Главная страница
Навигация по странице:

ТОТВ, Тема 4. Тема Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей



Скачать 39.67 Kb.
Название Тема Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей
Анкор ТОТВ, Тема 4.docx
Дата 04.05.2017
Размер 39.67 Kb.
Формат файла docx
Имя файла ТОТВ, Тема 4.docx
Тип Документы
#7424

Тема 4. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей.

Задание 1. Опираясь на научную литературу, дайте определение понятий: «воспитание», «воспитательный процесс», «воспитательное воздействие», «формирование», «система воспитательной работы», «воспитательная система школы», «социализация»,«самовоспитание», «перевоспитание».

Воспитание, процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности. Воспитание — целенаправленное управление процессом развития человека через его включение в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. Воспитание также трактуется еще в более конкретном значении – как решение определенной воспитательной задачи.
Воспитательный процесс- это сложнейший многогранный процесс прямого, непосредственного воздействия образовательной среды на обучающихся, где сама образовательная среда определяется через систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметном окружении. В воспитательном процессе осуществляется не просто взаимодействие педагога и воспитанника - происходит диалог двух людей, диалог разных поколений, диалог разных культур. Чем богаче культура учителя, тем интереснее этот диалог для ученика, тем глубже он осознает богатство человеческой культуры. Чем выше профессиональная культура педагога, тем разнообразнее и эффективнее в воспитательном плане этот диалог, в котором нет места авторитарности. Сотрудничество и партнерство педагогов и воспитанников нельзя организовать насильно. Диалогическое взаимодействие осуществляется при деликатно созданной атмосфере доверия и взаимопонимания.

Воспитательное воздействие- это преднамеренные взаимные контакты педагога с другим человеком (длительные или временные), направленные на изменения в поведении, деятельности, сознании, психике, отношениях человека.

Формирование - объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения.
Система воспитательной работы школы складывается на основе концепции воспитательной системы школы. Она построена на следующих принципах воспитания:

1.     принцип целостно-смыслового равенства взрослого ребенка;

2.     принцип целесообразности;

3.     принцип природосообразности;

4.     принцип креативности, творческого начала в воспитании;

5.     принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания;

6.     принцип системности: обеспечение системы взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса;

7.     принцип коллегиальности в организации воспитательного процесса.


Воспитательная система школы-
совокупность взаимосвязанных компонентов (воспитательные цели, люди, их реализующие, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство), составляющая целостную социально-педагогическую структуру школы и выступающая мощным и постоянно действующим фактором воспитания. Признаки гуманистически ориентированной воспитательной системы школы: наличие единой концепции развития школьной воспитательной системы, формирование здорового образа жизни, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм воздействия и взаимодействия, обеспечение защитных функций коллектива, разнообразная и многообразная совместная деятельность разновозрастных коллективов и объединений.

Социализация (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование.

Самовоспитание – осознанная и целеустремленная работа человека по формированию у себя желаемых черт, качеств личности, форм поведения.

Перевоспитание – вид воспитания, имеющий целью избавить человека от негативных особенностей его личности, сформировавшихся ранее. Нередко человек, являющийся объектом П., не считает имеющиеся у него негативные привычки вредным.


Задание 2. На основе изученного материала, сформулируйте своё развёрнутое определение воспитательной деятельности.

Воспитательная деятельность – это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанника (-ков) по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие - развитие их индивидуальности, самоактуализация личности.

Основные признаки воспитания:

  • целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его элемента, (конечная цель воспитаний – освоение социально-культурных ценностей общества и развитие всесторонней индивидуальности воспитанника),

  • воспитание – процесс, характеризующийся изменчивостью и динамичностью,

  • воспитание – процесс взаимодействия педагога и воспитанника (-ов) при активности обеих сторон,

  • воспитание – процесс многофакторный (географическая, социальная и микросреда действуют на человека стихийно, интенсивность и результативность их действия неоднозначна),

  • важнейшим признаком воспитательного процесса является определение на основании поставленной цели и стратегических задач его содержания (формирование отношения к предметам, явлениям, фактам, событиям окружающего мира, составными элементами которого является воздействие на сознание, поведение и эмоционально-волевую сферу личности воспитанника),

  • воспитание – процесс творческий,

  • воспитание осуществляется специально подготовленными людьми.

