Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
54. Ренессанс в культуре Европы. Ренессанс в культуре Европы. Региональные варианты Ренессанса
Ренессанс в культуре Европы. Региональные варианты Ренессанса.
Проблема Ренессанса. Генезис. Отрицание ценностей средневековой культуры: отказ от аскетизма, критика основ религиозной этики и морали. Основные принципы: поворот истории, светский неоплатонизм, антропоцентризм, гуманизм, varieta. Генезис и сущность гуманизма, его культурообразующий смысл для Ренессанса. Индивидуализм гуманистов. Региональные варианты Ренессанса. Ренессанс в Италии: этапы (проторенессанс, дученто, треченто, кватроченто), особенности, вершинные достижения, наиболее яркие представители. Ренессанс в Португалии и Испании: наиболее яркие явления и представители. Ренессанс во Франции и Северной Европе: наиболее яркие явления и представители. Английская версия Ренессанса: философия, наука (вершинные достижения и представители). Ренессанс в Германии: философия (наиболее яркие явления и представители). Значение Ренессанса в культуре последующих эпох.
тальянское Возрождение. Проторенессанс
В конце XIV- началеXVвв. в Европе, а именно в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Персонально новое явление в европейской культурной жизни выглядело как возвращение к забытым достижениям античной культуры в области науки, философии, литературы. В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином «гуманистическое» (от лат.humanus- человеческий).
Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие как ум, творческая энергия, воля, образованность. В качестве «идеального» человека признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность.
Первоначально черты Ренессанса обнаружились в Италии. Период XII- началоXIVв, - Проторенессанс, ознаменованный творчеством великого поэта Данте Алигьери, скульптора Николло Пизано, живописцев Пьетро Каваллини и особенно Джотто ди Бондоне, во многом подготовил почву для искусства Возрождения.
Собственно эпоху Итальянского Возрождения условно подразделяют на ряд этапов:
- ранний Ренессанс (треченто и кватроченто)- с середины XIV--XVвв.;
- высокий Ренессанс (чинквиченто) - до второй третиXVIв.;
- поздний Ренессанс - вторая треть XVI- первая половинаXVIIв.
Уже в ранних произведениях Данте (1265 - 1321) -цикле сонетов, канцон и баллад, объединенных в произведение «новая жизнь», неоконченном произведении «Пир» и других поэт начинает опыты по использованию итальянского языка, доказывая тем самым его жизнеспособность. Величайшим шедевром поэта стала «Божественная комедия», благодаря которой Данте вошел в историю культуры как создатель итальянского литературного языка. Произведение состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Характерно, что провожатым по Аду и Чистилищу Данте выбирает римского поэта Вергилия, называя его Учителем. Каждая из трех частей поэмы содержит тридцать песен.
В «Божественной комедии» Данте упоминает своего великого современника – архитектора, скульптора и художника Джотто. С именем Джотто ди Бондоне (1266/1267 – 1337) связан решительный поворот к реалистическому искусству. Наиболее известным произведением Джотто считаются росписи на евангельские сюжеты в капелле дель Арена в Падуе и росписи на темы из жизни Франциска Ассизского в церкви Санта Кроче во Флоренции. Одним из наиболее трогательных образов, созданных Джотто, по праву считается образ Христа в сцене «Поцелуй Иуды» (фрески, капелла дель Арена в Падуе (1304 – 1306). Мастеру удалось передать высокий драматизм сцены через пристальный и многозначительный взгляд Христа, обращенный на предателя.
Ранний Ренессанс
К периоду раннего Ренессанса относится литературное творчество Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо. Петрарка (1304-1374) остался в истории Возрождения как первый гуманист, поставивший в центре своего творчества не Бога, а человека. Всемирную известность получили сонеты Петрарки на жизнь и на смерть мадонны Лауры, вошедшие в сборник «Книга песен». Петрарка известен и как страстный популяризатор наследия античных авторов, о чем свидетельствует его трактат «О великих мужьях древности». Учеником и последователем Петрарки был Боккаччо (1313-1375) - автор известного сборника реалистических новелл «Декамерон».
Выдающимся мастером раннего Возрождения, продолжив реалистическую традицию, идущую от Джотто, считается Мазаччо (1401-1428). Росписи художника (капелла Бранкачи во Флоренции) отличают энергичная светотеневая лепка, пластичность, телесность, трехмерность фигур и их композиционная увязка с пейзажем.
