Навигация по странице:
|
УМКД ИМТ. Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук утверждаю
8.1. Русские географические открытия ХVI - XVII вв.
8.2. Путешествия и открытие новых земель в петровский период.
8.3. Географические открытия второй половины XVI - XVIII в.
8.1. Русские географические открытия ХVI - XVII вв.
Русский народ внёс в великие географические открытия первой половины XVII в. значительный вклад. Русские путешественники и мореплаватели совершили ряд открытий (преимущественно на северо-востоке Азии), обогативших мировую науку.
Причиной усиленного внимания русских к географическим открытиям являлось дальнейшее развитие товарно-денежных отношений в стране и связанный с этим процесс складывания всероссийского рынка, а также постепенное включение России в мировой рынок. В указанный период отчётливо наметились два основных направления северо-восточное (Сибирь и Дальний Восток) и юго-восточное (Средняя Азия, Монголия, Китай), по которым двигались русские путешественники и мореходы.
Большое познавательное значение для современников имели торгово-дипломатические поездки русских людей в XVI—XVII вв. в страны Востока, обследование кратчайших сухопутных маршрутов для сообщения с государствами Средней и Центральной Азии и с Китаем.
К середине XVII в. русскими были основательно изучены и описаны пути в Среднюю Азию. Обстоятельные и ценные сведения этого рода содержали посольские отчёты («статейные списки») русских послов И. Д.Хохлова (1620—1622 гг.), Анисима Грибова (1641—1643 и 1646—1647 гг.) и др.
Пристальное внимание вызывал у русских людей далёкий Китай. Ещё в 1525г., будучи в Риме, русский посол Дмитрий Герасимов сообщил писателю Павлу Иовию о том, что из Европы в Китай можно проехать водным путём через северные моря. Таким образом, Герасимов высказал смелую мысль об освоении Северного пути из Европы в Азию. Эта идея благодаря Иовию, опубликовавшему специальную книгу о Московии в посольстве Герасимова, стала широко известной в Западной Европе и была воспринята с живейшим интересом. Возможно, что организация экспедиций Уиллоуби и Баренца была вызвана сообщениями русского посла. Во всяком случае поиски Северного морского пути на восток уже в середине XVI в. привели к установлению непосредственных морских связей между Западной Европой и Россией.
Первым достоверным свидетельством о путешествии в Китай являются сведения о посольстве казака Ивана Петлина в 1618—1619 гг. Петлин из Томска через территорию Монголии прошёл в Китай и побывал в Пекине. Вернувшись на родину, он представил в Москве «чертёж и роспись про Китайскую область». Собранные в результате поездки Петлина сведения о путях в Китай, о природных богатствах и экономике Монголии и Китая способствовали расширению географического кругозора современников.
Большое значение в истории географических открытий той эпохи имело обследование огромных пространств севера и северо-востока Азии от Уральского хребта до побережья Ледовитого и Тихого океанов, т. е. всей Сибири.
Присоединение Сибири было начато в 1581 г. походом отряда казацкого атамана Ермака Тимофеевича. Его отряд, состоявший из 840 человек, увлечённых молвой о несметных богатствах Сибирского ханства, был снаряжён на средства крупных землевладельцев и солепромышленников Приуралья Строгановых. Поддержанный правительством поход Ермака (1581—1584гг.) привёл к падению Сибирского ханства и присоединению Западной Сибири к Русскому государству.