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей:

  • процесс воспитания – процесс многофакторный (установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания),

  • деятельность воспитателя, организующего воспитательный процесс, обусловлена не только объективными закономерностями, это в значительной мере и искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальность, характер, отношение к воспитанникам,

  • сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как в обучении,

  • сложность воспитательного процесса обусловлена тем, что он динамичен, подвижен, изменчив, отличается длительностью,

  • одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность,

  • процесс воспитания – процесс комплексный, что означает единство целей, задач, содержания, форм и методов, подчиненное идее целостного формирования личности,

  • воспитательному процессу присущи значительная вариативность и неопределенность результатов (это обусловлено индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию),

  • процесс воспитания имеет двусторонний характер: от воспитателя – к воспитаннику, от воспитанника - к воспитателю).

Процесс воспитания – сложная динамическая система. Его структура основана на выделении главных стадий воспитательного процесса. Критерием здесь является последовательность этапов, через которые обязательно должен пройти весь процесс, направленный на качественное решение поставленных задач. Данная структура очень важна для понимания глубинной закономерности единства и постепенности воспитательного процесса. Главные стадии, через которые проходит любой процесс воспитания, следующие:

  • формирование сознания,

  • формирование убеждений,

  • формирование чувств,

  • выработка навыков и привычек поведения.

Главный этап воспитательного процесса – деятельность.

Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания.
В системе воспитательной работы  применяются принципы педагогического воздействия:

  • уважение к ученику,

  •   понимание и принятие душевного состояния ребенка,

  • раскрытие мотивов совершенных поступков,

  • заинтересованность в судьбе воспитанника,

  •  доброжелательное отношение к воспитаннику,

педагогическая поддержка воспитанника.

Используются приемы работы с учащимися:

  • проявление доброты и внимания,

  • выражение поощрения ребенку,

  • авансирование личности,

  •  прощение,

  •   поручительство,

  • организация успеха в учении,

  • ожидание лучших результатов,

  •  убеждение,

  •  моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы,

  • пробуждение гуманных чувств,

  • активизация сокровенных чувств воспитанника,

  • констатация поступка,

  • параллельное педагогическое воздействие,

  •  внешняя опора на правильное поведение,

  •  помощь психологической службы школы.


Воспитательная система включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников и формированию ключевых компетентностей: 

Воспитательная работа ведется по направлениям: патриотическое, духовно-нравственное, трудовое, правовое, экологическое и др.


Задание 4. На основе прочитанной статьи Е.В. Бондаревской «Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания», выполните следующие задания: а) определите, с какими закономерностями можно было бы соотнести положения автора, характеризующие «человека культуры» и необходимость культуросообразного воспитания; б) напишите краткую (в форме тезисов) рецензию на статью. Укажите, с чем Вы согласны, а с чем – нет. Аргументируйте свои суждения. 


а) Закономерности, характеризующие «человека культуры» и необходимость культуросообразного воспитания:

Это означает такой тип личности, ядром которого являются субъектные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества.
Человек культуры - свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры. С педагогической точки зрения это означает воспитание у учащихся таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельность, самодисциплина, независимость суждений, сочетаемая с уважением к мнению других людей, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития и др.
Воспитание свободной личности требует исключения из образовательной системы любых методов и форм давления на ребенка и всемерного поощрения и развития практики включения учащихся с раннего возраста в ситуации выбора, самостоятельного принятия решений, вариативного обучения и других механизмов демократизации образовательно-воспитательной системы. А это значит,

  • отношение к ребенку как субъекту жизни, имеющему жизненные проблемы, затрудняющие процессы его социализации и культурной идентификации, требующие педагогической помощи и поддержки в их решении;

  • отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;

  • отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются личностные смыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей их культурного саморазвития;

  • отношение к школе как целостному поликультурному образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы совместной жизни детей и взрослых, различающихся по этнической принадлежности и менталитету, где происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры.

