1.7. Освоение педагогами современных технологий
Однозначно можно сказать, что чем большим количеством технологий овладел педагог, тем более профессиональным и обоснованным будет его выбор, а учащиеся освоят различные роли и способы деятельности. Чем больше технологий использует в своей деятельности педагог, тем интересней для него педагогическая работа, тем увлекательней познавательная деятельность учащихся, тем больше возможностей индивидуализировать образовательный процесс.
Имеющийся опыт работы с различными педагогическими коллективами позволяет условно выделить следующие этапы освоения технологий.
1. Мотивационное обеспечение, создание ситуаций, побуждающих педагогов к изменению стиля своей деятельности, осознанию необходимости постоянного поиска.
На этом этапе целесообразно использовать такие средства, как: показ привлекательных образцов, выступление авторитетных людей, совместное обсуждение проблем учебной деятельности с участием учащихся, анализ результатов работы, вскрывающий проблемы совершенствования педагогического мастерства педагогов.
Важным стимулом для изменения своей деятельности, перестройки образовательного процесса в школе и в вузе является введение новых стандартов, в основе которых лежат компетентностный и деятельностный подходы, а также идеи индивидуализации, построения индивидуальной образовательной траектории учащихся. В этой связи необходимо основательно изучить новые концепцию и стандарты ФГОС, выявить их принципиальное отличие от ранее действующей парадигмы, критически осмыслить свою деятельность, готовность заниматься обучением и воспитанием учащихся в новых условиях. Проведение различных тестов, методик, позволяющих определить характер педагогического мышления, готовности профессионально действовать в современных условиях, поможет педагогу осознать свои проблемы и настроиться на освоение принципиально новых технологий.
2. Психолого-педагогическая подготовка педагогов к знакомству с новыми технологиями, цель которой – сформировать у них современный взгляд на образовательный процесс, помочь им преодолеть некоторые педагогические стереотипы, снять психологические барьеры, затрудняющие развитие субъект-субъектных, диалоговых отношений с учащимися. С этой целью педагоги обсуждают различные подходы к обучению и воспитанию, в том числе два противоположных: социоцентрический и гомоцентрический. Сравнение двух подходов побуждает учителей к анализу собственной деятельности, к осмыслению своих возможностей для изменения позиции во взаимодействии с учениками. С педагогами проводятся тренинги общения, организуются практические занятия по решению педагогических задач, просматриваются и анализируются видеозаписи фильмов, организуется рефлексивная деятельность. Затем им предлагается сформулировать конкретные задачи, связанные с формированием новой профессиональной позиции в образовательном процессе.
3. Освоение педагогами главных идей, которыми необходимо руководствоваться при освоении индивидуально-ориентированных технологий. Схематизированное знакомство с технологиями, формальное приобретение алгоритмов и техник ведет к их необоснованному применению, искажению их сущности и, соответственно, издержкам, которые снижают эффективность применяемых технологий. Так, освоение субъектно-ориентированных технологий, технологии педагогического сопровождения предусматривает понимание сущности, принципов диалогового взаимодействия, взаимодействия «на равных», формирования индивидуального маршрута учащегося, сопровождения индивидуальной образовательной деятельности и др. Способами освоения этих идей является анализ конкретных ситуаций, которые берутся из реальной практики, а затем осуществляется моделирование новых ситуаций под современные образовательные идеи. Например, рассматриваются ситуации целеполагания в традиционной системе обучения, а затем конструируются ситуации целеполагания при субъектно-ориентированном обучении, с учетом разных уровней субъектности обучаемого.
4. Освоение общих образовательных технологий. Освоить все существующие частные или локальные технологии невозможно, так как их много. Более того, само по себе количество изученных педагогом технологий не всегда ведет к развитию творчества и росту профессионализма. В то же время, глубокое понимание и освоение общих технологий позволяет специалисту на определенном этапе профессионального развития проектировать свои собственные технологии. В процессе анализа конкретных ситуаций, фрагментов занятий вместе с педагогами можно выявить алгоритм действий педагога и учащегося. Затем с учетом разных типов педагогического процесса целесообразно смоделировать общие технологии индивидуально-ориентированного обучения.
