Чтобы умело осуществлять педагогически продуманный учебно-воспитательный процесс в школе, каждому учителю, воспитателю, директору школы, организаторам внеклассной и внешкольной работы следует найти основные принципы воспитания школьного коллектива - те научные основы, которыми необходимо руководствоваться в практической деятельности.
Многолетняя практика убеждает, что в основе воспитания школьного коллектива лежат следующие принципы:
Коммунистическая идейность. В многогранных отношениях, в труде, в мыслях школьный коллектив должен отображать коммунистические идеалы, жить тем, чем живет наш советский народ. Коммунистическая идейность становится движущей силой коллектива только при единстве, гармоническом слиянии деятельности, мысли, чувств, переживаний. Это единство - первоисточник и важнейший стимул формирования стойких идейных убеждений коллектива и каждой личности.
Единство идейной и организационной основ школьного коллектива. Это совместная деятельность комсомольской и пионерской организаций, руководящая роль партийной организации, коммунистов в определении содержания и форм работы школьного коллектива. Воспитание школьного коллектива, по существу, состоит в том, что в школе идейно стойкие, духовно богатые, умудренные жизненным опытом люди - представители старшего поколения, коммунисты но убеждению - учат молодое поколение жить. Учить жить - это сложнейшая и очень тонкая наука. Ее азбучные истины: что будет делать каждый воспитанник не только завтра, но и через год, через пять лет; знать, что лежит в основе общения человека с человеком, какие духовные богатства приобретет человек в коллективе и привнесет в коллектив.
Руководящая роль педагога-коммуниста. Коллектив как воспитывающая сила существует лишь постольку, поскольку в нем есть направляющая, руководящая мудрость старших товарищей - мудрость, одухотворенная благородными коммунистическими идеалами. Коллектив становится воспитывающей силой лишь в том случае, если он одухотворен моральным богатством, интеллектуальной многогранностью, житейской мудростью, коммунистической убежденностью руководителя школы - директора. Не может быть и речи о коллективе как воспитывающей силе там, где директор работает в школе год-два. Коллектив невозможен и там, где низок уровень педагогической культуры, всей учебной и воспитательной работы. Чтобы руководить коллективом и давать правильное направление его деятельности, руководитель школы и все воспитатели обязаны хорошо знать психические, духовные, интеллектуальные особенности каждого ребенка.
Богатство отношений между учениками и педагогами, между учениками, между педагогами. Общность, многообразие переплетающихся интересов воспитателей и воспитанников, общее удовлетворение духовных потребностей, взаимное обогащение и постоянная передача духовных богатств - вот непременные черты школьного коллектива. Не надо забывать, что в школе ребенок не только учится. В школе он живет. Если воспитатели забывают эту истину, учеба для школьника становится тяжким бременем. Там, где учеба - лишь одна из составных частей многогранной духовной жизни, - она для ребенка приятна и увлекательна. Коллектив живет богатой, полноценной духовной жизнью тогда, когда в нем есть идейные, гражданские, интеллектуальные, трудовые, эстетические отношения. Повторяю: отношения. Школа должна, как магнит, притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. Только при этом условии и учеба сможет притягивать, как магнит.
Ярко выраженная гражданская сфера духовной жизни воспитанников и воспитателей. Учитель и ученики должны встречаться не только в классе: школьник - за партой (он приобретает знания, отвечает на вопросы учителя, получает оценки), педагог - за учительским столом (он дает знания, ставит вопросы ученику, выставляет оценки). Если существует только эта сфера отношений, то школьный коллектив не сможет быть воспитывающей силой. Учитель и ученик должны взаимодействовать и как два гражданина - лишь при этом условии они могут быть воспитателем и воспитанником. Школьная жизнь должна быть такой, чтобы в ней всегда действовала система ответственности человека за человека, ответственности человека перед обществом. Человек - коллектив - общество - вот та система взаимоотношений, благодаря которой коллектив становится силой, воспитывающей активного общественного деятеля, очень чуткого к гражданственным, общественным проблемам, гражданина, живущего интересами и помыслами страны. Характерным признаком настоящего коллектива являются правильно организованные гражданские отношения, тогда личность, человек ощущает себя один на один с обществом, видит конкретное, наглядное проявление общественных интересов, проблем и сознательно выбирает путь борьбы за эти интересы. Именно такая борьба и является общественной деятельностью, которая создает высшие, особые взаимоотношения между воспитателем и воспитанником - отношения идейного единомыслия, отношения союзников и братьев по борьбе.
Самодеятельность, творчество, инициативакак особые грани проявления разнообразных отношений между членами коллектива. Сделаем оговорку: самодеятельность - это не стихия. Без целенаправленного, идейного педагогического, родительского руководства в коллективе настоящая самодеятельность невозможна. Смысл ее состоит в накоплении в себе идейного, духовного, морального, интеллектуального богатства для влияния на другого человека. Только при активном участии каждого члена коллектива в процессе воспитания возможны настоящая самодеятельность, творчество, инициатива.
