Навигация по странице:
|
диплом. Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем
Воля
Слева — самые безвольные, справа — самые волевые. Нужно крестиком отметить свое место на этой шкале. Для каждого качества слева на шкале будет минимум этого качества, справа — максимум.
Результаты самооценки служат основанием для беседы и дальнейшего
обследования. Необходимо особенно выделить те параметры самооценки которые вызывают затруднения при их оценивании.
Успех в решении психологических проблем всегда связан с выбором. Выбор
Выбор происходит на основании того, что человек считает наиболее важным и правильным на основании ценностей, сформированных в его прошлом опыте. Поэтому диагностика ценностных ориентаций человека дает возможность получить представление о его проблемах, сопоставляя ценности между собой и с реальными условиями, в которых эти ценности могут находить, или не находить свое утверждение. Такое сопоставление возможно с помощью методик, позволяющих ранжировать ценности или сравнивать представление о своих ценностях с реальным поведением. Для ранжирования ценностей может быть представлен либо список ценностей (таких, например, как работа, образование, семья, материальное благополучие, здоровье, дружба, хобби, слава, богатство, власть и пр.), либо список высказываний типа: «Я бы хотел, чтобы моя работа ...»
— была по заслугам оценена другими;
— была для меня интересной;
— приносила большие доходы;
— была полезной и нужной людям;
— доставляла мне радость и удовольствие и т.д.
Ранжирование ценностей позволяет определить, в чем совпадают личные ценности с общественными, с профессиональными и групповыми ценностями.
Анализ конкретных ситуаций, связанных с выбором того или иного решения, позволяет сравнить реальные ценности с идеальными представлениями о своих ценностях. Выявление ценностных ориентации позволяет определить взаимоисключающие ценности, что именно человек игнорирует в ситуации выбора альтернативных ценностей, уточнить свои позиции в связи с возникающими проблемами, переоценить свои ценности.
Выявление ценностей позволяет определить сферу, в которой человек готов нести полную ответственность за себя и за свои действия в решении своих проблем. В первую очередь необходимо определить, какие ценности человек считает самыми важными. Это проясняет направление развития целей его деятельности. Затем необходимо проанализировать и рассмотреть возможные варианты последствий и сделать выбор, принять
определенное решение.[3]
Очень важным методом для диагностики профессиональных ориентаций оптанта является беседа. Представление человека о себе необходимо увязать с представлениями о выбираемой профессии, поэтому вся беседа строится на выявлении этих представлений и их сопоставлении. Можно попросить консультируемого описать какие, по его мнению, виды работ приходится выполнять в данной профессии и какие для этого необходимы знания, умения и навыки. Что больше всего ценится в данной профессии, какими качествами обладает человек, добившийся успеха в данной профессии? В беседе необходимо определить, по каким причинам консультируемый выбирает ту или иную профессию, кто одобряет и кто осуждает его выбор, почему, и какие доводы при этом кажутся ему убедительными. Хорошо использовать конкретные примеры.
Например, обсудить, кто из близких или знакомых имеет такую профессию, ради чего он ее выбрал и ради чего выбирает ее консультируемый, какое будущее у этого человека, и как консультируемый видит свое будущее и т.п.[15]
Дальнейшие шаги в диагностике психологических проблем профессионального самоопределения личности связаны с умением консультанта выделить те вопросы для обсуждения, которые помогут человеку лучше уяснить себе, что от него требуется, чтобы адаптироваться в современном профессиональном мире.
Работа по повышению уровня самосознания и самооценки позволяет учащимся выйти на осознание уровня мотивации профессионального выбора реально действующих и желаемых мотивов труда, обострить психологические противоречия, которые могут заставить учащихся решать проблему профессиональных поисков или профессионального выбора, а не ждать готовых предложений и указаний.
В некоторых случаях человеку бывает недостаточно профессиональной консультации для решения его проблемы и требуется специальная психокоррекционная работа. Особенно эффективными, как показывает опыт, методами психокоррекционной работы со старшеклассниками, имеющими трудности в профессиональном самоопределении, являются групповые методы активного обучения и, в частности, социально-психологические тренинги.
