Главная страница
Навигация по странице:

поурочные конспекты 3 класс. Учебником по чтению Родная речь



Скачать 1.89 Mb.
Название Учебником по чтению Родная речь
Анкор поурочные конспекты 3 класс.doc
Дата 25.04.2017
Размер 1.89 Mb.
Формат файла doc
Имя файла поурочные конспекты 3 класс.doc
Тип Учебник
#3072
страница 8 из 21
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   21

IV. Итог урока.

– Что особенно запомнилось, понравилось?

– Что бы хотели выполнить еще?

– Что бы вы сделали по-другому?

– Оцените свою работу.

Урок 50
САША ЧЕРНЫЙ. «ЧТО ТЫ ТИСКАЕШЬ УТЕНКА?»,
«ВОРОБЕЙ», «СЛОН»


Цели: начать знакомить учащихся с поэзией Саши Черного; учить детей бережному отношению к природе, пониманию природы; работать над развитием мышления, красивой выразительной речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

– Мы открываем первую страничку «Поэтической тетради 1».

И начинают ее стихи Саши Черного.

– Знакома ли вам эта фамилия? Знаете ли вы произведения этого писателя?

– Наверное, вы уже догадались, что Саша Черный – это псевдоним писателя.

– Вспомните, что такое псевдоним?

– Настоящее его имя – Александр Гликберг. За свою не очень долгую жизнь он написал много стихотворений, рассказов, сказок. Когда вы станете старше, вы познакомитесь с прозой Саши Черного, а сегодня мы узнаем Сашу Черного-поэта.

Учитель выразительно читает стихотворение Саши Черного «Что ты тискаешь утенка?..»

– Чему учит поэт в стихотворении? (Не мучить животных, птиц, относиться к ним так, как ты бы хотел, чтобы другие относились к тебе.)

– К кому обращено стихотворение Саши Черного? (К детям.)

– Почему вы так решили?

– Какой совет дает поэт? (Отнести утенка к утке в пруд.)

– Прочитайте стихотворение друг другу.

Работа в парах.

Физкультминутка

– Послушайте еще одно стихотворение Саши Черного – «Воробей».

Учитель выразительно читает стихотворение.

– С каким чувством поэт говорит о воробье? (Сначала с любовью, нежностью, а в конце стихотворения с некоторой обидой, досадой на то, что воробей улетел «и спасибо не сказал».)

– В каких словах слышится доброе, чуткое отношение к воробью? (Воробьишка; пичужка; прыгай, прыгай, я не трону; видишь, хлебца накрошил; прыгни ближе, ну-ка, ну-ка.)

– Как бы вы прочитали стихотворение?

Упражнение в чтении стихотворения.

– Еще одно стихотворение Саши Черного – «Слон». Прочитайте это стихотворение.

Учащиеся самостоятельно читают стихотворение.

– Каким настроением проникнуто стихотворение? (Грустным, печальным.)

– Какое чувство вы испытываете к слону? (Жалость.)

– Почему жалко слона? (Потому что он сидит в тесной клетке, поэт даже говорит «в клетушке», и ему очень хочется на волю.)

– Что можно сказать о мальчике, который принес слону игрушечного слоненка? (Он хочет как-то скрасить жизнь слона, сделать ее хоть немного радостней; мальчик понимает слона, он чуткий, добрый.)

– Прочитайте стихотворение так, как вы его чувствуете.

Несколько учеников читают стихотворение.

III. Итог урока.

– Чему научил вас урок?

– Что вас особенно тронуло, взволновало в нем?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений Саши Черного «Что ты тискаешь утенка?..», «Воробей», «Слон» (с. 46–49, часть 2-я), по желанию выучить одно из стихотворений наизусть.

Урок 51
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК.
«ВЕТХАЯ ИЗБУШКА»


Цели: начать знакомить учащихся с творчеством А. А. Блока; расширять кругозор учеников, прививать любовь к поэзии, развивать воображение, выразительную речь.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Вы перечитали еще раз стихотворения Саши Черного. Какое из них вам понравилось больше всего?

– Захотелось ли вам выучить его наизусть?

Дети, выучившие стихотворения наизусть, рассказывают их.

После этого остальные ученики выразительно читают одно из стихотворений Саши Черного (по выбору детей).

– Чье чтение вам понравилось больше всего?

– Кому следует еще поработать над выразительностью чтения? На что особенно необходимо обратить внимание при чтении?

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

– Сегодня мы познакомимся со стихами замечательного русского поэта Александра Александровича Блока.

