Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
Психолого-педагогическая практика. Психологопедагогическая практика
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Общение с ребенком должно строиться как педагогическое взаимодействие, которое состоит из двух взаимосвязанных процессов: общения и совместной деятельности.
Сущность процесса педагогического взаимодействия предполагает развитие личности ребенка, и самого воспитателя. Личность каждого участника этого процесса получает свободу для формирования и развития в условиях комфортного психологического климата. От личностного потенциала, профессиональных и специальных знаний и умений, взглядов и убеждений педагога зависят эффективность и плодотворность общения и совместной деятельности.
Цель практики: формирование у студентов целостного представления о воспитательно-образовательном комплексе современного дошкольного учреждения и воспитателе как субъекте воспитательного процесса в детском саду.
Задачи практики:
Формирование профессионального интереса к педагогической деятельности воспитателя дошкольного учреждения, создание у студентов установки на формирование профессиональной позиции.
Изучение специфики труда воспитателя (функции и профессиональные обязанности педагога дошкольного учреждения).
Стимулирование потребности в формировании культуры педагогической деятельности.
Формирование умений вести записи наблюдений, обрабатывать, обобщать полученную в ходе наблюдений информацию, полно и правильно отражать ее в дневнике практики.
Развитие потребности в самопознании и самосовершенствовании.
Формирование умений наблюдения, анализа и оценки воспитательно-образовательного процесса в детском саду, его соответствие программным требованиям.
Овладение студентами средствами элементарной диагностики личности и деятельности воспитателя, индивидуальных особенностей ребенка и группы в целом.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Предлагаемые задания направлены на ознакомление студентов со следующими проблемами дошкольного воспитания.:
А. Система общественного дошкольного воспитания в России. В. Построение развивающей среды в различных типах дошкольных образовательных учреждений.
Воспитатель - главный субъект воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения.
Воспитатель в системе педагогического взаимодействия.
Психолого-педагогическая среда, окружающая ребенка.
При выполнении заданий, предусмотренных в каждой теме, студенты пользуются различными психологическими и педагогическими методами исследования: теоретический анализ и синтез, целенаправленное (включенное или невключенное, стандартизированное или нестандартизированное) наблюдение, опрос (беседа с воспитателем, детьми, родителями), проективные методики.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИКИ
Руководитель ( заведующая, методист) дошкольного образовательного учреждения:
- обеспечивает условия для проведения педагогической практики;
- знакомит студентов с детским садои и его сотрудниками;
- обеспечивает распределение студентов по группам и выполнение программы практики;
- выборочно анализирует работу практикантов, оказывает консультативную помощь при подготовке и проведении образовательной работы с дошкольниками;
- участвует в итоговом педагогическом совете
Воспитатель дошкольного образовательного учреждения:
- знакомит студентов с планами своей работы, проводит открытые занятия и другие режимные моменты;
- совместно с групповым руководителем консультирует студентов при подготовке и выполнении заданий;
- помогает студентам установить контакт с детьми и изучить взаимоотношения в группе дошкольников;
- присутствует на проводимых студентами занятиях, участвует в их обсуждении и оценке;
- принимает участие в анализе и оценке работы студентов на практике.
Основные критерии оценки практики студентов:
- качество выполненных заданий;
- уровень и глубина анализа педагогической деятельности;
Отношение к деятельности (дисциплинированность, добросовестность, ответственность, инициативность);
- проявление независимости в суждениях, собственной позиции, творчества;
- умение общаться в системе «студент-воспитатель», «студент - дети», »студент-администрация», «студент - групповой руководитель».
Отчетная документация:
Дневник практики:
1.Рефлексия практики, где студенты делают самоанализ профессионального становления, указывают трудности, с которыми столкнулись.
2.Анализ выполнения заданий практики.
3. Протоколы ответов детей.
Конспекты развлечений и праздников.