2.2 Организация и проведение исследования
Базой исследования явились учащиеся общеобразовательной школы №124, в количестве 60 человек. Для исследования профессионального интереса мною была выбрана методика «Карта интересов». (Приложение № 1)
«Карта интересов»
Цель: Прояснение и развитие временной перспективы будущего. Содействие побуждению собственной активности учащихся, выявлению их интересов и склонностей.
Для исследования наиболее предпочтительных профессиональных сфер нами была выбрана методика «Опросник профессиональной готовности» (Приложение №2).
«Опросник профессиональной готовности»
Цель: Выяснение предпочтений и интересов в рассматриваемых профессиональных сферах .
Для исследования типов темперамента и формально-динамических свойств учащихся нами была выбрана методика В.М. Русалова «Опросник формально-динамических свойств индивидуальности» (Приложение № 3).
Цель: Выяснение свойств индивидуальности учащихся
Результаты и анализ полученных данных
Результаты, полученные по методике ОПГ представлены в Таблицах №№ 1,2
Таблица №1. Результаты ОПГ
№ п/п
|
Ф.И.О.
|
Предпочтение
|
1
|
Фасхутдинова Л.Ш.
|
Ч 42
|
2
|
Якимова Е.Ю.
|
З25
|
3
|
Ибрагимова Л.Р.
|
Ч 28
|
4
|
Макарова Е.Д.
|
Ч 47
|
5
|
Макарова И.Р.
|
Ч 30
|
6
|
Хуснуллина А.Х.
|
Х 40
|
7
|
Тимохина Д.И.
|
Ч 51
|
8
|
Селиванова Н.А.
|
Ч 58
|
9
|
Салахова Г.Х.
|
Ч 52
|
10
|
Шайхутдинов И.Р.
|
Ч 28
|
11
|
Хайбуллина Д.Ш.
|
Ч 59
|
12
|
Алавердян А.А.
|
Ч 27
|
13
|
Портнова Н.Г.
|
Х 40
|
14
|
Хайруллов И.Р.
|
П 34
|
15
|
Кудряшова С.А.
|
Ч 46
|
16
|
Гарифуллина Л.М.
|
Ч 52
|
17
|
Федоровская А.А.
|
Ч 46
|
18
|
Шарифуллин Л.К.
|
Ч 45
|
19
|
Зайнуллин А.М.
|
Ч 30
|
20
|
Гизатуллина А.Г.
|
Ч 28
|
21
|
Гайсина Л.Т.
|
Ч 52
|
22
|
Степанова В.И.
|
Ч 57
|
23
|
Мингулова Р.Г.
|
Ч 42
|
24
|
Гизатулина Л.Ю.
|
Х 32
|
25
|
Сабирова А.Н.
|
Ч 42
|
26
|
Байрамалыев М.М.
|
Ч 30
|
27
|
Булычева Ю.А.
|
Ч 27
|
28
|
Махов А.А.
|
Ч 20
|
29
|
Зуфаров А.М.
|
Ч 24
|
30
|
Манирова Р.М.
|
Ч 30
|
31
|
Минубаева Р.А.
|
Ч 48
|
32
|
Гатина А.А.
|
Ч 52
|
33
|
Гиниятуллина Д.Т.
|
Ч 40
|
34
|
Гиниятуллина Р.А.
|
Ч 40
|
35
|
Наширванова М.Н.
|
Ч 44
|
36
|
Шайхутдинова З.Б.
|
Ч 40
|
37
|
Хуснуллина Л.Х.
|
Ч 20
|
38
|
Сальманов И.М.
|
Ч 18
|
39
|
Баляева О.В.
|
Ч 30
|
40
|
Чупахина Т.А.
|
Ч 52
|
41
|
Савельева Н.Ю.
|
Ч 47
|
42
|
Зинурова А.Г.
|
Ч 40
|
43
|
Мухаметзянова Р.Р.
|
Ч 29
|
44
|
Зайцева Г.В.
|
Ч 16
|
45
|
Воробьев Р.В.
|
Ч 39
|
46
|
Гиниятуллин Р.Х.
|
Т 50
|
47
|
Ибятова Г.М.