вывешивается портрет поэта.

– С первых дней своего рождения Саша стал любимцем своей семьи. «Его обожали все, начиная с прабабушки и кончая старой няней, которая нянчила его первое время. О матери нечего и говорить», – вспоминает тетя поэта Мария Андреевна Бекетова.

Александр Блок родился и воспитывался в доме деда по материнской линии. Андрей Николаевич Бекетов – дед поэта – был в то время ректором Петербургского университета. В семье царила любовь к литературе. Сам Блок так вспоминал те годы: «Детство мое прошло в семье матери. Здесь любили и понимали слово; в семье господствовали… старинные понятия о литературных ценностях и идеалах». «Отец русской ботаники», как называли деда поэта, писал не только научно-популярные труды, но и пробовал свои силы в прозе. Среди его близких друзей были знаменитые русские писатели Н. А. Некрасов и М. Е. Салтыков-Щедрин. Бабушка поэта Елизавета Григорьевна Бекетова много переводила. Старшая сестра матери Блока, тетя поэта, Екатерина Андреевна была поэтом и переводчиком. Одно из ее стихотворений вдохновило композитора С. В. Рахманинова на написание романса. А повесть, написанная ею, была опубликована в знаменитом в то время журнале «Отечественные записки». Писали стихи и занимались переводами и мать поэта Александра Андреевна, и ее младшая сестра Мария, которая позже написала книгу-биографию А. Блока.

Александра Андреевна Блок недолго прожила с отцом Саши, Александром Львовичем, из-за его сложного, тяжелого характера. Всю свою любовь она отдала сыну. С детских лет Блока и до самого конца его жизни она была самым близким ему человеком, его совестью, как он однажды сказал. Ее роль в формировании Блока-поэта необычайно велика.

«С раннего детства, – вспоминал он, – я помню постоянно набегавшие на меня лирические волны, еле связанные еще с чьим-либо именем».

Поэзия Блока очень многообразна: одна его книга спорит с другой, и даже близкие по времени создания стихи порой противостоят друг другу.

– Когда вы станете старше, вы сможете убедиться в этом сами, познакомившись со стихотворениями Александра Александровича Блока – «лучшего лирика первой четверти ХХ века» (М. Горький). А стихи А. Блока, которые мы прочтем в поэтической тетради, связаны со счастливой порой в жизни поэта – детством. Вот одно из них – «Ветхая избушка».

Учитель выразительно читает стихотворение.

– Каким настроением наполнено стихотворение? (Радостным, счастливым.)

– Какие картины представили, слушая стихотворение?

– С каким чувством поэт пишет о детях? (С любовью.)

– Из каких слов это видно? (Внукам-шалунишкам, весел ребятишкам, пальчики застудят.)

– Как бы вы прочитали это стихотворение?

Упражнение в чтении стихотворения.

IV. Итог урока.

– Чем запомнился урок?

– Чем бы вы хотели поделиться с друзьями, близкими?

– О чем бы хотели узнать еще?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения А. Блока «Ветхая избушка» (с. 50–51, часть 2-я), выполнить рисунок к стихотворению, по желанию выучить стихотворение наизусть.

Урок 52
А. А. БЛОК. «СНЫ», «ВОРОНА»


Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством А. Блока; прививать интерес к литературе, любовь к поэзии; работать над развитием мышления, выразительной речи учеников.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

На доску вывешиваются рисунки детей к стихотворению А. Блока «Ветхая избушка».

– Мы видим веселых, счастливых детей, которые «лепят снежный дом», резво катятся с горы на санках, а старая бабушка, наблюдая за ними, наверное, вспоминает свое детство. А какие ваши любимые зимние игры?

– Знакомо ли вам состояние, испытываемое ребятишками из стихотворения А. Блока?

– Захотелось ли вам выучить стихотворение наизусть?

Учащиеся рассказывают стихотворение наизусть.

Далее несколько учеников выразительно читают стихотворение по учебнику. Оценивается чтение стихотворения.

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

– Набегавшись и наигравшись вволю, хорошо погреться дома у теплой печки, а затем, забравшись на печку или удобно устроившись в кроватке, с замиранием сердца слушать сказку, рассказанную доброй бабушкой или нянюшкой. Об этом стихотворение А. Блока «Сны».

Учитель выразительно читает стихотворение.

– Почему мальчик любит «луч зеленый, луч лампадки»? (Потому что засветив лампадку, няня начинает рассказывать сказку, которую он с нетерпением ждет.)

