1.5. Классификация педагогических технологий
Сколько существует педагогических технологий?
На этот вопрос однозначного ответа нет по ряду причин. Во-первых, наличие различных классификаций педагогических технологий говорит об их многочисленности и неоднозначности выделения некоторых из них в разряд конкретной технологии. Во-вторых, развитие этого направления педагогических знаний, творческий поиск педагогов привели к тому, что появляются авторские технологии, которые не всегда фиксируются на официальном уровне, публикуются и поэтому становятся доступными лишь для небольшой части педагогов. В каждом втором диссертационном исследовании автор предлагает одну или несколько технологий организации того или иного педагогического процесса.
Многообразие и многочисленность технологий ведет к необходимости их классификации. Классифицировать – это значит «размещать, распределять, разделять на разряды и порядки»
(В.И. Даль), «распределять какие-либо объекты по классам (разделам) в зависимости от общих признаков» (Современный словарь иностранных слов). Классификация – средство установления взаимосвязи между понятиями или классами объектов.
Рассмотрим некоторые классификации, которые очевидны и применяются при характеристике педагогического процесса. Прежде всего, педагогические технологии можно распределить в зависимости от сферы применения: технологии обучения, технологии воспитания, образовательные технологии, технологии организации, технологии управления. Однако данная классификация весьма условна, так как ряд технологий, например, технологию проектной деятельности, можно отнести к любой из перечисленных выше групп. В то же время возможно и целесообразно говорить об особых технологиях, которые используются только при обучении или управлении.
Достаточно распространенным является распределение технологий с точки зрения масштабов использованияна общие и частные. Общие технологии – те, которые применимы практически во всех педагогических процессах. В частности, технологию решения педагогической проблемы, технологию организации деятельности, технологию самоорганизации можно применять в любом педагогическом процессе (см. также схемы 1, 2, 3 в Части 3 данного учебного пособия). Однако такая классификация также относительна, и отнесение технологий к той или иной группе в ней зависит от того, в какой системе рассматривается технология. Так, например, технология организации деятельности включает такой этап, как целеполагание, но целеполагание в свою очередь может быть представлено как общая технология и как частная применительно к конкретной педагогической ситуации.
Мы предлагаем классификацию в зависимости от того, как определяется процесс воспитания, точнее, характер взаимодействия педагога и воспитанника в этом процессе (табл. 1).
Таблица 1
Классификация технологий по характеру
взаимодействия педагога и ребенка
Характер взаимодействия педагога и ребенка
|
Технология
|
Целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемого
|
Технология воздействия
|
Целенаправленное взаимодействие воспитателя и воспитуемого
|
Технология взаимодействия
|
Сопровождение ребенка
|
Технология сопровождения
|
С практической точки зрения актуально разделение технологий на традиционные и новые. Сегодня перед педагогами встает проблема освоения новых технологий. Почему необходимо осваивать новые технологии? Новизна всегда привлекает учащихся, способствует развитию мотивации познавательной деятельности. Чем разнообразнее и богаче опыт педагогов, тем вероятнее, что в своей профессиональной деятельности они будут более свободны в выборе педагогических средств, обоснованно и творчески решать педагогические проблемы. Осваивая новые технологии, педагог находит для себя источник развития творчества, ему меньше грозит «профессиональное выгорание».
В то же время, понятие «новые технологии» относительно. Для одного педагога это новая технология, для другого – хорошо известная.
Не все технологии решают актуальные педагогические задачи, соответствуют современному уровню образования. Исследования свидетельствуют о том, что в опыте большинства педагогов доминируют репродуктивные способы и технологии обучения, в то время как ученики отдают предпочтение продуктивным и субъектно-ориентированным технологиям.
Говоря о новых технологиях, мы имеем в виду, прежде всего, современные технологии, то есть те, которые:
– востребованны педагогами и учащимися;
– удовлетворяют их образовательные интересы и потребности;
– оптимально развивают участников педагогического процесса;
– отвечают запросам общества, требованиям современного производства.
