Навигация по странице:
|
Краткий курс психологии_пособие (дополненное). Учебное пособие для неспециальных факультетов педагогических вузов Владимир 2005 ббк 88 я 73 а 16 удк 15
Психодиагностика – это не только направление практической психологии, но и теоретическая дисциплина.
Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизических особенностей человека. Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики. Психодиагностика включает в себя также и область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.
Структура психодиагностики включает общая теория психологического измерения; частные теории и методики измерения свойств и поведения личности; теории и методики оценивания, или внетестовая диагностика.
Теоретическая психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правил построения и выводов, объясняющих психические состояния человека в виде психодиагностических констант.
Любая константа должна иметь теоретический смысл и практическую значимость для выявления той или иной проблемы.
Важной составной частью является дифференциальная психометрика – область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений, с количественным определением психических явлений.
Это основной раздел теоретической психодиагностики. Она обосновывает требования, которым должны удовлетворять измерительные диагностические процедуры с целью их разработки и на этапе применения.
Как любая из отраслей психологии, теоретическая психодиагностика опирается на общепсихологические принципы:
Принцип отражения (адекватное отражение может обеспечить человеку полноценную регуляцию его психической деятельности).
Принцип развития – он ориентирует не только на изучение условий возникновения психического явления, но и на изучение тенденции развития.
Принцип диалектической связи психических явлений (принцип детерминизма).
Принцип связи (принцип единства сознания и деятельности).
Личностный принцип – требует от психодиагноста анализа индивидуальных особенностей человека, его онтогенеза.
Практическая психодиагностика – свод правил применения диагностического инструментария, а также знания этических и профессиональных норм работы с испытуемым.
Психолог-практик должен:
Понимать условия обследования и учитывать эти условия при интерпретации результатов;
Уметь оценить состояние испытуемого;
Уметь сообщить информацию.
Основная проблема психодиагностики – предмет исследования нам не представлен в ощущениях (например, в медицине - давление, температура и т.д.)
Психологическая диагностика осуществляется с помощью большого набора средств и инструментов, в том числе и тестов, - это диагностические методики. Практическая психодиагностика занимается конструированием методик, уточнением требований к методикам, правил их применения, границы выводов, на которые может претендовать психолог, – это является основным предметом психодиагностики.
Задача теоретической психодиагностики – разработка новых инструментов исследования, более надежных и валидных, нежели имеющиеся сегодня.
Таким образом, психодиагностика – это раздел психологии, изучающий принципы, методические приемы и средства построения и применения диагностических процедур с целью определения значений некоторых психических феноменов, позволяющих установить диагноз.
В сущности, основная задача психологической диагностики заключается в измерении различий между индивидами или реакциями одного индивида в разных условиях.
3.Основные методы исследования и диагностики (по Н.И.Шевандрину)
Существует несколько типичных исследовательских методов, позволяющих разрешать диагностические задачи.
1. Одним из наиболее доступных и широко применяемых в педагогической практике методов является наблюдение. Наблюдение – это научно-целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. К достоинствам наблюдения следует отнести: естественность, независимость от умений испытуемых оценивать свои действия, возможность оценить отдаленные последствия воспитательных воздействий и др. Недостатками являются: пассивность, наличие элементов субъективизма, недоступность данному методу некоторых скрытых проявлений психики (переживания, мысли, мотивы) и т.п.
Наиболее типичными ситуациями, в которых эффективно применение наблюдения, являются:
Получение сведений о психическом явлении в «чистом» виде;
Сбор первичной информации, не требующей большой выборки исследуемых объектов;
Оценка фактов, полученных с помощью других методов, например, анкетирования;
Проверка рекомендаций.
Например, для исследования эмоциональных предпочтений в классе можно использовать метод временных срезов, когда преподаватель через равные промежутки времени фиксирует контакты учащихся (кто с кем общается), заносит интенсивность контактов в таблицу и определяет социометрический статус учащихся.
2. Другим эффективным методом исследования является эксперимент. Эксперимент – это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется какой-либо психический факт. Достоинствами эксперимента являются: активная позиция наблюдателя, возможность повторения, строго контролируемые условия проведения. К недостаткам следует отнести: искусственность условий, значительные затраты для контроля значимых факторов.
