ТЕМА № 6
«Специальные формирования здравоохранения. Роль и место тыловых госпиталей в современной системе лечебно-эвакуационного обеспечения войск».
Учебные вопросы:
Определение, классификация, предназначение специальных формирований здравоохранения.
История создания системы и органов управления эвакуацией раненых и больных с театра боевых действий в тыл страны. Органы управления специальными формированиями здравоохранения, их задачи.
Роль и место тыловых госпиталей в современной системе лечебно-эвакуационных мероприятий.
Предназначение, задачи и организация обсервационных пунктов. Порядок обсервации.
Введение
В соответствии с ФЗ «Об обороне» и «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» при объявлении мобилизации в стране создаются специальные формирования здравоохранения, для выполнения специальных задач по обеспечению боевой деятельности ВС РФ.
Данные формирования создаются в тылу страны, и предназначены, в первую очередь, для специализированного лечения наиболее тяжелых контингентов раненых и больных, их реабилитации, восстановления бое — и трудоспособности, а также для участия в проведении противоэпидемических мероприятий среди войск, осуществляющих передислокацию.
Специальные формирования здравоохранения создаются в интересах ВС, но в состав их не входят. Они являются учреждениями здравоохранения, подведомственными органам управления здравоохранением.
Вопрос № 1 «Определение, классификация, предназначение специальных формирований здравоохранения».
Под специальными формированиями здравоохранения понимаются - органы управления и медицинские учреждения, создаваемые в период мобилизации и военное время для выполнения задач по медобеспечению личного состава ВС РФ.
К специальным формированиям здравоохранения относятся:
органы управления специальными формированиями;
тыловые госпитали здравоохранения;
обсервационные пункты.
Органы управления специальными формированиями - это
1. Главное управление по руководству специальными формированиями здравоохранения, которое создается в Министерстве здравоохранения.
2. Отделы и секторы по руководству СФЗ, которые создаются в органах управления здравоохранением субъектов РФ.
В структуре специальных формирований здравоохранения органы управления составляют около 6% от общей их численности.
Тыловые госпитали здравоохранения (ТГЗ) - предназначены для приема раненых и больных военнослужащих, поступающих из ГБ фронтов (флотов), войск военных округов (в том числе, из очагов массовых санитарных потерь), оказания им СМП, лечения до определившихся исходов и реабилитации.
ТГЗ являются неотъемлемой составной частью современной системы этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по назначению.
Из ТГ раненые и больные, по завершению лечения, могут быть:
возвращены в строй,
эвакуированы для дальнейшего лечения в госпитали для ветеранов войн,
уволены из ВС и направлены по месту жительства.
ТГ здравоохранения составляют около 92% от общей численности СФЗ.
Обсервационные пункты (ОП) - являются противоэпидемическими учреждениями здравоохранения военного времени. Они предназначены для временной изоляции и обсервации неблагополучных в эпидемическом отношении воинских контингентов, следующих по железнодорожным, водным и воздушным путям сообщения и выполняют функции противоэпидемических барьеров по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний в войсках и среди населения.
Обсервационные пункты составляют около 2% от общей численности СФЗ.
Вопрос № 2 «История создания системы и органов управления эвакуацией раненых и больных с театра боевых действий в тыл страны. Органы управления спецформированиями здравоохранения, их задачи».
Значительный рост санитарных потерь в войнах второй половины XIX века вызвал необходимость массовой эвакуации раненых и больных в тыл страны, а развитие железнодорожного и водного транспорта способствовали её обеспечению.
Исторически это выглядело примерно так: (этапы обозначены римскими цифрами)
I. В русско-турецкую войну 1877-1878 гг. в России впервые появились органы управления массовой эвакуацией раненых и больных в виде «эвакуационных комиссий», располагавшихся на узловых железнодорожных станциях, при которых развертывались группы госпиталей и лазаретов.