В педагогических публикациях можно увидеть, что к современным технологиям различные авторы относят индивидуально-ориентированные, личностно-ориентированные. Причем, одну и ту же технологию некоторые авторы причисляют к индивидуально-ориентированным, другие – к личностно-ориентированным. Ряд авторов не разделяют указанные понятия и считают их синонимичными, подразумевая, что индивидуально- ориентированные и личностно-ориентированные технологии – это одно и то же. Мы же хотели бы развести эти группы технологий как обладающие специфическими признаками и направленные на решение определенных задач (табл. 2).
Стоит предположить, что появление терминов «индивидуально-ориентированные технологии» и «личностно-ориентированные технологии» обусловлено наличием в педагогической науке и практике двух подходов к организации педагогического процесса – индивидуально-ориентированного и личностно-ориентированного.
Таблица 2
Сравнительная характеристика
индивидуально-ориентированных
и личностно-ориентированных технологий
Признаки
|
Индивидуально-ориентированная
технология
|
Личностно-ориентированная
технология
|
Базовое
понятие
|
Индивидуа́льность (от лат. individuum – «неделимое, особь»), в «Психологическом словаре» определяется совокупностью характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого6
|
Согласно «Большому энциклопедическому словарю»7 личность определяется устойчивой системой социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности, приобретаемых человеком в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения
|
Базовый
подход
|
Индивидуально-ориентированный
Предусматриваетсоздание в образовательном процессе оптимальных условий для учета, развития, проявления индивидуальных характеристик ребенка: черт темперамента, специфики интересов, особенностей памяти, мышления, восприятия
|
Личностно-ориентированный
Предусматривает создание оптимальных условий для саморазвития, самопроявления, самореализации ребенка во взаимодействии с другими участниками педагогического процесса и социальной средой
|
Основная функция
педагога
|
Педагогическая поддержка – помощь ребенку в решении его индивидуальных проблем, связанных с особенностями его психологического и физиологического развития
|
Педагогическое сопровождение – поддержка стремлений ребенка к самопроявлению и самореализации в системе социальных отношений
|
Комплексный результат
|
Развитие индивидуальности
|
Развитие личности
|
Примеры технологий
|
Технология полного усвоения знаний, адаптивная технология, технология программированного обучения, технология проблемного обучения
|
Технология «Дебаты», технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», технология «Педагогические мастерские»
|
Очевидно, что для практического работника не принципиально, к какому из вышеперечисленных типов относится используемая технология, но для педагогики как науки было бы целесообразно различать эти понятия. В целом, стоит отметить, что в педагогической практике разделение данных технологий достаточно условно. Педагог целенаправленно развивает индивидуальные и личностные качества ребенка, используя ту или иную технологию.
Таким образом, с учетом всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что категории «личностно-ориентированная технология» и «индивидуально-ориентированная технология» отличают следующие признаки: подход, в рамках которого они реализуются, общая целевая направленность, планируемый результат, основная функция педагога. Также необходимо отметить, что многие педагогические технологии обладают характеристиками как индивидуально, так и личностно-ориентированных технологий. Например, технологию проектной деятельности, с одной стороны, относят к продуктивным технологиям, сориентированным на развитие творческой индивидуальности, с другой – проектная деятельность предполагает сотрудничество участников, социальную направленность проектов, что позволяет ребенку проявлять и развивать социальное самосознание как важнейшую характеристику своей личности.
1.6. Краткая характеристика общепедагогических технологий
Педагогическая технология ставит своей задачей рекомендовать последовательность шагов субъектов образовательного процесса, приводящих к запланированному образовательному результату. Выйти на технологический уровень – значит выйти на абстрактное понимание сущностных сторон образовательного процесса, на использование необходимых и достаточных для получения образовательного результата средств (рис. 3).
