Тема Социальные институты и социальные организации.
План
-
Сущность «СИ». Виды социальных институтов
Функции социальных институтов
Социальные организации, структура организаций
Виды социальных организаций
1. Понятие социальный институт
Наряду с социальными общностями и группами в качестве важнейших компонентов социальной структуры общества выступают социальные институты. Именно они выполняют важные функции по поддержанию устойчивости и стабильности общественной системы.
Сегодня термин «институт» имеет 2 значений.
В европейские языки он пришел из латинского, где institutum означает установление, учреждение, устройство,
однако со временем он приобрел два разных значения – узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений)
и широкое социальное: совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественной жизни. Например, институт брака и семьи, частной собственности, наследования, торговли и т.д.
В социологии под социальным институтом понимается устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов.
Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным.
Такой институт некоторое время еще может существовать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается (институт дворянской дуэли).
Вместе с тем есть необходимые институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями.
П. В воспроизводстве рода (И семьи и брака)
П. В безопасности и социальном порядке (полит И)
П. В добыче средств существования (эконом. И)
П. В передаче знаний, социализации подраст. поколения, подготовке кадров (И образования, вкл. науку и культуру)
П. В решении духовных проблем, смысла жизни (и. Религии).
Многие виды деятельности, включая социальную помощь и медицину, тоже начинают определяться жестко установленными образцами и нормами поведения, обладают системой статусов и ролей, и по этой причине могут быть отнесены к основным институтам.
Взаимосвязь с группами
Социальные институты находят свое практическое применение в деятельности конкретных групп. Именно сами люди с помощью институциональных норм организуют себя в группы. Поэтому в каждый институт входит множество групп и организаций, определяющих институциональное поведение.
Например, институт семьи – это совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности отдельных семей, т.е. малых групп. Институт образования реализует свои функции через коллективы школ и других учебных заведений, т.е. через социальные группы.
Следовательно, институты и социальные группы взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. Вместе с тем, они не тождественны между собой. Социальные группы – это объединения индивидов, в то время, как социальные институты – совокупность социальных норм, правил, регулирующих поведение индивидов в определенной сфере деятельности.
Вывод
социальный институт выступает как исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей.
Реализация социальными институтами любых значимых функций обеспечивается тем, что внутри каждого института существует целостная система стандартизированных образцов поведения, а также ценностно-нормативная структура с соответствующими ей социальными статусами и ролями.
Институты поддерживают порядок в обществе, являются символами организованности общества.
Как формируются
Институционализация – это замена спонтанного поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, регулируется и моделируется.
Социальные институты формируются исторически. Определяющим условием их появления выступает соответствующая социальная потребность, для удовлетворения которой необходима та или иная форма активности, совместной деятельности индивидов. Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого разные способы. В ходе общественной практики они находят приемлемые шаблоны поведения, которые постепенно через повторения и оценку превращаются в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций.
Итогом процесса институционализации, можно считать, создание четкой статусно-ролевой структуры, одобренной большинством участников этого процесса.
Зрелость общества определяется многообразием социальных институтов, их развитостью, способностью надежно, устойчиво и профессионально удовлетворять многообразные потребности индивидов и общностей.
Общество - это система социальных институтов, которые находятся в постоянном процессе обновления.
Виды и признаки социальных институтов
В зависимости от содержания и предмета регулирования социальные институты можно классифицировать следующим образом.
Экономические институты. Это наиболее устойчивые институты со строгой регламентацией социальных связей в сфере хозяйственной деятельности. (п/п, организации сферы потребления и услуг, финансовые учреждения и т.д.)
Они выполняют целый ряд функций:
Распределения индивидов в системе отношений собственности и общественной организации труда
Контроль за распределением благ и услуг, регулирование денежного обращения и товарной массы.
Накопление, распределение и перераспределение материальных благ.
2. Политические институты. Они связаны с установлением, исполнением и поддержанием власти, доминирующей в обществе (государство, армия, политические партии, административные органы и т.д.) Эти институты выполняют следующие функции.