Возглавляли эвакуационные комиссии строевые генералы (офицеры), которые не подчинялись медицинской службе и рассматривали эвакуацию раненых и больных как чисто военное мероприятие, направленное на освобождение войск от утративших боеспособность воинов.
Врачи были отстранены от руководства эвакуацией раненых и больных, эвакуация была оторвана от лечения, часто носила нерациональный характер. Например, легкораненые могли быть эвакуированы в глубокий тыл, а инфекционные больные развозились по всей России.
После окончания русско-турецкой войны Н.И. Пирогов обобщил опыт работы эвакуационных комиссий. В 1890 году в России было издано «Положение об эвакуации больных и раненых».
II. В русско-японскую войну 1904-1905 гг. были организованы два вида эвакуационных комиссии, во фронтовом районе - полевые эвакуационные комиссии, в тылу страны - внутренние эвакуационные комиссии.
В составе последних появились «врачи для сортировки» раненых и больных, а также начали создаваться сборные эвакуационные пункты, которые явились прототипом современных сортировочных госпиталей
При эвакуационных комиссиях, кроме сборных эвакуационных пунктов, стали развертываться госпитали и лазареты военного ведомства, общества Красного Креста и различных благотворительных организаций, «слабосильные команды», военно-санитарные поезда, дезотряды, бани, прачечные, питательные пункты, различные склады медико-санитарного и хозяйственного имущества.
Эвакуационные комиссии по своей организации приближались к современным эвакуационным пунктам.
«Положение об эвакуации больных и раненых» 1890 года действовало до 1914г. Согласно, ему для размещения раненых и больных должны были использоваться также гражданские больницы, лазареты, лечебные учреждения общества Красного Креста и других общественных организаций.
С августа 1914 года по 15 ноября 1916 годов с театра военных действий во внутренние районы страны было эвакуировано свыше 4 мил. раненых и больных, для лечения которых было сформировано значительное количество госпиталей, главным образом за счет общественных организаций — Союзов городов, общества Красного Креста, Земского общества и других. Общая коечная ёмкость госпиталей составляла 427 000 коек.
Но эвакуационные комиссии, сформированные в начале войны, так и не смогли обеспечить выполнение возложенных на них задач и были упразднены.
III. Взамен им была создана система эвакуационных пунктов. По сравнению с эвакуационными комиссиями, функции их были значительно расширены.
В тылу страны появились два органа управления эвакуацией раненых (б), это:
Распределительные эвакуационные пункты (РЭП) которые развертывались на узловых железнодорожных станциях с таким расчетом, чтобы все раненые и больные, прибывающие с фронта, непременно проходили через них.
Одной из главных задач этих пунктов являлось проведение медицинской сортировки, распределение и отправка раненых и больных «в зависимости от места их службы, родины или избранного места жительства по соответствующим ОЭП.
Окружные эвакуационные пункты (ОЭП) развертывались также на узловых железнодорожных станциях в каждом военном округе, куда осуществлялась эвакуация раненых и больных из РЭП.
Основной задачей ОЭП являлось распределение раненых и больных, требующих госпитального лечения, по ЛУ военного и гражданского ведомств и отправка «неспособных к службе» на родину или в избранные места жительства.
РЭПы и ОЭПы работали независимо друг от друга, не имели отношений подчиненности, возглавлялись строевыми офицерами и в целом прогрессивная система эвакуации раненых и больных на практике, не была реализована.
Например: в Москву приходили поезда с не кормленными несколько суток, голодными людьми, с не перевязанными ранами, а если перевязанными — раз в течение нескольких дней. Иногда с таким количеством личинок мух, червей в ранах, что трудно было даже медицинскому персоналу выносить такие ужасы, которые обнаруживались при осмотре больных».
