Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Экономика
Финансы
Психология
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
История
Физика
Экология
Этика
Промышленность
Энергетика
Связь
Автоматика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Учебнометодический комплекс модуля дисциплин название модуля дисциплин Информационнокоммуникационный модуль I nf



Скачать 6.48 Mb.
Название Учебнометодический комплекс модуля дисциплин название модуля дисциплин Информационнокоммуникационный модуль I nf
Анкор Ekonomicheskaya_informatika_3_kredita_modul.doc
Дата 24.04.2017
Размер 6.48 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Ekonomicheskaya_informatika_3_kredita_modul.doc
Тип Учебно-методический комплекс
#2172
страница 23 из 33
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   33

Практическая работа 1.1. Система счисления.



1. Переведите следующие числа из десятичной системы в двоичную систему счисления

1) 32210 2) 28310 3) 31510 4) 17610

5) 15010 6) 42810 7) 18110 8) 700610

9) 200110

2. Переведите следующие числа из десятичной системы в восьмеричную систему счисления.

1) 32210 2) 28310 3) 31510 4) 17610 5) 15010 6) 42810 7) 18110 8) 700610 9) 200110

3. Переведите следующие числа из десятичной системы в шестнадцатеричную систему счисления.

1) 32210 2) 28310 3) 31510 4) 17610 5) 15010 6) 42810 7) 18110 8) 700610 9) 200110

4. Переведите следующие числа из соответствующей системы счисления в десятичную.

1) 101000112 2) 10010012 3) 111012 4) 110110012

5) 11010112 6) 11101112 7) 5558 8) 6368 9) 2378

10) 2358 11) 7318 12) 3548 13) 9116 14) 4D16

15) 5A316 16) 23516 17) 7C116 18) F5416

5. Переведите следующие числа

1) 111101100112 2) 11011010010012 3) 10011010110012

4) 110111110112 5) 10101110111012 6) 11101111010112

Задания к самостоятельной работе студентов

1. Переведите числа в десятичную систему счисления

111002 1100102 10001002 1011012 1000102 101112 11000112 1010112 1001112 110100 11001012 1100012 1538 3916 2038

16 1278 11316 215816

106816 2248 10816

2. Переведите десятичные числа в указанную систему счисления

5510 = Х2 5510 = Х8 10010 = Х2 5510 = Х16 9310 = Х2 8810 = Х8 6410 = Х2 11110 = Х16 12810 = Х2 16510 = Х8 4710 = Х2

16510 = Х16 7510 = Х2 9410 = Х8 8810 = Х2 18210 = Х16 6010 = Х2 10010 = Х8 11110 = Х2 9010 = Х16 97102 16210 = Х8 8610 = Х2 17010 = Х16

3. Переведите восьмеричные и шестнадцатеричные числа в двоичную систему счисления:

a) 2668; 26616; b) 12708; 2A1916; c) 0,238; 0,2316; d) 23,458; 23,4516.

4. Осуществить перевод чисел по схеме A10 →A16 →A2 →A8:

a) 16 54710; b) 21 58910; c) 8 51210; d) 7 75610; e) 5 04310; f) 2 32310.

Практическая работа 1.2. Перевод чисел из одной системы в другую.


Вариант 1. Выполнить перевод координат в десятичную систему счисления и отметить точку на координатной плоскости. Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, получите рисунок.

точки

Двоичная

точки

Двоичная

x

y

x

y

1

11

101

15

1101

110

2

11

110

16

1101

101

3

100

110

17

1100

101

4

100

111

18

1100

100

5

101

111

19

1011

100

6

101

1000

20

1011

11

7

110

1000

21

1010

11

8

110

110

22

1010

101

9

1010

110

23

110

101

10

1010

1000

24

110

11

11

1011

1000

25

101

11

12

1011

111

26

101

100

13

1100

111

27

100

100

14

1100

110

28

100

101


Вариант 2. Необходимо принять за начало отсчёта точку А(40;0), а за единичный отрезок 10мм.


