Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
Практические занятия ТСР. Семинарских занятий раздел теоретические основы технологии социальной работы тема предмет и задачи технологии социальной работы как учебной дисциплины основные понятия
Темы практических (семинарских) занятий
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные понятия
Технология социальной работы. Практическая реализация форм и методов работы. Содержание технологий. Реализация технологического процесса.
Вопросы по теме
1.Определите предмет и объект технологий социальной работы.
2. Выделите сферы практической реализации различных технологий. Приведите конкретные примеры.
3. дайте определение технологиям социальной работы как предмет учебной дисциплины и как средства реализации процесса социальной работы.
4. дифференцируйте понятия «социальный работник» и «специалист по социальной работе»
Практические задания.
-
Подберите и обыграйте проблемные ситуации, подлежащие разрешению с участием специалиста по социальной работе.
В качестве преподавателя определите понятийный аппарат предмета «технологии социальной работы». Составьте тематический словарь определений.
Тема 2. ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Основные понятия
Процесс технологизации. Этапы и содержание технологизации. Классификация социальных технологий. Интеграция социальной деятельности
Вопросы по теме
Понятие и сущность «технологизации».
Сравнительный анализ этапов социальных технологий и социального управления.
Основания классификации социальных технологий.
Примеры технологизации процесса социальной работы.
Практические задания
Предложите свои основания классификации социальных технологий.
Разработайте структуру решения конкретной проблемной ситуации с учетом этапов технологического процесса.
Тема 3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Основные понятия
Технологический процесс. Этапы процесса. Содержание социальной рабты как процесса. Технологическая специфика процесса. Структура технологии как процесса.
Вопросы по теме.
Определите основные этапы реализации технологий социальной работы.
Выделите специфические признаки технологии социальной работы как процесса.
Определите функции технологий социальной работы.
Практические задания.
1.Поэтапно разработайте модель процесса работы с проблемой и апробируйте в сюжетно- ролевой игре.
2. Разработайте систему научной классификации технологий диагностики, конструирования и проектирования развития любого социального процесса.
Тема 4. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ЕГО МЕСТО В ТЕХНОЛОГИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Основные понятия
Цель. Типы целей. Определение цели. “Дерево целей”. Процесс целеполагания. Цель и задачи. Этапы достижения цеоей. Главные и второстепенные цели.
Вопросы по теме.
Определите этапы процесса целеполагания (на конкретном примере).
Выделите основные типы целей. Приведите примеры главных и второстепенных.
Самостоятельно определите основные принципы целеполагания.
Практические задания.
При создании учреждения социальной помощи определите главные и второстепенные цели как для учреждения в целом так и для подразделений.
На основе разработанных принципов смоделируйте процесс целеполагания в управлении социальной защиты населения в сфере обслуживания пожилых малоимущих граждан.
Тема 5. МОДЕЛИ ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Основные понятия
Модель практики социальной работы. Структура модели. разрешающая модель. Социально- радикальная модель. Марксистская модель. Специфика моделей социальной работы как проекции реальных ситуаций.
Вопросы по теме.
1. Раскройте содержание системной теории и определите ее влияние на практику социальной работы
2.«Модели жизни» экологической теории в практике социальной работы
Сравните разрешающую и социально-радикальную модель социальной работы. определите основные приоритеты работы.
Определите роль технологического процесса в каждой модели.
Практические задания.
Опираясь на теоретический материал, разработайте авторскую модель социальной работы в какой- либо сфере (работа с беженцами, семейное консультирование).
На основе любой выбранной модели постройте процесс разрешения социальной проблемы.
Тема 6. БАЗОВЫЕ СИСТЕМЫ ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Основные понятия
Система практики социальной работы. Классификация систем практики социальной работы. Система клиентуры. Система проводников перемен. Система мишеней. Система действия.
Вопросы по теме.
Выделите основные различия между базовыми системами практики социальной работы.
Определите специфику системы клиентуры и системы проводников. Выделите положительное и отрицательное в работе.
Каковы сходные моменты организации социальной работы в системе мишеней и системы действия.