В первую мировую войну санитарная служба Русской армии вошла с системой эвакуации «во что бы то ни стало». При этой системе эвакуация была оторвана от лечения, что приводило к утяжелению течения патологического состояния и возникновению большого числа осложнений. То есть вопросы эвакуации стояли выше вопросов лечения. В результате из общего числа эвакуированных в тыл страны раненых и больных в строй вернулось только 42 %.
IV. После Гражданской войны в 1929 году было введено в действие «Руководство по санитарной эвакуации в РККА». Общее руководство санитарной эвакуацией было сосредоточено в Военно-санитарном управлении РККА.
Основными учреждениями санитарной эвакуации являлись: в армейском и фронтовом районах — полевые, фронтовые и вспомогательные эвакуационные пункты, а во внутреннем районе страны — распределительные (РЭП) и местные (МЭП) эвакуационные пункты.
Начальники МЭП подчинялись начальникам РЭП. При РЭП создавались лазареты для выздоравливающих. Распоряжением ВСУ РККА за РЭП закреплялись военно-санитарные поезда. При всех РЭП, МЭП и приписанных к ним ЛУ предписывалось иметь ВВК для проведения военно-врачебной экспертизы.
В современной системе этапного лечения с эвакуацией по назначению важное место продолжают занимать местные эвакуационные пункты.
МЭП это территориальный орган управления эвакуацией раненых и больных, с которым руководители СФЗ будут осуществлять наиболее тесное взаимодействие в процессе своей работы.
МЭП предназначен:
для организации приема раненых и больных, эвакуируемых из госпитальных баз (ГБ) фронтов, флотов, войск военного округа военного времени,
доставки поступающих раненых и больных в ТГЗ.
оперативного руководства деятельностью ТГЗ.
МЭП непосредственно подчинён начальнику медслужбы военного округа (ВО) военного времени (ВВ), на территории которого расположены приписанные к нему ТГЗ.
К органам управления СФЗ относятся:
Главное управление по руководству СФЗ,
Отделы и секторы по руководству ТГЗ.
Они являются структурными подразделениями Минздрава и органов управления здравоохранением субъектов РФ и формируются при объявлении мобилизации для руководства ТГЗ и обсервационными пунктами.
На органы управления СФЗ возлагаются следующие задачи:
руководство работой СФЗ в период мобилизации и в военное время (ВВ);
оказание методической помощи руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ и муниципальных образований по вопросам развертывания спецформирований, их мат-технического и финансового обеспечения, подготовки к работе в период мобилиз. и ВВ.
организация взаимодействия с ГВМУ МО (медслужбой военного округа ВВ, управлением МЭПа) по вопросам, обеспечения преемственности оказания медицинской помощи и лечения раненых и больных.
осуществление контроля за качеством лечения раненых (Б), их реабилитацией, своевременной выпиской, проведением военно-врачебной и медико-социальной экспертизы.
руководство проведением сан - гигиенических и п/эпидемических мероприятий.
организация медицинского снабжения специальных формирований;
руководство медицинским и бухучетом, отчетностью, представление установленных отчетов, докладов и донесений;
организация и проведение статистического анализа лечебной работы в ТГЗ, движения раненых и больных, исходы их лечения и др. задачи.
Помещения для органов управления СФ выделяются за счет площадей, имеющихся в распоряжении МЗ РФ и органов управления здравоохранением субъектов РФ.
Главное управление по руководству СФЗ формируется в следующем составе:
руководитель, его заместители,
главные медспециалисты (хирург и терапевт),
трех управлений (организационно - плановое, лечебно-профилактическое, медснабжения) и
двух отделов (финансово-экономический и защиты государственной тайны).
Отдел по руководству ТГ формируется в составе:
начальника отдела, его заместителя,
главных медспециалистов (хирург, терапевт),
инспекторов — врачей, инспектора-провизора, инспектора (по спецработе), бухгалтера, делопроизводителя, машинисток и водителя.
Сектор по руководству ТГ формируется в составе:
начальника сектора,
инспектора — врача, инспектора-провизора,
делопроизводителя и водителя.
