«Русь изначальная» — широкоформатный историко-приключенческий художественный фильм режиссёра Геннадия Васильева, созданный по мотивам одноимённого исторического романа советского писателя Валентина Иванова . Фильм был снят в 1985 г., а выпущен в 1986 г. Решающее значение для развития отечественной культуры имела на тот момент имела политика гласности в период «перестройки», начатая советским партийно-государственным руководством во главе с М. С. Горбачевым в 1985 г. На V съезде кинематографистов в мае 1986 г. было принято решение снять «с полок» фильмы, ранее запрещенные к показу. С одной стороны, представители творческих профессий были полностью избавлены от идеологической опеки КПСС и административной цензуры. Однако, с другой стороны, они постепенно оказывались вынуждены подчиняться законам рынка. На первое место вышли проблемы финансирования искусства и творчества. Но «Русь изначальная» имеет достаточно масштабные съемки, которые влекли за собой огромные затраты. Получается, что фильм финансировало государство, то есть фильм «Русь изначальная» был государственным заказом. С одной стороны, СССР испытывалтсоциальный, политический и экономический кризисы и для поднятия духа страны в прокат пустили «Русь изначальную», чтоб показать, что древние славяне были мужественным и сильными духом народом перед какими бы то ни было проблемами. В фильме ярко показана мощь русского духа, глубина понимания и патриотизм, любовь к своей Родине, к своей земле. Но с другой стороны, вышедшие на широкий экран фильмы великих мастеров советского кинематографа уже не вызывалиинтерес зрителей, как раньше, уступая пальму первенства по посещаемости западным боевикам, комедиям и фильмам ужасов.
Таким образом, партия хотела навязать гражданам СССР сплоченность и мужественность, чтоб устоять и пережить кризис, который начался в середине 80-х гг., а так же возобновить интерес к советской киноиндустрии.
Г. Васильев использует в фильме исторические данные документов опирается он именно на византийские источники VI в, такие как: Прокопий Кесарийский «Славяне и анты» и Маврикий Стратег «Обычаи славян и антов». Из этих документов в фильме даже звучат цитаты: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в равноправии…»(Прокопий), «…судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу…» (Прокопий), »: «Не имея над собою главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя…»(Стратег, в фильме цитата немного изменена, она звучит так: «Славяне не имеют вообще никакой власти и питают ненависть друг к другу…», что немного изменило смысл этой цитаты и сделало ее, на мой взгляд, более жесткой).
Рассмотрим религиозные представления восточных славян VI в., и насколько точно они отражены в фильме.
Что же касается духовной культуры восточных славян, то следует сказать, что религией, которую они исповедовали, было. В фильме встречается мало моментов, связанных с религией славян. В начале фильма нам представлен некий обряд братской клятвы Ратибора. По моему мнению, это является обрядом инициации Ратибора. Славянский волхв говорит: «Имеем мы обычаи свои, завет отцов, их придания вечны…», далее Всеслав продолжает: «Здесь твои боги и братья твои, мы дружина Перуна, мы сила Рода, сила росской речи, меч и щит ее… готовься дать клятву», затем Ратибор зачитывает клятву: «Отец наш огонь, ты ведь всем отцам отец, ты всем огням огонь, как ты жжешь в чистом поле траву, так сожги меня, коль нарушу братскую клятву».
Проанализируем этот отрывок. В данном фрагменте упоминается бог Перун. Перун был вооружен палицей, луком со стрелами (молнии - это стрелы, которые он метал), топором. Топор считался одним из главных символов бога. Молния в небе воспринималась не только как стрела, но и как летящий огненный топор Перуна который был богом грома и молнии у славян, кроме того, он был покровителем дружинников и военного дела.
Славяне поклонялись обожествлённым силам природы. Так же есть слова о предках славян, то есть большое значение имел культ предков: давно умерший основатель рода обожествлялся, его так и называли Родом. Еще в клятве Ратибора мы слышим про огонь. Значит можно сделать вывод о том, что славяне поклонялись неким абстрактным понятиям: небесному огню - Сварогу, прародителям всего живого - Роду и Роде. Более о богах в фильме не упоминается, хотя божественный пантеон древних славян был велик.
В фильме представлен также погребальный обряд. Славянская языческая погребальная обрядность второй половины I тысячелетия н.э. можно считать явлением парадоксальным: ее характерными (с точки зрения археологии) признаками являются, отсутствие явно выраженных характерных признаков. Погребальный обряд славян сохранил традицию полей погребений раннего железного века, усугубленную нивелирующим влияниям.
|