Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
транспортная иммобил.-2013. транспортная иммобил. Учебнометодическое пособие по самоподготовке студентов по теме Транспортная иммобилизация
АОУ СПО РК «Петрозаводский базовый медицинский колледж»
Учебно-методическое пособие
по самоподготовке студентов по теме
«Транспортная иммобилизация»
ПМ.02 Лечебная деятельность
Раздел 2.Организация специализированного ухода за пациентами хирургического профиля
МДК.02.02. Лечение пациентов хирургического профиля
Специальность: 060101 «Лечебное дело»
среднего профессионального образования углубленной подготовки
Курс II
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Требования к уровню подготовки выпускника
Установочная инструкция
Опорный конспект «Транспортная иммобилизация»
Подготовка шин к работе
Правила шинирования
Информационный материал «Виды транспортных шин»
Техника наложения шин. Алгоритмы практических манипуляций
Алгоритм транспортной иммобилизации перелома лучевой кости в типичном месте
Алгоритм транспортной иммобилизации перелома двух костей предплечья
Алгоритм транспортной иммобилизации перелома плечевой кости
Алгоритм транспортной иммобилизации перелома малоберцовой кости в нижней трети
Алгоритм транспортной иммобилизации перелома двух костей голени
Алгоритм транспортной иммобилизации перелома бедренной кости шиной Дитерихса
Алгоритм транспортной иммобилизации пневматическими шинами переломов костей кисти, предплечья, повреждений локтевого сустава; переломов костей стопы, голени, повреждений коленного сустава.
Справочный материал «Синдром длительного сдавления»
Библиография
Приложение. Иллюстрации
Выписка из ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2009 г.
По специальности «Лечебное дело»
По теме «Транспортная иммобилизация»
I. Требования к уровню подготовки выпускника
Студент должен:
Знать:
- Понятие о транспортной иммобилизации;
- Значение транспортной иммобилизации;
- Показания для транспортной иммобилизации;
- Средства транспортной иммобилизации и виды транспортных шин;
- Подготовку шин к работе;
- Правила шинирования;
- Технику наложения шин на руку и на ногу;
- Тактику ведения пациента;
- Организацию специализированного ухода за пациентом;
Уметь:
- Подготовить шины к работе;
- Накладывать шины на руку и на ногу;
- Определять тактику ведения пациента;
- Определять показания к госпитализации пациента и организовывать транспортировку в лечебно-профилактическое учреждение;
- Осуществлять контроль состояния пациента;
- Организовывать специализированный уход за пациентом.
II. УСТАНОВОЧНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Вы продолжаете изучение темы «Транспортная иммобилизация» («Подготовка шин к работе»; «Правила шинирования»; «Наложение шин на руку»; «Наложение шин на ногу»).
Контроль исходного уровня знаний. Ответьте на следующие вопросы:
№1
Признаки перелома (абсолютные и относительные).
Признаки вывиха (абсолютные и относительные).
Какие осложнения могут возникнуть при переломах и вывихах?
Где начинается оказание первой помощи при переломах и вывихах?
Что такое транспортная иммобилизация?
Укажите значение транспортной иммобилизации.
Назовите способы транспортной иммобилизации при различных повреждениях.
№2
Как обнаружить повреждение сосудисто-нервного пучка при переломах и вывихах?
Как предупредить это осложнение?
Допустимы ли перенос и транспортировка без проведения иммобилизации пострадавших с переломами и почему?
Перечислите показания для транспортной иммобилизации.
Назовите средства транспортной иммобилизации и виды транспортных шин.
Какие средства транспортной иммобилизации могут быть использованы многократно?
Нужна ли подготовка шин к работе и почему?
Сделайте вывод из обсуждения.
Изучите опорный конспект «Транспортная иммобилизация».
III. Опорный конспект «Транспортная иммобилизация»
Транспортная иммобилизация (лат. immobilis – неподвижный) – создание неподвижности зоны повреждения на время транспортировки пострадавшего в лечебно-профилактическое учреждение.
Транспортная иммобилизация входит в комплекс противошоковых мероприятий и является важнейшим звеном в оказании первой помощи пострадавшему. Транспортная иммобилизация уменьшает боль, предупреждает смещение костных отломков при переломе, превращение вывиха в переломовывих, повреждение сосудисто-нервных пучков, способствует профилактике вторичных повреждений тканей, вторичных кровотечений, жировой эмболии и инфекционных осложнений.