Человек культуры, гармонично сочетающий в своем личностном образе общечеловеческую нравственность, национальную и индивидуальную самобытность, выступает в нашей концепции общей целью образования

Личностно-ориентированное образование изначально предполагает направленность на конкретного человека, который в своем индивидуальном развитии становится субъектом культуры, истории, собственной жизни. Как субъект культуры он характеризуется национально-культурной идентичностью, духовностью, нравственной и эстетической воспитанностью, способностью к творчеству и диалогу. Как субъекту истории ему свойственны проявления социальности и социально ценных качеств: свободы, солидарности, гражданственности, исторической памяти, общественной активности, устремленности в будущее, осознание своих корней, жизненных позиций и смыслов бытия. Как субъект жизни он обретает субъективность и субъектные (индивидуальные) свойства: активность, самостоятельность, ответственность, способность к выбору, самоорганизации и регуляции, отношения к миру и личные смыслы жизни.

В этой концепции подчеркивается, что воспитание призвано способствовать проявлению и развитию культурной, социальной и индивидуальной сущностей человека в их единстве, работать с целостным человеком, а не с отдельными его функциями.

б) В своей статье «Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания» Е.В. Бондаревская пишет, что отечественная культурно-педагогическая традиция свидетельствует, что на всех исторических этапах развития российского образования проблемам воспитания придавалось значение "вопросов жизни". Наряду с официальным взглядом на воспитание как направленное воздействие на личность в российском обществе большую популярность имели концепции "разумного воспитания", гражданского и народного воспитания. Представления о воспитании связывались с идеями служения Отечеству и личной свободы воспитуемых, "возбуждения у учащих и учащихся уважения к человеческому достоинству и истине..., чтобы личность была одинаково неприкосновенна и в ребенке, и во взрослом" (Н. И. Пирогов).

В начале XX в. в России получили широкое развитие идеи свободного воспитания..

В. В. Зеньковский, до конца жизни остававшийся на этих позициях, убедительно показал, что "задачи воспитания не только труднее, но и важнее, чем задачи обучения". При этом он считал, что педагогические приоритеты должны расставляться в соответствии с приоритетами развития души ребенка: "В школе должна иметь место иерархия задач, которая должна соответствовать иерархии в строении души: из побочной и дополнительной темы в школьной жизни воспитательная задача должна занять в ней главное место".

Ценности воспитания - это его человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни, межпоколенном взаимодействии и воспитательных отношениях, в педагогических теориях и системах, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения. Ценности можно выбирать. В зависимости от выбранных ценностных оснований воспитание концептуализируется. Это происходит на уровне как макро-, так и микросистем воспитания. Вместе с тем на практике нередко можно встретиться с такими явлениями, как неосознанные ценностные ориентации или, наоборот, строго заданные нормативные ценностные установки, не предполагающие выбора. В такой воспитательной системе ценностное отношение к человеку, ребенку, его индивидуальности и самобытности не культивировалось. Недаром наша педагогическая общественность, как и широкие массы населения, не были до недавнего времени знакомы с такими основополагающими для организации воспитания документами, как "Декларация прав человека" и "Международная конвенция о правах ребенка".

Нельзя не согласиться с автором, что абсолютной ценностью воспитания и является ребенок, человек как "мера всех вещей". Человек - это и цель, и результат, и главный критерий оценки качества воспитания. Воспитание в человеческом измерении - это гуманистический, личностно ориентированный процесс.

