб, площадей
Феодальные замки в отличие от городов имели небольшие размеры, представляя собой двор феодала, состоявший из жилых и хозяйственных построек, окруженных мощными укреплениями.
Непременным атрибутом поселений является особый характер грунта, КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ, образовавшийся в процессе активной жизни людей.
Эти напластования отличаются от естественного грунта более темной окраской, получившейся в результате перегнивших органических веществ, и насыщенностью остатками материальной деятельности людей.
- Погребения – первые изолированные относятся к палелеолиту (26-23 тыс. лет назад), но специальные погребения в отведенных местах – могильники,
датируются началом бронзового века (2 тыс. до н.э.).
По внешним признакам погребения делятся на курганные и грунтовые.
По обряду захоронения различают могилы с трупоположением (ингумация) и трупосожжением (кремация). Изучение их культурного слоя представляет большой интерес как для археологов так и для краеведов.
- Курганы – известны в народе как валатовки, капцы, шведские или французские могилы, но к последним курганы никакого отношения не имеют.
Древнейшие курганы датируются рубежом 3 и 2 тысячелетий до н.э.
- Остатки древних производств = шахты, мастерские и др. (д.Бердыж, Чечерского р-на, поселок Красносельский, Волковыский р-н, 6 тыс. лет назад до н.э.).
- Остатки культовых сооружений – главные строительные объекты в свое время.
- Остатки древних каналов, дорог, полей земледелия, пещеры со следами обитания в них людей, каменные изваяния, наскальные изображения, древние оборонительные сооружения: валы, рвы, крепостные стены и башни.
- Отдельная древняя вещь, орудия труда.
Этнографические источники и их использование в краеведческой работе.
Этнография – это историческая наука, которая изучает народы, их культуру и быт. Термин «этнография» происходит от греческих слов «этнос» (народ) и «графейн» (описывать) и означает народоописание, народоведение. Народами в этнографии называют группы людей, обладающих общими особенностями языка, культуры, быта и осознающих свое культурно-бытовое единство. Люди, относящиеся к одному народу, проживают совместно на одной территории или отдельными группами среди других народов. Каждый народ создает культуру и формы быта, которые являются составной частью мировой культуры. Под культурой в этнографии понимается все то, что создано руками и умом человека. Культуру каждого народа подразделяют на материальную и духовную. К материальной культуре относят орудия труда, хозяйственные постройки, средства передвижения, жилище, одежду, украшения, предметы домашнего быта, т.е. все то, что сделано руками людей. В понятие «духовная культура» включают народные знания, народное творчество, религиозные верования, т.е. всевозможные порождения умственной деятельности людей. Бытом в этнографии называют устоявшиеся формы общественной и личной жизни людей. Каждый народ имеет своеобразные черты как в материальной и духовной культуре, так и в быту. Изучение культуры и быта народов есть главная задача этнографической науки.
Как историческая наука этнография использует различные источники, в которых содержится информация о культуре и быте народов в прошлом и настоящем.
К таким источникам относятся:
письменные свидетельства, как рукописные, так и опубликованные
коллекции предметов, хранящихся в музеях
полевые этнографические материалы, которые собираются во время непосредственных контактов с изучаемым народом. Этот вид источников является самым важным в этнографии.
Первые этнографические сведения о древнем населении, проживавшем на территории Беларуси, содержатся в древнерусских источниках. В «Повести временных лет» упоминаются этнические общности, обитавшие в раннем средневековье,
Интерес к этнографии Беларуси усилился после воссоединения Беларуси с Россией. В начале 19 в. в Беларуси побывала экспедиция В.Севергина, собравшая много ценных материалов о традиционных формах хозяйства и материальной культуре белорусов. На развитие этнографических исследований в Беларуси большое влияние оказало возникшее в 1845 г. Русское географическое общество. Оно составило программу по сбору этнографических сведений, которая была разослана во многие места России, в том числе и в Беларуси. Наиболее крупными этнографическими работами о Беларуси, выполненными по программе, были труды А. Киркора, сделавшего этнографический обзор Виленской губернии.
В 60-70-е гг. 19 в. много сведений о Беларуси публиковалось на страницах губернских газет, в памятных книжках и описаниях белорусских губерний. Наиболее ценным является описание Гродненской губернии, в котором дается характеристика экономического положения крестьянской семьи.
Важными источниками для этнографии служат труды крупных представителе белорусской этнографии П.И.Шейна, Н.Я.Никифоровского, Е.Р.Романова. В этих работах помещены описания материальной культуры, обрядов и верований белорусского крестьянства, их фольклор.
Описанию быта и материальной культуры жителей Полесья посвящены работы белорусских этнографов А.К.Сержпутовского («Земледельческие орудия Белорусского Полесья», «Бортничество в Белоруссии»), И.А.Сербова («Поездки по Полесью 1911 и 1912 гг.», «Белорусы – сакуны»). В исследованиях характеризуются поселения, усадьбы, жилища, одежда местных жителей, отмечаются как общие, так и локальные особенности в материальной культуре Полесья.
Этнографический материал о быте белорусского народа были обобщены в дореволюционный период в труде выдающегося ученого Е.Ф.Карского «Белорусы», в котором сделан анализ развития белорусской этнографии, исследованы вопросы происхождения белорусского народа, дан анализ традиционной и духовной культуры белорусских крестьян.
После Великой Октябрьской революции в Беларуси создается научно-исследовательский центр по изучению народной культуры. В 1922 г. был открыт Институт белорусской культуры, в котором образована секция этнографии, которая потом переименована в кафедру этнографии. После реорганизации Института белорусской культуры в Академию наук БССР кафедра этнографии была преобразована в сектор этнографии. Собранные материалы по этнографии Беларуси включали 70 единиц описаний и фольклорных текстов, около 10 тыс. фотоснимков, 2 тыс. предметов, которые предназначались для этнографического музея. Все материалы были уничтожены во время ВОВ немцами.
После войны научный центр по изучению этнографии Беларуси был восстановлен. Исследования вел сектор этнографии и фольклора Института истории Академии наук БССР. В 1957 г. был создан Институт искусствоведения, этнографии и фольклора.
Важное значение для краеведения имеют методы сбора полевых этнографических материалов. Для этого применяют стационарный и экспедиционный методы.
|
|
|