Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Русь изначальная. Русь изначальная широкоформатный историкоприключенческий художественный фильм режиссёра Геннадия Васильева, созданный по мотивам одноимённого исторического романа советского писателя Валентина Иванова



Скачать 15.52 Kb.
Название Русь изначальная широкоформатный историкоприключенческий художественный фильм режиссёра Геннадия Васильева, созданный по мотивам одноимённого исторического романа советского писателя Валентина Иванова
Анкор Русь изначальная.docx
Дата 13.12.2017
Размер 15.52 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Русь изначальная.docx
Тип Документы
#12262

«Русь изначальная» — широкоформатный историко-приключенческий художественный фильм режиссёра Геннадия Васильева, созданный по мотивам одноимённого исторического романа советского писателя Валентина Иванова . Фильм был снят в 1985 г., а выпущен в 1986 г. Решающее значение для развития отечественной культуры имела на тот момент имела политика гласности в период «перестройки», начатая советским партийно-государственным руководством во главе с М. С. Горбачевым в 1985 г. На V съезде кинематографистов в мае 1986 г. было принято решение снять «с полок» фильмы, ранее запрещенные к показу. С одной стороны, представители творческих профессий были полностью избавлены от идеологической опеки КПСС и административной цензуры. Однако, с другой стороны, они постепенно оказывались вынуждены подчиняться законам рынка. На первое место вышли проблемы финансирования искусства и творчества. Но «Русь изначальная» имеет достаточно масштабные съемки, которые влекли за собой огромные затраты. Получается, что фильм финансировало государство, то есть фильм «Русь изначальная» был государственным заказом. С одной стороны, СССР испытывалтсоциальный, политический и экономический кризисы и для поднятия духа страны в прокат пустили «Русь изначальную», чтоб показать, что древние славяне были мужественным и сильными духом народом перед какими бы то ни было проблемами. В фильме ярко показана мощь русского духа, глубина понимания и патриотизм, любовь к своей Родине, к своей земле. Но с другой стороны, вышедшие на широкий экран фильмы великих мастеров советского кинематографа уже не вызывалиинтерес зрителей, как раньше, уступая пальму первенства по посещаемости западным боевикам, комедиям и фильмам ужасов.

Таким образом, партия хотела навязать гражданам СССР сплоченность и мужественность, чтоб устоять и пережить кризис, который начался в середине 80-х гг., а так же возобновить интерес к советской киноиндустрии.

Г. Васильев использует в фильме исторические данные документов опирается он именно на византийские источники VI в, такие как: Прокопий Кесарийский «Славяне и анты» и Маврикий Стратег «Обычаи славян и антов». Из этих документов в фильме даже звучат цитаты: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в равноправии…»(Прокопий), «…судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу…» (Прокопий), »: «Не имея над собою главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя…»(Стратег, в фильме цитата немного изменена, она звучит так: «Славяне не имеют вообще никакой власти и питают ненависть друг к другу…», что немного изменило смысл этой цитаты и сделало ее, на мой взгляд, более жесткой).

Рассмотрим религиозные представления восточных славян VI в., и насколько точно они отражены в фильме.

Что же касается духовной культуры восточных славян, то следует сказать, что религией, которую они исповедовали, было. В фильме встречается мало моментов, связанных с религией славян. В начале фильма нам представлен некий обряд братской клятвы Ратибора. По моему мнению, это является обрядом инициации Ратибора. Славянский волхв говорит: «Имеем мы обычаи свои, завет отцов, их придания вечны…», далее Всеслав продолжает: «Здесь твои боги и братья твои, мы дружина Перуна, мы сила Рода, сила росской речи, меч и щит ее… готовься дать клятву», затем Ратибор зачитывает клятву: «Отец наш огонь, ты ведь всем отцам отец, ты всем огням огонь, как ты жжешь в чистом поле траву, так сожги меня, коль нарушу братскую клятву».

Проанализируем этот отрывок. В данном фрагменте упоминается бог Перун. Перун был вооружен палицей, луком со стрелами (молнии - это стрелы, которые он метал), топором. Топор считался одним из главных символов бога. Молния в небе воспринималась не только как стрела, но и как летящий огненный топор Перуна который был богом грома и молнии у славян, кроме того, он был покровителем дружинников и военного дела.

Славяне поклонялись обожествлённым силам природы. Так же есть слова о предках славян, то есть большое значение имел культ предков: давно умерший основатель рода обожествлялся, его так и называли Родом. Еще в клятве Ратибора мы слышим про огонь. Значит можно сделать вывод о том, что славяне поклонялись неким абстрактным понятиям: небесному огню - Сварогу, прародителям всего живого - Роду и Роде. Более о богах в фильме не упоминается, хотя божественный пантеон древних славян был велик.

В фильме представлен также погребальный обряд. Славянская языческая погребальная обрядность второй половины I тысячелетия н.э. можно считать явлением парадоксальным: ее характерными (с точки зрения археологии) признаками являются, отсутствие явно выраженных характерных признаков. Погребальный обряд славян сохранил традицию полей погребений раннего железного века, усугубленную нивелирующим влияниям.
написать администратору сайта