Для выявления сущности личностно ориентированного воспитания важно понять, на какой образ человека оно нацелено. Опираясь на достижения современной антропологии, можно утверждать, что человек являет собой единство трех сущностей: природной, социальной и культурной. Соответственно этому и ребенка необходимо рассматривать в трех измерениях - как существо природное, социальное и культурное. Выделение этих сущностей не означает, однако, что они как бы сосуществуют в ребенке каждая сама по себе. Нет, человек - существо целостное. Недаром основным в его развитии на всех возрастных этапах признается противоречие между социальным и биологическим, природным началом. И единственно правильный путь его разрешения - это "окультуривание" человеческих потребностей. И хотя это положение мы находим у ряда философов, в том числе у Маркса, оно практически не учитывалось в советской педагогике, которая взяла на вооружение из марксистской теории о сущности человека лишь мысль о нем как о "совокупности всех общественных отношений", т.е. признавала только социальную сущность человека. Из этого практическая педагогика сделала вывод о том, что главная цель воспитания - социально значимые качества ребенка, развитие его как члена общества, коллектива. Это заблуждение прочно укрепилось в школьной практике. Педагоги стремились человека природного как можно быстрее сделать человеком социальным, игнорируя необходимость накопления им культурного слоя. Но между природой и социумом лежит культура, объединяющая их и помогающая разрешать противоречия между природным и социальным началами в человеке. Лишь через культуру происходит его естественное вхождение в социальную жизнь.

Опираясь на эти положения, автор считает возможным в качестве глобальной цели современного воспитания рассматривать человека культуры. Это означает такой тип личности, ядром которого являются субъектные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества.

Человек культуры - свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры\ Воспитание свободной личности требует исключения из образовательной системы любых методов и форм давления на ребенка и всемерного поощрения и развития практики включения учащихся с раннего возраста в ситуации выбора, самостоятельного принятия решений, вариативного обучения и других механизмов демократизации образовательно-воспитательной системы.

Человек культуры - гуманная (гуманизированная) личность. Гуманность - вершина нравственности, так как в ней любовь к людям, ко всему живому сочетается с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, альтруизмом, готовностью оказывать помощь, пониманием ценности и неповторимости каждого человека, неприкосновенности человеческой жизни, стремлением к миру, согласию, добрососедству, умением проявлять терпимость и доброжелательность ко всем людям, независимо от их расы, национальности, вероисповедания, положения в обществе, личных свойств.

Человек культуры - духовная личность. Воспитание духовности - это путь возрождения русской интеллигенции, создание главной внутренней предпосылки для развития творческой индивидуальности. Воспитание такой личности предполагает развитие духовных потребностей в познании и самопознании, рефлексии, красоте, общении, творчестве, автономию своего внутреннего мира, поиск смысла жизни, счастья, идеала.

Человек культуры - личность творческая, вариативно мыслящая, постоянно сомневающаяся, не удовлетворяющаяся достигнутым результатом, с развитым чувством нового, стремлением к созиданию. Творчество проявляется во всех сферах ее жизнедеятельности: в учении, труде, быту, организации досуга, общения и т.д. Педагогически значимые ориентиры творческой личности сконцентрированы в таких характеристиках, как развитые способности, потребности в преобразующей деятельности, достаточно большой объем усвоенных знаний, умений, сочетание аналитического и интуитивного мышления, способность и стремление к жизнетворчеству.

Цель воспитания человека культуры включает и практическую подготовку его к жизни в определенном культурном пространстве. Выпускник современной школы готовится к жизни в условиях рыночного хозяйствования, поликультурного общества, диалога культур и народов, межнационального общения, повышения роли приватной (частной) жизни. Адаптация к этим условиям требует от него практического овладения основами экономики, компьютерной грамотностью, языками мира, навыками общения, знания религиозных праздников, народных обычаев и т.д. В новых условиях актуализируется бережное отношение человека к своему физическому и психическому здоровью, умение вести здоровый образ жизни, иметь эстетический вкус, хорошие манеры, творить повседневную жизнь по законам красоты, обустраивать свой дом, вести хозяйство, создавать и приумножать благополучие семьи и богатство страны.