Обеспечивают воспроизводство, стабильность и регулирование политической деятельности в обществе, сохранение идентичности политической общности, несмотря на смену ее состава.
Усиливают социальные связи и внутригрупповую сплоченность стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.
Обеспечивают включение индивидов в политическую систему общества через конкретную организацию и доведение до населения господствующих идеологических ценностей.
3. Социокультурные и воспитательные институты. Они ставят своей целью: (д/с, школы, биб-ки, музеи)
Освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей.
Социализацию личности через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения.
Защиту общепринятых ценностей и норм.
4.Организационно-управленческие (церемониально-символические) институты. Они осуществляют процесс управления, планирования, контроля за оптимальным ходом социального взаимодействия и выполняют следующие функции:
Регулирование повседневных контактов, разнообразных актов поведения.
Формирование устойчивых стереотипов поведения.
Регламентируют методы передачи информации, приветствия, обращения, а также способы проведения различных собраний и заседаний.
Поддерживают на необходимом уровне целостность структуры взаимодействий индивидов.
5. Нормативно–ориентирующие институты. Это механизмы морально-этической ориентации и регулирования поведения. Их цель – придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Они утверждают общечеловеческие ценности и этику поведения людей в обществе. (И поведения на улице, в общественных местах)
6. Нормативно-санкционирующие институты. Осуществляют регулирование поведения индивидов на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Гарантом их выполнения является государство и его представительные органы. (ПДД)
По форме организации социальные институты можно классифицировать как формальные и неформальные.
Деятельность формальных институтов основана на строго установленных предписаниях (права, устав, должностные инструкции). Взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, управление основано на основе строго установленных санкциях (поощрения или административного и уголовного наказания). Например, государство, школа, здравоохранение, суд и пр.
Для неформальных институтов характерно отсутствие четко определенных и закрепленных в законодательных актах и нормативных документах предписаний, касающихся функций, средств и методов деятельности. Социальный контроль в таких институтах осуществляется при помощи традиций, обычаев, норм, зафиксированных в общественном мнении, а также на основе неформальных санкций (порицания, неодобрения).
Такие социальные институты основаны на тесных межличностных связях, взаимных симпатиях, непосредственном общении, общности стремлений, чувств, интересов.
Институт дружбы: Жесткая регламентация отношений - обида или ссора может быть своеобразным видом социального контроля. , Ресурсы (доверие, симпатия), но нет учреждений. Дружба имеет четкие отличия от любви, родственных отношений, отношений с коллегами.
2. Функции социальных институтов
В самом общем виде можно считать, что функцией социального института является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он был создан. С этой целью он обеспечивает совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению своих потребностей, посредством следующих функций.
1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений.Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества.
Регулятивная функция. Функционирование социального института обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. При помощи СИ человек осуществляет предсказуемое и стандартизированное поведение. Он выполняет ролевые требования и знает, что ожидать от окружающих его людей. Такое регулирование необходимо для эффективной совместной деятельности.
Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институциональных норм, правил, санкций, систем ролей. Интеграция людей в институте сопровождается упорядочением системы взаимоотношений, увеличением объема и частоты контактов. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры, в особенности социальной организации.
Транслирующая функция.Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам приобщаться к его ценностям, нормам, ролям.
Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.
Если деятельность института не способствует (или мешает) удовлетворению потребностей общества, то она приобретает дисфункциональный характер.
Внешне дисфункции социального института могут выражаться в недостатке подготовленных кадров, материальных средств, в организационных недостатках.
С содержательной точки зрения они выражаются в неясности целей деятельности, неопределенности функций, падении престижа и авторитета данного института. Несоответствие деятельности института характеру социальных потребностей ведет к вырождению его отдельных функций, превращению их в ритуальную деятельность, не направленную на достижение какой-либо рациональной цели (бюрократизм).
Дисфункции – нежелательные, вредные последствия того или иного элемента общества, снижающие способность социальной системы к адаптации и упорядочению.
Итак, социальные институты выполняют важные общественные функции. Они обеспечивают устойчивость социальных отношений, сохранение идентичности социальных групп, несмотря на постоянную смену их членов; способствуют увеличению социальных связей и внутригрупповой сплоченности, осуществляют контроль за отклоняющимся поведением.