Показаниями для транспортной иммобилизации являются переломы костей, повреждения суставов, разрывы сухожилий, обширные повреждения мягких тканей, повреждения крупных сосудов и нервных стволов, синдром длительного сдавления, ожоги, отморожения, острые гнойно-воспалительные заболевания рук и ног.
Шинирование является основным способом иммобилизации при транспортировке пострадавших, особенно с повреждениями рук и ног.
Транспортную иммобилизацию осуществляют мягкими иммобилизирующими повязками (косыночными или бинтовыми повязками), шинами, гипсовыми лонгетами.
Средства транспортной иммобилизации могут быть стандартными (стандартные шины) и подручными (импровизированные шины).
При отсутствии подручных средств следует использовать аутоиммобилизацию, т.е. поврежденную руку фиксируют к туловищу, а поврежденную ногу – к здоровой ноге.
В условиях этапного лечения транспортная иммобилизация уступает место лечебной иммобилизации (гипсовые повязки, лечебные шины, компрессионно – дистракционные аппараты Илизарова и др.).
-
Приступите к отработке практических умений под руководством преподавателя. Работайте малыми группами, используя методическую разработку.
Изучите подготовку шин к работе.
Подготовьте стандартные шины к работе.
IV. ПОДГОТОВКА ШИН К РАБОТЕ
Средства транспортной иммобилизации должны быть подготовлены к работе ЗАРАНЕЕ.
Подготовка новых шин.
Освободить новые шины от бумажной упаковки.
Если шина покрыта антикоррозийной смазкой, снять излишки смазки ветошью, затем протереть шину жирорастворяющим средством (бензин, эфир, моющие средства).
Подготовить мягкие прокладки (из ваты, марли или мягких синтетических материалов), исключающие непосредственный контакт жестких шин с телом пострадавшего.
Одежда и обувь – это дополнительные прокладки между кожей и шинами.
Подготовка ранее использованных шин.
Стандартные средства транспортной иммобилизации могут быть использованы многократно. Подручные средства, как правило, повторно не применяются.
Сломанную шину из работы изъять, чтобы при последующем шинировании не ранить пациента.
Шины освободить от загрязненных, пропитанных кровью и гноем, слоев бинта и ваты. Лестничные шины выпрямляются руками или ударами молотка.
-
Дезинфекция стандартных шин осуществляется двукратной обработкой тампонами или салфетками, смоченными дезинфицирующими растворами, с экспозиционной выдержкой в зависимости от применяемого средства.
Особо выполняется дезинфекция шин, использованных для транспортной иммобилизации при травматических повреждениях, осложненных анаэробной инфекцией. Использованный перевязочный материал и шины, изготовленные из древесины (шины Дитерихса, фанерные шины), подлежат сжиганию. Лестничные шины можно повторно использовать только после дезинфекции, обработки моющими средствами и стерилизации паром под давлением в паровых стерилизаторах (автоклавах), в исключительных случаях стерилизация осуществляется методом прокаливания на огне.
При необходимости проводятся дегазация и дезактивация стандартных средств транспортной иммобилизации. Загрязненные стойкими отравляющими веществами, шины обрабатывают тампоном, смоченным в 10-12% растворе щелочи, а затем обмывают проточной водой. Изделия из дерева рекомендуется после дегазации протереть растительным маслом. Все виды транспортных шин, загрязненные радиоактивными веществами, следует протереть влажной полотняной салфеткой, а затем обмыть водой с добавлением моющих средств. Перед повторным применением шины должны быть проверены на наличие остаточной радиоактивности.
Подготовить мягкие прокладки для защиты костных выступов, предупреждения сдавления подлежащих мягких тканей, сосудисто-нервных пучков, а также для предотвращения сдавления наружных половых органов при наложении шины Дитерихса.
Необходимо проверить комплектность шин. Пневматические шины должны храниться в комплекте с необходимыми для их использования приспособлениями (насос и т.п.). Шина Дитерихса собирается в походное положение. Планки наружной и внутренней боковых бранш совмещаются по длине. Детали шины связываются между собой.
Несколько лестничных шин заранее моделируют в виде заготовок для иммобилизации при повреждениях головы, позвоночника, таза и др.
