Навигация по странице:
|
Вопр к экз. Краеведение. Программные требования к экзамену по дисциплине Краеведение Понятие краеведение
В связи с этим необходимо различать основной и вспомогательный фонды музеев. К основным фондам относят:
- вещественные памятники, памятники письменности, изобразительные материалы. Все они невозместимы при утере или порче.
Вспомогательный фонд образуется при создании музея и служит средством пояснения подлинных памятников или используется для их замены (диаграммы, схемы, диорамы, панорамы, муляжи и т. д.).
Использование архивных материалов в научных исследованиях, образовательной, воспитательной работе.
Архитектура и градостроительство белорусских земель в 11-13 вв.
Строительство замков на белорусских землях. Основные типы замков.
Истоки белорусского военного зодчества, как и архитектуры вообще, теряются в глубине столетий. Его корни уходят в период разложения первобытнообщинного строя, когда на землях сегодняшней Белоруссии появились первые искусственные оборонительные сооружения. От простых деревянных оград до мощных стен и башен городов -- таков путь развития их системы.
Первые каменные башни в Белоруссии появились во второй половине XIII в. Причины их возведения следует искать в развитии военно-инженерного искусства восточных славян, в замене тактики пассивной осады активным штурмом с помощью новой военной техники -- камнеметных машин-пороков, а также в определенном влиянии традиций средневекового западноевропейского фортификационного искусства.
Значительное изменение в тактике осады привело к существенным изменениям в организации обороны и в строительстве самих укреплений. Основой обороны городов и замков стала высокая многоярусная каменная или деревянная башня, возведение которой сочеталось с дальнейшим усовершенствованием естественных, природных защитных рубежей. Башня была практически труднодоступной для осадной техники того времени. Высоко поднимаясь над поселением, она позволяла защитникам вести прицельную стрельбу из луков и самострелов по врагу и его камнеметам.
В Белоруссии в некоторых каменных башнях имелись даже помещения, приспособленные для жилья защитников. В этом они в определенной степени схожи с жилыми башнями типа «донжон» или «бергфрид», широко распространенными в XII--XIII вв. в странах Скандинавии, Центральной и Западной Европы и Прибалтики.
БАШНИ ТИПА "ДОНЖОН" В БЕЛОРУССИИ
КАМЕНЕЦКАЯ БАШНЯ
ДРУГИЕ БАШНИ ТИПА "ДОНЖОН"
ВЕЛИКОКНЯЖЕСКИЕ ЗАМКИ И УКРЕПЛЕННЫЕ ГОРОДА XIII-XVII ВВ.
НОВОГРУДСКИЙ ЗАМОК
ГРОДНЕНСКИЕ УКРЕПЛЕНИЯ
ЛИДСКИЙ ЗАМОК
ЗАМОК В КРЕВО
БРЕСТСКИЕ УКРЕПЛЕНИЯ
УКРЕПЛЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО МЕНСКА
ГОМЕЛЬСКИЕ УКРЕПЛЕНИЯ
МОГИЛЕВСКИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ УКРЕПЛЕНИЯ
ОРШАНСКИЕ УКРЕПЛЕНИЯ
ПОЛОЦКИЕ ЗАМКИ
ЗАМКИ ВИТЕБСКА
МСТИСЛАВСКИЕ УКРЕПЛЕНИЯ
ЧАСТНОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ ЗАМКИ И ГОРОДА
МИРСКИЙ ЗАМОК
ЗАМОК В ЛЮБЧЕ
ЗАМОК В ГЕРАНЕНАХ
ЗАСЛАВСКИЙ ЗАМОК
НЕСВИЖСКИЙ ЗАМОК И ГОРОДСКИЕ УКРЕПЛЕНИЯ
БЫХОВСКИЕ УКРЕПЛЕНИЯ
ГОЛЬШАНСКИЙ ЗАМОК
ЗАМОК В СМОЛЬЯНАХ
ГАЙТЮНИШКИ
УКРЕПЛЕННЫЕ ХРАМЫ
ПОЛОЦКАЯ СОФИЯ
СЫНКОВИЧСКИЙ ХРАМ
МАЛОМАЖЕЙКОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ
КОМАЙСКИЙ КОСТЕЛ
КАЛЬВИНИСТСКИЕ СБОРЫ
Архитектура и градостроительство Беларуси в 14-18 вв.