Практические задания
1.В качестве специалиста по социальной работе организуйте работу с семьей в системе мишеней, с классом- в системе проводников перемен.
2. Апробируйте систему клиентуры во временном рабочем коллективе.
3. На «научно- практической конференции» в качестве представителей различных ведомств аргументируете преимущества выбранной системы работы. (коллективное обсуждение)
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Тема 7. МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Основные понятия
Методология. Критерии эффективности процесса. Конкретно- практические организационные принципы социальной работы. Теоретические методы социальной работы. Практические методы социальной работы.
Вопросы по теме.
1.Дайте определение «методологии» социальной работы.
2.Аргументируйте необходимость применения теоретических методов в социальной работе.
3. Подумайте, каким образом можно организовать социальную работу с группой (индивидуально), чтобы она была максимально результативной;.
4. Приведите пример взаимосвязи теоретических и практических методов в практике социальной работы.
Практические задания.
Разработайте критерии эффективности социальной работы (в общем и в конкретной сфере).
В качестве руководителя социального учреждения определите систему методов работы учреждения, распределите их реализацию в соответствии с функциями отделов.
Тема 8. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Основные понятия.
Методы. Научные методы. Основания классификации методов социальной работы. Факторы, обуславливающие применение различных методов. Процесс развития методологии.
Вопросы по теме
Определите понятие «метода» и его роль в реализации технологий социальной работе.
Проиллюстрируйте основные виды общенаучных и частных методов.
Выделите «междисциплинарные» группы методов.
Практические задания
Разработайте технологию реализации одного из частных методов социальной работы. Определите ее возможную эффективность.
Выделите принципы взаимосвязи теоретических и практических методов.
Тема 9. МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Основные понятия
Модель “работы со случаем”. Этапы процесса индивидуальной работы Первичная связь с клиентом. Модификация поведения клиента.
Вопросы по теме
Определите основные принципы индивидуальной работы с клиентом.
Проиллюстрируйте на примере реализацию социальной индивидуальной работы.
Расскажите об основных принципах функциональной индивидуальной работы.
Практические задания
Разработайте схемы работы с разными категориями клиентов (беспризорником, инвалидом, военнослужащим) на основе проблемно-ориентированной, психоаналитической и центрированной на задачу моделей.
Тема 10. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГРУППОЙ
Основные понятия
Группа. Коллектив. Этапы работы с группой. Теория поля. Теория социального обмена. Принципы работы с группой.
Вопросы по теме
Определите этапы динамики группы. Группа и коллектив в социальной работе.
На примерах раскройте содержание теории поля, теории социального обмена и теории социальных систем.
Определите ситуации необходимости социальной работы с группой
Практические задания
В «доме для престарелых» «определите» основные методы проведения работы в группе по здоровому образу жизни.
На примерах вышеуказанных теорий проведите работу по любой тематике в группе женщин- жертв домашнего насилия.
Тема 11. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В МИКРОСОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ
Основные понятия
Микросоциальная среда. Функции микросоциальной среды Принципы работы в микросоциальной среде. Модели работы в микросоциальной среде
Вопросы по теме
Определите понятие и функции микросреды. Приведите пример микросоциума.
Проиллюстрируйте принципы работы в микросреде.
Определите основные стратегии работы в контексте различных моделей социальной работы в микросоциуме.
Практические задания
В качестве специалиста определите функции социальных ролей в моделях локального развития, социального планирования и социальных акций.
«Создайте» микросоциум в группе и в качестве специалистов определите методы работы.
Тема 12 . СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО- УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Основные понятия
Принципы функционирования системы социальной защиты населения. Виды экономических методов в социальной работе. Виды организационно- управленческих методов в социальной работе. Технологи экономической поддержки населения. Программно- целевое проектирование.
Вопросы по теме
Проиллюстрируйте на примерах виды экономических и организационно- управленческих методов в социальной работе.
Определите основные ошибки при формулировке целей социального проектирования.
Определите основные принципы реализации экономических методов.
Практические задания
Создайте проект управления в системе кризисных центров для женщин. Определите основные цели и задачи.
Определите пути привлечения средств для реализации разработанного проекта.