Таким образом, при оказании помощи пострадавшим в очаге катастрофы заблаговременная подготовка шин позволяет сэкономить значительное количество времени при их наложении.
Изучите правила шинирования.
V. ПРАВИЛА ШИНИРОВАНИЯ
Цели шинирования:
профилактика травматического шока;
уменьшение боли;
предупреждение смещения костных отломков при переломе и превращения
вывиха в переломовывих;
предотвращение повреждения сосудисто-нервных пучков;
профилактика вторичных повреждений тканей и вторичных кровотечений;
профилактика жировой эмболии;
профилактика инфекционных осложнений.
Правила шинирования:
Иммобилизация должна производиться на месте получения травмы и как можно быстрее.
Перед иммобилизацией:
- остановить кровотечение;
- наложить асептические повязки на раны (лучше после предварительной обработки краев раны и раны антисептиком);
- ввести обезболивающие средства.
Определить необходимый уровень иммобилизации:
- должно быть обездвижено 2 сустава, ближайших к месту повреждения;
- при повреждениях плечевой кости и бедренной кости – 3 сустава.
Выбрать средство иммобилизации:
стандартную шину;
импровизированную шину.
Шины наложить поверх одежды и обуви.
Отмоделировать шину (придать форму шине) по здоровой руке или ноге:
при переломе придать руке или ноге среднефизиологическое положение;
при вывихе моделировать шину в соответствии с вынужденным положением вывихнутой руки или ноги.
Осторожно, но надежно фиксировать шину к руке или ноге. Шина должна составлять единое целое с поврежденной рукой или ногой.
Фиксацию шины начать с места повреждения, затем от периферии к центру.
В холодное время года шинированная рука или нога должна быть утеплена для предупреждения отморожения.
Если на руку или ногу наложен жгут для остановки артериального кровотечения, при фиксации шины закрывать жгут повязкой НЕЛЬЗЯ.
Пациента с наложенными транспортными шинами транспортировать в кратчайшие сроки в лечебно-профилактическое учреждение.
Изучите информационный материал
«Виды транспортных шин».
VI. Информационный материал «Виды транспортных шин»
Стандартные (табельные) шины выпускаются промышленностью и поставляются для оснащения в медицинские учреждения.
Нестандартные шины не входят в набор стандартных шин.
Импровизированные шины изготавливают на месте происшествия из подручного материала.
При отсутствии подручных средств следует использовать аутоиммобилизацию, т.е. поврежденную руку фиксируют к туловищу, а поврежденную ногу – к здоровой ноге.
Транспортную иммобилизацию осуществляют не только шинами, но и мягкими иммобилизирующими повязками (косыночными или бинтовыми повязками), а также гипсовыми лонгетами (шинами), если пациента транспортируют из поликлиники или травматологического пункта.
Стандартные фиксационные шины:
- лестничные шины Крамера;
- деревянные и фанерные шины (шины ЦИТО);
- сетчатые шины Фильберга (из тонкой проволоки, в рулоне, для иммобилизации предплечья, кисти, стопы);
- пластмассовые шины (из пластмассовых полос, армированных алюминиевой проволокой);
- картонные шины;
- пневматические и вакуумные шины;
- металлические шины со вспененным полимерным покрытием.
Стандартная дистракционная шина
- шина Дитерихса, сочетающая фиксацию с вытяжением поврежденной ноги. Показаниями для наложения шины Дитерихса являются переломы бедренной кости, повреждения тазобедренного сустава и коленного сустава.
Стандартные шины для иммобилизации определенных частей тела:
- шейные воротники-шины;
- устройство-шина для фиксации головы, шейного и грудного отделов позвоночника и др.
Современные шины:
- пневматические и вакуумные шины;
- металлические шины со вспененным полимерным покрытием;
- шейные воротники-шины;
- устройство-шина для фиксации головы, шейного и грудного отделов позвоночника.
Шейный воротник-шина жесткий или полужесткий предназначен для иммобилизации шейного отдела позвоночника (полужесткий шейный воротник-шина однократного применения).