точки

Двоичная

точки

Двоичная

x

y

x

y

1

101000

1010

9

1010000

110010

2

10100

10100

10

1010000

101000

3

110010

10100

11

1011010

101000

4

110010

11110

12

1011010

11110

5

111100

11110

13

1100100

11110

6

111100

101000

14

1100100

10100

7

1000110

101000

15

1101110

10100

8

1000110

110010

16

1101110

1010


Вариант 3. точка А(20;30).


точки

Двоичная

точки

Двоичная

x

y

x

y

1

100000

101000

11

100110

101101

2

100000

101001

12

100110

101110

3

100001

101001

13

100111

101110

4

100001

101101

14

100111

101000

5

11110

101101

15

100101

101000

6

11110

101111

16

100101

101001

7

100000

101111

17

100110

101001

8

100000

110000

18

100110

101010

9

100001

110000

19

100010

101010

10

100001

101101

20

100010

101000


лабораторная работа 1. Основные арифметические действия


Вариант №1

1. 53(10)=х(2)

2. 43(10)=х(16)

3. 10(10)=х(8)

4. 1001(2)=х(10)

5. 123(8)=х(10)

6. 10010011(2)=х(8)

7. 1A(16)=х(10)

8. 12С(16)=х(2)=х(8)

9. 1110101(2)+1111(2)=

10. 1110101(2)+1001(2)=

11. 1110101(2)-1111(2)=

12. 1101(2)*1111(2)=

13. 123(8)+12(8)=

14. 125(8)-11(8)=

15. 16D(16)+12(16)=

Вариант №2

1. 51(10)=х(2)

2. 42(10)=х(16)

3. 17(10)=х(8)

4. 127(8)=х(10)

5. 1010(2)=х(10)

6. 10010101(2)=х(8)

7. 1С(16)=х(10)

8. 12D(16)=х(2)=х(8)

9. 1110101(2)+1111(2)=

10. 1100101(2)+1111(2)=

11. 1100101(2)-1111(2)=

12. 1111(2)*1111(2)=

13. 125(8)+12(8)=

14. 127(8)-11(8)=

15. 13B(16)+15(16)=

Вариант №3

1. 49(10)=х(2)

2. 45(10)=х(16)

3. 12(10)=х(8)

4. 11000101(2)=х(8)

5. 1101(2)=х(10)

6. 120(8)=х(10)

7. 1Е(16)=х(10)

8. 12A(16)=х(2)=х(8)

9. 1110101(2)+1111(2)=

10. 1110011(2)+1111(2)=

11. 1110111(2)-1111(2)=

12. 1001(2)*1111(2)=

13. 128(8)+12(8)=

14. 129(8)-11(8)=

15. 17A(16)+17(16)=

Вариант №4

1. 123(8)+12(8)=

2. 43(10)=х(16)

3. 10(10)=х(8)

4. 1001(2)=х(10)

5. 123(8)=х(10)

6. 10010011(2)=х(8)

7. 1A(16)=х(10)

8. 12С(16)=х(2)=х(8)

9. 1110101(2)+1111(2)=

10. 1110101(2)+1001(2)=

11. 1110101(2)-1111(2)=

12. 1101(2)*1111(2)=

13. 53(10)=х(2)

14. 125(8)-11(8)=

15. 16D(16)+12(16)=

Вариант №5

1. 1010(2)=х(10)

2. 42(10)=х(16)

3. 17(10)=х(8)

4. 127(8)=х(10)

5. 13B(16)+15(16)=

6. 10010101(2)=х(8)

7. 1С(16)=х(10)

8. 12D(16)=х(2)=х(8)

9. 1110101(2)+1111(2)=

10. 1100101(2)+1111(2)=

11. 1100101(2)-1111(2)=

12. 1111(2)*1111(2)=

13. 125(8)+12(8)=

14. 127(8)-11(8)=

15. 51(10)=х(2)

Вариант №6

1. 128(8)+12(8)=

2. 45(10)=х(16)

3. 12(10)=х(8)

4. 11000101(2)=х(8)

5. 1101(2)=х(10)

6. 120(8)=х(10)

7. 1Е(16)=х(10)

8. 12A(16)=х(2)=х(8)

9. 1110101(2)+1111(2)=

10. 1110011(2)+1111(2)=

11. 1110111(2)-1111(2)=

12. 1001(2)*1111(2)=

13. 49(10)=х(2)

14. 129(8)-11(8)=

15. 17A(16)+17(16)=


Практическая работа 2.1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.
Методические рекомендации:

В задачах такого типа используются понятия:

  • алфавит,

  • мощность алфавита

  • символ,

  • единицы измерения информации (бит, байт и др.)

