Значение ритма в танце
Ритму танца всегда придавалось особое значение, приписывая некий мистический смысл. Еще в древности была установлена взаимосвязь между ритмами явлений природы и сменой условий жизни. Ритм – основа первоматерии и его нарушение ведет к нарушению порядка во Вселенной.
Известный немецкий педагог Жак Далькроз использовал метод ритмической гимнастики как средство воспитания. Он охарактеризовал ритм следующим образом:
Всякий ритм есть движение.
Всякое движение материально.
Всякое движение протекает во времени и пространстве.
-
Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам всеобщего ритма.
Наше сознание слагается из материалов физического опыта.
Внести порядок в движение человека значит воспитать в нем чувство ритма.
Все эти положения изложены 1907 г. и полностью совпадают со значением ритма как древних, так и современных представлений.
Любое изменение ритма ведет к изменению энергетической структуры информационного поля, а значит влияет на биоэнергетику и, естественно, психофизическое состояние человека.
Состояние гармонии тесно связано с чувством ритма. Любое ритмическое движение должно быть согласованным, четким и скоординированным. Несогласованность движений влечет за собой статическое напряжение, что в энергетическом отношении представляет собой перегрузку одной чакры и обесточивание другой. Любое ритмическое движение влияет на подсознание, независимо от уровня интеллекта.
Каждый танец имеет свой ритм и эту разницу можно проследить на примере различных танцев народов мира. Кроме того, эту закономерность можно использовать для активации и пробуждения определенных энергетических центров.
Ритм африканского танца действует на нас возбуждающе, способствуя пробуждению первобытных инстинктов, о которых мы в условиях цивилизации давно забыли. Мы снова чувствуем единение с первобытной природой, свободно вливаясь в ее ритм.
Очень интересно воздействие испанского танца Фламенко, который дает возможность внутренне пережить невероятный накал чувств. Этот ритм, в большей степени, воздействует на эмоциональный центр (свадхистану, анахату и вишудху) и, конечно же, на волевой (манипуру).
В цыганском танце ритм воздействует, в основном, на "земные" энергетические центры (муладхара, свадхистана, манипура), что позволяет выработать такие качества, как независимость, уверенность и свободу. Движения в танце зажигательны, раздольные. Нарабатывается самодостаточность. О цыганках говорят "Шипы и розы". С одной стороны она гордая и прекрасная как цветок, с другой дотронься "неосторожно и уколешься".
В ритмике русского танца присутствует широта души, удаль, жажда жизни здесь и сейчас. Это коллективные танцы, хороводы, центром которых является сахасрара, наш духовный энергетический центр. Все движения в русском танце являются продолжением макушки. В хореографическом рисунке танца часто присутствует круг как символ мира. Для того, чтобы воцарились гармония и порядок, нужен центр, вокруг которого все могло бы вращаться, т.к. эта точка, концентрирующая все силы. В хороводе все связаны центральной нитью. Для каждого человека важно найти центр в своем теле. Пока держишь связь со своим центром (Духом), все тело работает в гармонии.
В шаманских танцах шаман выступает в роли экстрасенса, а танец как таковой превращается в коллективную медитацию. При этом используется пространство (круг – как символ светила). Призываются духи 3 – х миров: нижнего (Земли и Воды), среднего (Растения, Огонь) и Верхнего (Воздух). Присутствующие активно включаются в эту, своего рода, динамическую медитацию, сопровождающуюся мерными покачиваниями, выкриками с постепенным вхождением в эктаз. Здесь действует все: линии тела, удары ног, хлопки и т.д. Происходит воздействие на центры удовольствия, находящиеся в продолговатом мозге, а энергия проходит через все тело и пространство, в котором находятся шаман и все танцующие. Вобрав в себя эту энергию, шаман изгоняет болезнь и ему помогают все танцующие, находясь в экстатическом состоянии.
В арабской музыке, под которую исполняется восточный танец (танец живота) первое, что нам будет хорошо слышно – мелодия, поддерживаемая ритмом барабанов. Два противоположных начала: мужское и женское – сливаются в музыке в одно. Жесткое ритмическое и мягкое, даже протяженное, мелодичное. Мелодия дает связность и целостность. Она с одной стороны сглаживает острые углы ритма, а с другой дает красоту и наполненность всей музыке. Ритм в танце, как правило, энергичный и подхлестывающий.
Очень часто восточный танец состоит из нескольких частей различных по характеру. Как правило, музыка каждой последующей части более активная и темпераментная, чем предыдущей. Это достигается за счет увеличения ее темпа и усложнения ритма.
Переход от части к части может быть или резким, или плавным. В первом случае первая часть заканчивается и начинается вторая. Во втором случае первая часть начинает постепенно ускоряться и переходит во вторую. Основная цель – сделать переходы плавными, незаметными для зрителя, без рывков, что дает возможность воспринимать танец как нечто обволакивающее, завораживающее.
Ритмы восточного танца воздействуют практически на все энергетические центры, позволяя достичь гармонии в одинаковой мере как с Землей, так и с Небесами. Кроме того, через восточный танец достигается связь с мировым Женским Началом.
|