Устройство-шина для фиксации головы, шейного и грудного отделов позвоночника используется при извлечении пострадавшего из автомобиля и его последующей транспортировке. Данная специальная шина входит в состав медицинских укладок автомашины и стационарного поста дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России для оказания первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Металлические шины со вспененным полимерным покрытием легко расправляются из предварительно скатанного валика, хорошо моделируются, являются эффективными в применении при переломах костей предплечья, плечевой кости. При переломах бедренной кости транспортную иммобилизацию осуществляют с использованием трех таких шин.
Пневматические шины изготовлены из полимерного материала, напоминают двойные контурные повязки с застежкой-молнией и клапаном для нагнетания воздуха. Комплект содержит шины для иммобилизации кисти, предплечья, локтевого сустава, стопы, голени, коленного сустава, включая упаковку-подушку, а также устройство для нагнетания воздуха (без манометра или с манометром).
Преимущества: возможность эксплуатации и хранения при температуре окружающего воздуха от минус 50о С до плюс 50о С, малая масса комплекта шин (не более 3 кг), простота и быстрота наложения с минимальной травматизацией, возможность наблюдения за состоянием руки или ноги, хорошая рентгенопроницаемость.
Недостатки: неприемлемы для иммобилизации при переломах бедренной и плечевой костей, легко повреждаются и утрачивают иммобилизационные свойства, при нагнетании воздуха более 80 мм. рт. ст. вызывают расстройства
кровообращения, при открытых повреждениях усиливают кровотечение из раны по принципу венозного жгута.
Вакуумные шины состоят из двух слоев резиново-тканевой оболочки, внутри которой находятся синтетические гранулы. Чтобы такая шина приобрела иммобилизационные свойства, следует выкачать из нее воздух вакуумным отсосом. Время, необходимое для приведения шин в рабочее состояние, не более 3 минут. Шины сохраняют иммобилизационные свойства без дополнительной откачки воздуха не менее 10 часов.
Носилки иммобилизирующие вакуумныепредназначены для транспортной иммобилизации при травмах позвоночника, таза, политравме. Если из камеры удаляют воздух с разрежением 500 мм.рт.ст. и выдержкой 8 минут, то носилки приобретают жесткость за счет сближения и сцепления находящихся внутри гранул пенополистирола. Чтобы пострадавший занимал при транспортировке
определенное положение (например, полусидя), ему придают такое положение в период удаления воздуха.
VII. ТЕХНИКА НАЛОЖЕНИЯ ШИН
Изучите алгоритм, используя приложение.
Отработайте манипуляцию под контролем преподавателя.
1.АЛГОРИТМ ТРАНСПОРТНОЙ ИММОБИЛИЗАЦИИ ПЕРЕЛОМА ЛУЧЕВОЙ КОСТИ В ТИПИЧНОМ МЕСТЕ
Цель: создать покой поврежденной руке.
Уровень иммобилизации: от основания пальцев до в/3 предплечья.
Приготовьте:
шину лестничную Крамера (сетчатую Фильберга, картонную, фанерную или дощатую шину) длиной от основания пальцев до в/3 предплечья;
ватно-марлевый валик;
бинт средней ширины;
косынку.
-
Вложите валик в ладонь и придайте кисти среднефизиологическое (функционально выгодное) положение (положение кисти, охватывающей теннисный мяч, лучезапястный сустав в положении разгибания под углом 30˚).
Наложите шину по ладонной поверхности предплечья.
Фиксируйте шину к руке бинтом, начиная с области лучезапястного сустава (крестообразная или 8-образная повязка, затем спиральная повязка на предплечье).
Шинированная рука должна быть подвешена так, чтобы кисть была выше, чем локтевой сустав (косыночная повязка или перевязь).
Изучите алгоритм, используя приложение.
Отработайте манипуляцию под контролем преподавателя.
2.АЛГОРИТМ ТРАНСПОРТНОЙ ИММОБИЛИЗАЦИИ
ПЕРЕЛОМА 2-Х КОСТЕЙ ПРЕДПЛЕЧЬЯ
Цель: создать покой поврежденной руке.
Уровень иммобилизации: от основания пальцев до границы в/3 и с/3 плеча.
Приготовьте:
шину Крамера длиной 80 см (сетчатую Фильберга или картонную шину);
1-2 бинта;
косынку.
Отмоделируйте шину по наружной поверхности здоровой руки в соответствии со среднефизиологическим положением руки (локтевой сустав в положении сгибания под углом 90˚; предплечье в положении, среднем между супинацией и пронацией; лучезапястный сустав в положении разгибания под углом 30˚) от основания пальцев до границы в/3 и с/3 плеча.