Начальники органов управления СФЗ подчинены руководителям органов управления здравоохранением, пользуются правами их заместителей и являются прямыми начальниками для подчиненных подведомственных специальных формирований и находящихся в них на излечении раненых и больных.
Вопрос № 3 «Роль и место тыловых госпиталей в современной системе лечебно-эвакуационных мероприятий».
В июне 1940 года, Народным Комиссаром здравоохранения СССР было утверждено «Положение о формировании эвакуационных госпиталей» (ЭГ), развертываемых органами здравоохранения СССР в военное время.
ЭГ в медицинском, административном и финансовом отношениях подчинялись:
органам управления гражданского здравоохранения по месту их развертывания,
в оперативном отношении — Народному Комиссариату обороны через его санитарные отделы военных округов, УРЭП, УМЭП.
Директивой ГШ от 13.02.1941 года была определена специализация госпитальных коек развертываемых в военное время в тылу страны, т. к. в тыл страны планировалось направлять тяжелораненых и раненых средней степени тяжести, нуждавшихся в сложных хирургических операциях.
С началом ВОВ на территории страны развернулось формирование обширной сети эвакогоспиталей (ЭГ), объединённых под руководством управлений МЭП и РЭП в ГБ тыла страны.
Все медицинское обслуживание раненых и больных в тыловых районах страны возлагалось на Народный Комиссариат здравоохранения, а в армейских и фронтовых районах на ГВСУ Красной Армии.
Все УРЭПы и УМЭПы были подчинены Главному военно-санитарному управлению (ГВСУ) Красной Армии.
При Наркомате здравоохранения СССР было организовано Главное управление эвакогоспиталей, на которое было возложено руководство лечебной работой, учет сети ЭГ, разработка руководящих документов по лечебной работе и другим видам деятельности.
При каждом сортировочно-эвакуационном госпитале (СЭГ) полагалось создавать транспортные группы из транспорта ЭГ, дислоцированных в данном населенном пункте, и транспорта, приписанного местными советскими органами.
В круг задач СЭГ входили:
разгрузка прибывающих военно-санитарных поездов (ВСП),
доставка раненых и больных в ЭГ,
доставка инвалидов — к месту жительства,
сбор из ЭГ раненых и больных, подлежащих эвакуации в глубокий тыл и погрузки их на ВСП,
проверка санитарного состояния проходящих транзитом ВСП, снятие с них нетранспортабельных раненых и инфекционных больных.
Укомплектованность ЭГ врачами составляла в первый период войны 95%, во второй — 88%, в третий — 91%. Однако, несмотря на довольно высокие показатели укомплектованности в целом, потребность ЭГ в хирургах в первом периоде войны была удовлетворена только на 54,7%, нейрохирургах — на 63,6%, во врачах лечебной физкультуры — на 54,7%, во врачах-лаборантах — на 90,4%.
Удельный вес коек ЭГ в общей емкости коечной сети, развернутой для действующей армии в период ВОВ, колебался от 68% в 1941г. до 35% в 1944г.
Из ЭГ возвращено в строй 56% из общего числа поступивших раненых и больных. Уволено в отпуск — 44%, уволено вовсе — 36,5%, умерло — 1,5%.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что ЭГ, а ныне ТГЗ, являются важным звеном в системе медицинского обеспечения войск и не утратили своей роли и значения в современной системе ЛЭО раненых и больных в военное время.
Совместная работа гражданского и военного здравоохранения в годы ВОВ позволила добиться возвращения в строй 72,3% раненых и 90,6% больных.
Современные ТГЗ являются многопрофильными ЛУ военного времени, предназначены:
для приема раненых и больных военнослужащих,
оказания им 1-ой врачебной, квалифицированной и специализированной медпомощи,
лечения до определившихся исходов и реабилитации.