Наследие выдающегося мастера кисти раннего Возрождения Сандро Боттичелли (1445-1510) отличают тонкий колорит и настроение грусти. Его изображения плоскостны и как бы бесплотны. Среди работ, созданных Боттичелли, наибольшую известность приобрела картина «Рождение Венеры», ярко характеризующая особенность его творчества.
Выдающийся архитектор и скульптор раннего Возрождения Филиппо Брунеллески (1377-1446) - один из основоположников архитектуры Ренессанса. Ему удалось возродить основные элементы античной архитектуры. Брунеллески талантливо решал сложнейшие технические задачи (строительство купола Флорентийского собора), внес большой вклад в фундаментальную науку (теория линейной перспективы).
Высокий Ренессанс
Период Высокого Ренессанса был сравнительно коротким. Он связан, прежде всего, с именами трех гениальных мастеров - Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонарроти.
Леонардо да Винчи (1452-1519) едва ли имеет себе равных по степени одаренности и универсальности среди представителей Возрождения. Он одновременно был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, ботаником, анатомом. В его художественном наследии особо выделяются такие дошедшие до нас шедевры, как «Тайная вечеря» - фреска в трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие в Милане, а также самый знаменитый портрет эпохи Возрождения «Джоконда» («Мона Лиза»).
Младший современник Леонардо великий живописец Италии Рафаэль Санти (1483-1520) вошел в историю мировой культуры как создатель ряда живописных шедевров. Это ранняя работа мастера «Мадонна Конестабиле», проникнутая изяществом и мягким лиризмом. Зрелые работы живописца выделяются совершенством композиционных решений, колоритом и экспрессией. Это росписи парадных залов Ватиканского дворца и, конечно, величайшее творение Рафаэля - «Сикстинская мадонна». Мастер получил также известность благодаря своим архитектурным проектам дворцов, вилл, церкви и небольшой часовни в Ватикане.
Последним титаном Высокого Возрождения был Микеланджело Буонарроти (1475-1564), скульптор, живописец, архитектор и поэт. Несмотря на его разносторонние таланты, его называют прежде всего первым рисовальщиком Италии благодаря самой значительной работе уже зрелого художника – росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (1508 – 1512). Многофигурная композиция фрески представляет иллюстрацию библейских сюжетов от сотворения мира. Особенно выделяется их живописных работ мастера фреска алтарной стены «Страшный суд». Кук скульптор Микеланджело стал известен благодаря своему раннему произведению «Давид». Но подлинное признание как архитектор и скульптор он обрел в качестве проектировщика и руководителя строительства основной части здания Собора Св. Петра в Риме., а также за скульптурное оформление лестницы и площади Капитолийского холма. Не меньшую известность принесли ему архитектурные и скульптурные работы во Флоренции, в частности скульптурная композиция в капелле Медичи. Четыре обнаженные фигуры на саркофагах у властителей Флоренции – «Вечер», «Ночь», «Утро» и «День» ярко иллюстрируют осознание мастером ограниченности человеческих возможностей, отчаяние перед быстротекущим временем.
Искусство Венеции и поздний Ренессанс
На период высокого и позднего Возрождения пришелся расцвет искусства в Венеции. Во второй половине XVIв. Венеция становится своеобразным центром Ренессанса. Среди художников венецианской школы рано умерший Джорджоне (1476-1510), обессмертивший свое имя полотнами «Юдифь», «Спящая Венера», «Сельский концерт».
Величайший представитель венецианской школы Тициан Вечеллио (1477 или 1487-1576). При жизни получил признание в Европе. Ряд значительных работ был выполнен Тицианом по заказу европейских монархов и папы римского. Работы Тициана привлекают новизной решения прежде всего колористических и композиционных задач. Впервые на его полотнах появляется изображение толпы как части композиции. Наиболее известные работы Тициана: «Кающаяся Магдалина», «Любовь земная и небесная», «Даная», «Святой Себастьян» и др.
К периоду Высокого Возрождения относится творчество крупнейшего итальянского поэта Лудовико Ариосто (1474-1533), продолжившего литературные традиции Данте, Петрарки и Боккаччо. Наиболее известное его произведение - героическая рыцарская поэма «Неистовый Роланд», проникнутая тонкой иронией и воплощающая идеи гуманизма.
Период позднего Возрождения был отмечен наступлением католической реакции. Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, унаследовав лишь манеру, технику (так называемый маньеризм) великих мастеров Возрождения. Среди наиболее крупных основоположников маньеризма Якопо Понтормо (1494-1557) и Анджело Брозино (1503 – 1572), работающие в основном жанре портрета.