Придайте руке среднефизиологическое (функционально выгодное) положение.
Наложите шину на поврежденную руку.
Осторожно, но надежно фиксируйте шину к поврежденной руке:
начните фиксацию с места перелома (циркулярная повязка);
продолжите фиксацию от периферии к центру (крестообразная или 8-образная повязка на лучезапястный сустав, затем спиральная или спиральная с перегибами повязка на предплечье, черепашья повязка на локтевой сустав, спиральная повязка на плечо до конца шины).
Шинированную руку подвесьте на косынку или перевязь так, чтобы кисть была выше локтевого сустава.
-
Изучите алгоритм, используя приложение.
Отработайте манипуляцию под контролем преподавателя.
ПЕРЕЛОМА ПЛЕЧЕВОЙ КОСТИ
Цель: создать покой поврежденной руке.
Уровень иммобилизации: от основания пальцев до угла здоровой лопатки.
Приготовьте:
шину Крамера длиной 120 см;
ватно-марлевый валик;
3-4 бинта (2 из них широких);
перевязь или косынку.
Отмоделируйте шину по наружной поверхности здоровой руки в соответствии со среднефизиологическим положением руки (легкое отведение плеча под углом 30˚; локтевой сустав в положении сгибания под углом 90˚; предплечье в положении, среднем между супинацией и пронацией; лучезапястный сустав в положении разгибания под углом 30˚) от основания пальцев до угла противоположной лопатки.
Вложите валик в подмышечную ямку и придайте руке среднефизиологическое (функционально выгодное) положение.
Осторожно наложите шину на поврежденную руку; оба конца шины лучше фиксировать бинтовой петлей, чтобы шина не смещалась во время наложения повязок, фиксирующих шину.
Начните фиксацию с места перелома (циркулярная повязка). Последующую фиксацию начните с периферии (крестообразная повязка на лучезапястный сустав, затем последовательно – спиральная повязка на предплечье, черепашья повязка на локтевой сустав, колосовидная повязка на плечевой сустав; не забудьте перед наложением колосовидной повязки на плечевой сустав проверить наличие валика в подмышечной ямке).
Если шинированная рука не подвешена бинтовой петлей, подвесьте ее на косынку.
Изучите алгоритм, используя приложение.
Отработайте манипуляцию под контролем преподавателя.
4.АЛГОРИТМ ТРАНСПОРТНОЙ ИММОБИЛИЗАЦИИ
ПЕРЕЛОМА МАЛОБЕРЦОВОЙ КОСТИ В НИЖНЕЙ ТРЕТИ
Цель: создать покой поврежденной ноге.
Уровень иммобилизации: от кончиков пальцев до границы
в/3 и с/3 голени.
1.Приготовьте:
шину Крамера длиной 80 см;
1-2 бинта;
можно использовать картонную шину или пневматическую шину.
2.Отмоделируйте шину по здоровой ноге, учитывая среднефизиологическое положение ноги (голеностопный сустав – угол 90º-100º).
3.Осторожно, но надежно фиксируйте шину к поврежденной ноге, начиная с места перелома (крестообразная или 8-образная повязка на голеностопный сустав, затем спиральная с перегибами или спиральная повязка на голень).
3.13. Изучите алгоритм, используя приложение.
3.14. Отработайте манипуляцию под контролем преподавателя.
5.АЛГОРИТМ ТРАНСПОРТНОЙ ИММОБИЛИЗАЦИИ
ПЕРЕЛОМА 2-Х КОСТЕЙ ГОЛЕНИ
Цель: создать покой поврежденной ноге.
Уровень иммобилизации: от кончиков пальцев до границы
в/3 и с/3 бедра.
1.Приготовьте:
- шины Крамера (2 - 3 в зависимости от длины шины и ноги);
- 3 - 4 бинта (средних и широких).
