Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Сухомлинский Методика воспитания коллектива. Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива (или в другом переводе Методика воспитания коллектива)



Скачать 3.03 Mb.
Название Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива (или в другом переводе Методика воспитания коллектива)
Анкор Сухомлинский Методика воспитания коллектива.doc
Дата 12.04.2017
Размер 3.03 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Сухомлинский Методика воспитания коллектива.doc
Тип Документы
#347
страница 21 из 21
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21

Боец страстный и темпераментный


Я встречался с ним десятки раз. Слушал выступления на совещаниях, узких и широких. Сейчас не всегда уже восстановишь, что было предметом его речи. Уже не вспомнишь, когда именно он высказывал ту или иную мысль. И хоть слушал я Василия Александровича Сухомлинского много раз, а запомнился он мне... спрашивающим. При первой встрече, в кругу коллег, во время перерывов в заседаниях, в президиуме. Вопросы, вопросы и вопросы. "Думаете, что давать специальность в средней школе надо? А почему, а скольким профессиям можете обучать; возможно, человеку они не подходят? Значит, считаете, что не следует увлекаться ранней профессионализацией, а как же тогда приобщить их к производительному труду, ведь немыслимо, чтобы до семнадцати лет включительно человек не принимал участия в общественном производстве? Или это нормально? Общество обойдется? Но ведь для самого человека это хорошо или плохо?" И т. д. Не уставая, он был готов задавать вопросы и слушать ответы всех, кто присутствовал при этом разговоре. А в следующий раз - другие, а иногда те же вопросы в более углубленной, более тонкой, вызывающей желание спорить редакции. Я никогда не замечал в этом постоянном потоке вопросов чего-то нарочитого. Нет, самым увлеченным человеком в этом диалоге всегда был сам Василий Александрович.

Когда я впервые читал эту книгу, изданную на украинском через год после его смерти, а теперь выходящую на русском языке, я как бы снова встретился с живым Василием Александровичем Сухомлинским; мне казалось, что я даже слышу голос его: "Как вы думаете, можно сейчас в обычной школе повторить организационную структуру коммуны Макаренко? Отчего вы смеетесь? Я недавно читал, что это делают, и пишут, что успешно. Не согласны? А какая у вас структура взаимоотношений между классными коллективами, внутри их? А вы довольны ею?"

Спрашивать было его увлечением. Очевидно, во время ответов на вопросы он проверял свою позицию по этим вопросам, может быть, уточнял ее, возможно, даже от чего-то отказывался, в чем-то укреплялся и т. п. Думаю, что та публицистическая страстность, которая отличает все написанное В. А. Сухомлинским, шла в какой-то мере от того, что многое у него рождалось в спорах, а не в кабинетной тиши раннего утра, как кое-кто себе представляет, услышав, что Сухомлинский вставал в четыре часа утра и шел в кабинет работать.

Нет, он не был кабинетным ученым. Он был боец, страстный и темпераментный, увлекающийся до противоречия самому себе, хотя эта противоречивость на поверку очень часто оказывается только кажущейся. Противоречивость эта объясняется тем, что Сухомлинский был бесстрашен в ходе своих мыслей и шел в своих рассуждениях до конца, не боясь того, что его мнение может расходиться с общепринятым. На него еще при жизни нападали за то, что он якобы умаляет роль коллектива в угоду личности, а он и в этой книге, проникнутой идеей коллективизма в воспитании подрастающего поколения, предостерегает: "Вообще, берегите коллективное осуждение на тот крайний случай, который (пусть вам посчастливится работать без него десятилетия), может, никогда и не встретится" Прочитав эти слова, кое-кто может снова закричать об умалении роли коллектива. Нет и тысячу раз нет! Может быть, еще никто так высоко не ценил коллектив, не относился к нему так, как В. А. Сухомлинский. Но коллектив для него был всегда не средством дисциплинарного, грубо говоря, воздействия на провинившегося ученика, а необходимым условием, средством всестороннего развития и духовного обогащения личности. Именно такой коллектив был предметом заботы и постоянных размышлений выдающегося педагога. И если каждая появляющаяся сейчас его книга становится событием в жизни не только учительской общественности нашей страны, но и в жизни всех, кто интересуется вопросами воспитания подрастающего поколения, то выход книги "Мудрая власть коллектива" - явление вообще очень отрадное и радостное. И потому, что это одна из последних книг выдающегося педагога, выдающегося ученого, написанная им в последние годы жизни, а значит, вобравшая в себя мысли и чувства, которые явились итогом многолетних и многолетних раздумий над вопросами школьной жизни; и потому, что книга имеет своим содержанием один из самых сложных и очень важных вопросов педагогики и школьной практики - взаимоотношения и взаимовлияние коллектива и личности.

Известно, что вопросы эти интересовали В. А. Сухомлинского все время его работы в школе. Коллектив учителей, коллектив учащихся, коллектив родителей были предметом постоянного и пристального внимания ученого. Им посвящено несколько книг, десятки статей. Нынешняя книга особая. В ней исследуются закономерности становления и развития общешкольного коллектива. "Школьный коллектив - это не только ученики школы. Он включает в себя также педагогический персонал. Ученический и педагогический коллективы - отдельные объединения, которые живут своей жизнью, каждый из них имеет свои закономерности становления и развития. Между ними нельзя провести какой-либо резкой границы, они не отделены друг от друга какой-то стеной, они в своем единстве представляют школьный коллектив, вместе с тем они и не сливаются в единое целое... Школьный коллектив - это школа гражданства, в которой формируются качества активного участника коммунистического строительства, образно говоря, это то гнездо, из которого птенец отправляется в самостоятельный полет", - говорит педагог.

Дав такую заявку, Василий Александрович Сухомлинский глубоко раскрывает сущность школьного коллектива и принципы его воспитания, определяет идейно-гражданское содержание как основу жизни и развития коллектива. Основную ценность книги представляет глубокое раскрытие воспитательного влияния коллектива на личность. Нельзя, читая этот раздел, не удивляться глубине проникновения автора в самые тончайшие нюансы человеческих взаимоотношений, богатству и разнообразию педагогических наблюдений.

Четвертая глава книги - "Личность учителя, педагогический коллектив и коллектив воспитанников" - оставляет исключительно сильное впечатление. Читая строки о мудрой власти учителя, проникаешься глубоким уважением к великому педагогу и не можешь не чувствовать глубокого волнения от понимания, насколько ты, учитель, ответствен за каждого ученика: "От педагога зависит, чем станет сердце ребенка - нежным цветком или засушенной корой".

Достоинство книги не только в глубоком и убедительном раскрытии методики воспитания коллектива, не только в публицистическом пафосе, трогающем сердце каждого учителя, но и практичности книги, если так можно выразиться, понимая под этим бесчисленное количество разнообразных ситуаций, их анализ и тысячи советов умудренного жизнью и десятилетиями педагогического труда человека.

На стол учителя и каждого, кто интересуется коммунистическим воспитанием подрастающего поколения, легла еще одна книга В. А. Сухомлинского. Нет сомнения, что она вызовет глубочайший интерес. Можно не соглашаться с какими-то частными мыслями, конкретными выводами из анализа конкретных ситуаций - такие выводы и не могут быть однозначными, как неоднозначно понимание нами этих ситуаций. Основной же пафос книги, заключающийся в высоком и справедливом понимании сущности коллектива, взаимоотношений личности и коллектива, в уважении к человеку и вере в него, будет с удовлетворением принят каждым, кому дороги судьбы нашей советской школы.

Н. И. КОДАК, директор Павлышской средней школы имени В. А. Сухомлинского
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21
написать администратору сайта