. Основные функции культуросообразного воспитания состоят в создании различных культурных сред, где осуществляется развитие ребенка и приобретение им опыта культуросообразного поведения, оказание ему помощи в культурной самоидентификации и самореализации творческих задатков и способностей. Иными словами, это воспитание, которое всей своей организацией побуждает культурное саморазвитие ребенка и помогает ему в этом процессе. Оно основывается на идее саморазвития ребенка как творческой личности.

Развитие природной и социальной сущностей человека выдвигает в качестве основных принципов гуманистического воспитания, кроме культуросообразности, природосообразность и личностный подход.

Принцип природосообразности воспитания означает отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой природной среде его обитания и развития.

Принцип природосообразности предписывает учитывать половозрастные особенности детей, воспитывать мальчиков иначе, чем девочек, не перегружать младших школьников, но создавать оптимальные физические и умственные нагрузки подросткам (в современной же, так называемой развивающей школе чаще бывает наоборот), разрабатывать и осуществлять щадящие режимы для детей с ослабленным здоровьем, беречь детскую индивидуальность, не стремиться ее переделывать и каждого ребенка принимать, учить и воспитывать таким, какой он есть, создавая ему доступные зоны развития.

Принцип личностного подхода определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса. Личностный подход основывается на том, что каждая личность универсальна, и главной задачей воспитательной работы становится формирование индивидуальности, создание условий для развития творческого потенциала. Индивидуальность интегрирует все социально ценные свойства личности, придает ей целостность, и ее становление предполагает творческий поиск вариантов развития и воспитания, адекватных ее возможностям и особенностям.

Гуманистическое личностно ориентированное воспитание - это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей. Основным механизмом этого процесса является собственная активность личности, включенной в воспитательный процесс в качестве его субъекта и соавтора. Поэтому главное внимание направляется на развитие с раннего детства субъектных свойств личности: внутренней независимости, самостоятельности, самодисциплины, самоконтроля, самоуправления, саморегуляции, способности к рефлексии и др. Мне кажется, что это очень правильно.

Основными ценностями гуманистического личностно ориентированного воспитания выступают: человек как предмет воспитания; культура как среда, растящая и питающая личность; творчество как способ развития человека в культуре.

Реферат Личность педагога и ее роль в воспитании учащегося.

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Педагог, учитель – эти слова мы привыкли употреблять как синонимы, часто одно заменяя другим.

В «Толковом словаре» В. Даля слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель, т.е. подчеркиваются две его основных функции - руководство приобретением и реализацией социального опыта ученикам и передача накопленных человечеством знаний. Эти функции были для учителя основными на всем протяжении истории человечества. Учитель и школа неразделимы.

Учитель в современной школе выполняет ряд функций:

1. Учитель - организатор учебного процесса в школе. Он - источник знаний для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и консультаций, так и вне рамок учебного процесса.

2. Большинство учителей выполняют функцию классных руководителей (т.е. являются организаторами воспитательного процесса).

3. Современный учитель не может не быть социальным психологом, ибо ему необходимо уметь регулировать межличностные отношения учащихся, использовать социально-психологические механизмы детского коллектива. Как член педагогического коллектива учитель участвует в организации жизнедеятельности школьного коллектива, работает в методических объединениях учителей-предметников и классных руководителей, выполняет общественные поручения.

4. Каждый учитель, выступая с лекциями, беседами перед родителями учащихся и общественностью, является пропагандистом педагогических знаний. А чтобы быть носителем всего нового и прогрессивного , учитель сам должен постоянно развиваться и самосовершенствоваться.

Педагог, воспитывающий ученика, должен обладать следующими качествами:

- это свободная личность (высокий уровень самосознания, гражданственности, чувство собственного достоинства, честность, ориентация в духовной жизни, ответственность, самоуважение);

- это гуманная личность ( милосердие, доброта, способность к состраданию. Готовность оказать помощь. Терпение, доброжелательность.

