Эксперимент отличается от наблюдения, прежде всего, тем, что предполагает организацию психологом ситуации исследования. Это позволяет осуществить полный контроль переменной. Переменная – одно из основных понятий для описания психологического наблюдения и эксперимента. Под переменной понимается любая реальность, которая может изменяться в экспериментальной ситуации (состояние испытуемого, экспериментатора, время суток и т.д.). В эксперименте возможно планировать эти изменения и не допускать возникновения неожиданностей, как это может быть в наблюдении.
Экспериментатор может при создании определенной ситуации ввести в нее какой-либо новый элемент, а потом определить изменяется ли ситуация так, как он ожидает. Переменная, которую изменяет экспериментатор, называется независимой переменной, а переменная, изменяющаяся при воздействии на нее независимой переменной, называется зависимой переменной. (НП) (ЗП)
Например, под влиянием специальных условий (НП) педагогического общения изменяются операциональные компоненты мышления у студентов (ЗП).
Гипотеза, проверяемая в эксперименте, формулируется как предполагаемая связь между независимой и зависимой переменной.
Таким образом, в отличие от наблюдения, эксперимент дает возможность активно вмешиваться в деятельность испытуемого, создает условия, в которых психологический факт может быть выделен, изменен и повторен.
По В.В.Богословскому, эксперимент – метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемого психического явления.
Существуют следующие виды эксперимента:
лабораторный (с использованием аппаратуры и без нее);
естественный эксперимент.
Идея естественного эксперимента принадлежит А.Ф.Лазурскому. В 1910 году он впервые провел педагогический эксперимент, т.е. предложил метод, в котором психолог влияет на ситуацию, но так, что не нарушает естественности ее протекания для испытуемого. Например, экспериментатор проверяет гипотезу о факторах успешности обучения на уроке, на котором ученик ведет себя естественно.
Кроме того, выделяют и полевой эксперимент, в котором используют минимум оборудования в ситуации, близкой к естественной.
По иному основанию различают следующие виды экспериментов:
констатирующий эксперимент;
формирующий эксперимент.
Наиболее часто они употребляются в возрастной и педагогической психологии.
В констатирующем эксперименте фиксируется его задача - констатация фактов и связей между ними в данный момент исследования.
Формирующий эксперимент предполагает выявление закономерностей развития психики в процессе активного целенаправленного воздействия экспериментатора на испытуемого (т.е. формирование его психики); формирующий эксперимент иначе иногда называют психолого-педагогическим или обучающим (воспитывающим экспериментом).
В эксперимент могут входить составными элементами и наблюдение, и психодиагностика.
Психодиагностическое исследование включает в себя специальные психодиагностические методы выявления, измерения индивидуальных особенностей испытуемого на основе определенных диагностических процедур и методик (контроль за переменными и методы математической статистики помогают выявить зависимость между изучаемыми качествами испытуемого).
По В.Н.Дружинину, психология эксперимента включает в себя и общение в процессе эксперимента, и личность и деятельность экспериментатора, и личность испытуемого в ситуации эксперимента, и процедуру эксперимента, и др. параметры.
Эксперименты проводятся в 3-х основных случаях:
во-первых, для проверки гипотезы о существовании психического явления;
во-вторых, для проверки гипотезы о связи между явлениями психики;
в-третьих, для проверки гипотезы о причинной зависимости явления А от явления В.
Все эксперименты условно можно поделить на два вида:
Понятие идеального эксперимента введено Д. Кемпбелом. Он предполагал измерение экспериментатором только независимой переменной, а зависимая переменная только контролируется, другие условия такого эксперимента остаются неизменными.
В реальном эксперименте изменяются не только интересующие исследователя переменные, но и ряд других условий.
Соответствие идеального эксперимента реальному выражается в такой характеристике, как внутренняя валидность, т.е. достоверность результатов реального эксперимента по сравнению с идеальным. Чем больше влияют на изменение зависимой переменной неконтролируемые исследователем условия, тем ниже внутренняя валидность эксперимента, тем вероятнее, что факты эксперимента являются артефактами.
Реальный эксперимент отличается от идеального и от самой реальности, которую он моделирует собой; это его отличие фиксируется в понятие внешняя валидность, которая определяет соответствие результата эксперимента жизненной позиции и дает возможность перенести или не перенести результаты эксперимента на определенные жизненные ситуации.
|