Навигация по странице:
|
Краткий курс психологии_пособие (дополненное). Учебное пособие для неспециальных факультетов педагогических вузов Владимир 2005 ббк 88 я 73 а 16 удк 15
32. Способы активизации мышления.
Для творческой работы необходимо обладать способностью самостоятельно и критично мыслить, проникать в сущность явлений. Обратимся к вопросу о том, как можно активизировать и развивать мышление.
Важна самоорганизация, осознание приемов и правил умственной деятельности. В частности, при решении задач необходимо уметь:
управлять этапами;
регулировать ассоциации;
включать образные компоненты (например, В.Н.Пушкин в статье «Эвристическая деятельность человека» пишет о так называемых систематических (алгоритм) и эвристических (за счет догадки) планах решения мыслительных задач)
Стимулировать мышление может и создание определенной мотивации (причем ведущий мотив может быть самым разным: от жизненной необходимости до интеллектуального удовольствия). В «Элементах практической психологии» Р.М.Грановской по этому поводу приводится интересный пример из жизни ученых. Резерфорд высоко ценил в учениках самостоятельность мышления, инициативу и делал все для того, чтобы выявить у человека его индивидуальность. Однажды Резерфорду сказали, что один из его учеников работает над безнадежной задачей и напрасно тратит время и деньги на приборы. П.Л.Капица вспоминал, что на это заявление Резерфорд ответил: «Я знаю, что он работает над безнадежной проблемой, но зато эта проблема его собственная, и если работа у него не выйдет, то она научит его самостоятельно мыслить и приведет к другой задаче, которая будет уже иметь решение». Именно такое отношение к ученикам способствовало тому, что Резерфорд создал мощную научную школу.
Существуют специальные приемы стимулирования мыслительной деятельности путем решения различного рода задач. Так, для развития способности к абстрактному мышлению, отвлечения главного от второстепенного, используют задачи с избыточными данными, уводящими от правильного ответа.
Следующий способ активизации мышления - подсказка - сообщение очередного хода решения, дополнительных данных, аналогий. Учителю рекомендуется не подсказывать, когда ответ почти найден учеником, иначе может возникнуть «эффект запирания», когда ученик умолкает. С.И.Самыгин и Л.Д.Столяренко называют такие способы активизации мышления, как «мозговой штурм» (автор брейнсторминга – А.Осборн), синектика (У.Гордон), метод фокальных объектов и другие (см. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов-на Дону, 2000. – С 101.)
Используют также и специальные тесты, направленные на развитие мышления и памяти, их можно найти в специальной литературе.
33. Понятие о воображении.
Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий и представлений.
Действия животных при видимой разумности шаблонны, инстинктивны. Инстинкт устойчив, неизменен. Человеческий же опыт постоянно меняется, совершенствуется.
Воображение связано со всеми процессами, протекающими в организме, с самочувствием человека. Некоторые психологи-идеалисты считают воображение вредным свойством, а другие извращают суть воображения, неправильно объясняя его корни. Например, французский психиатр и психолог Дюбуа считал воображение вредным свойством, ведущим к помешательству.
Психолог Ч.Ломброзо в книге «Гений и помешательство» доказывает, что воображение получает наивысший расцвет в момент сумасшествия. То есть, согласно этим ученым, воображение - один из источников душевного расстройства.
Некоторые ученые пытаются доказать, что воображение можно искусственно вызвать, стимулировать наркотиками. Сторонники этой концепции тенденциозно выбирают «темные пятна» биографий великих людей, прибегавших к наркотикам. Чаще всего они упоминают Э.По, Ги де Мопассана, Ш.Бодлера.
Главное назначение воображения как психического процесса - в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, и не только его конечный результат, но и промежуточные продукты, детали. Часто одна и та же задача может решаться и с помощью воображения, и с помощью мышления.
Психологи считают, что необходимость действовать в среде с неполной информацией и вызвала возникновение у человека воображения.
Образы фантазии - результат работы человеческого мозга. Воображение - функция коры больших полушарий. В процессе воображения образовавшиеся в ходе жизни человека системы связей как бы распадаются (диссоциируются) и объединяются в новые системы. Объединение это является результатом возникновения в коре головного мозга сильного очага возбуждения, вызванного потребностью или каким-либо впечатлением. Возникает новизна образов воображения по сравнению с уже известными образами памяти.
Исследования последних лет показывают сложность структуры воображения, вызывают предположения, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре больших полушарий, но и в глубоких отделах мозга гипоталамо-лимбической системе.
Образование новых ассоциаций из имеющихся в памяти представлений и есть физиологическая основа воображения.
|
|
|