Ещё в середине XVI в. упоминаются плавания русских полярных мореходов из европейской части страны в Обскую губу и к устью Енисея. Они продвигались вдоль побережья Ледовитого океана на небольших килевых парусных судах — кочах, хорошо приспособленных к плаваниям во льдах Арктики благодаря яйцевидной форме корпуса, уменьшавшей опасность ледового сжатия. Пользовались русские мореходы XVI—XVII вв. компасом («маткой») и картами. В первые два десятилетия XVII в. уже существовало довольно регулярное водное сообщение западносибирских городов с Мангазеей по Оби, Обской губе и Ледовитому океану (так называемый «Мангазейский ход»). Такое же сообщение поддерживалось между Архангельском и Мангазеей. По свидетельству современников, из Архангельска в «Мангазею по вся годы ходят ночами многие торговые и промышленные люди со всякими немецкими (т.е. иностранными, западноевропейскими) товары и с хлебом». Чрезвычайно важным было установление того факта, что Енисей впадает в то самое «Студёное море», по которому из Западной Европы плавают к Архангельску. Это открытие принадлежит русскому торговому человеку Кондратию Курочкину, который первым обследовал фарватер нижнего Енисея вплоть до устья.
Серьёзный удар «Мангазейскому ходу» был нанесён правительственными запрещениями 1619—1620 гг. пользоваться морским путём в Мангазею, преследовавшими цель предотвратить проникновение туда иностранцев.
Продвигаясь на восток в тайгу и тундру Восточной Сибири, русские открыли одну из крупнейших рек Азии — Лену. Среди северных экспедиций на Лену выделяется поход Пенды (до 1630 г.). Начав свой путь с 40 сподвижниками из Туруханска, он прошёл по всей Нижней Тунгуске, перевалил через волок и достиг Лены. Спустившись по Лене в центральные районы Якутии, Пенда затем проплыл по той же реке в обратном направлении почти до верховьев. Отсюда, пройдя бурятскими степями, он попал на Ангару (Верхнюю Тунгуску), первым из русских проплыл вниз по всей Ангаре, преодолев её знаменитые пороги, после чего вышел на Енисей, а по Енисею вернулся в исходный пункт — Туруханск. Пенда и его спутники совершили беспримерное круговое путешествие протяжённостью в несколько тысяч километров по труднодоступной местности.
В 1633 г. из устьев Лены вышли на восток на ночах отважные мореходы Иван Ребров и Илья Перфильев, которые дошли морем до р. Яны, а в 1636 г, тот же Ребров совершил новое морское путешествие и достиг устья Индигирки.
Почти одновременно по материку в северо-восточном направлении двигались отряды русских служилых и промышленных людей (Посника Иванова и др.), открывшие упомянутые реки с суши. Посник Иванов «с товарищи» проделали свой длительный и трудный переход через горные хребты верхом.
Важным открытием па северо-востоке Азии завершилась в начале 40-х годов ХVII в. экспедиция Михаила Стадухина. Отряд казачьего десятника и купца Стадухина, в котором находился Семён Дежнев, спустившись на коче по Индигирке, в 1643 г. морем дошёл на «Ковыму реку», т. е. достиг устья реки Колымы. Здесь было заложено Нижне-Колымское зимовье, из которого несколькими годами позже вышли в свое знаменитое плавание вокруг северо-восточной оконечности азиатского материка кочи казака Семёна Ивановича Дежнева и промышленного человека Федота Алексеева (известного под фамилией Попов).
Выдающимся событием этой эпохи явилось открытие в 1648 г. пролива между Америкой и Азией, сделанное Дежневым и Федотом Алексеевым (Поповым).