ТГЗ являются конечным этапом медэвакуации для большинства поступающих в них раненых и больных.
Из них раненые и больные могут быть возвращены:
в строй,
эвакуированы в госпитали инвалидов войны,
уволены из ВС и направлены по месту жительства.
Структура коечного фонда ТГЗ определяться возможной структурой входящего потока раненых и больных, как из действующей армии, так и из войск внутренних округов (ВО) ВВ.
Эвакуации из ГБ фронтов в ТГЗ подлежат, раненые (Б), которые после окончания лечения не могут быть возвращены в строй, а также раненые (Б) нуждающиеся в длительном лечении, превышающем установленные для ГБФ сроки. Срок лечения в госпитальных базах фронтов обычно составляет 90 – 120 дней.
В современных условиях, по данным учений и результатам специальных исследований, в случае применения сторонами ЯО, эвакуации в ТГЗ будут подлежать 30 — 45 % раненых и больных. При ведении операций с применением обычных видов оружия эти показатели могут равняться 50 — 70%.
На основании научно - исследовательских работ и учений проведенных Минздравом СССР, структуры вероятно входящего потока раненых и больных, с учетом современных достижений науки и требований по специализированному лечению боевой патологии и по согласованию с Минобороной в 1986 году были утверждены новые виды и штаты ТГЗ.
ТГЗ подразделяются сейчас на шесть типов:
А). 4-е многопрофильных госпиталя (базовый, нейрохирургический, травматологический, терапевтический).
Б). 2-а узкоспециализированных госпиталя (кожно-венерологический и туберкулезный).
Коечная емкость ТГЗ установлена в объемах 400, 500 и 600 коек.
В составе всех ТГЗ планируются к развертыванию следующие основные отделения:
приемное отделение,
отделения анестезиологи и реанимации,
физиотерапевтическое,
рентгеновское,
лабораторное,
лечебной физкультуры.
Кабинеты:
функциональной диагностики,
эндоскопический.
Кроме этого некоторые госпиталя развертывают:
1. Базовый ТГ:
подвижное сортировочно - эвакуационное, хирургические (торакальное, абдоминальное, гнойной хирургии, нейрохирургическое, травматологическое, ожоговое, стоматологическое, гинекологическое), реанимации и интенсивной терапии, терапевтические отделения.
2. Нейрохирургический ТГ:
нейрохрургические, отоларингологическое, офтальмологическое, челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, хирургическое с операционными блоками, психоневрологическое отделения.
3. Травматологический ТГ:
ожоговое, травматологические, хирургическое, гнойной хирургии, челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, хирургическое с операционными блоками, психоневрологическое отделения.
4. Терапевтический ТГ:
кардиологическое, пульмонологическое, инфекционные, неврологическое, гастроэентерологическое, психиатрическое, психоневрологическое, общетерапевтические, хирургическое, стоматологическое отделения.
5. Кожно-венерологический ТГ:
кожно-венерологические, хирургическое (с операционным блоком), стоматологическое, терапевтическое отделения.
кабинеты: лазерной терапии.
6. Туберкулезный ТГ:
туберкулезные отделения, легочно-хирургическое, для больных костно-суставным туберкулезом, для больных урогенитальным туберкулезом, хирургическое (с операционным блоком и стерилизационной), стоматологическое отделения.