3. Понятие “организация”: значения и смыслы
В повседневной жизни мы часто используем понятие “организация”, однако вкладываем в него разные значения.
Организация понимается как специфический вид деятельности по налаживанию устойчивых связей и координации усилий отдельных членов социальной группы. С этой точки зрения организация - это процесс “организовывания”.
Например, руководитель промышленного предприятия организует его работу.
Организация понимается как свойство какого-либо объекта иметь упорядоченную структуру. Это означает, что связи между элементами, составляющими объект, упорядочены.
Например, если говорят, что та или иная группа организована, значит, в ней существуют устойчивые социальные роли (обязанности, которые должен выполнять конкретный индивид для достижения общей цели группы, то есть, его вклад в общее дело), правила, регулирующие поведение людей и т.д.
Организация - искусственное образование институционального характера, выполняющее определенную общественную функцию.
Университет с этой точки зрения представляет собой организацию, члены которой участвуют в выполнении функции накопления и передачи знаний от поколения к поколению.
Все перечисленные значения термина “организация” нашли отражение и в социологической науке, которая рассматривает ее как рациональную систему или систему, направленную на достижение цели.
Анализируя определения организации, можно выделить ряд основных признаков этого социального образования.
Во-первых, организация – это социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных и специфичных целей. А это означает, что действия ее членов скоординированы для достижения общего результата. Например, больница существует для лечения больных, школа – для передачи знаний, предприятие – для выпуска продукции и получения прибыли.
Во-вторых, организация представляет собой социальную систему, то есть совокупность людей, имеющих сходные черты, и отношений, возникших между ними в ходе взаимодействия.
В-третьих, структура социальных организаций всегда представляет собой иерархию.
Во-четвертых,организации – это такие группы, которым свойственна высокая степень формализации. Их внутренняя структура формализована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически всю сферу поведения ее членов. Они ясно и точно сформулированы и охватывают все роли и ролевые связи, предписывают ролевые действия независимо от личностных качеств индивидов. Так, например, директор и его подчиненные, преподаватели и студенты – все подчинены правилам, определяющим их обязанности, взаимоотношения, поведение и субординацию, независимо от их личностных качеств.
В-пятых, организация всегда имеет программу деятельности. Программа может формулироваться очень точно или в общих чертах. Но в любом случае она должна определять цели и способы их достижения, которые заранее расписываются во времени.
В-шестых, организация позволяет идентифицировать ее членов на принадлежащих и не принадлежащих к ней, то есть, обладает таким признаком как фиксированное членство.
В-седьмых, организация обладает коллективной идентичностью – имеет название, которое признано всеми ее членами и обществом. В названии содержится информация о целях социальной организации, ее расположении, правилах приема персонала (например, либерально-демократическая партия, Московский государственный университет, НИИ неводных растворов).
Примерами служат семья, политическая партия, преступная группа, банк, симфонический оркестр, футбольная команда, клуб по интересам.
Итак, социальная организация представляет собой социальную группу, ориентированную на достижение взаимосвязанных целей на основе формирования высокоформализованных структур, которые включают иерархию управления, программу действий и фиксирование участников.
Элементы организации
Основными элементами организации, влияющими на качество ее функционирования, являются: 1) структура, 2) цели, 3) участники, 4) технология, 5) внешнее окружение.
Рассмотрим подробнее элементы этой модели.
1. Социальная структура является центральным элементом любой организации. Внутри любой организационной системы выделяют формальную и неформальную структуру отношений, а т.ж. внеформальную.
Формальная структура или структура управления – это совокупность стандартных, безличных образцов поведения, которые выступают в правовых, организационных и социокультурных формах.
В организациях формализация охватывает контролируемые связи, статусы и нормы. Благодаря ей снижается сложность управления организационными процессами.
Социальные статусы и связанные с ними роли в любой организации всегда сохраняются, независимо от личных качеств индивида, который эту позицию занимает. Таким образом, социальный статус как ячейка, которую по очереди занимают различные индивиды, всегда сохраняется.