ПЛАН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Т е м а 1
А. Дошкольное образовательное учреждение
Особенности организации педагогического процесса
Б. Построение развивающей среды в дошкольных
образовательных учреждениях различных типов
Задание 1
Знакомство с дошкольным учреждением:
Ц е л ь: познакомиться с особенностями воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений, изучить особенности его функционирования.
Методические рекомендации для студентов
Во время практики студенты посещают дошкольное учреждение, знакомятся с особенностями его функционирования, встречаются с администрацией. Предварительно знакомятся с вопросами, на которые они должны будут ответить:
Изучить особенности функционирования дошкольного учреждения.
Познакомиться с реализацией возрастного принципа в организации жизни и деятельности детей в учреждении.
Познакомиться с организацией воспитательного процесса в разных возрастных группах детского сада.
Изучить режим дня, особенности проведения режимных процессов в разных возрастных группах.
Изучить особенности планирования воспитательно-образовательной работы в ДОУ в соответствие с Федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного образования и Сан ПИН.
Задание 2
Знакомство с построением развивающей среды в дошкольном учреждении
Ц е л ь : изучить принципы построения развивающей среды и их реализацию в дошкольном образовательном
Методические рекомендации для студентов
1. Во время экскурсии по дошкольному учреждению обратите внимание на создание развивающей среды:
- групповые ячейки и их оборудование;
- методический кабинет, его оснащение;
- физкультурный и музыкальный зал, его оснащение;
- вспомогательные помещения (медицинский кабинет, кабинет физиопроцедур, прачечная, кухня);
- участок детского сада.
Какие условия созданы для экологического воспитания дошкольников: уголок леса, поля, луга, сада, экологическая тропа, экологическая комната?
Анализируя предметно-пространственную среду в дошкольных учреждениях, сделайте вывод о том, насколько учитываются интересы ребенка и его психологическое здоровье, реализуются ли в ней принципы построения развивающей среды (см. Приложение 1).
Ознакомьтесь с интерьером дошкольного учреждения. Дайте заключение о его соответствии эстетическим требованиям.
Т е м а 2
Воспитатель – главный субъект воспитательного
Процесса дошкольного образовательного учреждения
Задание 3
При выполнении заданий по теме студентам рекомендуется обратить внимание и оценить соблюдение воспитателями следующих правил личностно-ориентированного взаимодействия:
Никогда не наказывайте детей.
Не сравнивайте детей друг с другом, не ставьте друг другу в пример.
Не выставляйте детей на позор (не отчитывайте при всех, не заставляйте просить прощения).
Не укоряйте детей.
Не жалуйтесь на них родителям.
Не оскорбляйте.
Не приказывайте, не требуйте жестко.
Обеспечивайте успех во всех делах, и особенно в творчестве, старайтесь вовремя ненавязчиво помочь ребенку.
Хвалите за успехи.
Верьте и доверяйте безоговорочно.
Договаривайтесь, находите общее, уступайте желаниям.
Прощайте искренне.
Задание 4
Изучение специфики труда воспитателя: функции (профессиональные обязанности) педагога дошкольного образовательного учреждения.
Ц е л ь: формирование представлений о воспитателе как субъекте воспитательного процесса в детском саду.
Методические рекомендации для студентов
Познакомьтесь с функциями педагога дошкольного образования.
В беседе с воспитателем попытайтесь установить «доверительно-деловой контакт».
Вам необходимо расположить к себе детей и попытаться сделать общение с ними личностно-ориентированным.
Придумайте увлекательное дело, чтобы заинтересовать дошкольников.
Проанализируйте содержание работы воспитателя в первую и вторую половину дня, сделайте хронометраж его деятельности. Запись в дневнике можно вести по следующей схеме:
Проанализируйте, как и в чем проявляется сотрудничество между воспитателем и помощником воспитателя.
Дайте заключение, какая из функций реализуется воспитателем наиболее успешно.
Время
|
Режимный процесс
|
Деятельность воспитателя
|
Деятельность помощника воспитателя
|
Деятельность детей
|
|
|
|
|
|
Задание 5.