Тема13. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Основные понятия
Социологические методы. Социологическая структура личности. Социолого- ориентированные технологии в социальной работе.
Вопросы по теме
Определите специфику социологического подхода к технологиям социальной работы.
Разработайте социологическую модель клиента и социального работника.
Определите объективные показатели социальной защищенности населения.
Практические задания
Определите приоритеты «современного поколения» и разработайте модели работы с привлечением социолого- ориентированных методов.
Определите социологические параметры категорий семей для создания банка данных о неблагополучных семьях.
Тема 14. ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Основные понятия
Принципы использования психолого- педагогических методов в социальной работе. Диспут. Беседа. Методы саморазвития и самореализации.
Вопросы по теме
1.Проиллюстрируйте различные социально- педагогические методы в индивидуальной и групповой работе.
2. Определите степень включения психологического компонента в социальную работу с группой.
3. Приведите примеры использования инновационных психолого- педагогических методов в практике социальной работы.
Практические задания
«Проведите беседу» в 9 классе на тему « Психология семейных взаимоотношений»
Организуйте индивидуальную работу с клиентом, обратившимся с проблемой незанятости и профессиональной несамореализации.
Тема 15. СОЦИАЛЬНО- ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Основные понятия
Методы реализации права. Правовые технологии социальной работы. Принципы правоприменения.
Вопросы по теме
Определите основные принципы применения технологий с использованием правовых методов.
Выделите сферы, в которых необходимо применение социально- правовых технологий.
Проиллюстрируйте виды социально- правовых технологий.
Практические задания.
«Сделайте» подборку законодательных актов по темам «Защита семьи и детства», «Организация опеки над несовершеннолетними»
Разработайте проект закона о социальной защите какой- либо категории населения.
Тема 16. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.
Основные понятия
Вопросы по теме.
Назовите основные сферы применения междисциплинарных методов;
Сочетание каких методов вы определите как максимально эффективное;
Разработайте технологию с применением междисциплинарных методов.
Практические задания
Разработайте модель социальной работы с клиентом, у которого различные проблемы: - инвалидность, отсутствие общения с противоположным полом, профессиональная незанятость.
В этой же проблеме с точки зрения руководителя определите пути взаимодействия различных специалистов и ведомств.
Тема 17. КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА. ТЕХНОЛОГИИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Основные понятия
Общение. Комуникативные навыки. Деловая беседа. Схема ведения переговоров. Связи с общественностью. Активное слушание. Грамотное чтение.
Вопросы по теме
Определите основные принципы методики проведения деловых бесед;
Определите разницу в общении со специалистом и с клиентом;
Приведите примеры речевых тактик убеждения.
Практические задания
Разработайте и апробируйте структуру беседы в конфликтной ситуации с коллегой;
Разработайте беседу по распределению функций специалистов в учреждении социального обслуживания населения.
РАЗДЕЛ 3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Тема 18.СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Основные понятия
Социальная адаптация. этапы социальной адаптации. Адаптация как результат реабилитации. Адаптация как технология социальной работы.
Вопросы по теме.
Выделите основные этапы адаптационного процесса;
Определите эффективность адаптации как технологии социальной работы с различными категориями населения (лицами БОМЖ, беженцами);
Выявите преимущества социальной адаптации как технологии. В каких сферах применение эффективней всего.
Практические задания.
Разработайте модель адаптационного процесса для группы вынужденных переселенцев русских из Прибалтики;
Определите этапы и период адаптации
а). Пожилых к условиям современной жизни;
б). Социально- бытовой адаптации человека, потерявшего руку.
Тема 19. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
Основные понятия
Реабилитация. Виды реабилитации. Реабилитационный процесс. Этапы реабилитации.
Вопросы по теме
Определите основные категории населения, когда эффективно применение технологии реабилитации;
Выделите основные принципы реабилитационного процесса;
Одинаковы ли этапы реабилитации по отношению к категориям БОМЖ, инвалидов и пожилых. определите различия.
Практические задания
Военнослужащий отслужил в горячей точке, ему 45 лет, повышенная агрессивность. жена подала на развод и собирается его выписать из квартиры. Своего места жительства у него нет. Определите направления процесса реабилитации.