Тем самым поддерживается структура и, следовательно, устойчивость данной организации.
Формальная структура организации может строиться по вертикали и по горизонтали. Если между исполнителями (рабочими и служащими) и руководителем высшего звена (президентом компании) существует большое число уровней, такую структуру управления называют вертикальной. Если уровней руководства немного, ее называют горизонтальной
наряду с формальной структурой всегда существует неформальная, которая представлена социально- психологической организацией. Неформальная структура - это система межличностных отношений, которые неизбежно возникают в ходе более или менее длительного общения, основанного на взаимодействии работников как личностей.
Такие социально-психологические группы включают небольшой контингент людей, связи между которыми установились стихийно и достаточно долго поддерживаются ими. В таких группах люди объединены взаимным интересом.
Желая удовлетворить свои социальные потребности в рамках группы, человек попадает в зависимость от нее. Группа может контролировать действия индивида, применяя такие средства как осуждение, моральная изоляция и т.д. Таким образом, вырабатывается социально-психологический механизм группового контроля.
Кроме неформальной структуры некоторые ученые выделяют внеформальную организованность персонала - Часто для решения тех или иных проблем работникам приходится вступать между собой в отношения, не предусмотренные организационными правилами и инструкциями.
При этом, если социально-психологическая структура организации создает связи и нормы ради удовлетворения потребностей работников как личностей, то внеформальная структура возникает вследствие стремления людей как работников лучше решать свои служебные дела, но своим, удобным способом.
Поэтому в организации обычно существует “параллельная” система связей и норм. Она возникает естественным путем, из-за невозможности охватить официальными стандартами все отношения, ситуации, личностные особенности.
2 элемент организации - Цели. Как видно из определения, они являются важнейшей составляющей организации, так как ради их достижения осуществляется вся деятельность данного социального образования. Организация, не имеющая цели, бессмысленна и быстро распадается. Таким образом, наличие цели является толчком для создания организации, а также необходимым условием ее функционирования.
3 элемент организации - ее Члены. Каждый из них должен обладать определенным набором качеств и навыков, которые позволят ему занимать определенную статусную позицию в структуре организации. Чем больше качества участника соответствуют занимаемой им должности, тем более эффективной является деятельность всей организации.
4 элемент - технология. Организация с точки зрения технологии– это место, где энергия участников применяется для преобразования материалов или информации. То есть, технология включает и физические объекты, необходимые организации для успешного функционирования (станки, аппаратура, рабочие места и т.д.), и методы изготовления продукции, и процесс принятия решений, и влияние социальной структуры на организационные механизмы.
5. Внешнее окружение. Каждая организация существует в особом физическом, технологическом, культурном и социальном окружении. Она должна адаптироваться к нему и сосуществовать с ним. Нет организаций полностью закрытых, самодостаточных. Все они, чтобы существовать, должны взаимодействовать с окружающим миром. К основным факторам, которые влияют на организацию в большей степени, относятся: 1) государство и политическая система, 2) рынок (конкуренты), 3) тип экономической системы, 4) социальные и культурные факторы, 5) технология из внешнего окружения (профессии, модели поведения в тех или иных ситуациях разрабатываются не самой организацией, а привносятся извне).
Итак, основными элементами любой организации являются ее структура, цели участники, технологии организационного процесса, а также внешнее окружение. Все перечисленные составляющие организации связаны между собой и немыслимы без других. Цели, сами по себе, или структура и технология не являются ключом к пониманию функционирования организаций. Также не существует и организаций, которые можно анализировать в отрыве от окружения.
4. Типология организаций
В основу одной из них положены три признака: 1) степень формализации отношений в организации, 2) подвижность цели и 3) степень влияния членов на результаты ее деятельности.
В соответствии с этими признаками выделяют три типа организаций:
Административные.
Общественные.
Ассоциативные.
Административные (или деловые) организации характеризуются следующими признаками:
жестко заданной структурой и высокой степенью формализации отношений;
целями, которые устанавливаются извне, а не вырабатываются самой организацией;
ограниченными возможностями для участников влиять на процесс принятия решений в организации.