|
Ч 48
|
48
|
Иванова М.А.
|
Ч 50
|
49
|
Мухаметшин Р.Н.
|
Ч 22
|
50
|
Якина Е.Д.
|
Ч 24
|
51
|
Кузина М.Н.
|
Ч 51
|
52
|
Галимова А.Н.
|
Ч 37
|
53
|
Борзова А.В.
|
Ч 47
|
54
|
Шайхутдинова З.Ф.
|
Ч 53
|
55
|
Сотникова О.А.
|
Ч 34
|
56
|
Пестова О.А.
|
Ч 52
|
57
|
Оськина Ю.И.
|
Ч 48
|
58
|
Бадрутдинова Л.И.
|
Ч 41
|
59
|
Иванова Е.Н.
|
Ч 51
|
60
|
Вагапова А.Р.
|
Ч 46
|
Из таблицы № 1 мы видим, что 18 человек из 60 сделали выбор «Человек- художественный образ», что составляет 30% от общего количества; 25 учащихся выбрали «Человек-человек», что составляет 42%; 28% детей предпочли профессии типа «Человек- техника»- 4%, «Человек- знаковая система»- 10%, «Человек- природа»-14%. Из этого можно сделать вывод, что дети, чаще выбирают профессии типа «Человек- художественный образ» и «Человек-человек», т.е. профессии, связанные с искусством или с общением с другими людьми. Выбор их сужен, они более готовы к самостоятельному профессиональному выбору.
Таблица №2. Результаты ОПГ
№ п/п
|
Ф.И.О.
|
Предпочтение
|
1
|
Галимова Л.Г.
|
Ч 32
|
2
|
Гайнутдинов И.А.
|
Ч 41
|
3
|
Умиров Л.Р.
|
Ч 33
|
4
|
Занкович В.Л.
|
Ч 29
|
5
|
Фассахов И.И.
|
Ч 18
|
6
|
Захаров Е.В.
|
Ч 15
|
7
|
Маркелова Т.Н.
|
Ч 20
|
8
|
Сальманова Л.М.
|
Х 20
|
9
|
Сарбакова А.Д.
|
Ч 34
|
10
|
Таджиева Г.Т.
|
Ч 17
|
11
|
Егизбаева Р.С.
|
Х 19
|
12
|
Исхаков И.М.
|
Ч 30
|
13
|
Долгополова Л.В.
|
Ч 41
|
14
|
Рафикова В.В.
|
Ч 30
|
15
|
Минхаеров Р.А.
|
Ч 21
|
16
|
Харисова А.Р.
|
Ч 24
|
17
|
Гатауллина А.Г.
|
Ч 27
|
18
|
Салихова А.Ф.
|
Т 24
|
19
|
Беляев Д.И.
|
Т 21
|
20
|
Байрамалыев А.М.
|
Т 18
|
21
|
Мишарина Е.А.
|
Ч 40
|
22
|
Котина С.Н.
|
Ч 40
|
23
|
Жаров М.Ю.
|
Ч 8
|
24
|
Мусин Р.А.
|
Ч 20
|
25
|
Котина Н.Н.
|
П 38
|
26
|
Улеева Р.П.
|
Ч 24
|
27
|
Чукашова Н.М.
|
Ч 16
|
28
|
Гайфутдинова Р.Р.
|
Ч 27
|
29
|
Зайцева М.А.
|
Ч 30
|
30
|
Кирилова Н.П.
|
П 30
|
31
|
Маркелов Т.О.
|
Т 17
|
32
|
Кирилов Д.О.
|
Ч 21
|
33
|
Мусин М.Р.
|
Т 40
|
34
|
Маркелова М.А.
|
Ч 48
|
35
|
Хусаинова Э.М.
|
Ч 41
|
36
|
Семкичева М.Ю.
|
Ч 47
|
37
|
Борисова Н.А.
|
Ч 47
|
38
|
Миронова С.В.
|
Ч 41
|
39
|
Шангараева Г.Р.
|
Ч 37
|
40
|
Шайхутдинов А.Ф.
|
Ч 21
|
41
|
Туктарова Г.И.
|
Х 30
|
42
|
Галимов И.Б.