В опекунской семье ребенок не может адаптироваться к новым условиям. Пособие на ребенка не выплачивается. Отношения в семье разлаживаются. 3 группы специалистов (психологи, юристы и социальные работники) определяют пути решения проблемы.
Тема 20. СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА: ЦЕЛИ, ЭТАПЫ И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА.
Основные понятия
Социальная диагностика. Социальный диагноз. Виды социальной диагностики. Принципы проведения диагностики. Этапы проведения диагностики. Социальный запрос.
Вопросы по теме
Содержательно определите виды диагностики;
Дайте различные определения термину «диагностика». Какое наиболее полно отражает сущность данной технологии?
Определите основные этапы диагностики.
Практические задания
Семья пришла с проблемой взаимоотношений между отцом и дочерью- подростком. У девочки есть мачеха, которая живет с ними около 7 лет. Выявите социальный запрос и реальную проблему. Определите методы диагностической работы.
В качестве специалиста собеса проведите социально- бытовую диагностику семьи. Составьте социальный паспорт по результатам диагностических данных
Тема 21. СОЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ
Основные понятия
Коррекция. Этапы коррекции. Компетентность специалиста, проводящего коррекционный процесс.
Вопросы по теме.
Определите понятие «коррекция»
Приведите примеры коррекционных технологий.
Определите преимущества коррекции как социальной технологии
Практические задания.
Проанализируйте ситуацию: муж с женой прожили 5 лет детей нет. Муж постоянно задерживается на работе. Жена этим недовольна. Выявите социальный запрос. . Разработайте программу коррекции семейных отношений
Определите направления коррекции познавательной сферы ребенка, который невнимателен на уроках, задания выполняет с трудом, родители его наказывают за неуспеваемость.
Тема 22.СОЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ И МЕТОДЫ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Основные понятия
Социальная терапия. Принципы организации терапевтического процесса. Этапы организации терапевтического процесса. Терапия в работе с различными категориями населения.
Вопросы по теме.
1. Сущность и содержание социальной терапии.
2. Содержание и значение индивидуальных и групповых методов терапии.
3. Назовите и охарактеризуйте основные методы социальной терапии.
Практические задания.
После полученных результатов диагностики определите основные направления терапевтического процесса с неполной семьей, классом подростков, парнем и девушкой.
Определите критерии оценки эффективности процесса терапии с точки зрения эксперта.
Тема 23. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ
Основные понятия
Социальная профилактика. Объекты профилактики. Комплексное планирование профилактики. Этапы профилактических мероприятий.
Вопросы по теме
1. Раскройте сущность и содержание социальной профилактики.
2. Назовите основные методы социально-профилактической работы.
3. Какие технологии социальной работы применяются в профилактике различных групп населения? Раскройте и приведите примеры
Практические задания
Разработайте технологию профилактики беспризорных в микрорайоне во взаимодействии со школой, милицией, неблагополучными семьями.
-
Определите план тематического занятия “Профилактика наркомании среди подростков”. Подумайте, в какой форме лучше провести профилактическую работу.
“Проведите” в СИЗО беседу “Профилактика рецедивов правонарушений”. Спрогнозируйте эффективность работы.
Тема 24.ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Основные понятия
Экспертиза. Компетентность эксперта. Этапы проведения экспертизы. Особенности экспертной оценки.
Вопросы по теме
Определите структуру компетентности социального эксперта
Проиллюстрируйте на конкретных примерах этапы экспертизы.
Содержательно определите процесс проведения социальной экспертизы.
Практические задания
Дайте экспертную оценку «Социальному паспорту семейной воспитательной группы».
Разработайте механизм проведения экспертизы работы любого из учреждений стационарного обслуживания пожилых граждан.
Тема 25. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
Основные понятия
Социальная защита. Принципы социальной защиты населения. Учреждения социальной защиты населения.
Вопросы по теме
Определите перспективы развития социальной защиты как технологии работы с населением.
Расскажите структуру учреждения социальной защиты (приведите конкретные примеры).
Определите основные функции департамента социальной защиты населения.