Семён Дежнев ещё в 1647 г. пытался морем пройти на таинственную реку Анадырь, о которой ходили слухи среди русских людей, но его «лёдом до Анадыри реки не пропустило», и он был вынужден вернуться обратно. Но решимость достигнуть намеченной цели не покинула Дежнева и его товарищей. 20 июня 1648 г. из устья Колымы на поиски реки Анадырь отправилась новая экспедиция на семи кочах. В состав экспедиции, возглавленной Дежневым и Алексеевым, входило около ста человек. Вскоре после начала похода четыре коча исчезли из виду и о них участники этого крайне трудного ледового плавания не имели в дальнейшем никаких вестей. Остальные три судна под командой Дежнева, Алексеева и Герасима Анкудинова продолжали свой путь на северо-восток. Недалеко от Чукотского носа (позже названного именем Дежнева) погиб коч Анкудинова Экипажи других двух судов приняли на борт потерпевших крушение и упорно продвигались по Ледовитому океану. В сентябре 1648 г. экспедиция Дежнева—Алексеева обогнула крайнюю северо-восточную оконечность Азии — Чукотский (или Большой Каменный) нос и прошла через пролив, отделяющий Америку от Азии (позднее названный Беринговым проливом). В морскую непогоду кочи Дежнева и Алексеева потеряли друг друга из виду. Коч Дежнева, на котором было 25 человек, долго носило по волнам и, наконец, выбросило на берег моря, которое впоследствии было названо Беринговым. Семён Дежнев затем двинулся со своими товарищами в глубь материка и после героического 10-недельного перехода, вовремя которого его участники по совершенно незнакомой стране шли «холодны и голодны, наги и босы», достиг цели своей экспедиции — реки Анадырь. Так было, совершено выдающееся географическое открытие, доказавшее, что Америка отделена морем от Азии и является изолированным континентом, и открыт морской путь вокруг Северо-Восточной Азии.
Имеются основания считать, что и Камчатка в середине XVII в. была открыта русскими людьми. По позднейшим известиям, коч Федота Алексеева и его спутников достиг Камчатки, где русские долго жили среди ительменов. Память об этом факте сохранилась среди местного населения Камчатки, и русский учёный первой половины XVIII в. Крашенинников сообщил о нём в своём труде «Описание земли Камчатки». Есть предположение, что часть судов экспедиции Дежнева, исчезнувшая по пути к Чукотскому носу, добралась до Аляски, где основала русское» поселение. В 1937 г. во время земляных работ на Кенайском полуострове (Аляска) были обнаружены остатки жилищ трёхсотлетней давности, которые отнесены учёными к числу построенных русскими людьми.
Кроме того, Дежневу и его спутникам принадлежит заслуга открытия островов Диомида, на которых жили эскимосы, и обследования бассейна реки Анадырь.
Открытие Дежнева — Алексеева нашло отражение на географических картах России XVII в. на которых, отмечался свободный морской проход от Колымы до Амура.
В течение 1643—1651 гг. состоялись походы русских отрядов В. Пояркова и Е. Хабарова на Амур, доставившие ряд ценных сведений об этой не изученной европейцами реке.
Итак, на протяжении сравнительно короткого исторического периода (с 80-х годов XVI в. до 40-х годов XVII в.) русские люди прошли по степям, тайге, тундре через всю Сибирь, проплыли по морям Арктики и совершили ряд выдающихся географических открытий.
8.2. Путешествия и открытие новых земель в петровский период.
Новый этап в развитии Российского государства наступает в правление императора Петра I (1682 — 1725). Именно с его реформаторской деятельностью связано начало перехода России от традиционного аграрного общества к индустриальным отношениям. Именно Петр I начал демонтаж «железного занавеса», который в Средневековье отделял Россию от других государств. При этом он сам подал блестящий пример. До него ни один русский Царь не покидал границ своего государства. В 1697 — 1698 гг. состоялось большое заграничное путешествие, названное «Великим посольством». Петр I посетил Курляндию, Пруссию, Голландию, Англию, Австрию и Польшу, и после возвращения из-за границы Петр I не прекращал своих путешествий. В 1699 г. он плавает в Азовском море в чине капитана, командуя кораблем «Отворенные врата». В 1724 г. была организована Первая Камчатская экспедиция (1725 — 1730). Руководителем экспедиции был назначен датчанин, перешедший на русскую службу, Витус Ионассен Беринг (1681 — 1741), отлично зарекомендовавший себя как опытный моряк во время Северной войны, а его вторым помощником — Алексей Ильич Чириков (1703 — 1748). Подготовка Второй Камчатской экспедиции (1733—1743) была еще более длительной и плохо организованной «открывателем» Берингова пролива можно считать Ивана Федорова, который в 1732 г. на корабле «Святой Гавриил» вышел от Камчатки к Чукотскому мысу. С. Г. Малыгиным в 1736—1737 гг. была сделана картографическая съемка побережья Северного Ледовитого океана от Югорского Шара до устья Оби. А экспедиция под руководством В. В. Прончищева и С.И.Челюскина в 1734—1736 гг. должна была заниматься картографированием побережья от устья Лены до устья Енисея. Степан Петрович Крашенинников начал научное изучение Камчатки. Он также был участником Второй Камчатской экспедиции 1733 — 1743 гг. Эстафета путешественников-первооткрывателей была подхвачена и в XIX в. К наиболее крупным и значимым экспедициям необходимо отнести первое в истории русского военного флота кругосветное путешествие, состоявшееся под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна и Юрия Федоровича Лисянского в 1803-1806 гг.