|
Ч 32
|
43
|
Ильдияров А.В.
|
Ч 50
|
44
|
Башарина А.С.
|
Ч 37
|
45
|
Фролова Н.А.
|
Ч 32
|
46
|
Долгополов Н.А.
|
Ч 8
|
47
|
Митрюхин А.С.
|
Ч 40
|
48
|
Козлова В.А.
|
Ч 39
|
49
|
Шайхутдинова Р.З.
|
Ч 37
|
50
|
Митрофанова Н.И.
|
П 30
|
51
|
Трофимов М.А.
|
Ч 30
|
52
|
Волков А.В.
|
Т 41
|
53
|
Селезнева Н.С.
|
Ч 20
|
54
|
Гордеев А.Н.
|
П 26
|
55
|
Ибниев И.М.
|
Ч 37
|
56
|
Газизова Д.И.
|
Ч 38
|
57
|
Селиванова Д.А.
|
Т 37
|
58
|
Годиева Р.Б.
|
Ч 53
|
59
|
Гафиатуллина Л.И.
|
Ч 50
|
60
|
Маслахов М.К.
|
Т 40
|
Из таблицы №2 мы видим, что 7 человек из 60 выбрали «Человек- художественный образ», что составляет 12% от общего количества; 22 ребёнка выбрали «Человек-человек», что составляет 40%; 9 человек предпочли профессию типа «Человек- техника»- 16%, «Человек- знаковая система»- 18%, «Человек- природа»-14%. Из этого можно сделать вывод, что у детей, обучающихся в общеобразовательной школе круг интересов более разбросан, неустойчив. Большинство детей не готовы к самостоятельному профессиональному выбору. Чаще их выбор происходит либо «по моде», либо «за компанию».
Результаты полученные по методике карта интересов представлены в таблице №№ 3,4
Таблица №3. Результаты карты интересов
№ п/п
|
Ф.И.О.
|
Предпочтение
|
1
|
Фасхутдинова Л.Ш.
|
14 8
|
2
|
Якимова Е.Ю.
|
10 6
|
3
|
Ибрагимова Л.Р.
|
14 6
|
4
|
Макарова Е.Д.
|
15 6
|
5
|
Макарова И.Р.
|
10 4
|
6
|
Хуснуллина А.Х.
|
15 8
|
7
|
Тимохина Д.И.
|
9 7
|
8
|
Селиванова Н.А.
|
11 6
|
9
|
Салахова Г.Х.
|
14 7
|
10
|
Шайхутдинов И.Р.
|
15 6
|
11
|
Хайбуллина Д.Ш.
|
14 8
|
12
|
Алавердян А.А.
|
13 6
|
13
|
Портнова Н.Г.
|
15 8
|
14
|
Хайруллов И.Р.
|
13 8
|
15
|
Кудряшова С.А.
|
15 6
|
16
|
Гарифуллина Л.М.
|
11 4
|
17
|
Федоровская А.А.
|
11 8
|
18
|
Шарифуллин Л.К.
|
13 6
|
19
|
Зайнуллин А.М.
|
6 4
|
20
|
Гизатуллина А.Г.
|
14 6
|
21
|
Гайсина Л.Т.
|
15 8
|
22
|
Степанова В.И.
|
|
23
|
Мингулова Р.Г.
|
12 4
|
24
|
Гизатулина Л.Ю.
|
7 8
|
25
|
Сабирова А.Н.
|
14 7
|
26
|
Байрамалыев М.М.
|
13 5
|
27
|
Булычева Ю.А.
|
6 7
|
28
|
Махов А.А.
|
15 6
|
29
|
Зуфаров А.М.
|
11 5
|
30
|
Манирова Р.М.
|
14 8
|
31
|
Минубаева Р.А.
|
15 5
|
32
|
Гатина А.А.
|
15 6
|
33
|
Гиниятуллина Д.Т.
|
14 7
|
34
|
Гиниятуллина Р.А.
|
15 6
|
35
|
Наширванова М.Н.
|
10 5
|
36
|
Шайхутдинова З.Б.
|
14 8
|
37
|
Хуснуллина Л.Х.