– Почему ему «жалко уснуть»? (Он боится пропустить хоть одно слово из сказки.)

– Как нужно читать это стихотворение? (Неторопливо, плавно; только слова: «раз-два, раз-два, раз» проговаривать четко, ритмично.)

Упражнение в чтении стихотворения.

– У Саши Черного мы читали стихотворение о воробье, а вот Александр Блок написал стихотворение о другой птице, которую так же часто можно встретить в любом дворе, а стихотворение так и называется – «Ворона».

– Прочитайте стихотворение друг другу.

Работа в парах.

– Какой вы представили себе ворону?

– Отчего она «запрыгала… глупым скоком»? (от радости, что наступила весна.)

– Прочитайте строки, подтверждающие ваше мнение.

(И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей привольно!..)

– Как поэт относится к вороне? (Немножко подшучивает над ней (так с зимы и осталась лохматой; даже дух занялся у вороны; запрыгала вбок глупым скоком), но все же он рад, что ворона пережила все тяготы и невзгоды зимы и встретила долгожданную весну.)

IV. Итог урока.

– Какое настроение осталось у вас от урока?

– Что особенно понравилось?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений А. Блока «Сны» и «Ворона» (с. 51–54, часть 2-я), по желанию сделать рисунки к одному из стихотворений.

Урок 53
Сергей Александрович ЕСЕНИН.
«ЧЕРЕМУХА»


Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством С. А. Есенина, показать ученикам своеобразие поэзии С. Есенина, ее красоту и музыкальность; учить детей видеть красоту русской природы; развивать наблюдательность, речь учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Из рисунков учеников организуется выставка.

– Вам захотелось выполнить рисунки к прочитанным дома стихотворениям, значит, они вам понравились?

– Чем стихотворения Александра Блока привлекли ваше внимание?

– Прочитайте то стихотворение, которое вам больше всего понравилось.

Учащиеся читают стихотворения А. Блока «Сны», «Ворона».

– Чье чтение было самым красивым?

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

Стихотворение Сергея Есенина, которое мы прочитаем с вами сегодня, пронизано любовью к родной русской природе.

Учитель выразительно читает стихотворение «Черемуха».

– Какое настроение вызвало у вас стихотворение?

– Какой вы представили себе черемуху? Кого она вам напоминает? (Юную красавицу.)

– Какие сравнения использует поэт?

(И ветки золотистые,

Что кудри, завила;

* * *

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает.)

– Найдите и прочитайте слова, которыми поэт описывает черемуху, росу, ручей. (Черемуха душистая, ветки золотистые, роса медвяная, ручей серебряный.)

Черемуха душистая, ветки золотистые, роса медвяная, ручей серебряный, зелень золотистая – это эпитеты. Эпитеты придают образность, красоту, эмоциональность поэтической речи.

– Как бы вы прочитали это стихотворение?

Упражнение в чтении стихотворения, отработка интонации, логических пауз.

IV. Итог урока.

– Какие мысли, чувства пробудил в вас урок?

– О чем заставил задуматься?

– Какими знаниями из полученных сегодня на уроке вы хотели бы поделиться с товарищами?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения С. А. Есенина «Черемуха» (с. 55, часть 2-я), сделать рисунок к стихотворению, по желанию выучить стихотворение наизусть; подготовиться к обобщающему уроку по произведениям поэтической тетради № 1.

Урок 54
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК


Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по произведениям, изученным в поэтической тетради № 1; прививать детям любовь к литературе; работать над развитием мышления, речи учеников.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Захотелось ли вам, ребята, выучить наизусть стихотворение Сергея Есенина «Черемуха»?

– Легко ли вам было учить стихотворение?

– Как вы думаете, почему?

– Стихи Сергея Есенина легко учатся, потому что они близки и понятны всем. Их можно не просто заучивать наизусть, а напевать. Один из литературных критиков писал: «…Он (Есенин) не ушел от истока поэзии – песни. Есенин поет… Есенина можно петь гуляя, работая, колоть дрова и петь!» И, наверное, именно поэтому многие стихи Сергея Есенина стали песнями.

Учитель может включить фонограмму одной из песен на стихи С. Есенина.

– А теперь послушаем стихотворение С. Есенина «Черемуха».

Учащиеся рассказывают наизусть или выразительно читают стихотворение, после чего оценивают чтение друг друга.