На ТГЗ возлагаются следующие задачи:
прием, медицинская сортировка и санитарная обработка поступающих раненых и больных, дезинфекция, дезинсекция и дезактивация их вещей, обмундирования и доставившего их транспорта;
своевременное медицинское обследование поступивших раненых и больных, оказание им специализированной медпомощи, лечение до определившихся исходов и медреабилитация;
проведение военно-врачебной экспертизы, и совместно с органами МСЭК медико-социальной экспертизы всех увольняемых из ВС;
своевременная выписка из госпиталей раненых и больных по выздоровлении или перевод их по медпоказаниям в другие ТГ или реабилитационные центры;
подготовка к эвакуации раненых (Б), подлежащих переводу в другие ЛУ;
организация охраны госпиталя, а также его защиты от ОМП;
материально-бытовое обеспечение раненых и больных;
ведение медицинского, материального и финансового учета и отчетности;
проведение специальной подготовки личного состава госпиталя;
На базовые ТГ— кроме того, возлагается:
— развертывание силами подвижного сортировочно-эвакуационного отделения на железнодорожных станциях, в портах и аэропортах эвакуационных приемников и организация разгрузки прибывающих санитарных транспортов;
-
прием, медицинская сортировка, временное размещение и подготовка к дальнейшей эвакуации раненых и больных, подлежащих лечению в других ТГ, и организация их доставки в эти госпитали;
оказание неотложных мероприятий квалифицированной медпопмощи поступившим непрофильным раненым и больным, находящимся в нетранспортабельном состоянии, их временная госпитализация и лечение до восстановления транспортабельности.
Для обеспечения гарантированного развертывания ТГЗ (и СФЗ в целом) в период мобилизации и выполнения задач по предназначению в ВВ необходима их заблаговременная подготовка в мирное время.
В ходе мобилизационной подготовки решаются следующие основные вопросы:
1. Комплектование СФЗ личным составом;
2.Материальное, техническое и финансовое обеспечение СФЗ;
3.Отвод, приспособление и оборудование зданий, предназначаемых для развертывания СФЗ.
Комплектование ТГ личным составом.
Комплектования ТГ личным составом осуществляется в соответствии с существующими штатами:
а) специалистами из числа граждан, пребывающих в запасе и работающих в мирное время в организациях-исполнителях.
б) гражданами, пребывающими в запасе и состоящими на общем воинском учете.
в) специалистами из числа граждан, не состоящих на воинском учете и
работающих в мирное время в организациях-исполнителях.
г) гражданами, не состоящими на воинском учете, путем их найма на работу в период мобилизации и в ВВ на штатные должности ТГ.
Комплектование ТГЗ личным составом запаса осуществляется военными комиссариатами соответствующих территорий по согласованию с Минздравом.
На граждан, выполнение служебных обязанностей которых будет связано с секретными сведениями, военными комиссариатами производится оформление соответствующего допуска.
На укомплектование ТГ не предназначаются граждане:
имеющие неснятую или непогашенную судимость;
забронированные в порядке, определенном Правительством.
признанные временно не годными к военной службе по состоянию здоровья;
занятые постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой и т.д., нуждающимися по состоянию здоровья в постоянном уходе либо являющимися инвалидами 1 группы;
матери, которые имеют четырех и более детей в возрасте до 8 лет и воспитывают их без мужа;
члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы.
Материальное, техническое и финансовое обеспечение ТГ.
Номенклатура и количество вооружения, техники и других материальных средств ТГ определяются их штатами и табелями к штатам, а также нормами обеспечения (снабжения), утвержденными МЗ и МО.
ТГ в период мобилизации и в военное время обеспечиваются Минобороной:
стрелковым вооружением и боеприпасами,
средствами защиты,
инженерной техникой и средствами заправки и транспортирования горючего (военных образцов),
имуществом продовольственной службы,
вещевым имуществом,
техникой связи,
автомобильным и гужевым транспортом,
печатями, штампами, бланками служебных документов,
документами учета и отчетности медслужбы и служб тыла.
Обеспечение излечившихся военнослужащих воинскими перевозочными документами для следования к месту дальнейшего назначения после выписки из госпиталя осуществляется военными комиссариатами или закрепленными войсковыми частями.
МО в период мобилизации и в военное время безвозмездно выделяет продовольствие и обменный фонд обмундирования для обеспечения раненых и больных военнослужащих, находящихся на лечении в тыловых госпиталях.
