Навигация по странице:
|
Краткий курс психологии_пособие (дополненное). Учебное пособие для неспециальных факультетов педагогических вузов Владимир 2005 ббк 88 я 73 а 16 удк 15
30. Формы мышления
Мышление протекает в трех формах: понятие, суждение и умозаключение.
Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим.
Понятие – это форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений.
Например, мы говорим «яблоня», имеем в виду ствол, ветви, плоды именно яблоневого дерева, хотя ему присущи и характеристики любого дерева вообще. Такая форма мышления называется понятием.
Понятие выражается словом.
Виды понятий: житейские (отображают случайные несущественные свойства предметов) и научные.
Понятия могут быть конкретными и абстрактными. Наиболее абстрактные понятия называют категориями.
В суждении человек всегда утверждает или отрицает наличие определенной связи между называемыми предметами или их состояниями. Суждение – это утверждение или отрицание чего-либо о чем-либо.
Суждение выражается в предложении. Суждение может быть общим (Все металлы электропроводны), частным (некоторые ученые говорят на испанском языке), единичным (А.С.Пушкин - великий русский поэт). Суждение может быть истинным или ложным.
Умозаключение - это такая связь между мыслями, в результате которой из двух или нескольких суждений выводится новое суждение. Иначе говоря, умозаключение - это вывод из нескольких суждений. Умозаключения делятся на индуктивные и дедуктивные.
Индуктивное - это умозаключение от частных случаев к общему положению, выводу, суждению.
Дедуктивное - умозаключение от общего положения к частному случаю. Вспомним знаменитого Шерлока Холмса, неизменно приходящего в своих расследованиях к верному выводу на основе дедуктивных умозаключений.
Один из наиболее распространенных видов дедуктивного умозаключения - силлогизм. М.Вертгеймер в книге «Продуктивное мышление» дает такой пример силлогизма: Все люди смертны.
Сократ человек.
Сократ смертен.
31. Виды мышления
Если исходить из того, какое место в мыслительном процессе отводится слову, образу и действию, то следует принимать следующую классификацию видов мышления: наглядно-действенное (практически-действенное, сенсомоторное), наглядно-образное, отвлеченное (словесно-логическое или абстрактное).
М.В.Гамезо и И.А.Домашенко предлагают в «Атласе по психологии» выделение видов мышления по разным основаниям:
по форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое;
по характеру решаемых задач: теоретическое и практическое;
по степени развернутости: дискурсивное (т.е. основанное на предшествующем суждении) и интуитивное;
по степени новизны и оригинальности: репродуктивное (воспроизводящее – мышление на обнове образов и представлений, почерпнутых из каких-либо источников) и продуктивное (творческое – на основе творческого воображения);
конвергентное (логическое, последовательное, линейное) и дивергентное (творческое, разноплановое – быстрота, гибкость, оригинальность, точность – по Гилфорду).
Остановимся на видах мышления по форме.
Первый вид мышления - практически-действенное (наглядно-действенное) - характеризуется тем, что мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Это наиболее ранний исторически и онтогенетически вид мышления. Определяя мышление ребенка, решающего задачи, непосредственно манипулирующего предметом, И.М.Сеченов назвал этот период «стадией предметного мышления». Ребенок решает мыслительную задачу, непосредственно манипулируя предметом, разбирая игрушку, например.
Сегодня с помощью практически-действенного мышления решаются сложнейшие технические задачи, например, определяются оптимальные формы кораблей, автомобилей, самолетов.
Второй вид мышления наглядно-образное. Возникает у дошкольников примерно от 4 до 7 лет. Дети мыслят наглядными образами, еще не владея понятиями. Детский психолог Жан Пиаже экспериментально доказал, что такое мышление детей подчинено восприятию.
Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что содержание мыслительной задачи основано на образном материале: человек обобщает, сравнивает в ходе этого мышления предметы и явления, их образы. Здесь содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Человек стремится обобщить, сравнить различные образы предметов, явлений, событий.
Многим, наверное, приходилось слышать «Блоху» Мусоргского в исполнении Е.Нестеренко, народного артиста СССР, солиста Большого театра. Какой незабываемый, яркий образ создали композитор Мусоргский и певец Нестеренко! В учебнике психологии под редакцией В.В.Богословского приводится пример литературного и музыкального образов ленинградской блокады, созданных в романе А.Чаковского «Блокада», стихах Ольги Берггольц и седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича. В этих образах проявилось своеобразие, индивидуальность их творцов.
Третий вид мышления - словесно-логическое мышление. При преобладании такого вида мышления задачи решаются в вербальной форме. Этот вид мышления характерен для людей, занимающихся техническим творчеством, философов, логиков. На основе практического и наглядного мышления в подростковом возрасте активно развивается абстрактное (словесно-логическое) мышление.
Все виды мышления взаимосвязаны. Например, при решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы.
|
|
|