Однако маньеризм не стал ведущим направлением в период позднего Возрождения. Это время было отмечено реалистическим творчеством живописцев, относящихся к венецианской школе: Поло Веронезе (1528 – 1588), Якопо Титоретто (1518 – 1594). Микеланджело да Караваджо (1573 – 1610). Караваджо является основоположником реалистического направления в европейской живописи XVIIв. Полотна мастера отличаются простой композицией, эмоциональным напряжением, выраженным через контраст света и тени, демократизмом. Караваджо первым противопоставил подражательному направлению в живописи (маньеризму) реалистические сюжеты народного быта – караваджизм.
Последним из наиболее крупных скульпторов и ювелиров Италии был Бенвенуто Челлини (1500 – 1571), в творчестве которого отчетливо проявились реалистические каноны Возрождения. Челлини остался в истории культуры не только как ювелир, давший свое имя целому периоду в развитии прикладного искусства, но и как незаурядный мемуарист, талантливо воссоздавший портреты своих современников в книге «Жизнь Бенвенуто Челлини».
Испанский Ренессанс
Культура Испании развивалась в рамках господства католической идеологии, опиравшейся на репрессивный аппарат инквизиции. Поэтому гуманистическое движение не носило яркий антиклерикальный характер. И, тем не менее, XVI- первая половинаXVIIв. отмечены взлетом испанской культуры.
В области литературного творчества получают широкое распространение рыцарские и плутовские романы. Наиболее крупным представителем этого жанра был великий Мигель де Сервантес (1547-1616), автор романа «Дон Кихот», являющегося высоким образцом гуманистической литературы и оказавшего большое влияние на мировую культуру.
Основоположником испанской национальной драмы был Лопе де Вега (1562-1635), автор огромного количества литературных произведений, среди которых не потерявшие своего значения и сегодня «Собака на сене», «Учитель танцев» и др.
Живопись Испании эпохи Возрождения достигла значительных успехов в творчестве Эль Греко (1542-1614) и Диего Веласкеса (1599-1660). Творения Эль Греко отличаются повышенной одухотворенностью, резкими ракурсами, мерцающим колоритом («Апостолы Петр и Павел», «Погребение графа Оргаса» и др.). Живопись Веласкеса отличается смелостью романтических наблюдений, умением проникнуть в характер персонажа, обостренным чувством гармонии («Вакх», «Завтрак», «Пряхи» и др.).
Ренессанс во Франции и Англии
Гуманистическое движение захватывает Францию лишь в начале XVIв. В то время Франция была абсолютной монархией, что накладывало в целом отпечаток на ее культуру. Не менее важной чертой гуманистического движения во Франции был его ярко выраженный национальный характер.
Наиболее выдающимся представителем французского гуманизма был автор сатирического романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле (1494-1533). В основу этого по существу народного произведения легли широко распространенные в XVIв. народные книги о великанах. Автор беспощадно бичует католическую церковь за пороки ее служителей, высмеивает невежество, ханжество, раболепие и т.п. Большое просветительское значение имела литературная группа из семи поэтов - «Плеяды». Ее основатели - поэты Пьер де Рисар (1534-1585) и Жаке Дю Белле (1522-1566) - работали над усовершенствованием французской поэзии и способствовали развитию общенационального современного языка.
Значительных высот достигают общественная мысль, философия, этика. В эти годы творил выдающийся мыслитель-гуманист Франции Мишель де Монтень (1533-1592), родоначальник литературной формы - эссе. Крупное произведение Монтеня - эссе «Опыты», утверждавшее идеи рационализма, оказало воздействие на развитие западноевропейской мысли.
Развитие Ренессанса в Англии носило длительный характер. Центром гуманистических идей был старейший Оксфордский университет. Крупнейшим представителем английского Возрождения считается Томас Мор (1478-1535), автор социально-философского произведения «Утопия», положившего начало направлению утопического социализма. Гуманистическую поэзию Англии представляют Т. Уайет (1503-1542), он ввел в английскую поэзию жанр сонета, Филипп Сидней (1552-1586) и наиболее одаренный поэт Лестер Эдмунд Спенсер (ок.1532—1599), которого называли «поэт поэтов».
