Навигация по странице:
|
Краткий курс психологии_пособие (дополненное). Учебное пособие для неспециальных факультетов педагогических вузов Владимир 2005 ббк 88 я 73 а 16 удк 15
Под характером следует понимать не любые индивидуально-психологические особенности человека, а только совокупность наиболее выраженных и относительно-устойчивых черт личности, типичных для данного человека и систематически проявляющихся в его действиях и поступках. Нет двух людей, у которых были бы совершенно одинаковые характеры.
Характер(от греческого «печать, чеканка») – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.
Характер взаимосвязан с темпераментом. Темперамент является врожденной биологической основой характера (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Б.Г. Ананьев). Характер – сплав врожденных свойств ВНД с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. В зависимости от типа темперамента одни черты приобретаются легче, другие труднее.
Характер не только испытывает влияние темперамента, но и оказывает воздействие на свойства темперамента:
-
под влиянием характера человек направленно учится регулировать проявления отдельных свойств темперамента – в течение длительного времени работы над этими свойствами они могут частично измениться;
маскирует свойства темперамента – динамика поведения в некоторых типичных ситуациях начинает зависеть не от темперамента, а от мотивов и отношений личности
Черты характера – те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.
41. Структура характера
В структуре характера выделяют две группы черт:
1 группа – черты, выражающие направленности личности (устойчивые потребности, установки, склонности, идеалы, цели) и систему отношений к окружающей действительности;
2 группа – интеллектуальные, волевые, эмоциональные черты характера.
Черты характера можно классифицировать по другим признакам:
Моральные черты характера (правила и нормы поведения в обществе. Формы проявления: убеждения, желания, мировоззрения, идеалы, интересы, влечения. Устойчивые и неустойчивые.);
По отношению к другим людям (гуманизм, чуткость, доброжелательность, трусость, злорадство);
По отношению к самому себе (чувство собственного достоинства, скромность, гордость, самоуничижение, эгоизм, зазнайство);
Волевые черты характера;
По отношению к труду (трудолюбие, творчество, лень);
По отношению к излишествам;
По отношению к общественным и личным ценностям (аккуратность, бережливость, расточительность, неряшливость).
Существуют следующие типы характеров:
Импульсивно-эмоциональный, т.е. все проявления на эмоциях (это характерно для дошкольников)
Подражательно-стереотипный, это когда развито наглядно-образное мышление (характерно для младшего школьного возраста)
Рассудочно-интеллектуальный. Когда появляется чувство взрослости, стремление к самостоятельности (характерно для подростков)
Нравственно-волевой когда идет формирование мировоззрения (характерно для юношеского возраста)
Социально-практический (характерно для взрослого человека)
Антиобщественный тип (преступников, неформальных групп.)
Черты характера взаимосвязаны и относительно устойчивы, что дает возможность прогнозировать поведение человека.
Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера, представленные А.Г.Маклаковым, таковы. Все типологии человеческих характеров исходят из ряда общих идей:
Характер человека формируется в онтогенезе относительно рано и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивое личностное образование;
Сочетание личностных черт, которые входят в характер человека не является случайным;
Большая часть людей в соответствии со своими основными чертами характера может быть разделена на типовые группы.
Не научные методы создания типологий характера – это объяснение поступков и характера человека датой рождения (гороскоп); характеристика характера по имени; физиогномика – учение о связи между внешним обликом человека и принадлежностью к определенному типу личности; хиромантия; Кречмер предпринимал попытки объяснить поведение человека, связав его с типом телосложения (астеник, атлетик, пикник).
Понятие акцентуаций характера было введено немецким ученым К.Леонгардом.
Акцентуации – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми.
Выраженность акцентуаций может быть различной.
К.Леонгард выделяет 12 типов акцентуаций. По мнению К.Леонгарда, акцентуации личности, прежде всего, проявляются в общении с другими людьми, поэтому, оценивая стили общения, можно выделить определенные типы акцентуаций. Позднее классификацию характеров на основе описания акцентуаций предложил А.Е.Личко (у подростков) – 11. Э.Фромм дал социальную типологию характеров. Классификация характеров К.Юнга – экстравертированный тип – интровертированный тип.
|
|
|