Крепости оборонного типа в Беларуси.
Замки Белоруссии — оборонительные сооружения, сооружавшиеся на территории современной Республики Беларусь в XIII—XVII веках. Большинство замков до наших дней не сохранились. Замок как тип сооружения представляет собой оборонительный объект, который представляет собой замкнутый комплекс оборонительных, жилых и других специальных построек, выполняет резиденциальные и административно-общественные функции.
Замки сооружались в удобных для обороны местах ― на возвышенностях («горные») или в низинах («дольные»), имели регулярную и нерегулярную композицию плана. На территории Белоруссии было распространено строительство деревянных замков (в Орше, Радошковичах, Пинске, Гомеле, Глуске, Могилёве и других местах) и каменные (Лидский, Кревский, Новогрудский, Мирский, Быховский, Смолянский, Любчанский, Ляховичский, Заславский замки).
Первые замки в Беларуси были общегородскими княжескими цитаделями (Гродненский замок), некоторые из них имели значительные размеры. Частновладельческие резиденции XVI—XVIII веков состояли из раздельных укреплений и дворца, которому отводилась главная роль в архитектурной композиции. Для большинства замков XV—XVI веков характерны черты готики и ренессанса, с XVII века наблюдается преобладание барочных элементов. В середине XVI века строятся замки с бастионной системой укреплений (Заславский замок, Ляховичский замок). С конца XVI века замковое строительство постепенно трансформируется в дворцово-замковое (Несвижский комплекс, Гольшанский дворец). Многие старые замки реконструировались, окружались парком. В конце XVIII века средневековые укрепления заменили крепости с многокилометровыми линиями обороны и элементами новейшей фортификации.
Замковое строительство оказывало влияние на архитектуру оборонительных церквей, костёлов, жилых домов, городских ворот (Мураванковская церковь-крепость, Сынковичская церковь-крепость, Камайский костёл).
Архитектура и градостроительство Беларуси конца 18 – первой половине 19 вв.
Барокко, рококо было только одним из вариантов эволюции европейской культуры XVII – XVIII вв. Параллельно с ними стал формироваться новый стиль – классицизм, который продолжал традиции ренессанса и рассматривал античность в качестве идеального эстетического эталона и образца для подражания. Отсюда и его название - с латыни «classicus» переводится как «образец».
Периодизация стиля:
- ранний этап (вторая половина XVI – середина XVIII вв.), когда под влиянием ренессанса и частично барокко оформились его основные особенности. Первые проявления классицизма были отмечены в Италии, но как целостная стилевая система он сформировался во Франции
- расцвет (вторая половина XVIII - начало XIX вв) , когда классицизм стал общеевропейским стилем. Во Франции времён Наполеона I сформировалась особое его ответвление, получившее название «ампир» (от французского «empire» - империя), для которого были характерны помпезность и парадность. Именнов в это время распространилась мода на военную эмблематику в декоре и элементы древнего искусства.
- поздний этап, классицизм уступил лидирующие позиции романтизму и реализму, но сохранился в виде одного из неостилей.
В отличие от пышного барокко, в основу классицизма был положен рационализм и лаконичность выразительных средств. Обращение к античности тут объяснялось желанием найти устойчивые черты, которые бы не изменялись тысячилетия. Перед архитектурой и искусством ставилась задача упорядочить внешний хаос и беспорядок, определив, таким образом, идеальную закономерность мироздания.
Характерные черты классицизма:
1 – соразмерность объёмов, точные геометрические формы, статичность очертаний и логичность планировки
2 – основой архитектуры становится ордер, заимствованный у античности (дорический, ионический, коринфский)
3 – декоративное оформление стало более лаконичным и было направлено на гармоничное украшение величественной конструкции зданий (лепнина, колонны, пилястры)
На белорусских землях классицизм постепенно стал вытеснять барокко и рококо из архитектуры и искусства с середины XVIII века. Его более быстрому распространению содействовало присоединение Беларуси к Российской империи в 1772 году. По приказу Петербурга тут насаждался прусский вариант классицизма, который в Европе получил название “казарменного”. Несмотря на это, в особых шедеврах дворцово-парковой и культовой архитектуры, а также в ряде художественных памятников отразились все лучшие достижения западноевропейской культуры эпохи классицизма.