МЗ, органы исполнительной власти субъектов РФ в период мобилизации и в военное время обеспечивают ТГ:
медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом,
специальной техникой, оборудованием,
топливом и ГСМ,
другими матсредствами в соответствии с утвержденными штатами и табелями к ним.
Финансирование ТГ в период мобилизации производится ФОИВ и организациями по сметам расходов, которые разрабатываются в мирное время.
Гражданский персонал ТГ продовольственными пайками и военным обмундированием не обеспечивается.
Отвод, приспособление и оборудование зданий, предназначаемых для развертывания СФЗ.
Здания, сооружения, коммуникации, земельные участки для ТГ предоставляются органами исполнительной власти (ОИВ) субъектов РФ и органами местного самоуправления.
В первую очередь для размещения ТГ отводятся здания и помещения
ЛПУ (госпитали ветеранов войн, больницы, санатории, дома отдыха, профилактории и т.д.) и прилегающая к ним территория.
В исключительных случаях отводятся здания и помещения учебных заведений,
гостиниц,
других учреждений, требующие минимальных затрат для их приспособления в период мобилизации и в военное время.
В период мобилизации и в военное время отведенные для развертывания ТГ здания, сооружения, земельные участки, транспортные средства, имеющийся запас топлива, твёрдый и мягкий инвентарь, средства связи и энергоснабжения, а также другие материальные средства передаются организацией-владельцем здания в ведение начальника ТГ по акту приема-передачи с указанием в нем стоимости передаваемого имущества.
Вопрос № 4 «Предназначение, задачи и организация обсервационных пунктов (ОП). Порядок обсервации».
В годы ВОВ, войска действующей армии не стали источником заражения и распространения эпидемических заболеваний среди населения.
На возможных путях заноса инфекционных заболеваний в войска действующей армии, была создана эффективная система противоэпидемических барьеров.
Роль первого противоэпидемического барьера выполняла
медслужба запасных полков и бригад, пополнявших войска по мобилизации и отдельных дорожно-эксплуатационных батальонов.
Вторым противоэпидемическим барьером были обсервационные пункты НКЗ СССР, а также СКП Санитарной службы Красной Армии.
В соответствии с директивой ГШ от 14 июля 1941 года на 17 крупных железнодорожных узлах были сформированы и развернуты обсервационные пункты Наркомздрава СССР.
Санитарным управлением Красной Армии были разработаны и направлены в войска «Указания по противоэпидемиологическому обеспечению движущихся воинских контингентов».
За годы, прошедшие после ВОВ принципиальных изменений в порядке формирования, использования обсервационных пунктов не произошло.
Обсервационные пункты здравоохранения РФ предназначены для:
Временной изоляции и обсервации следующих по железнодорожным, водным и воздушным путям сообщения воинских контингентов при их эпидемическом неблагополучии,
Выполнения функций противоэпидемических барьеров по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний в войсках и среди населения.
Данные пункты формируются при объявлении мобилизации или по особому распоряжению Правительства, приписываются к местным (распределительным) ЭП (МЭП), которые осуществляют оперативное руководство и контроль за их работой.
Непосредственное руководство обсервационными пунктами осуществляют отделы (секторы) по руководству СФЗ органов управления здравоохранением субъектов РФ.
На обсервационные пункты возлагаются следующие задачи:
прием, полная санитарная обработка воинских контингентов, поступающих в обсерватор, с обязательной дезинфекцией обмундирования и других вещей;
медицинское наблюдение за обсервируемым личным составом с целью своевременного выявления инфекционных больных, их изоляция и госпитализация в ближайшие инфекционные больницы (отделения);
лабобследования с целью выявления бактерионосителей (по показаниям);
проведение по эпидпоказаниям профилактических прививок;
материальное обеспечение обсервируемых и выплата им денежного довольствия за время пребывания в обсерваторе;
проведение санитарно-просветительной и культурно-досуговой работы;
организация заключительного медицинского осмотра и санитарной обработки обсервируемых по окончанию обсервации.