Практические задания
Разработайте модель учреждения социальной защиты с определением функций, структурных подразделений, привлечением необходимых специалистов.
Тема 26. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Основные понятия
Социальное обслуживание. Функции социального обслуживания. Структура процесса социального обслуживания
Вопросы по теме
Определите основные категории населения в сфере социального обслуживания.
Выделите основные принципы работы системы социального обслуживания населения в РФ.
Проиллюстрируйте работу учреждений социального обслуживания населения.
Практические задания
Разработайте модель социального обслуживания пожилой семьи, которая нуждается в материальной поддержке, надомном обслуживании.
Проведите экспертную оценку технологии обслуживания пожилых райсобеса.
Тема 27. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
Основные понятия
Социальное партнерство. Принципы организации социального партнерства.
Вопросы по теме
Определите понятие социального партнерства.
Выделите основные приоритеты данной технологи.
Обозначьте сферы применения технологи социального партнерства.
Практические задания
Разработайте технологию организации партнерских отношений социального учреждения со спонсорами.
Разработайте тактику ведения деловой беседы со спонсорами.
Тема 28. СОЦИАЛЬНАЯ ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО
Основные понятия
Опека. Попечительство. Дееспособность граждан. Требования к опекунам. Органы опеки и попечительства
Вопросы по теме
Дифференцируйте понятия «опека» и «попечительство».
Определите случаи необходимости установления опеки.
«Соберите» документы, необходимые для установления опеки.
Практические задания
Возможно ли установление опеки в следующем случае: одинокий пожилой человек 85 лет один жить не может, т.к. не позволяет здоровье. Из другого города приехал племянник, который хочет забрать его к себе. Дедушка переезжать не хочет. Аргументируйте ответ.
Женщина хочет установить опеку над ребенком 12 лет, но органы опеки предлагают ей опеку без содержания. Для материальной поддержки женщина желала бы, чтобы «опекунские» выплачивались. Возможно ли совместное проживание женщины и ребенка. Какая форма жизнеустройства предпочтительней?
Тема 29. ТЕХНОЛОГИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПОСРЕДНИЧЕСТВА
Основные понятия
Консультирование. Посредничество. Этапы консультирования. Функции социального посредничества.
Вопросы по теме
Определите сферы применения данных технологий;
Иллюстративно выделите этапы консультирования;
Определите функции консультанта и супервизора.
Практические задания
Проведите консультирование «Жена обратилась за помощью, т.к. ее муж настаивает на рождении ребенка, «укреплении семейного очага», а жена хочет закончит вуз и делать карьеру. Рождение ребенка для нее не значимо.
Женщина обратилась по поводу проблем общения с сыном 12 лет.
Тема 30. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Основные понятия
Социальный проект. Социальныое прогнозирование. Классификация социальных проектов. .Долгосрочные проекты. реализация проектов. Прогнозирование технологических результатов.
Вопросы по теме
Определите понятия «социальный проект» и «социальный прогноз»;
Сравните этапы проектирования и прогнозирования;
Выделите виды социальных проектов.
Практические задания
Разработайте социальные проекты на темы «Комплексная реабилитация детей с отклонениями в развитии», « Привлечение спонсорских средств на лечение пожилых»,вузовский курс «технологии социальной работы».
В качестве экспертов спрогнозируйте реальность выполнения и ожидаемые результаты.
Тема 31. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Основные понятия
Страхование. Принципы социального страхования. Правовой аспект технологии страхования.
Вопросы по теме
Определите понятие «социального страхования».
Выделите сферы применения данной технологии.
Выявите основные категории, где необходимо проведение социального страхования.
Практические задания
Определите необходимость социального страхования как технологии работы с пожилыми, беженцами, вынужденными переселенцами.
В качестве специалиста управления социальной защиты населения определите технологию социального страхования с различными категориями населения, с учетом распределения страховых средств.
Тема 32. СОЦИАЛЬНЫЙ ПАТРОНАТ И ПАТРОНАЖ
Основные понятия.
Социальный патронат. Социальный патронаж. Этапы патронирования. Комплексный патронат. Специализированный патронат.