Для представления текстовой (символьной) информации в компьютере используется алфавит мощностью 256 символов. Один символ из такого алфавита несет 8 бит информации (28 =256). 8 бит =1 байту, следовательно, двоичный код каждого символа в компьютерном тексте занимает 1 байт памяти.
Задача 1. Сколько бит памяти займет слово «Микропроцессор»?

Решение:

Слово состоит из 14 букв. Каждая буква – символ компьютерного алфавита, занимает 1 байт памяти. Слово занимает 14 байт =14*8=112 бит памяти.

Ответ: 112 бит

Задача 2. Текст занимает 0, 25 Кбайт памяти компьютера. Сколько символов содержит этот текст?

Задача 3. Текст занимает полных 5 страниц. На каждой странице размещается 30 строк по 70 символов в строке. Какой объем оперативной памяти (в байтах) займет этот текст?

Задача 4. Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, оцените информационный объем следующего предложения из пушкинского четверостишия:

Певец-Давид был ростом мал, Но повалил же Голиафа!

Задача 5. Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, оцените информационный объем следующего предложения в кодировке КОИ-8: Сегодня метеорологи предсказывали дождь.

Задача 6. Считая, что каждый символ кодируется 16 битами, оцените информационный объем следующего предложения в кодировке Unicode: Каждый символ кодируется 8 битами.

Задача 7. Текст занимает полных 10 секторов на односторонней дискете объемом 180 Кбайт. Дискета разбита на 40 дорожек по 9 секторов. Сколько символов содержит текст?

Решение:

  1. 40*9 = 360 -секторов на дискете.

  2. 180 Кбайт : 360 * 10 =5 Кбайт – поместится на одном секторе.

  3. 5*1024= 5120 символов содержит текст.

Ответ: 5120 символов

Задача 8. Сообщение передано в семибитном коде. Каков его информационный объем в байтах, если известно, что передано 2000 символов.

Задача 9. Сколько секунд потребуется модему, передающему сообщение со скоростью 28800 бит/с, чтобы передать 100 страниц текста в 30 строк по 60 символов каждая, при условии, что каждый символ кодируется одним байтом?

Задача 10. Сколько секунд потребуется модему, передающему сообщения со скоростью 14400 бит/с, чтобы передать сообщение длиной 225 Кбайт?
Практическая работа 2.2. Кодирование текстовой информации
Используем кодировочные таблицы

Задача 1. Как будет выглядеть слово "диск", записанное в кодировке СР1251, в других кодировках.

Решение:

Последовательность десятичных кодов слова "диск" составляем на основе кодировочных таблиц

Кодовая таблица

Коды

Слово

СР1251

228 232 241 234

диск

КОI8-Р

228 232 241 234

ДХЯЙ

СР866

228 232 241 234

фшёъ

Мас

228 232 241 234

диск

ISO

228 232 241 234

фшёъ


Задача 2. Перейдите от двоичного кода к десятичному и декодируйте следующие тексты:

а) 01010101 01110000 0100000 00100110 00100000 01000100 1101111 01110111 01101110;
б) 01001001 01000010 01001101;
в) 01000101 01101110 01110100 01100101 01110010

Решение:

1. Переведите коды из двоичной системы счисления в десятичную.
а) 01010101 01110000 00100000 00100110 00100000 01000100 1101111 01110111 01101110 → 85 112 32 38 32 68 111 119 110
б) 01001001 01000010 01001101 → 73 66 77
в) 01000101 01101110 01110100 01100101 01110010 → 69 110 116 101 114
2. Запустите текстовый редактор
3. Включить клавишу Num Lock. Удерживая клавишу Alt, набрать код символа на цифровой клавиатуре. Отпустить клавишу Alt, на экране появится соответствующая буква.
а) 85 112 32 26 32 68 111 119 110 → Up & Down;
б) 73 66 77 → IBM;
в) 69 110 116 101 114 → Enter

Ответ: Up & Down; IBM; Enter
Задача 3. Декодируйте следующие тексты, заданные десятичным кодом:
а) 087 111 114 100;
б) 068 079 083;
в) 080 097 105 110 116 098 114 117 115 104.

Задача 4. Буква «I »в таблице кодировки символов имеет десятичный код 105. что зашифровано последовательностью десятичных кодов: 108 105 110 107?

Задача 5. Десятичный код (номер) буквы «е» в таблице кодировки символов ASCII равен 101. Какая последовательность десятичных кодов будет соответствовать слову:

Задача 6. Десятичный код (номер) буквы «о» в таблице кодировки символов равен 111. Что зашифровано с помощью последовательности десятичных кодов:

1) 115 112 111 114 116

2) 109 111 117 115 101

Задача 7. Для 5 букв латинского алфавита заданы их двоичные коды (для некоторых букв из двух бит, для некоторых из трех). Эти коды представлены в таблице.

A

B

C

D

E

000

01

100

10

011

Определить, какой набор букв закодирован двоичной строкой 0110100011000

1) EBCEA 2) BDDEA 3)BDCEA 4) EBAEA ?

Задача 8. С помощью последовательности десятичных кодов: 99 111 109 112 117 116 101 114 зашифровано слово «computer». Какая последовательность десятичных кодов будет соответствовать этому же слову, записанному заглавными буквами?

Задача 9. Десятичный код (номер) буквы «i» в таблице кодировки символов ASCII равен 105. Какая последовательность десятичных кодов будет соответствовать слову INFORMATION?

Задача 10. С помощью последовательности десятичных кодов: 66 65 83 73 67 зашифровано слово BASIC. Какая последовательность десятичных кодов будет соответствовать этому слову, записанному строчными буквами.
лабораторная работа 2. Представление графической информации
Цель урока: растровая, векторная графика, разрешающая способность экрана, графический режим экрана, кодировки цвета.

Задача 1. Определить требуемый объем видеопамяти для различных графических режимов экрана монитора, если известна глубина цвета на одну точку.

Режим экрана

Глубина цвета (бит на точку)

4

8

16

24

32

640 на 480
















800 на 600
















1024 на 768
















1280 на 1024
















Решение:

  1. Всего точек на экране (разрешающая способность): 640 * 480 = 307200
    2. Необходимый объем видеопамяти V= 4 бит * 307200 = 1228800 бит = 153600 байт = 150 Кбайт.
    3. Аналогично рассчитывается необходимый объем видеопамяти для других графических режимов. При расчетах пользуются калькулятором для экономии времени.

Ответ:

Режим экрана

Глубина цвета (бит на точку)

4

8

16

24

32

640 на 480

150 Кб

300 Кб

600 Кб

900 Кб

1,2 Мб

800 на 600

234 Кб

469 Кб

938 Кб

1,4 Мб

1,8 Мб

1024 на 768

384 Кб

768 Кб

1,5 Мб

2,25 Мб

3 Мб

1280 на 1024

640 Кб

1,25 Мб

2,5 Мб

3,75 Мб

5 Мб


Задача 2. Черно-белое (без градаций серого) растровое графическое изображение имеет размер 10 ´10 точек. Какой объем памяти займет это изображение?

Задача 3. Для хранения растрового изображения размером 128 x 128 пикселей отвели 4 КБ памяти. Каково максимально возможное число цветов в палитре изображения.

Задача 4. Сколько бит видеопамяти занимает информация об одном пикселе на ч/б экране (без полутонов)?