Рис. 3. «Формула» педагогической технологии,
представляющая модель педагогического процесса
Обобщенно, это и есть структура любой общепедагогической технологии (ОПТх). Общепедагогическая технология – технология, соответствующая одному из типов педагогического процесса (догматическому, формально-репродуктивному, сущностно-репродуктивному, продуктивному, субъектно-ориентированному). Она представлена пятью элементами:
цель – результат как осваиваемый опыт определенного уровня с определенными особенностями элементов содержания образования на данном уровне;
деятельность ученика с обязательными этапами познавательной деятельности учащихся, соответствующими данному уровню;
деятельность педагога с определёнными (наиболее предпочтительными для данного типа педагогического процесса) методами педагогического воздействия;
интерпретация содержания учебного материала, соответствующая логике познавательной деятельности ученика в определенном типе педагогического процесса (уровне технологии);
контролирующие процедуры (мониторинг выполнения этапов познавательной деятельности учащегося и достигнутых образовательных результатов).
Соответствие содержательных компонентов педагогического процесса, представленное в табл. 3, позволяет говорить о качественном единстве всех элементов процесса и определять типы педагогических процессов. Впервые тип педагогического процесса определил М.Н. Скаткин. Согласно его определению, тип педагогического процесса – это совокупность разнообразных сторон педагогического процесса, представляющих единое целое, обеспечивающих в соответствии с закономерностями образовательного процесса качественно своеобразный результат. Основанием классификации типов педагогического процесса является уровень познавательной деятельности ученика.
В предлагаемом нами описании типов педагогического процесса деятельность педагога реализуется через методы обучения, деятельность ученика выражается в том или ином уровне его познавательной деятельности, а результат заключается в том опыте, который приобретает ученик в процессе обучения.
Таблица 3
Соотношение основных составляющих
педагогического процесса по уровням
Методы обучения
|
Активность познавательной деятельности учащегося
|
Уровень опыта человека и ключевой элемент содержания образования
|
Сообщающие
|
Нейтральная
|
Ознакомительный – «знания-знакомства»
|
Объяснительно-иллюстративные
|
Воспроизводящая
|
Формальный – формальные знания
|
Репродуктивные
|
Интерпретирующая
|
Сущностный – умения
|
Продуктивные
|
Творческая
|
Творческий – творческое мышление
|
Современные образовательные технологии
|
Субъектная
(личностная)
|
Личностный (субъектный) – отношение
|
Технологическое описание определенного типа педагогического процесса опирается на объективное наличие причинно-следственной связи методов организации учащегося, активности его познавательной деятельности, на формируемые при этом ключевые элементы опыта и сущностные характеристики его личности как отсроченный результат. Это – ключевые точки технологического описания педагогического процесса разных уровней, на них держится структура любой общепедагогической технологии. Отметим здесь еще раз принципиальное отличие нашего понимания технологии от многих других: технология описывает шаги, действия ученика, поскольку именно его деятельность напрямую определяет результат, чем и обеспечивается его гарантия, воспроизводимость технологии. Деятельность педагога имеет стимулирующий эффект, ее влияние на результат опосредовано через всё ту же деятельность ученика.
Технологии, строго удовлетворяющие требованиям технологического описания, охватывают все стороны образовательного процесса и выводят на целостный образовательный результат – опыт или освоенные способы деятельности.
Каждый тип педагогического процесса может быть представлен соответствующей технологией через следующие позиции:
образовательный результат как четырехкомпонентная цель с указанием критериев их сформированности;
требуемые этапы познавательной деятельности ученика, соответствующие данному типу, и их наполнение;
средства мотивирования ученика на выполнение необходимых этапов деятельности и проверки их реализованности (рекомендуемые педагогу методы и приемы организации деятельности ученика) (табл. 4)8.