5. Освоение педагогами частных технологий. Анализ опыта убеждает в том, что целесообразно знакомить педагогов с частными технологиями, которые конкретизируют общую технологию, чтобы каждый учитель мог осознать возможность ее применения в процессе изучения конкретной дисциплины и в имеющихся условиях, ее соответствие своим личностным особенностям. С педагогами проводятся занятия, разъясняющие суть технологии, предлагаются техники и приемы, которые отрабатываются в практической деятельности. Целесообразно либо посетить занятия с использованием конкретной технологии, либо посмотреть видеозапись и организовать обсуждение. Лучше один раз увидеть, чем «сто раз» услышать.
Еще полезнее испытать технологию «на себе», побывав в роли учащегося в процессе ее освоения. Как мы неоднократно убеждались, только в этом случае педагоги осмысленно применяют технологию в своей практической деятельности. Так, например, технологию развития критического мышления через чтение и письмо, ее техники можно освоить через работу с текстом, в котором излагается эта технология. А при освоении технологии «Образ и мысль» можно провести модельный урок, а затем предложить учителям выявить функции, принципы, условия применения этой технологии в образовательном процессе.
6. Выбор педагогами одной или нескольких технологий для освоения (как правило, выбирают одну технологию). Опыт убеждает в том, что выбор технологий для дальнейшего использования в своей практической деятельности зависит от мастерства носителя информации о технологии, от того, как была представлена та или иная технология. Мы не выявили какой-либо тенденции в предпочтениях педагогов.
7. Применение отдельных техник и приемов технологии в сложившейся системе деятельности. Целесообразно начать освоение технологии с применения отдельных ее техник, методов, приемов, что позволит педагогу более детально подготовиться к нововведению в свою практику, а детям более естественно, без перегрузки приобщиться к выполнению нового для них вида работы. После того, как успешно освоен новый прием организации деятельности учащихся, можно вводить новый элемент или новую технику.
8. Более глубокое знакомство с выбранной технологией через отработку некоторой совокупности приемов, техник, а затем освоение всех пошаговых действий в процессе самостоятельного осмысления и поиска. Данный этап наступает тогда, когда педагог осознал полезность технологии, возможности применять ее, возникло желание выстраивать систему своей деятельности на основе конкретной технологии. В этом случае педагог начинает читать целенаправленно литературу, где освещена данная проблема, обращается к специалистам за консультацией, посещает занятия коллег, которые используют данную технологию. Использование и отработка отдельных техник и приемов технологии осуществляется в условиях сложившейся системы деятельности.
9. Построение учебного процесса на основе целостного использования технологии. В этом случае педагогу часто приходится выходить за рамки традиционной системы (классно-урочной), что требует соответствующей поддержки со стороны администрации образовательного учреждения. В зависимости от особенностей технологии и границ ее применения в ряде случаев целесообразно гибко перестраивать расписание, корректировать учебный процесс, учитывая особенности работы, которую выполняют учащиеся. Например, если педагог выстраивает систему проектной деятельности учащихся, то некоторые этапы ее предполагают организацию одновременно нескольких последовательных занятий, что потребует корректировки расписания. Презентация результатов проектной деятельности может выходить за рамки учебного процесса и осуществляться во внеучебное время.
10. Экспертиза опыта применения технологии специалистами. Задачи данного этапа: оценить грамотность и эффективность применения технологии; определить пути и способы совершенствования деятельности педагога; выявить возможность поддержки, обобщения и распространения опыта использования технологии в педагогическом коллективе. Экспертиза осуществляется в процессе посещения занятий, изучения результатов деятельности учащихся. На этом этапе педагог уточняет свои представления о технологии, более глубоко осознает ее суть, что приводит к внесению корректив, уточнений при ее дальнейшем использовании.
11. Совершенствование опыта применения технологии, предусматривающее изменение условий работы педагога и построения учебно-воспитательного процесса в целом. Как правило, использование индивидуально-ориентированных технологий приводит к необходимости отказаться от жесткой регламентации построения учебного занятия, а иногда и от классно-урочной системы, развитию внеучебной воспитательной работы.
12. Внесение в имеющуюся технологию своих собственных приемов, модернизация технологии. Это неизбежно происходит, если педагог работает творчески. У него возникает потребность разрабатывать свои техники и приемы.
13. Интеграция техник и приемов различных технологий. На данном этапе педагог приходит к осознанию того, что все индивидуально-ориентированные технологии имеют одну общую концептуальную основу и логику действий педагога и учащегося. Важно выбирать различные способы действий на каждом этапе деятельности с учетом возможностей и потребностей учащихся, выстраивая их индивидуальную траекторию.