Задача 5. Какой объем видеопамяти необходим для хранения четырех страниц изображения, если битовая глубина равна 24, а разрешающая

Задача 6.Определить объем видеопамяти компьютера, который необходим для реализации графического режима монитора High Color с разрешающей способностью 1024 х 768 точек и палитрой цветов из 65536 цветов.

Решение:

1. По формуле K=2I , где K – количество цветов, I – глубина цвета определим глубину цвета. 2I =65536

Глубина цвета составляет: I = log265 536 = 16 бит

2.. Количество точек изображения равно: 1024´768 = 786 432

3. Требуемый объем видеопамяти равен: 16 бит ´ 786 432 =  12 582 912 бит = 1572864 байт = 1536 Кб =1,5 Мб . Приучаем учеников, переводя в другие единицы, делить на 1024, а не на 1000.

Ответ: 1,5 Мб
Задача 7. В процессе преобразования растрового графического изображения количество цветов уменьшилось с 65536 до 16. Во сколько раз уменьшится объем занимаемой им памяти?

Решение:

Чтобы закодировать 65536 различных цветов для каждой точки, необходимо 16 бит. Чтобы закодировать 16 цветов, необходимо всего 4 бита. Следовательно, объем занимаемой памяти уменьшился в 16:4=4 раза.

Ответ: в 4 раза
Задача 8. Достаточно ли видеопамяти объемом 256 Кбайт для работы монитора в режиме 640 ´ 480 и палитрой из 16 цветов?

Задача 9. Сколько секунд потребуется модему, передающему сообщения со скоростью 28800 бит/с, чтобы передать цветное растровое изображение размером 640 х 480 пикселей, при условии, что цвет каждого пикселя кодируется тремя байтами?
Задача 10. Сколько секунд потребуется модему, передающему сообщения со скоростью 14400 бит/сек, чтобы передать цветное растровое изображение размером 800 х 600 пикселей, при условии, что в палитре 16 миллионов цветов? (ЕГЭ_2005, уровень В)
Практическая работа 3.1. Операции над множествами.

Задание 1. Осуществить операции над следующими множествами: А= {a, b,c,d}, B={c,d,e,f,g,h}

Задание 2. Пусть U={1,2,3,4}, A={1,3,4}, B={2,3}, C={1,4}. Найти

Задание 3. Осуществить операции над множествами , если A={a,b,d}, B={b,d,e,h}, U={a,b,c,d,e,f,g,h}.

Задание 4. Осуществить операции над множествами A={2,4,6,8}, B={3,6,9}, если U={1,2,3,…,10}.

Задание 5. Пусть A={1,2}, B={2,3}, С={1,3}. Найти:

Задание 6. Пусть U={a,b,c,d}, X={a,c}, Y={a,b,d}, Z={b,c}. Найти множества:





Задание 7. Пусть U={1,2,3,4,5,6}, А={1,2,3}, В={1,3,5,6}, С={4,5,6}. Найти множества: а) А\С, б) В\С, в) С\А, г) С\В, д) А\В,

Задание 8. Дано произвольное множество Х. Найти множества:

Задание 9. Представить множество диаграммой Венна.

Задание 10. Проиллюстрировать на конкретных множествах и с помощью диаграммы Венна справедливость соотношения
Практическая работа 3.2. работа с таблицей истинности

Задание 1.

Построить таблицу истинности для логической функции  

1. Определить количество строк в таблице истинности, которое равно  количеству возможных комбинаций значений логических переменных, входящих в логическое выражение: количество строк = 2n, где n – количество переменных

Количество логических переменных – 3 (A, B, C) поэтому количество строк – 2n = 8.

А



С











0

0

0

 

 

 

 

 

0

0

1

 

 

 

 

 

0

1

0

 

 

 

 

 

0

1

1

 

 

 

 

 

1

0

0

 

 

 

 

 

1

0

1

 

 

 

 

 

1

1

0

 

 

 

 

 

1

1

1

 

 

 

 

 

2. Определить количество столбцов:

количество столбцов=количество переменных+количество операций.