8.3. Географические открытия второй половины XVI — XVIII в.
Российские мореплаватели и путешественники внесли в Великие географические открытия второй половины XVI — XVIII в. значительный вклад, совершив ряд открытий (преимущественно на северо-востоке Азии), обогативших мировую науку.
Причиной усиленного внимания русских к географическим открытиям являлось дальнейшее развитие товарно-денежных отношений в стране и связанный с этим процесс складывания российского рынка, а также постепенное включение России в мировой рынок. В рассматриваемый период отчетливо наметились два основных направления: северо-восточное (Сибирь и Дальний Восток) и юго-восточное (Средняя Азия, Монголия, Китай), по которым двигались русские путешественники и мореходы.
Большое познавательное значение для современников имели торгово-дипломатические поездки русских людей в XVI — XVII вв. в страны Востока, обследование кратчайших сухопутных маршрутов для сообщения с государствами Средней и Центральной Азии и с Китаем.
К середине ХVII в. русскими были основательно изучены и описаны пути в Среднюю Азию. Обстоятельные и ценные сведения этого рода содержали посольские отчеты ("статейные списки") российских послов И.Д.Хохлова (1620 — 1622) и Анисима Грибова (1641 — 1643гг.) и др. Пристальный интерес вызывал у российских людей далекий Китай. Еще в 1525 г., находясь в Риме, русский посол Дмитрий Герасимов сообщил писателю Павлу Иовию о том, что из Европы в Китай можно проехать водным путем через северные моря. Таким образом, Герасимов высказал смелую мысль об освоении Северного пути из Европы в Азию. Эта идея благодаря Иовию, опубликовавшему специальную книгу о Московии и посольстве Герасимова, стала широко известна в Европе и была воспринята с живейшим интересом. Возможно, что организация экспедиций Виллоби и Баренца была вызвана сообщениями
Первым достоверным свидетельством о путешествии в Китай являются сведения о посольстве казака Ивана Петлина в 1618 — 1619 гг. Петлин из Томска через территорию Монголии прошел в Китай и побывал в Пекине. Вернувшись на родину, он представил в Москве "чертеж и роспись про Китайскую область". Собранные в результате поездки Петлина сведения о путях в Китай, природных богатствах и экономике Монголии и Китая способствовали расширению географического кругозора современников.
Большое значение в истории географических открытий той эпохи имело обследование огромных пространств севера и северо-востока Азии от Уральского хребта до побережья Ледовитого и Тихого океанов, т.е. всей Сибири.
Присоединение Сибири было начато в 1581 г. походом отрядов казацкого атамана Ермака Тимофеевича. Его отряд, состоявший из 840 человек, увлеченных молвой о несметных богатствах Сибирского ханства, был снаряжен на средства крупных землевладельцев и солепромышленников Приуралья Строгановых. Поддержанный русским правительством поход Ермака (1581 — 1584) привел к падению Сибирского ханства и присоединению Западной Сибири к Русскому государству.