2.Отмоделируйте шины по здоровой ноге, учитывая среднефизиологическое положение ноги (голеностопный сустав – угол 90º-100º, легкое сгибание в коленном суставе под углом 160º-170º). При моделировании шины особое внимание уделите моделированию «вилки» голеностопного сустава. Моделировать начинайте заднюю шину: от кончиков пальцев до границы в/3 и с/3 бедра. Шина должна определять положение голеностопного сустава и повторять изгибы голени в области ахиллова сухожилия и мышц голени. Кроме того, эта же шина определяет положение голеностопного сустава - необходимо сделать изгиб на уровне подколенной ямки. Боковые шины отмоделируйте так, чтобы они обхватывали заднюю шину в виде стремени и хорошо прилегали к боковым поверхностям в области голеностопного сустава. Боковая шина с наружной поверхности должна достигать в/3 бедра.
3. Осторожно вложите поврежденную ногу в приготовленные шины.
4. Начните фиксацию шин к ноге:
- первоначальная фиксация - в зоне перелома;
- окончательная фиксация – от периферии к центру (крестообразная или 8-образная повязка на голеностопный сустав, спиральная повязка на голень, черепашья повязка на коленный сустав, затем спиральная повязка на бедро).
3.15. Изучите алгоритм, используя приложение.
3.16. Отработайте манипуляцию под контролем преподавателя.
6.АЛГОРИТМ ТРАНСПОРТНОЙ ИММОБИЛИЗАЦИИ
ПЕРЕЛОМА БЕДРЕННОЙ КОСТИ ШИНОЙ ДИТЕРИХСА
Цель: создать неподвижность поврежденной ноги и произвести вытяжение по оси ноги.
Уровень иммобилизации: от кончиков пальцев до подмышечной впадины.
1.Проверьте комплектность шины:
- деревянный подстопник с металлическими «ушками» и привязанной к наружной поверхности подстопника веревочной петлей палочки-закрутки;
- две составные деревянные боковые планки «костыли» – наружная и внутренняя;
- деревянная палочка-закрутка;
- бинты и ремни для фиксации шины.
2.Не снимая с пострадавшего обуви, тщательно фиксировать стопу к подстопнику крестообразной повязкой, которая обязательно должна проходить через «ушки» подстопника.
3.Составную наружную часть закрепить так, чтобы она начиналась в подмышечной впадине и на 15-20см выходила за подстопник; дистальную часть планки вставить в наружное металлическое «ушко» подстопника.
4.Внутренюю часть шины закрепить так, чтобы проксимальный конец упирался в промежность, а дистальный конец на 15-20см выходил за подстопник; провести этот конец через внутреннее «ушко».
5.За деревянной подошвой-подстопником обе половины соедините между собой «стременем» на шарнире.
6.Под костные выступы подложите прокладку из ваты для предупреждения некроза.
7.Фиксируйте шину к телу пострадавшего:
- циркулярной повязкой - место перелома;
- спиральной повязкой фиксировать к шине голень;
- специальными ремнями закрепить шину в области таза и грудной клетки, пропустив их через прорези в боковых планках.
8.Палочку-закрутку продеть в веревочную петлю кнаружи от подстопника и вращать до тех пор, пока она не упрется в «стремя».
3.17. Изучите алгоритм, используя приложение.
3.18. Отработайте манипуляции под контролем преподавателя.
7. АЛГОРИТМ ТРАНСПОРТНОЙ ИММОБИЛИЗАЦИИ
ПНЕВМАТИЧЕСКИМИ ШИНАМИ ПЕРЕЛОМОВ КОСТЕЙ КИСТИ, ПРЕДПЛЕЧЬЯ, ПОВРЕЖДЕНИЙ ЛОКТЕВОГО СУСТАВА; ПЕРЕЛОМОВ КОСТЕЙ СТОПЫ, ГОЛЕНИ, ПОВРЕЖДЕНИЙ КОЛЕННОГО СУСТАВА
Цель: создать покой поврежденной руке, поврежденной ноге.
Показания: переломы костей кисти, предплечья, повреждения локтевого
сустава; переломы костей стопы, голени, повреждения коленного сустава.
Проверьте комплектность шин:
- комплекты шин полимерных иммобилизационных пневматических «Декор»:
комплект шин для подростков КШп-5:
- шина для иммобилизации переломов костей стопы и повреждений голеностопного сустава – «сапог подростковый короткий СПк» - 1 шт.
- шина для иммобилизации переломов костей стопы, голени и повреждений коленного сустава – «сапог подростковый длинный СПд» – 1 шт.
- шина для иммобилизации переломов костей кисти – «рукав подростковый короткий РПк» - 1 шт.