|
15 8
|
38
|
Сальманов И.М.
|
|
39
|
Баляева О.В.
|
15 6
|
40
|
Чупахина Т.А.
|
14 5
|
41
|
Савельева Н.Ю.
|
11 4
|
42
|
Зинурова А.Г.
|
15 8
|
43
|
Мухаметзянова Р.Р.
|
9 6
|
44
|
Зайцева Г.В.
|
5 4
|
45
|
Воробьев Р.В.
|
15 4
|
46
|
Гиниятуллин Р.Х.
|
6 8
|
47
|
Ибятова Г.М.
|
|
48
|
Иванова М.А.
|
10 8
|
49
|
Мухаметшин Р.Н.
|
14 5
|
50
|
Якина Е.Д.
|
15 8
|
51
|
Кузина М.Н.
|
9 5
|
52
|
Галимова А.Н.
|
14 8
|
53
|
Борзова А.В.
|
10 8
|
54
|
Шайхутдинова З.Ф.
|
4 5
|
55
|
Сотникова О.А.
|
9 8
|
56
|
Пестова О.А.
|
10 8
|
57
|
Оськина Ю.И.
|
11 8
|
58
|
Бадрутдинова Л.И.
|
10 6
|
59
|
Иванова Е.Н.
|
6 5
|
60
|
Вагапова А.Р.
|
10 7
|
Из таблицы №3 мы видим, что 12 детей из 60 (20%) выбрали профессию музыкант, 14 человек - профессию художник (25%), 6 человек- профессия врач(10%), 8 человек- профессия учитель (14 %); остальные 30 % выбрали разнообразные профессии, не связанные с профессиями типа «Человек- художественный образ», «Человек-человек». Таким образом, у большинства детей круг интересов более направлен и сужен.
Таблица №4Результаты карты интересов
№ п/п
|
Ф.И.О.
|
Предпочтение
|
1
|
Галимова Л.Г.
|
14-7
|
2
|
Гайнутдинов И.А.
|
6-5
|
3
|
Умиров Л.Р.
|
14-6
|
4
|
Занкович В.Л.
|
15-8
|
5
|
Фассахов И.И.
|
10-7
|
6
|
Захаров Е.В.
|
1-1
|
7
|
Маркелова Т.Н.
|
10-3
|
8
|
Сальманова Л.М.
|
13-8
|
9
|
Сарбакова А.Д.
|
5-2
|
10
|
Таджиева Г.Т.
|
4-5
|
11
|
Егизбаева Р.С.
|
14-2
|
12
|
Исхаков И.М.
|
11-4
|
13
|
Долгополова Л.В.
|
15-4
|
14
|
Рафикова В.В.
|
11-5
|
15
|
Минхаеров Р.А.
|
2-7
|
16
|
Харисова А.Р.
|
13-6
|
17
|
Гатауллина А.Г.
|
9-5
|
18
|
Салихова А.Ф.
|
3-6
|
19
|
Беляев Д.И.
|
13-2
|
20
|
Байрамалыев А.М.
|
13-8
|
21
|
Мишарина Е.А.
|
11-4
|
22
|
Котина С.Н.
|
8-3
|
23
|
Жаров М.Ю.
|
5-6
|
24
|
Мусин Р.А.
|
12-4
|
25
|
Котина Н.Н.
|
13-4
|
26
|
Улеева Р.П.
|
11-5
|
27
|
Чукашова Н.М.
|
8-5
|
28
|
Гайфутдинова Р.Р.
|
12-5
|
29
|
Зайцева М.А.
|
4-6
|
30
|
Кирилова Н.П.
|
6-2
|
31
|
Маркелов Т.О.
|
9-6
|
32
|
Кирилов Д.О.
|
13-2
|
33
|
Мусин М.Р.
|
14-7
|
34
|
Маркелова М.А.
|
6-5
|
35
|
Хусаинова Э.М.
|
9-6
|
36
|
Семкичева М.Ю
|
6-5
|
37
|
Борисова Н.А.
|
14-6
|
38
|
Миронова С.В.
|
15-8
|
39
|
Шангараева Г.Р.
|
10-7
|
40
|
Шайхутдинова А.Ф.