Еще в середине XVI в. упоминаются плавания русских полярных мореходов из европейской части страны в Обскую губу и к устью Енисея. Они продвигались вдоль побережья Северного Ледовитого океана на небольших килевых парусных судах-кочах, хорошо приспособленных к плаваниям во льдах Арктики благодаря яйцевидной форме корпуса, уменьшавшей опасность ледового сжатия. Русские мореходы XVI — XVII вв. пользовались компасом (маткой) и картами. Чрезвычайно важным было установление того факта, что Енисей впадает в то самое "Студеное море", по которому из Западной Европы плавают к Архангельску. Это открытие принадлежит россиянину Кондратию Курочкину, который первым обследовал форватер Нижнего Енисея вплоть до устья.
Продвигаясь на восток в тайгу и тундру Восточной Сибири, россияне открыли одну из крупнейших рек Азии — Лену. Среди северных экспедиций на Лену выделяется поход Пенды (1630). Начав свой путь с 40 сподвижниками из Туруханска, он прошел по всей Нижней Тунгуске, волоком достиг Лены. Спустившись по Лене в центральные районы Якутии, Пенда затем проплыл по той же реке в обратном направлении почти до верховьев. Отсюда, пройдя бурятскими степями, он попал на Ангару (Верхнюю Тунгуску), первым из россиян проплыл вниз по всей Ангаре, преодолев ее знаменитые пороги, после чего вышел на Енисей, а по Енисею вернулся в исходный пункт — Туруханск. Пенда и его спутники совершили беспримерное круговое путешествие протяженностью в несколько тысяч километров по труднодоступной местности.
Важным открытием на северо-востоке Азии завершилась в начале 40-х годов XVII в. экспедиция Михаила Стадухина. Отряд казачьего десятника и купца Стадухина, в котором находился Семен Дежнев, спустившись на коче по Индигирке, в 1643 г. морем дошел до "Ковым реку", т.е. достиг устья Колымы. Здесь, было заложено Нижнеколымское зимовье, из которого несколькими годами позже вышли в свое замечательное плавание вокруг северо-восточной части Азиатского материка кочи казака Семена Дежнева и промышленного человека Федота Алексеева (известного под фамилией Попов).
Выдающимся событием той эпохи явилось открытие в 1648 г. пролива между Америкой и Азией, сделанное Дежневым и Алексеевым.
Есть все основания полагать, что и Камчатка в середине XVII в. была открыта российскими людьми. По имеющимся известиям, коч Ф.Алексеева и его спутников достиг Камчатки, где путешественники долю жили среди ительменов. Память об этом факте сохранилась среди местного населения Камчатки, и российский ученый первой половины XVIII в. Степан Крашенинников сообщил о нем в своем труде "Описание земли Камчатки".
Открытие Дежнева — Алексеева нашло отражение на географических картах России XVH в., на которых отмечался свободный морской проход от Колымы до Амура.
В течение 1643 — 1651 гг. состоялись походы русских отрядов В.Пояркова и Е.Хабарова на Амур, доставивших ряд ценных сведений об этой не изученной европейцами реке.
Путешествия русских за границу и иностранцев по России составляют важную часть в истории путешествий XVII — XVIII вв.
Первая официальная попытка знакомства русских с Европой произошла при царе Борисе Годунове, когда по его приказу были отправлены пять молодых дворян для обучения в Любек, шесть — во Францию, четыре — в Англию. Однако только один из них возвратился на родину.
Дальнейшее знакомство с заграницей русских и иностранцев с Россией происходило по дипломатическим каналам. При царе Михаиле Федоровиче учреждается первое постоянное шведское посольство в России и русское в Швеции. Растет число дипломатов в Москве. Была создана почта, главным образом для государственных нужд, для упрочения межгосударственных связей. Русские дипломаты на Западе становятся все более опытными, поводы для их отправления за границу — более разнообразными, появляются первые так называемые консульства.
Тем не менее, русские дипломаты на Западе в XVII в. были явлением редким и вместе с тем странным. Они производили такое же впечатление, как посланники Японии и Китая.