- шина для иммобилизации переломов костей кисти, предплечья и повреждений локтевого сустава – «рукав подростковы длинный РПд» - 1 шт.
- «упаковка-подушка УП» - 1 шт.;
комплект шин для взрослых КШв - «Декор»:
- шина для иммобилизации переломов костей стопы, голени и повреждений коленного сустава – «сапог длинный СВд» - 1 шт.
- шина для иммобилизации переломов костей стопы и повреждений голеностопного сустава – «сапог короткий СВк» - 1 шт.
- шина для иммобилизации переломов костей кисти, предплечья и повреждений локтевого сустава – «рукав длинный РВд» - 1 шт.
- шина для иммобилизации переломов костей кисти и предплечья – «рукав короткий РВк» - 1 шт.
- упаковка-подушка - 1 шт.
- головка клапана – 5 шт.;
-устройство для нагнетания воздуха (без манометра или с манометром).
Не снимайте с пострадавшего одежду и обувь.
Посмотрите рисунок на шине.
Наложите шину с расстегнутой молнией на поврежденную руку или ногу.
Застегните молнию.
Надуйте шину с помощью устройства для нагнетания воздуха (без манометра или с манометром); или шины надуваются ртом.
Максимальное рабочее давление в шинах для подростков – 50 мм.рт.ст.,
для взрослых – 60 мм.рт.ст., в упаковке-подушке – 40 мм.рт.ст. Не допускать нагнетание воздуха в шине более 80 мм.рт.ст. во избежание расстройств кровообращения.
Закройте клапан осевым перемещением головки клапана вдоль основания клапана.
При снятии шины сначала откройте клапан для выпуска воздуха.
После уменьшения давления в шине расстегните молнию и снимите шину с руки или ноги.
Заполните дневники!
VIII. Справочный материал «Синдром длительного сдавления»
СДС – это общая реакция организма, обусловленная длительным (более 2-4 часов) сдавлением мягких тканей.
Эта реакция – ответ на боль и нарушение микроциркуляции в тканях, что вызывает ишемию и некроз. Продукты распада тканей и бактериальные токсины, поступающие из области повреждений и других мест (кишечник), вызывают эндогенную интоксикацию – основной патогенетический фактор СДС. До освобождения от сдавления эти продукты не могут поступить в общий кровоток, значительно снижен болевой синдром и поэтому состояние пострадавших остается часто удовлетворительным. После извлечения пострадавшего из завала и прекращения сдавления самочувствие и состояние резко ухудшаются из-за попадания в кровоток большого количества продуктов распада тканей.
В мирное время СДС, в основном, при обвалах в шахтах, землетрясениях (до 24%).
Чаще всего повреждаются конечности (до 80%), чаще - нижние (до 60%). Часто СДС сочетается с другими повреждениями (раны, переломы, ожоги и т.д.).
Клиника
В развитии СДС имеет значение:
болевая импульсация;
травматическая токсемия;
плазмо- и кровопотеря;
сопутствующие повреждения утяжеляют клинику.
В клинике можно выделить три периода:
Начальный период (до 3-х суток) – нарастание отека и сосудистой недостаточности.
Пациент жалуется на боль в области травмированной зоны, слабость, тошноту. В тяжелых случаях – рвота, сильная головная боль, депрессия или эйфория, нарушение восприятия. Кожа бледная, с сероватым оттенком. АД и ЦВД понижены до 60/30мм рт. ст., тахикардия, аритмия, асистолия; возможен отек легких, энцефалопатия (гиперкалиемия и метаболический ацидоз).
Местно: на коже – ссадины, пузыри с серозным и геморрагическим отделяемым. Конечность холодная, кожные покровы – цианотичные. Чувствительность и двигательные реакции резко снижены или отсутствуют. В тяжелых случаях развивается мышечная контрактура конечности.
После устранения сдавливающего фактора быстро развивается плотный субфасцильный отек с отслойкой кожи, отчетливо определяются зоны некроза. Развивается типичная картина шока.
Токсический период начинается с ухудшения состояния (обычно с 4-5 дня до 2-х недель) в связи с нарастающей интоксикацией и развитием ОПН.
Интоксикация – продукты распада + массивное поступление в кровь бактериальных токсинов из области поражения и кишечника (вплоть до развития токсического гепатита и эндотоксинового шока).