Обсервационный пункт состоит из:
управления;
приемно-диагностического отделения с изолятором на 50 коек,
бактериологической лаборатории,
дезинфекционного отделения);
подразделений обеспечения (аптеки, столовой, склада и хозяйственного отделения).
Всего личного состава - 77 человек, из низ 3 в/сл. Имеет 3 ед. техники.
Здания для обсервационного пункта отводятся заблаговременно в мирное время вблизи от железнодорожных станций, портов, пристаней, аэродромов, стратегических автомобильных дорог и приспосабливаются в соответствии с общими требованиями.
При отводе зданий под обсервационные пункты, предусматриваются помещения для временного размещения воинских контингентов, подлежащих обсервации на 2000 человек.
Порядок обсервации.
Обсервации подвергаются воинские контингенты, (следующие по железнодорожным, водным и воздушным путям сообщения), при наличии среди них более 2% однородных или 5% разнородных инфекционных заболеваний, а также при обнаружении хотя бы одного случая опасных высококонтагиозных заболеваний (ООИ).
Воинские контингенты подлежат обсервации распоряжением командующего войсками военного округа, по территории которого следуют воинские транспорты, по представлению начальника медслужбы округа.
На основании донесений начальника эшелона, командира воздушного, морского судна, начальника аэродрома, порта.
Распоряжение о задержке воинского транспорта и направление его на обсервацию дается коменданту станции (аэропорта, порта) и нач. гарнизона.
Одновременно ставится в известность соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ, его орган управления здравоохранением и управление эвакуационного пункта (местного или распределительного), к которому приписан обсервационный пункт.
Орган управления здравоохранением субъекта РФ приводит обсервационный пункт в состояние готовности к работе.
Для приема эшелона на обсервацию назначается комиссия в составе:
представителя штаба военного округа,
начальника обсервационного пункта,
гарнизонного врача,
начальника эшелона,
врача эшелона,
представителя органа управления здравоохранением субъекта РФ.
Комиссия составляет акт в двух экземплярах о санитарно— эпидемиологическом состоянии эшелона.
После приема воинского эшелона на обсервацию производится медосмотр всего обсервируемого личного состава с привлечением медсостава эшелона.
Инфекционные больные (с выраженной клиникой заболевания) направляются в стационарные ЛУ, выделяемые для этой цели органом управления здравоохранением субъекта РФ.
Больные с подозрением на инфекционное заболевание помещаются в изолятор.
Весь остальной личный состав эшелона подвергается полной санитарной обработке, после чего размещается в специально предназначенных зданиях. Лица, бывшие в контакте с больными, размещаются изолированно.
Дезинфекция транспортных средств, на которых следовали обсервируемые, производится по распоряжению ведомственной медслужбы ее силами и средствами.
Санитарная обработка обсервируемого личного состава проводится силами и средствами обсервационного пункта. Все обсервируемые подвергаются ежедневному медицинскому осмотру и термометрии.
Срок обсервации устанавливается в зависимости от характера инфекции начальником медицинской службы военного округа (фронта).
После отправки обсервируемрого личного состава помещение ОП, а также все оборудование подвергается тщательной уборке и дезинфекции силами и ср-ми обсервационного пункта.
Расформирование обсервационного пункта проводится в порядке, установленном для специальных формирований здравоохранения РФ.
Заключение
Приведенные выше данные лекции свидетельствуют о том, что СФЗ, а именно ТГ, обсервационные пункты, а так же органы управления эвакуации (РЭП, МЭП), были иостаются важным звеном в системе медицинского обеспечения войск в крупномасштабной войне и не утратили своего значения в современных условиях.
Совершенствование медицинской науки и техники, способов и методов лечения современной боевой патологии предопределяет совершенствование организационной структуры СФЗ, их мобилизационной подготовки.
|