Навигация по странице:
|
диплом. Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем
Указания по обработке. Перед обработкой необходимо убедиться, что ответы даны на все вопросы. Для подсчета баллов по той или иной шкале используют ключи. Вначале необходимо перекодировать некоторые ответы, указанные в ключе для данной шкалы. Подсчет баллов производится путем суммирования всех баллов по данной шкале. При обследовании больших массивов испытуемых целесообразно сочетать бланковый метод с компьютерной обработкой данных. Полученная сумма баллов для каждой шкалы записывается в соответствующую графу на бланке. Кроме того, в бланке обязательно фиксируется ФИО, пол, возраст испытуемого, образование, род занятий или учебы. Необходимо помнить, что испытуемые, имеющие по контрольной шкале 18 и больше баллов, из дальнейшей обработки исключаются, как не способные в силу чрезмерной социальной желательности адекватно оценивать свое поведение.
Ключи к шкалам.
ШКАЛА
|
ПУНКТЫ
|
|
Эргичность психомоторная (ЭРТ)
|
1, 4, 32, 58, 60*, 70*, 75*, 84, 92, 111*, 127, 132
|
|
Эргичность интеллектуальная (ЭРИ)
|
3, 9, 17*, 36, 48, 54*, 82, 96*, 120*, 133*. 139, 143
|
|
Эргичность коммуникативная (ЭРК)
|
7*, 33, 35, 63*, 68, 77, 94, 98*, 112, 114*, 125, 129*
|
|
Пластичность психомоторная (ПМ)
|
11, 13, 39, 40, 64, 66*, 76, 79, 99, 100, 115, 131*
|
|
Пластичность интеллектуальная
|
2*, 8, 18, 41, 47, 59, 95, 97*, 107*, 130, 140*, 149
|
|
Пластичность коммуникативная (ПК)
|
15, 21, 43, 46, 51, 67, 80, 101, 113* 116, 134, 135
|
|
Скорость психомоторная (СМ)
|
16, 19, 45, 49, 69, 83*, 93, 102, 118*, 122, 128, 136*
|
|
Скорость интеллектуальная (СИ)
|
5, 14, 23, 27*, 38*, 53, 62*, 65, 87, 119, 142*, 145
|
|
Скорость коммуникативная (СК)
|
20-. 50-. 57. 71. 81-. 85. 88* 9Г. 104. 117. 123. 137*
|
|
Эмоциональность психомоторная (Эмi)
|
22, 24, 52, 55,73, 78, 89, 105, 108, 124, 141, 144
|
|
Эмоциональность интеллектуальная (314)
|
6, 10, 12, 25, 28, 31, 37, 44, 61, 103, 106, 147
|
|
Эмоциональность коммуникативная (314)
|
26, 30, 56, 72, 74, 90, 109, 110, 126, 138, 146, 148
|
|
Контрольная шкала (КШ)
|
29, 34, 42*, 86*. 121*, 150*
|
|
|
|
|
пункты, требующие перекодирования (1 - 4) (2 - 3) (3-2) (4-1).
Низкие значения
(12-25 баллов)
|
Средние значения
(26-34 балла)
|
Высокие значения
(35-48 баллов)
|
|
ПСИХОМОТОРНАЯ СФЕРА
|
|
|
|
Эргичность (ЭРМ)
|
|
|
|
Узкая сфера психомоторной деятельности, низкий мышечный тонус, нежелание физического напряжения, низкая вовлеченность в процесс деятельности, избегание работы, двигательная пассивность
|
Нормальный мышечный тонус, обычная двигательная активность, cредневыраженное стремление к физическому напряжению, средняя мышечная работоспособность
|
Высокая потребность в движении, «широкая» сфера психомоторной активности, жажда психомоторной деятельности, постоянное стремление к физическому труду, избыток физических сил, высокая мышечная работоспособность
|
|
|
|
|
Пластичность (ПМ)
|
|
|
|
Повышенная склонность к монотонной физической работе, боязнь, избегание разнообразных форм ручного труда, стремление к шаблонным способам физической деятельности, вязкость движений
|
Типичная для человека гибкость при переключении с одной физической работы на другую, средневыраженная склонность к разнообразным формам двигательной активности и различным видам ручного труда
|
Высокая гибкость при переключении с одних форм двигательной активности на другие, высокое стремление к разнообразным способам физической деятельности, плавность движений
|
|
Скорость (СМ)
|
|
|
|
Заторможенность психомоторики, низкая скорость двигательных операций при выполнении ручного труда
|
Средняя скорость моторно-двигательных операций
|
Высокий темп психомоторного поведения, высокая скорость в различных видах двигательной активности
|
|
|
|
|
Эмоциональность (ЭМ)
|
|
|
|
|
|
|
Низкая чувствительность (безразличие) к расхождению между задуманным моторным действием и реальным результатом этого действия; ощущение спокойствия, уверенности в себе при выполнении физической работы, отсутствие беспокойства в случае невыполнения или плохого выполнения физической работы
|
Средневыраженная чувствительность к неудачам в ручном труде, возможному несовпадению задуманного и реального моторного действия; обычная интенсивность эмоционального переживания в случае неудач в физической работе
|
Высокая чувствительность (сильное эмоциональное переживание) по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом ручного труда, постоянное ощущение неполноценности продукта физической работы
|
|
|
|
|
|
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА
|
|
|
|
Эргичность (ЭРИ)
|
|
|
|