В градостроении периода классицизма своё дальнейшее развитие получила ренессансовая концепция «идеального города» с господством принципа геометрически точной планировки. Шагом вперёд стало органичное сочетание городской застройки с природными элементами (парк, река), а так же создание больших площадей.
На Беларуси подобные теории начали воплощаться с 1760-х годов (деятельность А. Тызенгауза по реконструкции Гродно и Постав в стиле «барочного классицизма»). Однако, полностью классические принципы в градостроении были реализованы только русскими архитекторами (М.Львов, В.Стасов, А.Мельников), которые по приказу Екатерины II перестраивали населённые пункты Восточной Беларуси, полученные Россией после первого раздела Речи Посполитой. В первую очередь внимание было обращено на губернские и поветовые города, где уничтожались оборонительные сооружения, а вместо хаотичной застройки «старых мест» прокладывались широкие улицы и возводились новые кварталы.
Изменили свой внешний вид и некоторые частносбственеческие города. Белорусский генерал-губернатор З. Чернышёв приказал полностью перестроить принадлежащий ему Чечерск. По проекту архитекторов Д.Кварнеги и В. Баженова местечко получило регулярную планировку. В центре находилась большая площадь с ратушей, а по сторанам от неё были созданы ещё четыре небольших площади с храмами. Широкая улица связывала Ратушную площадь с дворцом.
С начала XIX в. классицизм стал оказывать влияние на градостроение в Центральной, а также Западной части Беларуси. Минск в это время развивался в соответствии с генеральными планами, принятыми в 1800 г. и 1809 г. В соответствии с их положениями были снесены внешние оборонительные укрепления, проведена реконструкция Верхнего города и Троицкого предместья. К тому же на юго-восточной окраине города началась застройка улицы Захарьевской (проспект Независимости), которая вела к основанному в 1790-е годы Губернаторскому саду (парк имени М. Горького)
Желание Петербурга укрепить свои новые восточные границы привело к возведению в регионе мощных крепостей. Строились они на месте ряда городов, расположенных в стратегически важных пунктах. Старая застройка полностью сносилась, а для населения на определённом расстоянии строились новые кварталы с широкими улицами и типовыми зданияим. Так в 1810-е годы изменил свой облик Брест. В городе была взорвана «волынская башня» XIII века, больше 10 готично-ренессансовых и барочных храмов. По периметру новые крепости были окружены несколькими рядами земленных укреплений с каменными фортами, а внутри них находились многочисленные казармы и склады, построенные в стиле упрощённого классицизма. Развитие тяжёлой артиллерии привело к потере крепостями своего военного значения. В 1886 году Бобруйская крепость была превращена в армейский склад, а Брестская крепость была без боя сдана германским войскам в 1915 году.
Перестройка белорусских городов и местечек предусматривала создание качественно новых ансамблей городских центров, где размещались губернские и поветовые правления, канцелярии, суды и т.д. Среди сохранившихся до нашего время сооружений необходимо отметить здание почтового ведомства в Гродно (1795) и окружного суда в Могилёве (1778). Кроме административных зданий классицизм в городской архитектуре активно использовался:
1 – при оформлении фасадов учебных заведений – земледельческий институт в Горках (1837 – 1840), духовные училища в Гомеле (1799, 1818) и Минске (конец XVIII в), мужские гимназии в Могилёве (1809) и Слуцке (1829 – 1838)
2 – в коммерческой архитектуре – гостинный двор в Минске (конец XVIII в), ратуши с комплексом торговых рядов в Шклове (конец XVIII в), Гродно (1807) и Минске (конец XVIII в)
3 – в строительстве частного жилья (Брест, Пинск, Гродно, Новогрудок, Могилёв). Например, усадьбный дом А. Суворова в Кобрине (1794), здание штаба П. Багратиона в Волковыске (1805), городская усадьба В. Ваньковича и «дом масонов» в Минске (конец XVIII века). Так же в украшении городов использовались мемориальные арки (Могилёв, 1780; Минск 1830)
Т.о под влиянием классицизма города Беларуси получили более современный и европейский вид. Вместе с тем уничтожение старой застройки лишило большинство из них романтической атмосферы средневековья и привело к потере значительной части древних архитектурных шедевров.