Таблица 4
Опорные характеристики типов педагогических процессов
Тип ПП
|
Обобщенная характеристика
выпускника
|
Ключевой элемент
структуры
содержания
образования
|
Напряженность интеллектуальных сил ученика
|
Отношение ученика к учителю
|
Типичные методы обучения
|
Догматический (Д)
|
Действующий по инструкции
|
Знания – знакомства, поверхностная ориентировка
|
Заучивание
|
Нейтральное
|
Сообщающие
|
Формально-репродуктивный (ФР)
|
Формальный исполнитель
|
Формальные знания
|
Понимание,
воспроизводящая
|
Послушное
|
Объяснительно-иллюстративные
|
Сущностно-репродуктивный (СР)
|
Грамотный исполнитель (специалист)
|
Умения
|
Обдумывание,
интерпретирующая активность
|
Критичное
|
Репродуктивные, решение задач
|
Продуктивный (П)
|
Творец
(профессионал)
|
Творческое мышление
|
Самостоятельный поиск, творческая активность
|
Реализация познавательной деятельности
|
Проблемное обучение
|
Субъектно-ориентированный (СО)
|
Субъект
собственной деятельности
|
Отношение к действительности: потребность в самореализации
|
Самостоятельная постановка целей и создание плана их достижения
|
Учение становится образованием и является жизнедеятельностью
|
Совместные проекты, имеющие личностный смысл
|
Для примера остановимся на субъектно-ориентированной технологии, признаками которой являются следующие:
– проявление и развитие индивидуальности ребенка;
– возможность для ребенка удовлетворить свои интересы и потребности;
– самостоятельность постановки учеником образовательных задач и поиска путей их решения;
– предоставление права ребенку выбирать темп, объем работы, сложность, вид и способ, роль участия в образовательной деятельности;
– удовлетворенность собственной деятельностью и ее результатами;
– рефлексивность отношения учащегося к собственной деятельности;
– диалоговый, партнерский характер взаимодействия педагога и учащегося.
Общий алгоритм субъектно-ориентированной технологии в аспекте деятельности учащегося можно представить следующим образом:
– самодиагностика (осознание себя: «Какой я?», «Что я знаю?», «Что я умею?», и наоборот: «Что не знаю?», «Что не умею?» и т.п.);
– самоопределение, постановка целей, задач, определение перспектив, путей их достижения («К чему стремиться и почему?», «Как этого добиться?»);
– самореализация (самостоятельный поиск способов решения учащимися поставленных задач, принятие самостоятельных решений);
– самоанализ (поиск ответов на вопросы: «Что помогло мне добиться положительных результатов и почему?», «Что мешало мне быть более успешным и почему?» и т.п.);
– самооценка (сопоставление достигнутого результата с личным, выявление и обоснование причин успехов и недостатков);
– самоутверждение (вывод о целесообразности выбранного пути, поставленных целей и задач, внесение корректив в дальнейшие действия).
Предложенный алгоритм может быть применен к учебному процессу и внеурочной деятельности учащегося, а каждый «шаг» конкретизируется специальными техниками и приемами в зависимости от содержания деятельности и возраста учащегося, уровня сформированности его субъектности в конкретном виде деятельности. Эти уровни можно условно представить следующим образом: обучаемый, учащийся, обучающий (Т.Б. Гребенюк); или: меня учат, я учусь сам, я учусь учить других, учу других.
Особенностью субъектно-ориентированной технологии является то, что тщательно продумываются «шаги» самого учащегося, которые сопровождаются педагогом в скрытой, ненавязчивой форме с учетом уровня сформированности субъектности ученика. В результате у учащегося формируется уверенность в том, что он все сделал и все понял сам. По существу, педагог не влияет на ученика и его деятельность, а создает условия для самостоятельного выбора и самоопределения. В задачи педагога входит подбор средств, методик самопознания, самоопределения, создание ситуаций выбора, ненавязчивая поддержка ученика в ситуациях затруднения через постановку наводящих вопросов, включение учащихся в целеполагание на всех этапах обучения, организация анализа и рефлексии.
Таким образом, субъектно-ориентированная технология позволяет реализовать индивидуально-ориентированный и личностно-ориентированный подходы в образовательном процессе.
|