Навигация по странице:
|
Краткий курс психологии_пособие (дополненное). Учебное пособие для неспециальных факультетов педагогических вузов Владимир 2005 ббк 88 я 73 а 16 удк 15
Клиент строит свое взаимодействие с психодиагностом по-разному в зависимости от ситуации экспертизы или психологической помощи. В ситуации экспертизы клиент предельно ориентирован на осознанное соблюдение социально-одобряемых форм поведения, т.е. он всегда стремиться вести себя правильно: бывает, он пытается отказаться от своих личных, индивидуальных проявлений, всячески подстраивается под эмоциональный фон эксперта, подыгрывает ему.
Ситуация экспертизы – это всегда психологическая задача и для самого эксперта. Реальность психоэкспертизы состоит в том, что это всегда экзамен на социальную зрелость клиента и – одновременно – на умение решать психологические задачи для диагноста. В ситуации же оказания психологической помощи, когда диагност общается с таким клиентом, который уже стал формулировать психологическую задачу, со стороны клиента наблюдается открытость, сотрудничество, желание выполнять все инструкции диагноста, он просит еще и еще задания. Но это повышает ответственность диагноста, т.к. он должен суметь не путать профессиональные обязанности и личные отношения с клиентом.
Главная задача диагноста – получение достоверной информации, поэтому в работе эксперта все начинается с наблюдения за клиентом в ходе обследования по методикам.
Наблюдение психодиагноста организовано его представлением о возрастной норме поведения. Это позволяет фиксировать реальное соответствие или несоответствие. Классификация фактов поведения клиента приводит диагноста к гипотезе о том, как надо решать психологическую задачу. Например, психодиагност в ходе наблюдения отмечает двигательную расторможенность или гипердинамический синдром – неусидчивость, беспокойство. Диагност выдвигает гипотезы на основе симптоматики и сопоставляет их с содержанием заказа на свою работу, затем он принимает решение о выборе методик для исследования такого клиента. Чтобы обследование дало достоверную информацию, диагност получает более широкий спектр симптомов, признаков, задавая клиенту продуманные вопросы в виде беседы, причем, выбор этих вопросов зависит как от заказа на специальную работу, так и от предварительного наблюдения диагноста. Затем методики и их результаты позволяют уточнить уже имеющиеся данные.
Схема получения психодиагностических данных такова:
Принятие заказа и определение задач взаимодействия с клиентом.
Классификация симптомов поведения и выработка гипотез.
Уточнение гипотез в ходе клинической беседы.
Обследование с помощью методик.
Обработка и выводы по результатам.
Обсуждение результатов диагностической работы с коллегами.
Организация и этапы психодиагностического исследования.
Определение целей и задач.
Выбор методики.
Оценка выбранной методики, соответствующей ее целям и задачам.
Организация точного соблюдения инструкций и контроль за условиями предъявления методики.
Минимизация влияния экспериментатора на результаты испытуемого.
Установление контакта с испытуемым, создание мотивации к процедуре тестирования.
Обеспечение анонимности психодиагностической информации.
Обработка, интерпретация и формирование выводов. Описание заключения.
Этические нормы психолога (психодиагноста).
Работая с методиками, психодиагност использует не одну, а «батарею» методик, т.е. несколько, направленных на разборку одной проблемы с разных сторон. Выбор батареи методик должен отвечать таким требованиям:
Адекватность поставленной клиентом задачи;
Адекватность психологической теории, по которой работает психодиагност;
Интерпретация полученных результатов на основе предполагаемых многофакторных отношений между полученными данными.
Интерпретация диагностических данных может быть количественной – при сравнении индивидуального результата со среднестатистическими нормами и качественной – при сравнении результатов с рядом эталонов.
Таким образом, получение психологической информации в работе психодиагноста, это организация взаимодействия с клиентом, в ходе которого могут быть получены данные, отражающие его психическую реальность в результатах наблюдения, клинической беседы, в данных работы с батареей методик, проинтерпретированных психологом.