Все русские путешествия допетровского времени можно разделить на две группы. Первые предпринимались с благочестивой целью — посетить места, связанные с воспоминаниями из священной истории, поклониться находившимся там святыням и т. д, Таковы повествования о путешествиях игумена Даниила Паломника в XII в., Пимена-Игнатия в XIV в., иеродьякона Зосимы в XV в., купцов Трифона Коробейникова и Юрия Грекова в XVI в., Гагары в XVII в. Целью таких путешествий являлись Царьград, Иеру-салим, гора Синай и т.д. Рассказы этих путешественников служили назидательным чтением.
Вторую группу повествований о путешествиях русских за границу составляют официальные донесения, которые представлялись русскими посланниками и известны под названием статейных списков. Эти журналы прежде всего имеют значение деловых бумаг, которые служили материалом для исследования вопросов политической межгосударственной истории. В них также представлены наряду с рассказами о дипломатических связях и личные впечатления. Таковы, например, статейные списки Чемоданова, В.Лихачева, Волкова и других посланников, отправленных в Италию, П.И.Потемкина, посланного в Испанию и Францию, и др.
В XVIII в. благодаря деятельности Петра I проводятся встречи ученых, натуралистов, историков, в связи, с чем постоянно растет число русских туристов за границей. При Петре I путешествия становятся средством образования, а также любимым занятием для зажиточных людей. Для этого необходимо было создание некоторых удобств в пути, обеспечение безопасности, усовершенствование путей сообщения.
Почетное место в ряду дипломатов-путешественников петровского времени занимает граф П.А.Толстой (1645-1729). Принадлежал П.А.Толстой к незнатному и небогатому дворянскому роду, известному с XVI в. Государственную службу, как это было принято в дворянском быту XVII в., он начал при отце, Андрее Васильевиче Толстом, который служил в войсках на Украине. Здесь Петр Андреевич получил боевое крещение, приняв участие в обороне Чернигова от войск мятежного гетмана И.М.Брюховецкого.
В 1697 г. русское правительство отправило в Италию, Голландию, Англию около 50 представителей наиболее родовитой и знатной части дворянского общества. Официальная цель отправки кандидатов за море, как гласил указ Петра I: «Обучение дворян наукам навтичным, новым воинским искусствами поведениям».
Одним из этих представителей и был П.А.Толстой, который 28 февраля
1697 г. выехал из Дорогомиловой слободы (Москва) и начал свое продолжительное путешествие, закончившееся 27 января 1699 г.
На протяжении всего путешествия, день за днем, с поразительной точностью и мельчайшими подробностями наносит он на бумагу не только города, но и самые маленькие населенные пункты, поместья, кому они принадлежат, фамилии и дворянские звания владельцев, количество в селениях церквей, православных и униатских, римских костелов и еврейских синагог, расстояние от одного пункта следования до другого указывается в верстах, а по территории Речи Посполитой — ив польских милях.
Таким образом, П.А.Толстой путешествовал по белорусским землям 35 дней, проехав более 500 верст.
Впереди были дороги Польши, Священной Римской империи, Венеции, Милана, Неаполя, Папской области, Дубровника, островов Сицилии и Мальты. Русский стольник оказался на редкость любознательным и смотрел на мир как на большую топографическую карту: тщательно фиксировал границы государств, реки и горы, города и селения, морские проливы и острова, наносил маршрут своего путешествия на карту. Путевые заметки П.А.Толстого стали подлинным географическим открытием Европы. Они содержали описание таких природных объектов, как Альпийские и Сабинские горы, крупные водные артерии — Висла, Днепр, Буг, Дунай, По, побережье Истрии и Долмации, острова Средиземного моря, вулканы Везувий и Стромбали, красивейшие ландшафты Австрии и Италии.