|
1-4
|
41
|
Туктарова Г.И.
|
10-3
|
42
|
Галимов И.Б.
|
13-8
|
43
|
Ильдияров А.В.
|
13-2
|
44
|
Башарина А.Е.
|
4-5
|
45
|
Фролова Н.А.
|
14-2
|
46
|
Долгополов М.И.
|
11-3
|
47
|
Митрюхина А.С.
|
11-4
|
48
|
Козлова В.А.
|
15-4
|
49
|
Шайхутдинова Р.З.
|
11-5
|
50
|
Митрофанова М.И.
|
2-6
|
51
|
Волков А.В.
|
13-6
|
52
|
Селезнева Н.С.
|
9-5
|
53
|
Гордеев А.М.
|
3-6
|
54
|
Ибниев И.М.
|
13-4
|
55
|
Газизов Д.И.
|
13-8
|
56
|
Селиванова Н.А.
|
12-4
|
57
|
Годеева Р.В.
|
9-4
|
58
|
Гафиятуллина Л.И.
|
3-5
|
59
|
Маслахов М.К
|
13-5
|
60
|
Трофимов М.А.
|
15-4
|
Из таблицы № 4 мы видим, что 6 детей из 60 (10%) выбрали профессию музыкант, 5 человек- профессию художник (9%), 4 человека- профессия учитель (7%), 4 человека- профессия учитель (7 %); 12 человек выбрали профессию военное дело (20%); 7 человек- врач (12%); остальные выбрали разнообразные профессии, что говорит о более разобщенном, не устоявшимся круге интересов. Детям интересно то, что их более привлекает в настоящий момент.
На следующем этапе исследования, для доказательства гипотезы на статистическом уровне, нами был применен математический метод обработки результатов. Был применен U - критерий Манна-Уитни, который предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака.
Проранжируем значения по методики «Карта интересов»
Общая сумма рангов соответствует расчетной сумме, т.е. равенство реальной и расчетной сумм соблюдено.
Так как большая ранговая сумма приходится на выборку учащихся, сформулируем следующие гипотезы:
Н0: группа детей не превосходит группу детей из средней общеобразовательной школы по интересам к профессиям.
Н1: группа детей превосходит группу детей из средней общеобразовательной школы по интересам к профессиям.
60 (60+1)
Uэмп. = (60х60)+ - 4079 = 1351
2
Uэмп. = 1351
Uкр. =
Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1, т.е., группа детей превосходит группу детей из средней общеобразовательной школы по интересам к профессиям.
Проранжируем значения по методики «ОПГ»
Общая сумма рангов соответствует расчетной сумме, т.е. равенство реальной и расчетной сумм соблюдено.
Так как большая ранговая сумма приходится на выборку учащихся, сформулируем следующие гипотезы:
Н0: выбор профессиональной сферы у детей не превосходит выбор профессиональной сферы у детей из средней общеобразовательной школы.
Н1: выбор профессиональной сферы у детей превосходит выбор профессиональной сферы у детей из средней общеобразовательной школы.
60 (60+1)
Uэмп. = (60х60)+ - 4413 = 1017
2
Uэмп. = 1017
Uкр. =
Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1, т.е., выбор профессиональной сферы у детей превосходит выбор профессиональной сферы у детей из средней общеобразовательной школы.
Проранжируем значения по методики «Опросник формально-динамических свойств индивидуальности» (В.М.Русалова)
Общая сумма рангов соответствует расчетной сумме, т.е. равенство реальной и расчетной сумм соблюдено.
Так как большая ранговая сумма приходится на выборку учащихся, по всем шкалам, сформулируем следующие гипотезы:
Н0: формально-динамические свойства индивидуальности у детей не превосходят формально-динамические свойства индивидуальности у детей из средней общеобразовательной школы.
Н1: формально-динамические свойства индивидуальности у детей превосходят формально-динамические свойства индивидуальности у детей из средней общеобразовательной школы.
Найдем критические значения для данной выборки по Таблице
Uкр. =
Рассчитаем эмпирическое значение для каждой шкалы.