Пример министерства, военные ведомства, предприятия, учреждения и т.п.
Общественные (или союзные) организации – это организации, в которых:
цели более подвижны по сравнению с административными объединениями;
структуры и взаимодействия менее формализованы;
участники имеют возможности влиять на конечные цели организации;
члены организации вступают в нее добровольно.
Профсоюзы, политические партии, клубы по интересам и т.д. – все это общественные организации.
Для ассоциативных организаций характерны свои особенности:
степень формализации отношений в таких объединениях минимальна;
структуры подвижны;
цели не декларируются, а вырабатываются самой организацией;
влияние индивидов на процессы принятия решений достаточно велико.
Примеры организаций данного типа - семья, дружеская кампания и т.п.
Все эти объединения, несмотря на их значительные различия, относятся к классу организаций.
все они выполняют регламентируют разнонаправленную деятельность индивидов, объединенных в одно целое.
Организации предлагают участникам кодекс правил поведения, набор обязанностей и ролей для скорейшего достижения общей цели. Эти правила могут быть жесткими или не очень жесткими, в зависимости от типа взаимодействий между членами, тем не менее они всегда должны соблюдаться для успешного функционирования организации.
Кроме того, организации в социологии подразделяются на формальные и неформальные. Понятия формальной и неформальной организации ввел в мировую науку американский социолог Элтон Мэйо.
При проведении своих знаменитых Хоторнских экспериментов он обнаружил, что в любой компании или на заводе помимо служебных, формальных отношений, возникают неофициальные, дружественные связи. Причем и те, и другие не хаотичны, а строго упорядочены и починяются определенным законам. Благодаря этим особенностям формальные и неформальные отношения как внутри одного объединения индивидов, так и отдельно друг от друга получили название организаций. В зависимости от того, какие типы отношений (личностные или деловые, институционализированные) преобладают в том или ином объединении людей организации подразделяют на формальные и неформальные.
В формальной организациив отношениях между ее участниками доминирует система узаконенных безличных требований и стандартов поведения, которые формально заданы и жестко закреплены. Такие организации ограничивают поведение людей строго в рамках их статусов и ролей, все отношения и деятельность членов сводятся к некоторому обязательному их набору. Личные качества и способности индивидов не учитываются. Так, директор может быть деловым и энергичным, полностью соответствующим своей должности, а может быть пассивным и некомпетентным. Исполнитель может быть сверхталантливым, но формально он должен занимать более низкую позицию в структуре организации.
Таким образом, формальная организация стремится сделать поведение участников контролируемым и предсказуемым.
В ее основе лежит принцип максимального упрощения и стандартизации отношений между людьми. Именно благодаря набору моделей и стандартов поведения формальные организации составляют каркас социальной структуры всего общества, придают ей устойчивость и целостность. Примерами формальной организации могут служить предприятия, учреждения, министерства и т.п. В таких объединениях личные возможности индивида крайне ограничены.
Неформальная организация представляет собой совокупность индивидов, малых групп и отношений между ними и строится на принципах саморегуляции. Здесь особенно учитываются личные особенности и качества работника, нет жестко закрепленных безличных стандартов, в числе регуляторов поведения превалируют групповые нормы.
Неформальные отношения не закрепляются официальными правилами и документами и, следовательно, могут быть легко разрушены, если, например, данный руководитель не оправдал ожиданий.
Таким образом, неформальная структура менее устойчива по сравнению с формальной. С другой стороны, спонтанное поведение людей в такой организации придает ей гибкость и подвижность, что в современном мире, где все постоянно и быстро меняется, является достоинством.
“Законсервированная”, полностью формализованная организация не способна сегодня эффективно функционировать.
Неформальные организации могут существовать не только как составляющая формальных. Например, клубы по интересам, кружки, женские союзы и т.д. – все это неформальные объединения.
Итак, организация - это разновидность социальных групп, в которых социальные действия индивидов направлены прежде всего на достижение цели, а отношения между ними регулируются более или менее жесткими правилами, которые устанавливаются либо ее участниками (в случае неформальной организации), либо извне (в формальной организации).
|