Количество логических операций -5 (умножение – 2, сложение – 1, отрицание – 2), поэтому количество столбцов 3+5=8

3. Построить таблицу истинности с указанным количеством строк и столбцов, обозначить столбцы и внести возможные наборы значений исходных логических переменных.

А



С











0

0

0

1

1

1

1

0

0

0

1

1

0

0

0

0

0

1

0

0

1

0

1

0

0

1

1

0

0

0

1

0

1

0

0

1

1

1

1

1

1

0

1

1

0

0

0

0

1

1

0

0

1

0

1

1

1

1

1

0

0

0

1

1

4.Заполнить таблицу истинности по столбцам, выполняя базовые логические операции в необходимой последовательности и в соответствии с их таблицами истинности

Задание 2.

Построить таблицы истинности для логических функций

1)

2)

3)

Самостоятельная работа № 1.
Постройте таблицы истинности для высказываний:

Вариант-1
А/\ не ( В\/С)
(А/\ В/\ С) \/ А
не (А\/С) /\ не С 

Вариант-2
Не(А\/В\/С)
А\/ не(В\/С)
(А\/ В) \/ (не А /\ не В)

Вариант 3
А /\ не В/\ не С
(А\/ В /\ С) /\ А
не(А\/ В) /\ (В\/ А)

Вариант 4
не А\/ В/\ не С
(А \/ В /\ С)/\ А
не(А/\ В) \/ (А/\ В).
лабораторная работа 3. Решение задач средствами логики
Задача 1. В группе из 100 туристов 70 человек знают английский язык, 45 знают французский язык и 23 человека знают оба языка. Сколько туристов в группе не знают ни английского, ни французского языка?

Решение задачи:

Обозначим: U – универсальное множество, т.е. множество всех туристов,

А – множество туристов, знающих английский язык,

B – множество туристов, знающих французский язык.

Проиллюстрируем:

Н
еобходимо найти количество туристов, не знающих ни одного языка, т.е. количество элементов множества D = U \ (AÈB) (на рисунке заштриховано).

Дано (по условию): m(U) = 100 (чел.)

m(A) = 70 (чел.)

m(B) = 45 (чел.)

m(AÇB) = 23 (чел.)

Найти: ` m(D) = m(U) – m(AÈB) - ?

Решение: Используя формулу, находим количество туристов, знающих хотя бы один язык:

m(AÈB) = m(A) + m(B) – m(AÇB) = 70 + 45 - 23 = 92, Þ

количество туристов, не знающих ни одного языка:

m(D) = m(U) - m(AÈB) = 100 – 92 = 8 (чел.)

Ответ: 8 чел.

Аналогично решить задачи № 2, 3, 4.
Задача 2. Из 40 предложений 30 содержат предлог «в», 27 предлог «на», в пяти предложениях нет ни того, ни другого. Сколько предложений содержат оба предлога?

Задача 3. 20 мальчиков поехали на пикник. При этом 5 из них обгорели, 8 были сильно покусаны комарами, а 10 остались всем довольны. Сколько обгоревших мальчиков не было покусано комарами? Сколько покусанных комарами мальчиков также и обгорели? (Сформулируйте эту задачу как: 1) лингвистическую, например: анализ наличия 2 морфем в словах; 2) в общем виде, используя понятия: множество, подмножества и их элементы).

Задача 4. В штучном отделе магазина посетители обычно покупают либо один торт, либо одну коробку конфет, либо один торт и одну коробку конфет, В один из дней было продано 57 тортов и 36 коробок конфет. Сколько было покупателей, если 12 человек купили и торт, и коробку конфет?

Задача 5. В олимпиаде по иностранному языку принимало участие 40 студентов, им было предложено ответить на один вопрос по лексикологии, один по страноведению и один по стилистике. Результаты проверки ответов представлены в таблице:


Получены правильные ответы на вопросы

Колич-во ответивших

по лексикологии

20

по страноведению

18

по стилистике

18

по лексикологии и страноведению

7

по лексикологии и стилистике

8

по страноведению и стилистике

9






1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   33
написать администратору сайта