Эксперименты бывают естественными, лабораторными и формирующими. Естественный эксперимент характеризуется незначительными изменениями обычных условий обучения и воспитания. При этом типе эксперимента стараются минимально изменять условия и контекст, в котором протекает интересующий диагноста психический феномен. Лабораторный эксперимент отличается строгой стандартизацией условий, позволяющих максимально изолировать исследуемое явление, отвлечься от изменяющихся условий окружающей среды. Формирующий эксперимент предусматривает внедрение в педагогическую практику результатов исследования с последующим изучением изменений, которые возникают вследствие подобных новаций.
Естественный эксперимент по изучению, например, межличностных предпочтений в учебном классе может заключаться в поздравлении учащихся с праздником с помощью открыток. Учащийся, получивший максимальное количество открыток, будет эмоциональным лидером, получивший минимальное количество – неизбираемым. При этом типе стараются минимально изменять условия и контекст, в котором протекает интересующий диагноста психический феномен.
3. Широко распространен в педагогической практике опрос. Опрос – это получение информации, заключенной в словесных сообщениях испытуемого. Различают следующие виды опроса: анкетирование, интервью, беседа. В процессе анкетирования информация получается в виде письменных ответов опрашиваемых (респондентов). Интервью предполагает получение информации путем устных ответов респондентов на вопросы, задаваемые в устной форме. Метод беседы основан на получении информации в процессе двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.
Например, изучить эмоциональные предпочтения можно и с помощью анкетирования, задав вопрос (социометрический критерий) типа «С кем Вы общаетесь или хотели бы общаться в свободное от занятий время?». Сведя полученные результаты опроса в таблицу (социометрическую матрицу), мы можем выявить статусы различных участников обследуемой группы.
4. Еще одним методом исследования является анализ продуктов деятельности. В педагогической практике в качестве продуктов учебной деятельности могут рассматриваться сочинения, дневники, альбомы по рисованию, журналы и т.п. для реализации указанного метода исследования, определяется категория анализа, например, оценка, тема сочинения, пропуски занятий и т.п. Далее подсчитывается частота встречаемости элемента, соответствующего категории наблюдения в продуктах деятельности (игровой, учебной, трудовой) испытуемого. После этого производится содержательная интерпретация результатов статистического анализа.
5. Моделирование - это метод исследования, в основе которого лежит построение моделей изучаемого явления. Модель представляет собой копию интересующего исследователя объекта или явления в каком-либо аспекте. Модель всегда является упрощением (редукцией) исследуемого явления. Она предназначена для выделения самого главного (с точки зрения целей исследования) в изучаемом объекте. Такое упрощение облегчает процесс качественного и количественного анализа. Например, мы можем моделировать процесс взаимодействия в учебной группе или педколлективе на ЭВМ.
6. Тестирование относится к методам диагностики, для которых, в отличие от методов исследования, характерен акцент на измерение (т.е. численное представление) некоторой психологической переменной. Процедура тестирования может проводиться в форме опроса, наблюдения или эксперимента. Тест – это краткосрочное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций. (Шевандрин Н.И.) Более строгое определение: тест – объективное и стандартизированное измерение выборки поведения (Анастази А.). Тесты - стандартизированные краткие и, чаще всего, ограниченные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий.
Процесс стандартизации подразумевает единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Он включает:
Точные указания относительно используемых материалов (стимульный материал);
Временные ограничения;
Устные инструкции испытуемому;
Предварительный показ задания;
Учет способа трактовки вопросов (заданий) со стороны испытуемого и др.
Объективная оценка психологических тестов (методов исследования) означает, прежде всего, определение их валидности, надежности, достоверности, репрезентативности, которые являются показателями качества психологического исследования.
Основная научная категория, с которой работает психодиагност – практик, – это возрастные нормы развития личности. Кроме них, психодиагност обязан знать еще и этические нормы.
Практик-психодиагност должен учитывать конкретные обстоятельства обследования, их влияние на получение индивидуального результата, сопоставление их с нормативами. Практик, в отличие от психолога – теоретика, работает с уникальной ситуацией, даже если это конкретная ситуация массового обследования. Уникальность ситуации состоит в том, что каждый раз общение психодиагноста-практика – всегда новые отношения с клиентом, в каждой конкретной ситуации это решение, прежде всего, этических, нравственных задач взаимодействие.
|
|
|