Расцвет Ренессанса пришелся на конец XVI- началоXVIIвв., достигнув своей вершины в творчестве Вильяма Шекспира (1564-1616). Перу титана английского Ренессанса принадлежит 37 пьес, среди которых не сходящие и поныне со сцены многих театров мира «Гамлет», «Король Лир», «Отелло» и др., а также многочисленные стихотворения, циклы, поэмы и непревзойденные сонеты. Благодаря творчеству Шекспира получает развитие театральное искусство Англии, которое играло значительную просветительскую роль.
Возрождение в Германии
Однако гуманистическое движение еще в XVв. вышло за пределы Италии и оказало мощное воздействие на культурный процесс в странах, расположенных к северу от родины Ренессанса, поэтому представляется правомерным использовать термин «Северное Возрождение». Каждая страна, пережившая Северное Возрождение, имела свои особенности в становлении культуры и свои национальные достижения, своих лидеров.
В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XVв. Выдающимся представителем гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин (1455-1522), стремившийся показать божественное в самом человеке. Он автор знаменитого сатирического произведения «Письма темных людей», в котором выведена вереница невежественных людей.
Возрождение в Германии неразрывно связано с явлением Реформации - движением за реформы (от лат. Reformatio- преобразование) католической церкви, за создание «дешевой церкви» без поборов и платы за обряды. Возглавлял движение Реформации в Германии Мартин Лютер (1483-1546), доктор богословия и монах августинского монастыря. Он считал, что вера есть внутреннее состояние человека, что спасение человеку дается непосредственно от Бога и что прийти к Богу можно и без посредничества католического духовенства. Лютер и его сторонники отказались вернуться в лоно католической церкви и выразили протест на требование отречься от своих взглядов, положив начало протестанскому направлению в христианстве.
Успех Реформации в Германии способствовал быстрому росту национальной гуманистической культуры.
Особенного расцвета достигло изобразительное искусство. Одним из выдающихся его представителей был живописец и мастер гравюр Альбрехт Дюрер (1471-1528). В напряженно-экспрессивных формах, фантастических образах он воплотил ожидание всемирно-исторических перемен (серия гравюр «Апокалипсис», 1498), выразил гуманистические представления о смысле бытия и задачах искусства.
Заметного подъема достигла немецкая литература. Крупнейшими немецкими поэтами Реформации были Ганс Сакс (1494-1575), написавший множество назидательных басен, песен, драматических произведений, и Иоганн Фишарт (1546-1590) - автор остросатирических работ и последний представитель немецкого Возрождения.
Ганс Гольбейн Младший – портретист, цикл гравюр «Пляска смерти».
Возрождение в Нидерландах
Начиная с XVв. Нидерланды становятся крупным центром европейской культуры. Развитие гуманистических идей происходило под влиянием достаточно тесных связей с Италией и рядом других европейских стран. Крупнейшим представителем культуры Возрождения был Эразм Роттердамский (1469-1536). Большую популярность гуманисту принесли сатирические произведения «Похвала глупости», «Домашние беседы» и др., в которых высмеивались суеверия, схоластическое мировоззрение, сословная кичливость и прочие пороки.
В большей степени традиции итальянского Возрождения получили развитие в художественном творчестве Нидерландов. Эта небольшая страна подарила мировой культуре живописцев Яна Ван Эйка (ок. 1390-1441), с которым связывают новую технику живописи маслом, Питера Брейгеля (1535-1669). Наиболее замечательными художниками Европы XVIIв. были нидерландцы Питер Пауэл Рубенс (1577-1640) и Хар-менс ван Рейн Рембранд (1606-1669).
В творчестве Рубенса приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы от чувственной красоты образов, точных наблюдений действительности. Рубенс писал картины на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие со креста», «Союз Земли и Воды» и др.).
Творчество Рембрандта характеризуется глубоким психологизмом и исключительным мастерством живописи, основанным на эффектах светотени. Рембранд создал около 60 автопортретов, около 300 офортов и более 1000 рисунков. Он писал картины на религиозные («Святое семейство») и мифологические («Даная») сюжеты.
Особенностью культурной жизни Нидерландов были риторические общества, которые организовывались не только в городах, но и в селах и даже небольших деревнях. Члены этих обществ соревновались в сочинении стихов, песен, пьес, рассказов. Данная организация способствовала распространению образования в обществе, повышению его культурного уровня.