Изучение культуры педагогической деятельности воспитателя.
Ц е л ь : стимулирование потребности в повышении культуры педагогической деятельности.
Методические рекомендации для студентов
Сделайте анализ речевого общения воспитателя с детьми, исходя из двух речевых позиций: а)содержание общения; б) культура речи воспитателя в общении.
Обратите внимание на внешний вид воспитателя и всех сотрудников детского сада.
Подберите пословицы, поговорки, песенки, прибаутки для использования их в проведении режимных вопросов с детьми различных возрастных групп.
Т е м а 3
Воспитатель в системе педагогического взаимодействия
Задание 6.
Изучение личности воспитателя в «зеркале детского восприятия».
Ц е л ь : определить мотивы отношения детей к воспитателю и представления детей о деятельности воспитателя.
Методические рекомендации для студентов
Во время наблюдения за взаимодействием детей и воспитателя обратите внимание на следующие моменты:
- содержание обращений ребенка к воспитателю, воспитателя к ребенку;
- частота обращений;
- эмоциональная вовлеченность ребенка в общение;
- доминирующий тип поведения в присутствии воспитателя.
2. Проведите беседу с детьми по следующим вопросам:
- Хотел бы ты перейти в другой детский сад?
- Если бы детский сад закрылся на ремонт, с кем бы ты хотел перейти в другой детский сад?
- Кого бы из воспитателей ты взял с собой? Почему?
- Хотел бы ты быть похожим на воспитателя? Почему?
Эти вопросы дают возможность определить мотивы отношения ребенка к воспитателю. Детские ответы – мотивировки отношения к воспитателю Е.А.Панько условно распределила по группам, знакомство с ними поможет вам проанализировать ответы детей.
ДЕТСКИЕ ОТВЕТЫ — МОТИВИРОВКИ ОТНОШЕНИЯ
К ВОСПИТАТЕЛЮ
Мотивы не осознаются. Дети не могут объяснить свое отношение либо ограничиваются ответами типа «Потому!» Как правило это незначительное количество детей, в основном средней группы.
Общая недифференцированная оценка. Дети пытаются обосновать, мотивировать свое отношение к воспитателю: «Она хорошая!», «Потому что люблю, она хорошая». Такие группы насчитывают наибольшее (в целом) количество детей. В старших — подготовительных группах число детей, дающих общую недифференцированную оценку, значительно уменьшается.
Оценка внешнего вида воспитателя: «Она красивая», потому что она нарядная всегда, красивая», «У нее прическа красивая», «Люблю за то, что она светлая» и т.п. Чаще такие оценки можно услышать от детей средней и старшей группы. Интересно, что воспитанники подготовительной группы отмечают такие внешние особенности любимого воспитателя, которые характеризуют одновременно и нравственные качества («У нее добрые глаза»).
Оценка по признаку личного отношения воспитателя к ребенку. Такая мотивация характерна для дошкольников старшей группы. («Потому что она меня целует», «Она мне значок дала», «Она меня на руки берет и кружит. Я так люблю», «Потому, что она меня не наказывает» и т.п.).
Оценка информированности воспитателя, его знаний, умений: «Она много сказок знает», «Она все машины знает», «Она все умеет делать», «Валентина Ивановна такие шапочки красивые нам сделала!», «Я когда что-нибудь не понимаю, она мне все говорит и другим тоже» и т.п. Эта группа мотивов характерна для детей старшего дошкольного возраста.
Оценка деятельности, организованной воспитателем: «Потому что играет с нами на прогулке», «Мы с ней лук сажаем», «Она нам кукольный спектакль показывает», «Она нас учит рисовать» и т.п. Такие мотивировки встречаются у детей разных групп. Однако если в средней и старшей группе дошкольники высоко оценивали воспитателя как организатора детских игр, развлечений, непосредственного участника их, то к концу дошкольного возраста педагог интересует ребенка и как организатор учебной деятельности («Она учит нас»). В этом специфика переходного возраста, формирующейся социальной и интеллектуальной готовности к школе.
