Навигация по странице:
|
УМКД ИМТ. Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук утверждаю
Тема 9. История становления туризма в Российской империи (1777-1917гг.).
9.1.Истоки российского туризма.
9.2.Становление и развитие туристско-экскурсионного дела в России в конце XVIII начале XIX веков.
9.3.Туризм и образовательные экскурсии в дореволюционной России.
9.1.Истоки российского туризма.
С принятием на Руси христианства появились пилигримы, которые посещали прославленные русские монастыри, ходили в заморские страны, добираясь до Царь-града (Константинополь), до монастырей Афона, расположенных на побережье Эгейского моря, и до святой Земли – Палестины.
Начало путешествий в России связывают с Петербургом, как столицей Российской империи, и как «воротами» в Европу, ставшим начальным пунктом путешествий самого разного уровня.
Среди них особое значение имели путешествия царствующих особ, особенно путешествия Петра великого по Западной Европе.
В первое путешествие 91697г.) он отправился из Москвы, второе путешествие (1716-17170 началась в Петербурге через Амстердам, Берлин, Париж, тем самым проложив первые туристские маршруты. Но петровские сановники, ездившие по Европе, исполняли свои служебные обязанности, поэтому нельзя говорить о путешествиях в силу свободного времени и собственного желания.
Первой покровительницей любителей путешествий была Екатерина II, которая в 1765 году даровала «жалованную грамоту дворянству» тем самым освободив дворян от обязательной службы. Лишь после этого появились первые люди, получившие в свое распоряжение свободное время и средства для различных поездок в дальние края.
После посещения самой императрицы в 1772 году водопада Иматра вистоках реки Вуоксы ее пример сделал эту уникальную местность людной среди петербургской публики, сделав этот водопад колыбелью любителей и поклонников путешествий в России.
Во второй половине XVIII века произошло важное событие для истории российского туризма. В декабре 1777г. «прибавления» к газете «Московские новости» на нескольких страницах опубликовали развернутую рекламу озаглавленную «план предприемлемого путешествия в чужие края, сочинения по требованию некоторых особ содержателям благородного пансиона Вениамином Геншем».
Этот план был первым приглашением россиян к участию в групповой поездке в страны Западной Европе, который предполагал посещение европейских университетов в Геттингене, Лейпциге, Турине или Страсбурге для изучения иностранных языков, наук, танцев, верховой езды и музыки.
После посещения университетов предполагалось проехать через Швейцарию, Италию и Францию для знакомства с искусством этих стран и постановкой фабричного дела.
Появление путеводителей – еще один факт, указывающий на зарождение в России в конце XVIII века зачатков туризма в России.
Первые путеводители описывали юную столицу России – Санкт-Петербург, и были изданы иностранцами:
-1718г.- сочинение Геркенса (Франкфурт)
-1721г.- книга Ф.Х. Вебера «Преображенная Россия».
Первым трудом описавшей с большой точностью столицу, аспекты истории развития за первые полвека существования была работа Андрея Богданова и Василия Рубана (позже – путеводитель по Москве).
Еще один получивший известность путеводитель по Петербургу «Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга»- на немецком языке написал Иоганн Готлиб Георги (перевел Павел Безах).
Если в XVIII веке путеводители были эпизодом в издательском деле, то с XIX века они становятся разнообразными и массовыми.
И.Дмитриев (40-е годы XIX в.) «…нам нужны путешествия, ибо человек, никогда не путешествующий, достоин сожаления: разнообразие предметов займет наше внимание, собственные наблюдения рассеют устарелые мнения, наведут на новые мысли и доставят обильную пищу воображения». Это было время предыстории туризма России.
9.2.Становление и развитие туристско-экскурсионного дела в России в конце XVIII- XIX вв.
Эпоха массовых путешествий в России на волне реформ Александра II, открывших дорогу строительства в России новых отношений. В соответствии с крестьянской реформой 1861 года, уже в 1864 году помещикам выплачивают огромные по тем временам деньги в качестве компенсации за переданную крестьянам землю, получив которую, часть дворян устремилась за границу посмотреть Европу.
