Навигация по странице:
|
Краткий курс психологии_пособие (дополненное). Учебное пособие для неспециальных факультетов педагогических вузов Владимир 2005 ббк 88 я 73 а 16 удк 15
34. Способы создания образов воображения.
Существуют следующие наиболее известные способы создания образов воображения:
синтезирование объединение двух (и более) образов в один или два в новую комбинацию;
агглютинация разновидность синтезирования объединение частей образов в один: козлообразный мужчина черт, женщина-рыба – русалка, части трактора, косилки и веялки объединяются в тракторе;
акцентуирование прием, когда в реальном образе либо сильно преуменьшены, либо сильно преувеличены какие-либо детали, т.е. делается акцент, заостряются, подчеркиваются какие-либо отдельные признаки (карикатура в живописи, лилипуты в литературе);
гиперболизация характеризуется увеличением или уменьшением предмета, а также изменением отдельных частей (великаны, мальчик-с-пальчик);
аналогия прием, когда стоится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие (локатор аналогия с органами ориентации летучей мыши);
типизация наиболее сложный прием творческого воображения это выявление много раз повторяющегося, наиболее распространенного, типичного в явлении (характерен для литературы, искусства).
35. Виды воображения.
Образы воображения различаются между собой по степени яркости и по соотношению образов с действительностью.
Воображение бывает активным и пассивным.
Активное, в свою очередь, делится на воссоздающее и творческое, а пассивное на преднамеренное и непреднамеренное.
Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание образов, соответствующих описанию (при чтении художественной литературы, географических карт, исторических описаний).
Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.
Пассивное воображение создание образов, которые не воплощаются в жизнь, не осуществляются. Примером непреднамеренного пассивного воображения могут служить сновидения. Во сне есть элемент предсказания, характер сновидений зависит от впечатлений, не контролируется сознанием человека. Поэтому возникающие образы называют пассивными. Самое длительное сновидение длится три минуты.
Примером преднамеренного пассивного воображения могут служить грезы. Это образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь. Человек предается грезам в момент отдыха, благодушия. Грезы не контролируются полностью.
Особая форма воображения - мечта. Человек без мечты и без воли - одно и то же. Мечта это возможное и желаемое, представляемое в воображении. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее. Причем следует различать несколько подтипов данного вида воображения. Чаще всего человек строит планы в отношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае мечта является активным, произвольным, сознательным процессом.
Мечтательность (вспомним гоголевского Манилова) и грезы принято считать отрицательными качествами.
Человек не только познает окружающий мир, но так или иначе относится к нему: одни явления его радуют, другие - печалят, третьи - восхищают, четвертые - возмущают. Радость, грусть, восторг, отчаяние - различные виды чувств.
Чувства - это переживаемые в различной форме отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.
Чувства неразрывно связаны с потребностями, они - показатель того, как удовлетворяются потребности.
Эмоции и чувства развились в ходе эволюции. «Ранние» виды чувств - положительные (приятные) и отрицательные (неприятные), кроме них существуют и так называемые амбивалентные чувства (примером могут служить чувства спортсмена, друг которого победил в соревновании, а он и рад победе друга, и сожалеет о собственном поражении).
Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, стрессы, страсть, настроение и др.) образуют эмоциональную сферу личности.
Эмоции имеют несколько функций: регулятивную, сигнальную, приспособительную. Эмоциональная сторона жизни человека отлична от животных: чувства и эмоции человека не существуют вне познания и деятельности.
Существуют различия между эмоциями и чувствами. Так, эмоция - это конкретная форма, в которой протекает чувство; более сложные явления любовь, долг, патриотизм – могут выражаться в радости, тревоге, гневе и т.д. Далее, эмоции относительно кратковременны, а чувства - длительнее и характеризуют личность. Эмоции более древние психические явления, чем чувства, есть они и у животных, а чувства формировались у человека на основе эмоций.
В середине 30-х годов прошлого века было обращено внимание на зависимость чувств и позы человека (в момент личной трагедии человек ходит не так, как в радости). Предполагали, что, заняв определенную позу, можно вызвать соответствующее чувство. Этот факт был теоретически представлен в периферической теории эмоций американского ученого Джеймса и датского психолога Ланге. У.Джеймс считал, что «мы опечалены, потому что плачем, боимся, потому что дрожим», то есть он доказывает первичность физиологических изменений организма по отношению к эмоциям. Ланге также считал, что эмоциональные переживания есть ощущения изменений, происходящих в теле животных или человека. И хотя , как считают современные психологи (П.К.Анохин, например), причина и следствие поменялись местами в этой теории, теория Джеймса-Ланге просуществовала полвека. Еще Л.С.Выготский, выступая против положений этой теории, считал, что нельзя классифицировать эмоции по телесным проявлениям (слезы могут появиться и от радости, и от грусти, и от ненависти); при жаре или переохлаждении имеются все телесные проявления эмоций, но сами эмоции отсутствуют.
Таким образом, вопросы, связанные с эмоциональной сферой личности, продолжают оставаться значимыми в исследованиях психологов.
|
|
|