ОПН – развивается после попадания в почки миоглобина и его превращения в кислой среде почечных канальцев в нерастворимый соляно-кислый гематин. Кроме того, миоглобин вызывает некроз эпителия канальцев.
Жалобы прежние + боль в спине, поясничной области. Больной заторможен, в тяжелых случаях – кома. Выраженные отеки, анасарка. Температура выше 40С, резко снижается до 35С при развитии эндотоксинового шока. Гемодинамика нестабильна, АД понижается, тахикардия до 140, аритмия.
Может быть токсический миокардит и отек легких. Диарея, парез кишечника. Моча становится бурой или лаково-красной, олигурия – анурия.
Местно: Очаги некроза в местах сдавливания, нагноение ран.
Период поздних осложнений (после 14-15 дня):
иммунодефицит;
сепсис;
атрофия мышц, контрактуры;
Основа лечения: инфузионная терапия.
Принципы лечения СДС
Неотложная помощь на месте происшествия:
До освобождения от сдавления:
а) введение анальгетиков;
б) наложение жгута центральнее места сдавления (жгуты накладываются только до ликвидации сдавления).
После освобождения от сдавления:
а) обработка ран, ссадин, наложение асептической повязки;
б) тугое бинтование конечности от периферии к центру (профилактика субфасциального отека).
в) иммобилизация конечности;
г) охлаждение (поверх повязок);
д) инфузионная терапия направлена на борьбу с шоком и ОПН, улучшение микро циркуляции.
Задачи инфузионной терапии:
Восполнение ОЦК (крово- и плазмопотери).
Детоксикация.
Улучшение микроциркуляции.
Компенсация метаболического ацидоза.
Борьба с гиперкалиемией.
Симптоматическая терапия.
е) противомикробные средства (антибиотики широкого спектра действия);
ж) антигистаминные препараты;
з) анальгетики;
и) диуретики;
После проведенной терапии – оценка транспортабельности и транспортировка в специализированной лечебное учреждение по экстренным показаниям в собственном сопровождении.
Подготовка и формирование транспортных шин для иммобилизации при повреждениях головы, позвоночника и таза
Транспортная иммобилизация перелома лучевой кости в типичном месте подручными средствами
Устройство-шина для фиксации головы, шейного и грудного отделов позвоночника
Транспортная иммобилизация металлической шиной со вспененным полимерным покрытием при переломах костей предплечья
Иммобилизация шейного отдела позвоночника полужестким шейным воротником-шиной
Иммобилизация шейного отдела позвоночника жестким шейным воротником-шиной
Пневматические шины для транспортной иммобилизации при переломах костей кисти, предплечья, повреждениях локтевого сустава; переломах костей стопы, голени, повреждениях коленного сустава
Вакуумные шины для транспортной иммобилизации при травмах рук и ног
Транспортная иммобилизация шиной Дитерихса
IX. Библиография
Основная
Верткин, А. Л. Клинические комментарии к стандарту медицинской помощи больным с переломами грудного и поясничного отделов позвоночника / А. Л. Верткин, А. С. Скотников // Справочник фельдшера и акушерки. - 2011. - № 1. - с. 35 - 43. - (Скорая медицинская помощь).
Рубан, Э. Д. Хирургия [Текст] : Учебник / Э. Д. Рубан. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 569 с. - (СПО).
Экстренная медицинская доврачебная помощь [Текст]: Учебное пособие / А.Ф.Купреенкова и др. - Петрозаводск, 2007. - 159с. - Библиогр.: с.158.
Дополнительная
Котельников, Г.П. Травматология : Учебное пособие для студ.мед.училищ и колледжей / Г.П.Котельников, В.Ф.Мирошниченко. - Москва: Академия, 2004. - 272с. - (Среднее профессиональное образование).
Чернов, В.Н. Общая хирургия.Практические занятия : Учебное пособие / В.Н.Чернов,А.И.Маслов. - Москва: Издательский центр "МарТ", 2004. - 252с. - (Медицинское образование).
Интернет-ресурсы:
http://kuhta.clan.su/obg/transportnaja_immobilizacija-7.pdf Средства транспортной иммобилизации.
http://vichivisam.ru/?p=4385 Выживи сам.
X. ПРИЛОЖЕНИЕ
|
|
|