Вопросы по теме
Дифференцируйте понятия «патронат» и «патронаж».
В работе с какими категориями населения эффективны данные технологии?
Приведите примеры комплексного и специализированного патроната.
Практические задания
Необходимо организовать патронаж неблагополучной семьи- 5 детей, отец- водитель дальнобойщик, мать не работает. Материальное положение сложное. Все дети школьного возраста, школу посещают редко.
Определите, каких специалистов необходимо включить в процесс патронажа.
Как руководитель отдела социальной защиты населения, определите необходимость установления и направления реализации патроната над супружеской парой 80 и 85 лет, жена не может самостоятельно передвигаться, у мужа возрастные изменения в умственной сфере. дети участия в судьбе родителей не принимают.
РАЗДЕЛ 4. ЧАСТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Тема 33. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ И ДЕТЬМИ
Основные понятия
Семейная терапия. Технология социальной работы с семьей. Этапы работы с семьей. Счетание различных методов в работе с семьей. Типология социальных учреждений. Межведомственное разграничение компетенции.
Вопросы по теме
Определите основные категории семей- объектов социальной работы.
Назовите основные технологии работы с семьей.
Выделите виды учреждений социальной помощи семье и детям.
Содержательно определите этапы семейной терапии.
Практические задания.
В качестве начальника отдела по делам семьи разработайте структуру и необходимые уставные документы центра социальной помощи семье и детям.
Определите пути информирования населения о функционирующем учреждении.
Разработайте технологию работы с многодетной неполной семьей. У матери- высокая мотивация саморазвития и развития детей и желание оздоровления младших в санаториях.
Тема 34. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ
Основные понятия
Дезадаптация. Факторы возникновения дезадаптации. Беспризорность. Безнадзорность несовершеннолетних. Психологические методы работы. Методы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Вопросы по теме.
Выделите основные факторы девиантного поведения детей и подростков. Какие вы считаете приоритетными? Почему?
Определите причины помещения детей в социальные приюты. Какие меры необходимо принимать, чтобы детей в приютах было меньше?
Определите основные направления реализации технологий профилактики беспризорности безнадзорности несовершеннолетних.
Оцените эффективность рейдов как социальной технологии.
Практические задания
Спланируйте рейд по выявлению и устройству безнадзорных и беспризорных с участием приглашенных специалистов.
Определите направления профилактической работы с девиантными подростками в микрорайоне (организация работы на улице, привлечение клубов, секций).
Тема 35. СИСТЕМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ- СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Основные понятия
Дети- сироты. дети, оказавшиеся в социально опасном положении. Дети, оставшиеся без попечения родителей. Замещающая семья. Семейные формы устройства детей. государственно- общественные формы устройства детей- сирот.
Вопросы по теме.
Назовите основные отличия усыновления от опеки. Исследуйте позитивные стороны каждой формы.
Какая форма устройства наиболее предпочтительна для детей, а какая для воспитателей? ( Необходимо рассмотреть проблему с различных точек зрения- психологической, материальной).
Определите государственные и семейные формы устройства детей. Выделите приоритеты.
Дифференцируйте понятия «дети- сироты» и «дети. оставшиеся без попечения родителей».
Практические задания.
Разрешите проблемную ситуацию при первой встрече приемных родителей с ребенком
Мальчик 6 лет. Давно мечтал о маме с папой. А его берет одинокая женщина. Небольшое разочарование при встрече.
Девочка 14 лет. Мама лишена родительских прав, отец неизвестен. Девочка сама настояла на первой встрече в приюте. Не хотела, чтобы кто-то присутствовал при встрече, кроме воспитателя.
Мальчик 13 лет. Не хотел встречаться с воспитателем вне дома. Первая встреча проходит в квартире воспитателей.
Девочка 8 лет. Рада встрече с воспитателем, но кроме знакомства, ждет подарка как проявления любви.
Мальчик 10 лет. При встрече постоянно общался с папой, игнорируя маму.
Тема 36.СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ИНВАЛИДАМИ
Основные понятия
Инвалидность. Дети с ограниченными возможностями. Группы заболеваний, определяющие инвалидность. Методы реабилитаци. Учреждения реабилитации инвалидов.