Реформация в культуре Европы
Первые десятилетия XVIв. были отмечены кризисом римско-католической церкви. Кульминацией ее нравственного упадка и предметом особого недовольства стала продажа индульгенций - грамот, свидетельствующих грехов. Торговля ими открывала возможное искупить грех без всякого раскаяния, а также купить право на будущий проступок «95 тезисов против индульгенций», вывешенные в 1517 г. на дверях церкви в Виттенберге немецким богословом Мартином Лютером (1483-1546) имели огромный резонанс. Они послужили мощным стимулом для выступлении против официальной церковной идеологии и послужили началом Реформации - движения за обновление веры, обратившегося против папства. Реформация была не только религиозным обновлением, это была глубокая трансформация всей христианской культуры. Эти процессы, приведя к расколу римской церкви и созданию нового течения в христианстве - протестантизма, проявились с разной степенью интенсивности во всех странах католической Европы. Теоретические положения, выдвинутые Мартином Лютером и его последователями - швейцарским священником Ульрихом Цвингли (1484-1531) и французским богословом Жаном Кальвином (1509-1564) - имели не только религиозный, но и социально-политический и философский смысл. Отношения же Реформации и Ренессанса противоречивы. С одной стороны, гуманистов Возрождения и представителей Реформации роднила глубокая неприязнь к схоластике, жажда религиозного обновления, идея возврата к истокам (в одном случае - к античным, в другом - к евангельским). С другой стороны, Реформация - это протест против ренесансного возвеличивания человека. В полной мере эта противоречивость проявляется при сопоставлении взглядов родоначальника Реформации Мартина Лютера и голландского гуманиста Эразма Роттердамского. Мысли Эразма часто перекликаются с рассуждениями Лютера: это и саркастический взгляд на привилегии католических иерархов, и язвительные замечания по поводу образа мыслей римских богословов. Но они разошлись в отношении к свободе воли. Лютер отстаивал мысль о том, что перед лицом Бога у человека нет ни воли, ни достоинства. Только если человек осознает, что он не может быть творцом своей судьбы, он может спастись. А единственным и достаточным условием спасения является вера. Для Эразма же человеческая свобода значила не меньше, чем Бог. Священное Писание для него - это призыв Бога, обращенный к человеку, и последний волен откликнуться на него или нет. Культурные и социально-исторические результаты реформационного процесса не исчерпываются рождением протестантизма и модернизацией католической церкви. Они более внушительны. Традиционное вероучение опиралось на практику искупления прегрешений путем совершения предписанных церковью «святых дел» (строгий пост, приобретение индульгенций, пожертвования в пользу церкви). Главная же идея тезисов Лютера состояла в том, что вся жизнь верующего должна быть покаянием, и нет необходимости в особых поступках, изолированных от обычной жизни и специально преследующих цели спасения. Человек не должен как монах бежать от мира, наоборот, ему следует добросовестно исполнять свое земное призвание. Всякое занятие, если его польза не вызывает сомнений, может рассматриваться как святое дело. Это коренное переосмысление покаяния привело к формированию новой, предпринимательской этики (получение прибыли признается делом, угодным Богу, если совершается без ростовщических хитростей, при условии потребительского воздержания, честности в деловых отношениях и непременного инвестирования нажитого богатства). Утверждение этих новых норм и ценностей, определивших «дух капитализма», сыграло решающую роль, по мнению известного немецкого мыслителяXXв. М. Вебера, в разложении натурального хозяйства и становлении капиталистических отношений. Возникает «трудовая этика» - вера в то, что добросовестный труд имеет спасительное значение, в призвание к той или иной деятельности Богом, в успехи этой деятельности как основной показатель избранности Всевышним. Эта трудовая этика составляла «дух капитализма», как отметил М. Вебер. Она послужила основой для развития капиталистических отношений в Западной Европе и Северной Америке.
Римская церковь выступила против нового движения, что получило название Контрреформации. В этой борьбе участвовали и обыкновенные люди. Это был не только религиозный, но и культурный процесс. Многие в обществе почувствовали, что они теряют в уходящей культуре нечто, чего терять не следует. Появился почти мистический страх перед новыми временами. Поначалу он был неосознаваем. Лишь позже пришло понимание того, что новая культура несет с собой не только положительные моменты, но и отрицательные, - это и падение ценности человеческой личности, и культ природы, и культ денег. Контрреформация попыталась вернуть все на круги своя. Это и стало роковой ошибкой. Искусственно законсервированные ценности становятся мертвыми. Страны, где это произошло, сильно отстали прежде всего в экономическом, индустриальном развитии от передовых государств Западной Европы: Англии, Франции, Голландии.
|
|
|