5. Использование психодиагностических данных при оказании психологической помощи.
Психодиагност использует в своей работе категории нормы.
Для того чтобы суметь получить, обработать, сообщить результаты психодиагностической работы для оказания психологической помощи, психодиагносту требуется четко представить себе следующие особенности психической реальности клиента:
Степень ее структурированности, которая выражается в содержании рефлексии клиента на психическую реальность.
Отношение клиента к своей психической реальности, т.е. отношение клиента к своей индивидуальности.
Особенности восприятия психолога как источника психодиагностической информации.
Область оказания психологической помощи в работе психодиагноста может быть описана в виде следующих вопросов, обращенных к психической реальности:
Что происходит?
Чем это вызвано?
Что будет дальше?
Ответ на первый вопрос предполагает работу психодиагноста по описанию психической реальности клиента и сообщению ему описания. Клиент сам будет отвечать за использование этой информации и степень ее включенности в свои рефлексивные переживания. Психолог должен подготовить клиента к восприятию этой информации. При передаче психологической информации психодиагност стремится получить от клиента обратную связь.
Предполагается использование стандартизированных методик. Эти методики, как известно, предполагают соблюдение строгих и сформулированных в явном виде правил. Но при их применении всегда надо пояснить, что они обеспечивают лишь с вероятной точностью постановку психологического диагноза и оказываются надежными в большей степени по отношению к группе испытуемых, чем по отношению к отдельному клиенту.
Эту особенность стандартных измерительных методов психологу надо постоянно иметь в виду. Когда он использует полученную психологическую информацию для оказания психологической помощи. В этом плане стандартизированные измерительные методы-тесты используются как средство оказания психологической помощи, если психолог уверен, что клиент в состоянии адекватно воспринимать получаемую информацию.
В общем виде можно утверждать, что оказание психологической помощи через сообщение объективной достоверной психологической информации позволяет клиенту самому структурировать свои переживания.
При этом применение с этой целью клинических методов, а не стандартизированных, к которым, как мы уже отмечали, относятся проективные и диалоговые методы, дает возможность в большей степени получить индивидуализированные данные.
Достоинства и недостатки применения как стандартизированных, так и клинических методов при оказании с их помощью психологической помощи должны контролироваться психологом.
Так, к бесспорным достоинствам тестов относится объективный характер процедуры, возможность перепроверки результатов, которая основывается на выполнении составителем тестов требований психометрии: репрезентативности, надежности, валидности.
Репрезентативность – соответствие тестовых норм выборки стандартизации тестовым нормам популяции, на которой применяется тест.
Надежность – устойчивость процедуры измерения, независимость от случайных величин.
Валидность – соответствие методики измеряемому концепту.
Психологи считают, если тест не обладает репрезентативностью, надежностью, валидностью, его использование не рационально и не научно.
Рассмотрим особенности работы психодиагноста с задачей психологического прогноза «Что будет дальше?».
Психологический прогноз – один из видов оказания психологической помощи при сообщении клиенту психодиагностической информации. Чтобы осуществить прогноз, психолог должен для себя очень четко решить вопрос о содержании педагогического оптимизма, т.е. вопрос о возможности целенаправленного изменения свойств и качеств личности ребенка и взрослого человека. Длительный прогноз определяет представление психолога об устойчивых характеристиках личности. А кратковременный прогноз основан на его представлении об изменчивых характеристиках личности.
Кроме задач классификации событий и их прогноза, психодиагност решает еще аналитические задачи на исследование факторов, вызывающих то или иное явление «Чем это вызвано?». Следует использовать данные других наук – общей психологии, дифференциальной, нейропсихологии и др. Результаты аналитической диагностики сообщаются клиенту и используются возможности клиента самостоятельно двигаться дальше. При работе с коллегами (невропатологом, психиатром, нейропсихологом) повышается достоверность выделенных факторов.
|
|
|