Вопросы по теме
1.Дифференцируйте основные технологи социальной работы в зависимости от возраста и группы заболевания.
2. Творческая реабилитация как эффективная технология работы с детьми и подростками.
3. Проиллюстрируйте деятельность учреждений социальной реабилитации
Практические задания
1.Составьте реабилитационную карту ребенка с ДЦП 5 лет.
Определите направления работы с молодым человеком 19 лет, который стал инвалидом в результате автокатастрофы.
Тема 37.СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С БЕЖЕНЦАМИ, МИГРАНТАМИ И ВЫНУЖДЕННЫМИ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМИ
Основные понятия
Мигранты. Беженцы. Вынужденные переселенцы. Эмигранты.
Вопросы по теме
Определите основные причины появления беженцев, этнических мигрантов на родину, с мест постоянного проживания;
Выделите приоритетные направления миграционной политики;
Что такое вынужденная миграция?
Практические задания
Создайте законодательную базу, регламентирующую миграционную политику. Дополните законодательство новыми предложениями;
Определите компетенцию органов социальной защиты в решении проблем беженцев и мигрантов.
Тема 38.СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РАЗЛИЧНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
Основные понятия
Этнические общности. Национальные меньнинства. Диаспора.
Вопросы по теме.
Определите особенности работы в межнациональном коллективе;
Расскажите о социокультурных особенностях различных наций;
Определите направления консультирования руководителя многонационального коллектива.
Практические задания
Разработайте разнонациональные модели поведения и тактику бесед с ними специалистов;
В качестве клиентов семья вынужденных переселенцев с Кавказа. родители не имеют работы и прописки, живут у родственников, детям нужно ходить в школу. Определите направления работы.
Тема 39.СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Основные понятия
Безработица. Полная занятость. Частичная занятость. Профотбор государственная политика в сфере занятости.
Вопросы по теме
Определите основные направления государственной политики в сфере занятости;
Опишите структуру и функции службы занятости на конкретном примере;
Выделите приоритетные проблемы безработных.
Практические задания
Создайте систему частичной занятости для студентов. Определите основные учреждения, где они могли бы работать.
Проведите диагностику по профотбору кандидатов на определенные должности (руководителя отдела, библиотекаря, машиниста). Апробируйте технологию.
Тема 40. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ЖЕНЩИНАМИ
Основные понятия
Прпоблемы женщин. Учреждения социальной реабилитаци женщин. Мотивация работы. насилие в семье.
Вопросы по теме
1. Определите факторы, способствующие возникновению насилия в семье.
На примере расскажите о системе учреждений работы с категорией женщин.
-
Определите методы нестационарной работы с женщинами, пережившими насилие .
Практические задания
1. Создайте модель кризисного центра (социальной гостиницы) соответственно уставным документам.
2. Проведите групповую работу на тему насилия в семье (ситуацию определите самостоятельно).
Тема 41.ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ И ИХ СЕМЬЯМИ
Основные понятия
Реабилитация военнсулужащих. Военнослужащие как социальная общность. Проблемы военнослужащих.
Вопросы по теме
1. Определите основные проблемы военнослужащих.
2. Разработайте процесс реабилитации семьи военнослужащего.
3. Выработайте тактику консультирования в сфере посттравматического синдрома.
Практические задания
1. В службе реабилитации военнослужащих определите основные направления работы и пути формирования терапевтических групп.
Проведите консультирование военнослужащего по поводу профессиональной занятости.
Тема 42. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА
Основные понятия
Лица без определенного места жительства. Факторы, способствующие возникновению бродяжничества ипопрошайничества. Реабилитационные учреждения.
Вопросы по теме
1. Выявите основные причины возникновения бродяжничества.
2. Создайте «типовой» портрет бездомного.
3. Определите эффективность работы социальных приютов и гостиниц.
Практические задания
1. В рамках деятельности социальной гостиницы окажите помощь пожилому бездомному, не имеющему документов.
Выработайте « на межведомственной коллегии» пути профилактики бродяжничества и попрошайничества.