- это духовная личность (стремление к внутреннему самосовершенствованию, к поиску смысла жизни);

-это творческая личность ( развитие способностей, потребность в знаниях, умениях, развитый интеллект);

-это практическая личность( трудолюбие, знание экономики, хозяйственность, знание народных и религиозных обычаев, владение языками, компьютером, обеспечение благосостояния семьи, здоровый образ жизни, хорошие манеры. Значимость личности учителя в современной школе велика. Чтобы идти в ногу со временем учитель должен быть профессионалом своего дела.

Вопросы педагогического профессионализма всегда волновали и волнуют как представителей различных социальных институтов, так и тех, кто непосредственно сталкивается с педагогами – детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества. В настоящее время система образования в России переживает существенные изменения в русле концепции модернизации образования. Среди этих изменений отмечаю тся сложные проблемы, требующие длительного и комплексного решения. А это значит что учитель должен быть в постоянном поиске новых форм и методов воспитания и обучения.

Педагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство», которое несет большую смысловую нагрузку. Педагогическое мастерство может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающей педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности.

Кроме того, педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Прежде всего, необходимо определить критерии педагогического мастерства.

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Таким образом, педагог – мастер в том случае, если умеет учить всех без исключения детей.

С философской точки зрения личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Основная нагрузка этого определения лежит на словосочетании «социально значимые черты», следовательно, чтобы разработать модель личности педагога в адаптивной школе, надо в первую очередь определить, что это за социально значимые черты. С точки зрения науки главные элементы, составляющие личность учителя, это профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества. Но наука – это одно, а на практике мы должны очень хорошо представлять, чего ждут от нас дети, ведь они являются главным «индикатором» нашей деятельности. Учитель - профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает и переживает все, что происходит каждый день в школе. Поэтому в народе говорят, что учитель отвечает перед Всевышним за свой труд. О человеке, выполняющем столь ответственную задачу, сказано, что он «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит». Не сломать душу, не доломать уже треснувший мир ребенка, а дать возможность подняться, поверить в свои силы - задача учителя. Любовь и терпение творят чудеса. Чудо из чудес - ребенок. Творить его мир, наполнять этот мир красками природы, верить в невидимое и быть уверенным в том, чего еще нет в новом благодарном человеке - вот работа учителя. Современный учитель мыслит прогрессивно и склонен видеть будущее за новыми подходами к системе образования, выступает за большую свободу школы в выборе программ. Школа и учитель должны обеспечить жизнеспособность ученика в новых условиях цивилизации. Современный учитель должен иметь отличную профессиональную компетентность, дисциплинированность, тактичность, умение прощать, стремиться к овладению новыми знаниями, иметь хорошие коммуникативные навыки, умение владеть современными информационными технологиями, работать с системой Интернет, иметь хорошие ораторские способности и конечно, очень любить детей. Школам нужны квалифицированные педагоги ,способные организовать работу учащихся с новыми учебными материалами, вооруженные новыми современными технологиями. И это значит ,что учитель есть первый ученик, сам находящийся в непрестанном учении, кропотливый, чуткий, постоянно занимавшийся своим самообразованием.
Основная парадигма работы учителя гласит: «Главное – дать каждому ученику возможность реализовать свои способности, создать для него комфортные условия, сформировать ситуацию успеха, использовать при обучении личностно ориентированные педагогические технологии».
Личность педагога становиться ключевым звеном в школьных изменениях. Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы, исходя из которых, учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялось максимальное развитие их личности.

Настоящий педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.

Справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах. А хороший учитель – в мыслях и поступках людей. А чтобы поступки вызывали только чувства восхищения, из своих учеников учителю нужно воспитать достойных граждан общества.

Важнейшим показателем успешности учителя, успешности применения выбранной технологии являются умения учителя создать атмосферу доброжелательности на уроке, привитие интереса к предмету, поощрять любые позитивные действия ученика, терпеливо ожидать результатов деятельности.

Большинство педагогов, у которых учился я, соответствует мечтам и желаниям учеников, владеют основами современных образовательных технологий, и умело применяют их на практике.
написать администратору сайта