14. Создание собственных авторских технологий. Это возможно, если педагог находится в постоянном творческом поиске, экспериментировании, анализирует результаты своей деятельности и достижения учащихся, обладает высоким уровнем креативности, интуиции и педагогического мастерства. В данном случае педагог нуждается в особой поддержке администрации, органов образования. Его опыт следует представить в виде статей и методических рекомендаций, а в ряде случае целесообразно включать в целенаправленную исследовательскую деятельность для написания диссертационной работы.
Естественно, предложенный вариант освоения технологии не является универсальным. Путь освоения технологии может завершаться шестым этапом, что чаще всего и происходит. Это обусловлено тем, что использование технологий, ориентированных на ученика как индивидуальность и личность, предусматривает выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика. В этом случае время обучения учащихся не может быть жестко регламентировано, как это предусмотрено в классно-урочной системе. Большая часть педагогов, не имея возможностей отказаться от традиционной системы, вынуждена использовать отдельные техники и приемы предлагаемых технологий. Таким путем можно придти к созданию собственных вариантов интерпретации известных образовательных технологий и побудить педагога к творчеству и поиску, что является одним из весьма важных результатов работы по освоению новых технологий.
Введение ФГОС второго поколения потребует использования индивидуально- (личностно-, субъектно-) ориентированных технологий с целью построения индивидуальной образовательной траектории учащегося.
Коллективное овладение новыми технологиями способствует созданию атмосферы поиска и экспериментирования в образовательном учреждении, эвристической среды, благоприятной для развития творчества и профессиональной активности педагогов и учащихся.
Использование технологий, ориентированных на ученика как субъекта собственной деятельности, предусматривает наличие у педагога способности к импровизации, мобильности, гибкости, умения постоянно развиваться и изменяться вместе со своими учениками.
1.8. Проблемы в освоении и использовании
педагогических технологий
Конечно, освоение и использование педагогических технологий обнажило ряд проблем. Назовем основные.
Проблема творчества. Четкое предварительное планирование и проектирование технологии учебно-воспитательного процесса изначально отрицает возможность творчества, как для учителей, так и для учеников. Учитель уже не может, оставаясь в рамках технологии, гибко реагировать на изменение ситуации в классе, учитывать особенности каждого ученика. Ученик, в свою очередь, не всегда может предложить свой, нетрадиционный, способ решения задачи, достижения поставленной цели. Жесткая технология предполагает соответствие цели полученному результату, творчество же, напротив, предполагает рассогласование цели и результата.
Проблема авторской позиции учителя. Эта проблема тесно связана с предыдущей. Она предполагает два вопроса:
1. Насколько авторские находки учителей могут быть включены в конкретную технологию, не повлияют ли они на ее результаты?
2. Когда педагогическое творчество каждого учителя может быть отнесено к технологиям, а когда оно остается на уровне собственного опыта педагога? Другими словами, смогут ли другие учителя так же успешно использовать авторские разработки?
-
Проблема дополнительных затрат времени и сил как при подготовке урока, так и при организации учебно-воспитательного процесса. Образовательные технологии требуют от учителя серьезной педагогической и психологической подготовки, существенного изменения профессионального мышления, разработки дидактических материалов, проверки промежуточных результатов и т.д. По данным исследований, учителям требуется больше времени на подготовку к занятиям, особенно на первых этапах применения некоторых технологий. На уроке с применением разнообразных технологических приемов, особенно если они направлены на получение каждым учеником собственного результата, также необходимы дополнительные временные затраты.
Проблема перестройки организации образовательного процесса. Использование современных педагогических технологий приводит к тому, что классно-урочная система вступает в противоречие с нововведениями, в частности, при использовании субъектно-ориентированных технологий, которые предусматривают построение индивидуальных образовательных маршрутов каждого ученика. В этом случае требуется более гибкое построение образовательного процесса в учреждении, но администрация, педагогический коллектив не всегда готовы к перестройке и принятию новых организационных решений.