Физкультминутка

III. Обобщение знаний учащихся по изученной теме.

– Вот и закрыта последняя страничка еще одной поэтической тетради. А что объединяет все стихотворения, помещенные в эту поэтическую тетрадь? (Любовь к родной природе, к родине.)

– Как бы можно было назвать прочитанную нами поэтическую тетрадь?

– Какое стихотворение из этой поэтической тетради вас тронуло сильнее всего? Чем?

– Продолжите стихотворения:

Черемуха душистая

С весною расцвела…

(И ветки золотистые,

Что кудри, завила.)

* * *

Ветхая избушка

Вся в снегу стоит…

(Бабушка-старушка

Из окна глядит.)

* * *

Что ты тискаешь утенка?

Он малыш, а ты – большой…

(Ишь, задравши головенку,

Рвется прочь он всей душой…)

* * *

Воробей мой, воробьишка!

Серый, юркий, словно мышка…

(Глазки – бисер, лапки – врозь,

Лапки – боком, лапки – вкось…)

– Посмотрите внимательно на рисунки, расположенные на доске.

учитель вывешивает на доску рисунки детей, сделанные ими к стихотворениям поэтической тетради № 1.

– К каким стихотворениям эти рисунки? Назовите автора каждого стихотворения.

IV. Итог урока.

– Какие чувства пробудил в вас урок?

– Что вам понравилось?

– Что бы сделали по-другому?

Урок 55
МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ПРИШВИН. «МОЯ РОДИНА»


Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством М. М. Пришвина, прививать бережное, чуткое отношение к природе, учить любить свою Родину, работать над развитием мышления, речи учеников.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Подготовка восприятия учащихся к изучению нового материала.

– Мы начинаем тему, которая называется… (Люби живое.) А эпиграфом к этой теме могут быть слова человека, писателя необыкновенно любившего родную природу, много сделавшего для ее охраны, – Михаила Михайловича Пришвина.

учитель открывает доску, на которой написаны слова М. М. Пришвина «Охранять природу – значит охранять Родину».

– Прочитайте эти слова.

– Как вы их понимаете?

Высказывания детей.

– А вы уже сейчас можете что-то делать для охраны природы?

– Любой человек, даже самый маленький, может оказать посильную помощь природе: покормить зимой птиц, посадить деревце, ухаживать за растениями, животными. И уж конечно, каждый из нас не должен вредить природе: не мусорить, не ломать ветки деревьев, не рвать цветы, не разрушать птичьи гнезда, муравейники… Но, к сожалению, так бывает не всегда.

Учитель читает стихотворение С. В. Михалкова «Будь человеком».

В лесу мурашки-муравьи

Живут своим трудом,

У них обычаи свои

И муравейник – дом.

Миролюбивые жильцы

Без дела не сидят:

С утра на пост бегут

бойцы,

А няньки в детский сад.

Рабочий муравей спешит

Тропинкой трудовой,

С утра до вечера шуршит

В траве и под листвой.

Ты с палкой по лесу

гулял

И муравьиный дом,

Шутя, до дна расковырял

И подпалил потом.

Покой и труд большой

семьи

Нарушила беда.
В дыму метались

муравьи,

Спасаясь кто куда.

Трещала хвоя. Тихо

тлел

Сухой опавший лист.

Спокойно сверху вниз

смотрел

Жестокий эгоист…

За то, что так тебя

назвал,

Себя я не виню, –

Ведь ты того не создавал,

Что предавал огню.

Живешь ты в атомный

наш век,

И сам – не муравей.

Будь Человеком,

человек,

Ты на земле своей!

Учитель выдерживает паузу, для того чтобы дети высказали свои мысли, мнения, возникшие от услышанного ими стихотворения.

– Какие слова поэта отражают главную мысль стихотворения?

(Будь Человеком,

человек,

Ты на земле своей!)

– Что бы вы сказали мальчику, погубившему муравейник, если бы встретили его?

Физкультминутка

2. Работа над произведением.

– Открывает тему «Люби живое» рассказ «Моя Родина» М. М. Пришвина.

Учитель читает рассказ.

– Что хотите сказать?

– Перечитайте рассказ еще раз и найдите слова, которые выражают основную мысль рассказа. (данная работа может быть проведена в парах.) («Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. …Человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».)

– В чем заключалась охота писателя? («Моя охота была и тогда и теперь – в находках».)

– А у вас бывали такие находки? Расскажите о них.

– Какой совет дает писатель? («…что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!».)

– Попробуйте и вы, ребята, воспользоваться этим советом.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   21
написать администратору сайта