Шкала «Эргичность психомоторная» (ЭРМ):
60 (60+1)
Uэмп. = (60х60)+ - 4792,5 = 637,5
2
Uэмп. = 637,5
Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1,
Шкала «Энергичность интеллектуальная» (ЭРИ):
60 (60+1)
Uэмп. = (60х60)+ - 4841,5 = 558,5 2
2
Uэмп. =558,5
Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1,
Шкала «Энергичность коммуникативная» (ЭРК):
60 (60+1)
Uэмп. = (60х60)+ -4894,5 = 535,5
2
Uэмп. = 535,5
Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1,
Шкала «Пластичность пситхомоторная» (ПМ):
60 (60+1)
Uэмп. = (60х60)+ - 4898,5 = 531,5
2
Uэмп. =531,5
Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1,
Шкала «Пластичность интеллектуальная» (ПИ):
60 (60+1)
Uэмп. = (60х60)+ -5246 = 184
2
Uэмп. = 184
Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1,
Шкала «Пластичность коммуникативная» (ПК):
60 (60+1)
Uэмп. = (60х60)+ -4839 = 591
2
Uэмп. = 591
Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1, т.е., пластичность коммуникативная у детей из ДШИ превосходит пластичность коммуникативную у детей из средней общеобразовательной школы.
Шкала «Скорость психомоторная» (СМ):
60 (60+1)
Uэмп. = (60х60)+ -4892,5 = 537,5
2
Uэмп. = 537,5
Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1,
Шкала «Скорость интеллектуальна» (СИ):
60 (60+1)
Uэмп. = (60х60)+ -4697 = 733
2
Uэмп. = 733 Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1,
Шкала «Скорость коммуникативная» (СК):
60 (60+1)
Uэмп. = (60х60)+ - 4967,5 = 462,5
2
Uэмп. =462,5
Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1,
Шкала «Эмоциональность психомоторная» (ЭМ):
60 (60+1)
Uэмп. = (60х60)+ -4815,5 =614,5
2
Uэмп. = 614,5
Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1,
Шкала «Эмоциональность интеллектуальная» (ЭИ):
60 (60+1)
Uэмп. = (60х60)+ - 4978,5 = 451,5
2
Uэмп. = 451,5
Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1,
Шкала «Эмоциональность коммуникативная» (ЭК):
60 (60+1)
Uэмп. = (60х60)+ -4786 = 644
2
Uэмп. = 644
Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1,
На основе результатов математической статистики можно сделать вывод, что профессиональное самоопределение детей посещающих школу искусств имеет свою специфику, так у них более сужен круг интересов видов деятельности (по методике «Карта интересов»), интересы более направлены в определенную область. Ярче выражены предпочтения и интересы в рассматриваемых профессиональных сферах (по методике «Опросник профессиональной готовности»). Также они имеют свою специфику формально-динамических свойств индивидуальности: более высокую сферу психомоторной активности, гибкость при переключении одних форм двигательной активности на другие, высокий темп психомоторного поведения, высокую чувствительность по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом. Интеллектуальная сфера детей посещающих школу искусств отличается более высоким уровнем интеллектуальных возможностей, высоким уровнем способностей к обучению, высокой гибкостью мышления, более высокой скоростью умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности. Коммуникативная сфера отличается более значительной потребностью в общении, легкостью вступления в новые социальные контакты. Их речь легкая и плавная, быстрая вербализация, высокая речевая активность, чувствительность в случае неудач в общении.
Таким образом, дети, посещающие школу искусств, имеют отличие в интеллектуальном, психомоторной и коммуникативной сфере, что показывает более высокий уровень развития, чем дети посещающие общеобразовательную школу.
Вывод: мы выявили различия профессионального самоопределения детей посещающих школу искусств и обучающихся в общеобразовательной школе.
Нами были подобраны методике, которые позволили выявить интересы и предпочтения детей, а также формально-динамические свойства личности каждого учащегося.
На основе результатов математической статистики можно сделать вывод, что профессиональное самоопределение детей имеет свою специфику. Так у них более сужен круг интересов, ярче выражены предпочтения в рассматриваемых профессиональных сферах, имеются отличия в интеллектуальной, психомоторной и коммуникативных сферах.
Профессио
|
|
|