Сосуществование барочных и классических традиций на белорусских землях во второй половине XVIII века способствовало переплетению отдельных элементов этих стилей при украшении отечественных двороцов. Классицизм проявлялся в многочисленных портиках и ризалитах на парадном фасаде, пилястрах, рустовки первого этажа, больших прямоугольных окнах, использовании атичных скульптур и ваз из лепнины (Гродно, Святск, Ружаны).
Вместе с тем творческое сочетание стилей было необязательным. Некоторые из магнатов уже хотели иметь полностью классические резиденции. И. Хрептович, которому принадлежал барочно-классический комплекс в Щорсах около Новогрудка приказал возвести в середине 1770-х годов дворец в стиле классицизма в Бешенковичах. Он имел прямоугольный двухэтажный центральный корпус и одноэтажные боковые крылья, а центральный вход выделялся ризалитом с утончённым кованным балконом в стиле ампир. Главными особенностями здания были подчёркнутый лаконизм и рационализм с почти полным отсутствием внешнего декора.
Значительную роль в распространении классицизма на Беларуси сыграл итальянский архитектор К. Спампани. В 1771 году под его руководством для А. Хмары была возведена уютная усадьба в д. Сёмково под Минском, а в 1780 – 1783 гг. построена летняя резиденция Радзивиллов в Радзивиллимонтах (Клецкий р-н). Классический ордер и декор здесь определяли характер здания, но присутствовали и элементы барокко (“ломанная крыша”, пышное украшение интерьеров).
Т. о. , классицизм в дворцово-парковом зодчестве Беларуси периода Речи Посполитой распространялся постепенно и не не привёл к отказу от традиций барокко. Но ситуация изменилась после присоединения белорусских земель к Российской империи. По приказу Екатерины II новые хозяева белорусских городов и местечек из числа её фаворитов были обязаны возвести в полученных имениях классические резиденции. Результатом этого стало возведение значительных дворцово-парковых комплексов в Гомеле (1777 – 1796, П Румянцев), в д. Грудиновка (конец XVIII в, Д. Толтой) и Кричеве (1778 – 1787, Г. Потёмкин). Превые два копировали знаменитую ренессансовую виллу «Ротонда», созданную в конце XVI века архитектором Андреа Палладио возле Вичэнцы (Италия). Это были квадратные в плане двухэтажные здания со всем спектром классического декора и большым парадным залом в центре, увенченным куполом. В 1800 – 1805 годах гомельский дворец был расширен за счёт возведения двух боковых павильонов, соединённых с главным корпусом крытыми ионическими колоннадами. Кричевский дворец имел Е-подобную композицию, что подчёркивало чувства его хозяина к империатрице.
На границе XVIII – XIX веков классицизм в дворцово-парковом зодчестве Беларуси занял господствующее положение. Возводимые в то время резиденции отличались размерами и композиционным решнием (П-подобные или с особо стоящими флигелями), но имели почти одинаковый внешний вид. Прямоугольные в плане дворцы, «одетые», в тот или иной архитектурный ордер строились в то время по всему региону: в Поставах – К. Тызенгаузом, в Большой Слепянке под Минском – В. Ваньковичем, В Высоком – Ф. Сапегой, в Воложине – И. Тышкевичем, в Альбертине под Слонимом – В. Пусловским и т. д.