Низкий уровень интеллектуальных возможностей, нежелание умственного напряжения, низкая вовлеченность в процесс, связанный с умственной деятельностью, узкий круг интеллектуальных интересов
|
Средний уровень интеллектуальных возможностей, средневыраженное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением
|
Высокий уровень интеллектуальных возможностей, высокий уровень способности к обучению, постоянное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением, легкость умственного побуждения
|
|
Пластичность (ПИ)
|
|
|
|
Вязкость мышления, стереотипный подход к решению проблем, ригидность в решении абстрактных задач
|
Нормальная гибкость мышления, средняя выраженность стремления к разнообразным формам интеллектуальной дея-тельности
|
Высокая гибкость мышления, легкий переход с одних форм мышления на другие, постоянное стремление к разнообразию форм интеллектуальной деятельности, творческий подход к решению проблем
|
|
Скорость (СИ)
|
|
|
|
|
|
|
|
Низкая скорость умственных процессов, замедленность выполнения операций при осуществлении интеллектуальной деятельности
|
Средняя скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности
|
Высокая скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности
|
|
Эмоциональность (ЭМ)
|
|
|
|
Низкая чувствительность (безразличие) к расхождению между ожидаемым и реальным результатом действия при выполнении умственной работы, слабое эмоциональное реагирование при неудачах, связанных с интел-лектуальной деятельностью, спо-койствие, уверенность в себе
|
Средняя выраженность эмоциональных переживаний в случае неудач в работе, требующей умственного напряжения
|
Высокая чувствительность (сильное эмоциональное переживание) по поводу расхождения между ожидаемым и реаль-ным результатом умственной работы, сильное беспокойство по поводу работы, связанной с умственным напряжением
|
|
КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА
|
|
|
|
|
|
|
|
Эргичность (ЭРК)
|
|
|
|
Низкая потребность в общении, социальная пассивность, «узкий» круг контактов, уход от со-циальных мероприятий, замкну-тость
|
Нормальнаяя потребность в общении, «средний» круг контак-тов, средневыраженное стрем-ление к установлению новых знакомств, средняя степень об-щительности
|
Высокая потребность в общении, широкий круг контактов, тяга к людям, легкость в установлении социальных связей, стремление к лидерству
|
|
|
|
|
|
Пластичность (ПК)
|
|
|
|
Низкий уровень готовности к вступлению в новые социальные контакты, тщательное продумы-вание своих поступков в процес-се социального взаимодействия, стремление к поддерживанию однообразных контактов, ограниченный набор коммуникатив-ных программ
|
Нормальнаяя готовность к общению, типичное для среднего человека стремление к новым социальным контактам
|
Легкость вступления в новые социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, импульсивность в общении, широкий набор коммуникатив-ных программ
|
|
Скорость (СК)
|
|
|
|
|
|
|
Низкая речевая активность, мед-ленная вербализация, речевая заторможенность
|
Обычная скорость речевой активности и вербализации
|
Легкая плавная речь, быстрая вербализация, высокая скорость речевой активности
|
|
Эмоциональность (ЭК)
|
|
|
|
|
|
|
Низкая чувствительность к неудачам в общении, ощущение радости и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми
|
Среднеинтенсивное эмоциональное переживание в случае неудач в общении, типичная для человека чувствительность к от-тенкам межличностных отноше-ний; средневыраженная радость и уверенность в себе в процессе социального взаимодействия
|
Высокая чувствительность (ранимость) в случае неудач в об-щении, ощущение постоянного беспокойства в процессе соци-ального взаимодействия; неуве-ренность, раздражительность в ситуации общения
|
|
Контрольная шкала (КШ). Контрольная шкала варьирует от 6 до 24 баллов. При значениях от 6 до 17 баллов испытуемые характеризуются более или менее адекватным восприятием своего поведения. Испытуемые с высокими значениями по данной шкале (18-24 баллов) из обработки исключаются, поскольку у них наблюдается явно неадекватная оценка поведения. В своих ответах они стремятся выглядеть лучше, чем есть на самом деле.
Индексы и типы. Для решения ряда научных и научно-практических задач необходимо учитывать не только значение того или иного отдельного формально-динамического свойства, но и индексы и темпераментальные типы, отражающие различную степень интеграции формально-динамических свойств индивидуальности. Исходя из содержания корреляционных и факторных связей между шкалами ОФДСИ, В.М. Русалов предлагает выделять 6 наиболее важных индексов формально-динамических свойств человека.
1. Индекс психомоторной активности (ИП) равен сумме баллов активностных шкал в психомоторной сфере.