Проблема управления использованием педагогических технологий. Каждый детский коллектив неповторим. Одни школьники готовы к деятельности в той или иной технологии, другие нет. Необходимо изучать подготовленность детей, совершенствовать образовательный процесс, используя адекватные технологии, координировать применение технологий в учреждении и конкретном детском коллективе. К сожалению, известны случаи, когда в одном и том же классе после соответствующих курсов повышения квалификации несколько учителей дружно начинали использовать одну и ту же технологию, что вело к перегрузке детей и отторжению ими даже весьма оригинальных и эффективных технологий. Каждая технология должна органично включаться в образовательный процесс учреждения и коллектива.
Материалы для выполнения
практических заданий
Основные определения понятия «педагогическая технология»9
«Педагогическая технология – это проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике» (В.П. Беспалько).
«Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.М. Монахов).
«Педагогическая технология – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса» (В.А. Сластенин).
«Педагогическая технология – систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования» (А.М. Воронин, В.Д. Симоненко).
«Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий» (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов).
«Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств (схем, чертежей, диаграмм, карт)» (Б.Т. Лихачев).
«Педагогическая технология – это последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников (В.С. Безрукова).
«Педагогическая технология – компонент педагогического мастерства, представляющий собой научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на ребенка в контексте взаимодействия его с миром с целью формирования у него отношений к этому миру, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму» (Н.Е. Щуркова).
Технология обучения – это «построение системы целей (от общих к конкретным) для достижения определенного результата развития ученика с высокой вариативностью использования методов, приемов, средств и форм организации обучения» (Т.В. Машарова).
«Образовательная технология – это комплекс, состоящий из: представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий» (В.В. Гузеев).
Отрывок из книги В.П. Беспалько «Слагаемые педагогической технологии» (М., 1989)
«В чем же состоит глубинный смысл технологической направленности педагогических исследований и разработок, а следовательно, и педагогической технологии в целом?
Во-первых, посредством педагогической технологии педагоги стремятся свести к минимуму педагогические экспромты в практическом преподавании и перевести последнее на путь предварительного проектированияучебно-воспитательного процесса и последующего воспроизведения проекта в классе. Это может быть: успешно сделано только в указанном выше контексте – на языке понятий «дидактическая задача» и «технология обучения».
Во-вторых, в отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, предназначенных для учителя, педагогическая технология предлагает проект учебно-воспитательного процесса, определяющий структуру и содержание учебно-познавательной деятельности самого учащегося. Если методическая поурочная разработка не может быть воспроизведена однозначно каждым учителем, то, как показал опыт программированного обучения, проектирование учебно-познавательной деятельности ведет к высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.
В современных условиях, когда компьютеризация педагогического процесса становится ближайшей перспективой, педагогическое проектирование – единственное условие его эффективной реализации.
В-третьих, существенная черта педагогической технологии - процесс целеобразования. Если в традиционной педагогике проблема целей не особенно волнует теоретиков и практиков, они задаются весьма нечетко, а степень их достижения определяется на глазок, то в педагогической технологии это центральная проблема, рассматриваемая в двух аспектах: 1) диагностичного целеобразования и объективного контроля качества усвоения учащимися учебного материала и 2) развития личности в целом.
Наконец, в-четвертых, благодаря представлению о предмете педагогической технологии как проекте определенной педагогической системы можно сформулировать важный принцип разработки педагогической технологии и ее реализации на практике – принцип целостности, структурной и содержательной, всего учебно-воспитательного процесса. Принцип целостности означает, что при разработке проекта будущей педагогической системы любого из видов образования необходимо достичь гармоничного взаимодействия всех элементов ПС как по горизонтали (в рамках одного периода обучения – четверти, семестра или учебного года), так и по вертикали – на весь период обучения. При этом недопустимо внесение изменений в один из элементов ПС, не затрагивая соответствующей перестройкой другие. К примеру, изменяя цели образования, оставляют неизменным его содержание и процессы обучения. Такие деформированные ПС нежизнеспособны, о чем свидетельствует богатая история бесконечного перекраивания школьных учебных планов и программ» (С. 12-13).
Отрывок из статьи В.А. Сластенина «Доминанта деятельности» (Народное образование. – 1997. – № 9. – С. 41-42)
«Понятие «технология» обладает регулятивным воздействием, которое состоит в том, что побуждает ученых и практиков: 1) находить основания результативной учебной деятельности;
2) строить ее на интенсивной, т.е. максимально научной, а не экстенсивной (ведущей к неоправданным затратам сил, времени, ресурсов) основе; 3) мобилизовать лучшие достижения науки и опыта, обеспечивающие требуемый результат; 4) опираясь на прогнозирование и проектирование, устранять вероятность коррекции в ходе учебного процесса; 5) в наибольшей степени информатизировать обучение и автоматизировать рутинные операции и т.д.