Постоянное умножение духовных богатств, особенно идейных и интеллектуальных. Это, по нашему мнению, вообще одна из тончайших проблем той сферы воспитательной работы, где сталкиваются обучение и воспитание.
Богатство мыслей, убеждений зависит, естественно, от объема знаний, приобретенных во время учебы. Но если эти богатства исчерпываются только тем, что узнает ученик на уроках и из учебника, духовный мир его будет неполным. Идейно обогащается он главным образом в активной общественной деятельности коллектива и личности. Идейный уровень не должен отставать от образовательного уровня, а, наоборот, должен всегда опережать его.
Иначе говоря, важным условием воспитания школьного коллектива является непрестанное умножение интеллектуальных богатств. От того, о чем думают воспитанники, какие интересы их волнуют, как утверждается и развивается потребность в знаниях, какое место в жизни коллектива занимают отношения, основанные на интеллектуальном общении, - от этого зависят дух школьной жизни, воспитывающая сила коллектива. Ведь весь смысл школьной жизни - это воспитание способности самостоятельно мыслить, размышлять. Постоянно жить глубокой интеллектуальной, духовной жизнью, утверждаться в убеждениях, воспитывать самого себя в духе уважения к знаниям - все это требует от человека больших усилий. Опыт убеждает, что источником этих усилий является интеллектуальная жизнь коллектива, непрестанное умножение умственных богатств в отношениях между учениками, между учителями и учениками, - в тех отношениях, которые выходят за рамки уроков, учебников.
Гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний.Воспитывающая сила коллектива в большой мере зависит от того, какие интересы и духовны'' потребности воспитываются у школьников и гармонируют ли они с их желаниями, особенно с желаниями подростков и юношей-старшеклассников. В классах, кружках, пионерских отрядах и комсомольских организациях необходимо вести кропотливую работу, направленную на воспитание у учеников интереса и потребностей, необходимых для всестороннего развития личности, удовлетворение которых делает счастливыми и человека и общество. Гармония в воспитании коллектива достигается лишь при тех условиях, когда желания человека вырастают и утверждаются на почве высокоморальных и умственных интересов и потребностей. Большой вред нашему обществу наносит то, что во многих школах, профессионально-технических училищах, институтах, молодежных рабочих коллективах нарушается гармония между интересами и потребностями, с одной стороны, и желаниями - с другой. Иначе говоря, интересы и потребности формируются здесь стихийно и связываются они главным образом с развлечениями. Если в коллективе господствует стремление к развлечениям, духовная жизнь подростков, особенно юношей и девушек, становится убогой, ограниченной. Древние говорили: «Если хочешь погубить человека - дай ему все, что он хочет». Это действительно так.
Создание и заботливое сохранение традиций, передача их от поколения к поколению как духовного достояния.Традиции, на наш взгляд, можно сравнить с сокровищницей, куда каждое поколение вносит свой маленький ценный вклад. Из крохотных собираются огромные сокровища. Большое искусство и мастерство, горячее сердце и холодная мудрость нужны для того, чтобы эти сокровища не транжирились, а умело использовались в духовной жизни будущих поколений; при этом следует заботиться о том, чтобы сокровищница постоянно обогащалась новыми ценностями.
Идейное, интеллектуальное, эстетическое богатство взаимоотношений между школьным коллективом и другими коллективами нашего общества.В школе должен быть духовно богатый коллектив единомышленников и соратников, для которых труд во имя общего блага является содержанием их жизни. Учиться жить, бороться за коммунизм молодой человек может только на примере жизни и борьбы трудового коллектива, для членов которого личное счастье открывается именно в борьбе за счастье общества.
Эмоциональное богатство коллективной жизни.В практической работе мы добиваемся того, чтобы каждый член коллектива переживал высшую человеческую радость - радость творения для людей, непрестанного накопления внутренних духовных богатств, радость осознания, что тебя ценят и уважают люди. Важное условие успешного воспитания мы усматриваем в том, чтобы каждого ученика тянуло к коллективу, чтобы коллектив был средой, в которой можно показать себя во всей красоте и величии.
Суровая дисциплина и ответственность личности за свой труд, поведение.Одной из граней педагогического мастерства является умение создать в коллективе такие взаимоотношения, при которых человек дорожил бы честью коллектива, понимал и чувствовал, что такое «можно», «нельзя», «нужно». Мы считаем очень важным создать в коллективе такие трудовые, товарищеские, творческие условия, где человек ставил бы требования сам перед собой, чувствовал ответственность перед обществом и на этой основе осознавал ответственность перед собственной совестью. Ответственность перед самим собою, перед собственной совестью формируется на основе ответственности перед обществом. Но нельзя воспитывать так, чтобы на каждом шагу своей жизни молодой человек ощущал опеку со стороны коллектива. Конечно, цель воспитания заключается в том, чтобы коммунистическая дисциплинированность стала чертой, присущей молодому человеку всегда; особенно тогда, когда он остается наедине с трудностями, с необходимостью преодолеть их.
Такими принципами руководствуются педагоги Павлышской школы в воспитании школьного коллектива.
|