ИПА - ЭРМ + ИТ + СМ.
ИПА варьирует 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 ± 12, т. е. от 78 до 102.
2. Индекс интеллектуальной активности (ИИА) равен сумме баллов активностных шкал в интеллектуальной сфере.
ИИА = ЭРИ + ПИ + СИ.
ИИА варьирует от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 ± 12, т. е. от 78 до 102.
3. Индекс коммуникативной активности (ИКА) равен сумме баллов активностных шкал в коммуникативной сфере.
ИКА = ЭРК + ПК + СК.
ИКА варьирует от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 ± 12, т. е. от 78 до 102.
4. Индекс общей активности (ИОА) равен сумме баллов всех активностных шкал во всех трех сферах.
ИОА = ИПА + ИИА + ИКА.
ИОА варьирует от 108 до 432. Среднее значение (норма) равно 180 ± 36, т. е. от 234 до 306.
5. Индекс общей эмоциональности (ИОЭ) равен сумме всех эмоциональных шкал в трех сферах.
ИОА - ЭТ + ЭИ + ЭК.
Среднее значение (норма) равно 90 + 12, т. е. от 78 до 102.
6. Индекс общей адаптивности (ИОАД) равен разнице баллов между индексом общей активности и индексом общей эмоциональности.
ИОАД - ИОА - ИОЭ.
Индекс варьирует в пределах от -36 до 432. Среднее значение (норма) равно 180 ± 48 т. е. от 132 до 228.
На основании вышеприведенных индексов, в принципе можно выделить довольно большое количество вариантов темперамента. Классификация этих типов -- дело будущих исследований, считает автор методики. Однако уже сейчас можно говорить о возможных 9 наиболее типичных вариантах (типах) формально-динамических свойств.
Дифференциальные типы. Для вычисления дифференциального типа темперамента в определенной сфере поведения нужно на оси ординат отложить значение индекса активности в данной сфере, а на оси абсцисс значение соответствующей эмоциональной шкалы.
Тип 1. Если значения по обеим шкалам выше нормы, т. е. активность выше 102, а эмоциональность выше 34, данный испытуемый относится к категории «холерик» в соответствующей сфере.
Тип 2. Если значения по обеим шкалам меньше нормы, т. е. активность меньше 70, а эмоциональность -- меньше 26, то данный испытуемый -- «флегматик».
Тип 3. Если у данного испытуемого активность выше нормы (т. е. выше 102), а эмоциональность -- ниже нормы (т. е. ниже 26), то этот испытуемый -- «сангвиник».
Тип 4. Если активность меньше нормы (т. е. меньше 78), а эмоциональность больше нормы (т. е. больше 34), то испытуемый -- «меланхолик» в соответствующей сфере.
Тип 5. Если испытуемый имеет «нормальное» значение по шкале активности, а по шкале эмоциональности его значения ниже нормы (т. е. меньше 26), данный испытуемый принадлежит к «смешанному низкоэмоциональному типу».
Тип 6. Если испытуемый имеет «нормальное» значение по шкале активности, а по шкале эмоциональности его значения выше нормы (т. е. больше 34), данный испытуемый принадлежит к «смешанному высокоэмоциональному типу».
Тип 7. Если испытуемый по шкале активности имеет значение выше нормы (т. е. выше 102), а по шкале эмоциональности его значения находятся в пределах нормы, то данный испытуемый принадлежит к «смешанному высокоактивному типу».
Тип 8. Если испытуемый по шкале активности имеет значение ниже нормы, а по шкале эмоциональности его значения находятся в пределах нормы, то данный испытуемый принадлежит к «смешанному низкоактивному типу».
Тип 9. Если значения и активности и эмоциональности находятся в пределах нормы, то испытуемый принадлежит к «неопределенному типу».
Общий тип темперамента. Вычисления общего типа проводятся аналогично вычислению дифференциального типа. Для этого на оси ординат нужно отложить значения ИОА (индекс общей активности), а на оси абсцисс значение индекса ИОЭ (индекса общей эмоциональности). Названия типов те же, что и в случае дифференциальных типов.
Если оба значения выше нормы -- испытуемый «холерик», если оба значения ниже нормы -- «флегматик». Если по шкале обшей активности значение выше нормы, а по шкале общей эмоциональности ниже нормы -- «сангвиник». Если общая активность ниже нормы, а общая эмоциональность выше нормы -- «меланхолик». Если все значения в пределах нормы -- «неопределенный» тип. Если по активности значение в пределах нормы, а по общей эмоциональности выше нормы, то -- «смешанный высокоэмоциональный» тип. Если по активности значение в пределах нормы, а по общей эмоциональности ниже нормы, то -- «смешанный низкоэмоциональный» тип. Если по шкале общей активности значение выше нормы, а по общей эмоциональности в пределах нормы, то -- смешанный высокоактивный» тип. Если по шкале общей активности значение ниже нормы, а по общей эмоциональности в пределах нормы, то -- «смешанный низкоактивный» тип.
|
|
|