Технологичность становится сегодня доминирующей характеристикой деятельности учителя, означает переход на качественно новую ступень эффективности, оптимальности, наукоемкости образовательного процесса. «Технология не дань моде, а стиль современного научно-практического мышления» (В.В. Сериков). Технологичность – это показатель радикального повышения уровня инструментальности, технической вооруженности образовательной деятельности. В технологии максимально отражаются объективные законы предметной сферы, обеспечивающие полное соответствие результата поставленным целям. Однако операциональная сторона педагогической (в отличие от материальной и технической) деятельности не может быть отделена от ее личностно-субъективных параметров, а рациональный аспект – от эмоционального. Субъективность, отсроченность, вариативность результата не позволяют обеспечить такой же уровень его предсказуемости и гарантированности, как в инженерно-технических областях.
Вокруг понятия образовательной технологии во всем мире ведутся серьезные дискуссии, не позволяющие дать ему однозначное определение. В качестве основных характеристик педагогической технологии называют ее системность, концептуальность, научность, интегративность, гарантированность результата, воспроизводимость, эффективность, качество обучения, его мотивированность, новизну, алгоритмичность, информационность, оптимальность.
При подобном многообразии небесспорных характеристик требуется выделить инвариантный сущностный признак технологии, которым, на наш взгляд, следует считать ее законосообразность. Технология – это педагогическая деятельность, максимально реализующая в себе высокие законы обучения, воспитания и развития личности и потому обеспечивающая ее конечные результаты. Чем полнее постигнуты и реализованы эти законы, тем выше гарантия успеха. Критерию законосообразности должны отвечать все ведущие признаки технологии. Например, о воспроизводимости технологии можно говорить лишь в той степени, которая соответствует закономерностям индивидуальности, субъективности участников образовательного процесса. Системность и информационность технологии, в свою очередь, не могут противоречить авторской, креативной, импровизационной природе обучения.
Учитывая это, некоторые авторы (В.В. Сериков и др.) предлагают следующее рабочее определение. Технология обучения – это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая значительно более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем традиционные способы обучения.
С нашей точки зрения, педагогическая технология – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса.
В качестве критериев технологичности деятельности учителя могут быть выделены следующие:
– диагностично заданная цель, т.е. корректно измеримые понятия, операции, деятельность, освоенные учащимся, как ожидаемый результат обучения и способы его диагностики;
– представление изучаемого содержания в виде системы познавательных и практических задач с ориентирами и способами их решения;
– достаточно жесткая логика этапов усвоения материала;
– адекватная предыдущим параметрам система способов взаимодействия на каждом этапе участников учебного процесса друг с другом и с информационной техникой;
– личностно-мотивированное обеспечение деятельности ученика и учителя (свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный и профессиональный смысл);
– указание границ допустимого отступления от правило-сообразной (алгоритмической) и от свободной, творческой деятельности учителя;
– применение в учебном процессе новейших средств и способов представления информации.
Исследования показывают, что основа разработки личностно-ориентированных педагогических технологий – это диалогический подход, означающий субъектное взаимодействие и увеличение меры свобод участников образовательного процесса, самоактуализацию и самопрезентацию личности ученика. Технологии этого типа предусматривают установление личностно-равноправных позиций субъектов: учитель не столько учит, сколько стимулирует ученика к развитию, создает условия для его самодвижения.
Эффективность технологии существенно зависит от того, насколько полно представлен в ней человек во всей его многогранности, как учтены его психолого-профессиональные особенности, перспективы их развития или угасания. Отсюда главенство субъектно-смыслового обучения, диагностирования личностного развития, ситуационного проектирования, смыслопоискового диалога, включения учебных задач в контекст жизненных проблем.