Только некоторые из представителей элиты стремились в то время внести определённое разнообразие во внешний вид своих усадеб. В 1802 – 1805 гг. для известного коапозитора М.К. Огинского была построена классическая резиденция в д. Залесье под Сморгонью. Оригинальный вид дворцу придавала башня с часами над главным объёмом, а так же его ассимитричность, вызванная пристройкой к западному крылу оранжереи с полуколоннами и арочными окнами. В д. Полонечка Барановичского р-на в начале XIX века главный фасад дворца Радзивилла был украшен изображениями голов античных героев и философов. А усадьба героя восстания 1894 года Т. Вавжавецкого в Видзах Ловчих (Брасловский р-н), возведённая в начале XIX века со стороны парка выделялась галереей-верандой с удвоенными пилястрами, арочными проёмами и аттиком наверху.
Дальнейшее развитие классицизма привело к началу строительства на Беларуси новых значительных магнацких резиденций, впечатляющих как своими размерами, так и насыщенностью декора. В 1820-е годы в м. Снов (Несвижский р-н) был возведён великолепный дворец общей протяжённостью 140 м.
Он имел около 100 комнат, среди которых выделялся зал площадью более чем 100 квадратных метров. В соответствии с композицией двухэтажные объёмы тут чередовались с одноэтажными и были украшены колоннами ионичного ордера и разнообразным декором. Практически одновременно с ним началось строительство крупного классического комплекса в. д. Жиличи (Кировский р-н). Этот дворец предназначался для местного поветового маршалка И. Булгака, но его возведение затянулось на десятилетия. В результате он представлял собой прямоугольник с просторным внутренним двором. Наиболее ранняя П-подобная часть выделялась тремя портиками коринфского ордера и массивной четырёхэтажной башней в центре. В боковых крыльях размещались оранжерея и фамильная каплица, а торцевой корпус был украшен открытой террасой с колоннами ионичного ордера. Этот дворец состоял из 100 комнат, имел зал для проведения балов 150 квадратных метров.
Общей особенностью дворцов того времени была их обособленность от окружения. Достигалось это благодаря “упрятыванию” резиденций в глубине парков, которые переходили в нетронутые лесные мотивы. Эволюция паркового искусства под влиянием классицизма привела к отказу от регулярной схемы и переходу к пейзажной “английской” системе, где светлые пролески чередовались с лесными гаями, а аллеи имели таинственный и извилистый вид. Главным здесь было подчёркивание натуральной прелести природы. Обязательным стало создание больших искусственных водоёмов произвольных форм, в которых отражался дворец и окружающий его парк. Много внимания уделялось насыщению парков малыми архитектурными формами (античные скульптуры, “вечная” чугунная мебель). Кроме этого в них возводились библиотеки и “сокровищницы” с частными коллекциями. В Наровле уцелела утончённая беседка в стиле ампир, а в Щорсах –двухэтажное здание библиотеки конца XVIII века с широкой террасой на четырёх колоннах дорического ордера.
В целом на Беларуси сохранилось до нашего времени около 50 дворцово-парковых комплексов в стиле класицизма. Большая часть из них сейчас находится в полуразрушенном состоянии (Залесье, Полонечка, Радзивиллимонты, Сёмково), а остальные приспособлены под административные сооружения (Воложин), школы (Бешенковичи, Видзы Ловчие), техникумы (Жиличи), больницы (Снов, Поставы), клуды и музеи (Альбертин, Гомель)
Архитектура и градостроительство Беларуси второй половины 19 – начала 20 вв.