Оценка внимания воспитателя ко всем детям с позиции утилитарного проявления: («Она нас кормит» и т.п.)Эта группа невелика, основную часть ее составляют дети старшей группы.
Оценка нравственных качеств личности: «Она добрая», «Она ласковая», «Она шутит и смеется, веселая такая», «Злая, сердитая, строгая», «Никогда не сердится» и т.п. Эти мотивировки типичны для старших дошкольников.
Оценка воспитателя за доверие к детям и воспитание самостоятельности: «Дает дежурить в книжном уголке», «Дала задание постирать кукле белье», «Разрешает мне включить телевизор» и.т.п. Эта группа немногочисленна, в нее входят старшие дошкольники.
Предлагаем вести запись беседы по следующей схеме:
Имя
ребенка
|
1-й
вопрос
|
2-й
Вопрос
|
3-й
Вопрос
|
4-й
Вопрос
|
Мотив
|
|
|
|
|
|
|
Каждый студент должен опросить не менее 8-10 детей.
3. Для изучения представлений детей о деятельности воспитателя проведите вторую беседу с детьми (Н. Я. Михайленко).
- Что делает воспитатель?
- А воспитатель играет с вами?
- Почему не играет, не может или не умеет?
- Воспитатель с вами о чем-нибудь разговаривает?
- А хотел бы ты быть воспитателем?
4. «Нарисуйте образ воспитателя сквозь «призму детского восприятия», опираясь на ответы детей о его деятельности.
Задание 7.
Изучение способности воспитателя к децентрации.
Ц е л ь : формировать у студентов профессиональный интерес к исследовательской деятельности.
Методические рекомендации для студентов
Для того, чтобы ситуация общения с ребенком не была тупиковой, необходим особый взгляд на происходящее глазами самого ребенка. В этом случае говорят о способности к децентрации – умении поставить себя на место другого, сопереживать ему и учесть его точку зрения (В. А. Петровский).
Определите способность к децентрации у воспитателя вашей группы. Для этого предложите воспитателю закончить высказывания так, как, на ее взгляд, закончил бы один из детей (определите, кто именно).
Мне бывает очень радостно, когда…
Я очень грущу, когда…
Мне бывает страшно, когда…
Мне бывает стыдно, когда…
Я горжусь, когда…
Я сержусь, когда…
Я бываю очень удивлен. когда…
Предварительно следует задать эти же вопросы ребенку. Сравнив ответы, можно будет сделать вывод о способности воспитателя к децентрации.
Задание 8.
Изучение форм работы, способствующих созданию среды психологического комфорта ребенка (календарно-обрядовые праздники, праздники-сюрпризы, спортивные праздники).
Ц е л ь : учить студентов анализировать праздник в детском саду с точки зрения решения следующих воспитательных задач:
- формирование эстетического вкуса ребенка;
- развитие эмоциональной сферы детей, их эмоционального отношения к музыке;
- приобщение дошкольников к национальной культуре и создание благоприятной среды психологического комфорта путем использования национально-культурных традиций.
Методические рекомендации для студентов
Студенты присутствуют на различных праздниках и развлечениях в дошкольных учреждениях. Активно включаются в их подготовку и проведение.
При просмотре праздников обратите внимание на следующие моменты:
- благодаря чему у детей создается особое праздничное настроение еще до начала праздника;
- как дети готовились к празднику;
- роль воспитателя и других сотрудников детского сада в проведении праздника;
- оформление зала, атрибутика праздника;
- эмоциональное состояние детей на празднике;
- разговоры, впечатления дошкольников после праздника.
2. Подготовьте и проведите с детьми праздники-сюрпризы. Например, Праздник Мыльных Пузырей, Воздушных Шаров, Бумажных Снежинок, Нитяных (Бумажных) Кукол, Пушистиков, Летящих Голубей, Скачущих Лягушек, Веселых Слов.
Придумайте новые названия праздников-сюрпризов.
|
|
|