В основе разработки образовательных технологий лежит проектирование высокоэффективной учебной деятельности учащихся. В самом общем виде оно включает в себя:
описание измеримого ожидаемого результата обучения (степень владения понятиями, способами деятельности, особенности интеллектуального развития и т.п.);
характеристику психических процессов (ориентировочных, логических, креативных, эмоциональных, смыслотворческих и др.), которые необходимо актуализировать для достижения поставленных образовательных целей;
-
обоснование содержания деятельности, стимулирующей требуемые психические процессы; конструирование ситуаций общения, дающих нужный познавательный и практический опыт;
представление учебного материала в виде системы задач и дидактических процедур их усвоения (организация индивидуальной и коллективной учебной деятельности);
выявление логики изучаемого предмета и условий переноса освоенного в новые образовательные ситуации;
разработка процедур контроля. Измерения диагностики качества усвоения материала (степени индивидуального развития ученика, способов его коррекции).
Таким образом, профессиональная культура учителя закономерно выходит на технологический уровень, все более обретает инструментальный характер, не утрачивая при этом гуманистические ценности и духовно-нравственные ориентации».
Требования к педагогическим технологиям
В.В. Сериков10 выделяет требования к педагогическим технологиям, которые можно расположить от наиболее общих до частных:
1. Трансформация содержания обучения в целостный проект деятельности, которой должны овладеть обучаемые.
2. Представление проектируемой деятельности в процессуальной форме (в виде системы задач и задачных ситуаций).
3. Разграничение сфер правилосообразной и творческо-импровизационной деятельности.
4. Представление в эксплицитной форме способов решения задач из данной предметной сферы.
5. Построение обучения в виде достаточно жесткой последовательности обучающих и учебных действий, учебных ситуаций, которые произвольно нельзя менять местами.
6. Выявление способов взаимодействия участников учебного процесса, их функций, ролей, связей, сюжетно-игровых линий, развертывающихся на протяжении технологизируемого фрагмента учебного процесса.
7. Мотивационное обеспечение технологий на основе создания возможностей самореализации участников учебного процесса.
8. Использование материально-технических факторов, информационных средств и программных продуктов, способствующих эффективному развитию учебно-воспитательной ситуации.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И ОБСУЖДЕНИЯ
Назовите основные признаки образовательных технологий. Обоснуйте их.
Чем отличаются образовательные и педагогические технологии?
Что должен сделать учитель для реализации базовой модели образовательного процесса?
Чем отличаются технология, метод и методика?
Что надо сделать, чтобы поставить обоснованную цель при использовании образовательных технологий?
Каким образом можно включить творчество учителя и ученика в обучение с использованием педагогических технологий?
Каким образом можно решить проблему авторской позиции учителя при использовании педагогических технологий?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Базовый уровень
1. Выберите любые два определения педагогических технологий и сравните их содержание.
2. Найдите отражение основных признаков педагогических технологий в определениях технологий.
3. Сделайте глоссарий по теме «Педагогические технологии». Обоснуйте, почему вы поместили в него те или иные определения.
4. Прочтите отрывки из книг В.П. Беспалько и В.А. Сластенина и проанализируйте их.
Повышенный уровень
-
Определите три критерия, по которым можно сравнить определения педагогических технологий. Выберите четыре определения из приложения и заполните таблицу:
№
|
Определения педагогических технологий
|
Критерии для сравнения педагогических технологий
|
1.
|
2.
|
3.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Разработайте структуру педагогической технологии.
На примере конкретной технологии обсудите требования к педагогическим технологиям.
Разработайте тест по теме «Общая характеристика технологий педагогической деятельности».
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Иванова, Е.О., Осмоловская, И.М. Теория обучения в информационном обществе [Текст]. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с.
Краткий справочник по педагогической технологии [Текст] / под ред. Щурковой Н.Е. – М.: Новая школа, 1997. – 98 с.
Сальникова, Т.П. Педагогические технологии [Текст]: учебн. пособие. – М.: Сфера, 2010. – 128 с.
Сергеева, М., Ломакина, Т.Ю. Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях. – М.: Academia, 2008. – 288 с.
Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Педагогика; под ред. В.А. Сластенина. – 10-е изд., перераб. – М.: Академия, 2011. – С. 445-448.
Турик, Л.А., Осипова, Н.А. Педагогические технологии в теории и практике [Текст]. – М.: Феникс, 2009. – 288 с.
Чернявская, А.П. Педагогическая техника в работе учителя [Текст]. – М.: Педагогический поиск, 2001.
Чернявская, А.П., Байбородова, Л.В., Харисова, И.Г. Методы формирования научно-исследовательских компетенций будущих педагогов [Текст]: учебно-методическое пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. – 116 с.
|