Вернувшись из-за границы, П.А.Толстой вращался в кругах приближенных к царю лиц, но особого доверия Петра I не удостоился из-за старых связей с оппозицией. С 1702 по 1714 г. был первым русским дипломатом, который возглавил не временное, а постоянное посольство в Османской империи. Из-за русско-турецкого конфликта период с 1710 по 1713 г. Петр Андреевич провел в подвалах Семибашенного замка — государственной тюрьмы, в которую турки заключали наиболее опасных политических противников.
Академик Д.С.Лихачев считает путевые заметки Толстого "одним из наиболее замечательных литературных явлений конца XVII в. Первым из знаменитого рода Толстых он вошел в историю не только русской дипломатии и военного искусства, но и отечественной словесности. Он открыл Европу для русских, описав в своих путевых заметках своеобразную "энциклопедию" духовной жизни ряда европейских стран".
К самому концу XVII в. относится путешествие на Мальту знатного московского боярина Б.П.Шереметева. Он родился в 1652 г., получил чин боярина во время правления царевны Софьи, в 1686 г. принимал участие в переговорах с Польшей, командовал против турок русским войском под Белгородом, успешно действовал в первом Азовском походе Петра I (1695), стал фельдмаршалом.
В путевой грамоте, данной боярину Петром I, сказано: "По нашему указу отпущен ближайший боярин и наместник Вятский Б.П.Шереметев по его охоте в Италию, в Рим и в Венецию, для видения тамошних стран и государств". И хотя Шереметев отправился за границу "по своей охоте", неофициальной целью своего путешествия он имел заключение против турок военного союза с "славными в воинстве" мальтийскими кавалерами.
В отличие от П.А.Толстого и его товарищей, посланных Петром I для изучения наук и обязанных представить отчет об этом, Шереметев считался частным лицом, путешествующим за границей в качестве туриста.
Переправляясь на Мальту, Шереметев по приглашению мальтийцев принял на себя командование мальтийской флотилией из нескольких галер. Встреча с турецкими кораблями дала повод Шереметеву выказать отменное хладнокровие, восхитившее мальтийцев.
На Мальте Шереметева встретили с необычайной пышностью. В нем видели победителя турок, т.е. человека, способствовавшего решению задачи, которую преследовал Мальтийский орден, и наградили мальтийским крестом, после чего гроссмейстер "здравствовал боярина в кавалеры".
На обратном пути в Неаполе Шереметев видел извержение Везувия и посетил иезуитскую академию, где учащиеся поздравили его латинскими стихами и показывали "великие игры".
Само по себе путешествие боярина Б.П.Шереметева является одной из ярких страниц в летописи развития отношений России с Западом, отношений, положивших основу регулярных посещений российскими людьми европейских стран в качестве туристов.
В то время, когда Шереметев путешествовал по Европе, из Австрии в Россию отправилась делегация, снаряженная цесарем Леопольдом I к Петру Великому. В звании секретаря посольства был Иоганн Георг Корб. О его жизни мало известно. Родом он из местечка Неймаркт (Верхняя Бавария), умер в звании канцлера. По окончании путешествия в 1701 г. Корб выпустил книгу "Дневник путешествия в Московию (1698 — 1699)".
Интересы царя Петра I во внешней политике России в начале XVIII в. были обращены не только на Запад, в Европу, куда он направлял учиться и путешествовать молодых дворян, но и на Восток, в Японию, что способствовало развитию торговых и культурных связей российских деловых кругов.
В мае 1718 г. Пётр I решил отправить на северо-восток Сибири экспедицию геодезистов И. Евреинова и Ф.Лужина. Оба выходца из Беларуси. Учились они в Московской математико-навигационной (мореходной) школе и Петербургской морской академии.
Петр поручил исследователям "ехать до Камчатки и дальше и описать те места, где сошлась Америка с Азией и все на карту справно поставить". Эту цель экспедиции, по-видимому, не скрывали, так как французский резидент в Петербурге уже в феврале 1719 г. сообщал в Париж об отправке Евреинова и Лужина на Камчатку. Вообще об экспедиции, начатой в 1719 г., известно очень мало.