Тема 43. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ
Основные понятия
Молодежь. Формы и методы работы с молодежью. Учреждения работы с молодежью. Организация досуга молодежи. Профессиональное трудоустройство.
Вопросы по теме
Определите основные виды учреждений работы с молодежью;
Выделите специфические условия организации работы с молодежью;
Назовите наиболее актуальные проблемы молодежи.
Практические задания
Определите тему профильной лагерной смены для молодежи и подростков. Назовите основные мероприятия и период проведения смены;
В качестве председателя комитета по делам молодежи разработайте систему досуговых заведений, план мероприятий с активным участием молодежи.
Тема 44.СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
Основные понятия
Пожилые как социальная общность. Проблемы пожилых. Формы обслуживания пожилых. Дома- интернаты. Стационарное обслуживание. Отделения дневного пребывания. Надомное обслуживание.
Вопросы по теме
Определите приоритетные направления работы с пожилыми;
Приведите примеры различных учреждений социального обслуживания пожилых.
Дайте характеристику комплексному процессу реабилитации пожилых.
Практические задания
Предложите возможные формы обслуживания пожилой женщине 79 лет, у которой дети живут в другом городе, а самостоятельно жить она не может;
Определите основные потребности пожилой пары 88 и 80 лет, которые ходят с трудом, однако по хозяйству стараются делать все, им очень не хватает стороннего общения.
Тема 45.ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НАРКОМАНАМИ И АЛКОГОЛЬНО ЗАВИСИМЫМИ
Основные понятия
Наркотическая зависимость. Созависимость. Этапы реабилитационного процесса.
Вопросы по теме
Расскажите об опыте организаций, работающих с наркоманами и алкогольно зависимыми.
Приведите примеры социально- реабилитационных программ. Выделите положительные и отрицательные стороны.
Практические задания.
Ориентируясь на имеющиеся программы, разработайте программы социальной работы с зависимыми подростками, взрослыми, с созависимыми членами семей пациентов;
Проведите консультационую беседу с родителями зависимого подростка о необходимости реабилитации.
Тема 46.СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ И ЛИЦАМИ, ОСВОБОДИВШИМИСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Основные понятия
Заключенный. Лицо, освободившееся из мест заключения.
Вопросы по теме
-
Определите специфику работы с данными категориями;
В чем отличие социальной работы с заключенными и лицами, недавно освободившимися из мест лишения свободы;
Определите эффективность работы учреждений реабилитации заключенных. Предложите свою модель системы.
Практические задания
Коллективу психологов предлагается организовать работу с пожизненно осужденными. определите формы и методы работы. Разработайте тематический план.
Проведите беседу с «заключенным» о необходимости жизненного самоопределения после освобождения.
Тема 47.ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ МАМАМИ
Основные понятия
Несовершеннолетние мамы. Социализация “несовершеннолетних мам”. Организация полной семьи.
Вопросы по теме
Определите возрастные параметры «маленьких мам».
Расскажите об опыте работы с данной категорией (Санкт-Петербург, Самара)
Практические задания.
В качестве руководителя разработайте модель кризисного центра для мам в возрасте 14-16 лет.
Организуйте работу с родителями девочек и будущими папами.
Разработайте сравнительный прогноз эффективности стационарных и нестационарных форм работы с «маленькими мамами».
Тема 48.ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С БЕЗНАДЕЖНО БОЛЬНЫМИ
Основные понятия
Безнадежно больные. Группы заболеваний, определяющие человека как безнадежно больного. Учреждения социального обеспечения. Хосписы. надомное обслуживание. терапевтический процесс.
Вопросы по теме
Расскажите об опыте работы учреждений с безнадежно больными;
Определите основные принципы работы с безнадежно больными;
Какие специалисты должны взаимодействовать в терапевтическом процессе?
Практические задания.
1.Разрешите ситуацию: Пожилой человек 70 лет с заболеванием онкологии 4 степени. Семьи нет, живет давно в доме престарелых. Определите направления работы.
2. Разрешите ситуацию: Пожилой человек 60 лет, безнадежно больной. Дет не желают о нем заботиться, т.к. он в свое время сдал их в интернат.
|
|
|