В середине XIX века стало очевидным, что классическая культурная традиция не выдержав конкуренции с романтизмом, пришла в полный упадок. В то же время романтизм в архитектуре и исскустве продолжал развиваться в скором времени вышел за рамки заимствования только готических традиций. Ориентированный с самого начала на возрождение достижений прошлых эпох романтизм в определённый момент своей эволюции просто не смог игнорировать возможность копирования знаменитых шедевров романского стиля, ренессанса, барокко, рококо и даже классицизма. Началась эпоха историзма, когда новому осмыслению подвергались все без исключения более ранние стили и даже дохристианская архаика. Для каждой культурной традиции был разработан определённый набор характерных особенностей, который в виде внешнего декора и внутренних интерьеров был должен преобразовать обычное здание в оригинальное, овеянное духом романтизма, сооружение
Необходимо так же учитывать, что вторая половина XIX века стала временем оформления капиталистического общества. Сформировалась новая промышленная и финансовая элита, которую в большинстве случаев не интересовали проблемы сохранения стилевого единства, а привлекали роскошь и оригинальность. Желание выделиться привело к объединению в единое целое особых эффектных элементов разных стилей. Результатом подобной “анархии” и победы индивидуального субъективизма стала трансформация романтизма в эклектику (от греческого “eklektikos” – который выбирает) с господством разнородных неостилей, смешание которых проявилось в чрезвычайной пестроте архитектуры и искусства того времени
Неограниченная узкими силевыми рамками свобода творчества нашла своё воплощение и в авангардистской новации. Именно в ней часть общества видела реальную возможность возрождения духа стилевого единства. При этом взамен неостилей предлагалось разработать качественно новые архитектурно- художественные приёмы с использованием современных технических возможностей. Так, благодаря эклектике, в 1890-е годы, родился новый стиль – модерн (от франц. “moderne”-новейшій, современный), который пропогандировал нетрадиционные принципы формаобразования, господствовала свободная функционально обусловленная композиция, использовались новые виды конструкций и материалов, расширялась цветовая палитра архитектуры со смелым использованием красок, керамики, смальты и витражей. Огромное эстетическое значение приобретала узорная кирпичная кладка. Именно она подчёркивала художественый образ здания, придавала фасадам импозантность и позволяла через отштукатуренный декор подчеркнуть торжественность и красочность сооружения. В искусстве модернистские тенденции были вызваны желанием отобразить коренные перемены в мировосприятии человека, отобразить в произведениях неспокойный, напряженный дух новой эпохи. Поиск нового привёл к объединению профессий архитектора, художника и скульптора в одно целое, что было необходимо для создания целостного щедевра-дворца или храма, когда его композиция и декоративное оформление были подчинены точно определённой образно -символической идее.
На Беларуси историзм и модерн стали наиболее ярким отображением новой эпохи. Всего за полстолетия (1860-1910) кардинальным образом изменился облик отечественных городов и местечек, появились десятки шикарных дворцово- усадебных комплексов и величественных храмов. К сожалению, архитектура и искусство утрачивали национальные особенности. Всё большее культурное влияние на регион стали оказывать соседние страны. Вместе с тем эта тенденция вызвала протест части белорусского общества, и с конца XIX века начинается первый этап возрождения белорусской литературы и культуры.
1860-е годы знаменовали собой значительные изменеия в отечественном градостроении. Отмена крепостного права привела к увеличению количества городского населения, а прокладывание первых железнодорожных линий положило начало перестройке городов и местечек, в которых появился новый тип общественных сооружений – вокзалы. Они рассматривались как своеобразные “визитные карточки”, а поэтому имели торжественный и парадный вид. Общим для них была продолговато-осевая композиция наличие более высокого центрального объёма с большим арочным входом, неоклассическое оформление с использованием ризалитов, атиков, пилястр и руста. Именно в такой манере были построены вокзалы в Борисове (1877-1879), Могилёве (1902) и Молодечно (1907), которые сохранились до наших дней. Сохранилось и здание управления Либаво – Роменской железной дороги (1911) в Минске. Построенное под влиянием модерна оно имело оригинальную угловую башенку, необычные очертания окон, керамические вставки и т. д.
Развитие деловой активности в первую очередь проявилось в появлении значительного количества банковско-кредитных учреждений. При их строительстве архитекторы чаще всего использовали псевдорусский или неоклассический стили, которые придавали сооружениям монументальный и представительный характер. В начале XX века в Минске был возведён новый корпус отделения Государственного банка, в котором сегодня размещается Государственный музей. Открылись на Беларуси филиалы Поземельно – крестьянского банка, для которых строили здания с чертами оборонительного зодчества – в Гродно (1913), Могилёве (1903 – 1914) и Витебске (1913-1917). Работали в регионе и российские банки, которые так же располагали здесь свои прдставительства. Широко известный Русско-Азиатский банк открыл свои отделения, оформленные в неоклассическом стиле в Бобруйске (1902) и Гомеле (1910-1912). До наших дней сохранились и здания ряда частных банков – в бобруйске (начало XX века), Гомеле (1901) и Слониме (1905).
|
|
|