В 1716 г. два торговых дома в Петербурге подали в Сенат просьбу о дозволении им вести торговлю с Японией и Ост-Индией; они полагали вести ее водным путем из Архангельска в Обскую губу, а затем по Оби и другим рекам до Байкала и оттуда по Селенге, Ингоде, Шилке и Амуру в Индийский океан. Просьба эта была передана Я.В.Брюсу, советнику Петра I, который отнесся весьма сочувственно к этому предприятию. Запрошенные по этому поводу сибирские власти не могли высказаться определенно о возможности намечаемого плавания, и тогда Брюс сделал представление Петру I о необходимости посылки для описания отдаленных мест Сибири и водного пути в Японию людей, сведущих в геодезии. После доклада Брюса было принято решение о посылке геодезистов И.Евреинова и Ф.Лужина для исследования Курильских островов и сбора подробных сведений о Японии; об этом геодезистам была вручена собственноручно написанная Петром I секретная инструкция. В официальном указе царя от 2 января 1719 г. геодезистам поручалось решить вопрос о том, сходится ли Азия с Америкой. Предполагают, что эта последняя инструкция была дана только для того, чтобы скрыть настоящую цель экспедиции, которая держалась тогда в строжайшем секрете.
Из Санкт-Петербурга путешественники-исследователи выехали в январе 1719 г. Долгий путь через всю европейскую часть страны в Сибирь длился полтора года. Летом 1720 г. геодезисты прибыли в Охотский острог, где наняли ладью, на которой в 1716 г. мореход Никита Треска совершил первое морское путешествие из Охотска на Камчатку. Подготовив ладью, они с командой драгун вышли в море под управлением морехода Кондратия Машкова, но через девять дней лодка доставила экспедицию на западный берег Камчатки, к реке Иче, но из-за неблагоприятного времени года для дальнейшего путешествия остались здесь зимовать.
Всю зиму Евреинов и Лужин занимались, сбором сведений про камчатские реки и озера. Ранней весной 1721 г. они прибыли в Болыперецк, откуда 22 мая отправились с целью исследования на Курильские острова, о пути они испытали много трудностей, пока, наконец, не добрались до острова Шакоки.
В июле 1721 г. на лодке они отправились в Охотск. Через хребты Охотского побережья по рекам Якутии геодезисты добрались до Якутска, отсюда через всю Сибирь до Тобольска, где Лужин остался. Евреинов поехал в Казань, где в то время находился Петр I, готовившийся к Персидскому походу, и представил царю, отчет об экспедиции, который назывался "О Камчатском обхождении", и карту. Император выслушал рассказ И.Евреинова и рассмотрел карту, на которой геодезисты обозначили расстояния между видимыми местами и впервые определили их координаты. Карта имеет градусную сетку и на ней нанесены 14 островов. Результаты экспедиции удовлетворили Петра I, и он приказал И.Евреинову ожидать его возвращения из похода.
Отчет и карта Сибири, Камчатки и Курильских островов, составленные Евреиновым и Лужиным, найдены в 1945 г. в делах канцелярии Петра I. Карта пока целиком не напечатана.
Данные исследований опровергли мнение европейских ученых о явной близости Америки и Курильских островов. Карта и отчет Евреинова и Лужина знаменовали собой переход от примитивной в математических отношениях картографии к новым, точным картам. Экспедиция Евреинова и Лужина закрепила за Россией Курильские острова и открыла путь российским исследователям и путешественникам на Курилы.
Контрольные вопросы и задания:
1. Какие виды туризма появились в правление Петра I?
2. Расскажите об известных Вам вояжах Петра I.
3.Опишите наиболее значимые российские научно-исследовательские экспедиции XVIII в. и их результаты.
4.Каких знаменитых русских путешественников-естествоиспытателей
XIX в. вы знаете?
|
|
|