В 70-80-е годы число туристов пополняют «новые русские» 19 века: предприниматели пореформенной поры, инженеры. Служащие промышленных и торговых предприятий, писатели Н.Карамзин – (1789-1790) – «Письма русского путешественника».
Для приезжих путешественников создаются специальные фирмы, первой из которых было «АО Иматры».
Увеличение потока путешествующих было связано с развитием железно- дорожного транспорта - из Петербурга – дороги в города Западной Европы и глубинные города России.
1869г. – издан «Путеводитель по России и за границей» - где были перечислены все виды транспорта, телеграф, а также железные дороги многих стран Западной Европы с указанием дат, времени нахождения в пути, цены, все пароходства Европы и главные парты.
В конце 19 века «Иностранным отделением казанской части на углу Екатерининского проспекта и набережной екатерингофского канала у Харламова моста в доме Фохта» начали выдавать заграничные паспорта для привилегированных сословий сроком на 6 месяцев стоимостью 5 рублей, на год – 10 рублей. С купцов и мещан взимались плата по 50 коп.на 5 лет.
В апреле 1885 года – выходит в свет небольшая книжка под названием «Первые в России предприятия для общественных путешествий во все страны света» Мопольде Липсона, в которой содержится перечень условий, который берет на себя организатор путешествий, и услуг, которые он предоставляет участникам таких поездок. Это первое издание такого рода в России.
Первый горный клуб был создан 13 августа 1857 года, когда 4 британских горных туристов, успешно завершив восхождение на одну из альпийских вершин решили создать в стране Альпийский клуб.
В России первый альпийский клуб был создан в 1877 году в Тифлисе при кавказском обществе естествознания, деятельность которого в большей степени была научной, с малым количеством членов клуба (40 чел.) и за время существования клуба было совершено несколько одиночных экскурсий в горы.
В 1890 году в Одессе возникает Крымский горный клуб, который издавал журнал «Записки Крымского горного клуба», в котором публиковались отчеты экспедиций, описывались маршруты путешествий и экскурсий.
Клуб располагал своими отделениями во многих городах России (Севастополь, Ялта, Петербург, Москва и др.)
В 1902 году было принято решение о переименовании клуба в Крымско-Кавказский клуб, в задачи которого стало входить исследование и экскурсионная работа и на Кавказе. 23 апреля 1901 года проходит учредительное собрание Русского горного общества, в которое объединились группа географов и любителей альпинизма, главным образом жителей Москвы и Петербурга. В работе клуба активное участие видных российских ученых – Д.Н.Анугин – крупнейший географ, археолог и антрополог;
-естествоиспытатель, будущий основоположник современной геохимии, биогеохимии, учения о биосфере;
-В.И. Вернадский – виднейший географ вице-президент Русского географического общества, исследователь Тянь-Шаня – П.П. Семенов;
-крупнейший геолог и географ – И.В. Мушкетов.
Существенную роль в развитии туризма на северном Кавказе сыграло возникшее в 1902 году Кавказское горное общество г.Пятигорска, менее известное в России, чем РГО, т.к. свою деятельность ограничивало экскурсионным обслуживанием отдыхающих в городах Кавказских Минеральных вод.
В 1909 году при Владикавказском политехническом обществе был создан Владикавказский горный клуб, просуществовавший 3 года. Клубом были разработаны 21 маршрут однодневных, двухдневных и многодневных путешествий, а также совершал восхождение из небольших хорошо подготовленных групп восхождения на Казбек и Эльбрус. 15 апреля 1895 года в Петербурге по решению Министра внутренних дел состоялось учредительное собрание общества велосипедистов – туристов – именно эта дата принята в настоящее время как исток российского туризма.
Так велосипед способствовал развитию массового туризма в России, который в 80-х годах 19 века, превратился из забавы богатых людей в средство удобного и скорого путешествия на дальние расстояния, а также для дальних загородных прогулок.
С первых дней существования, общество вело активную пропаганду туристских и шоссейных маршрутов, через свой печатный орган журнал «Велосипед», а также были созданы комитеты во многих городах России, целью которых было вовлечение новых членов в ряды общества (1900-135 города).
Впервые в 1899 году Русское общество вело. туристов, принимает участие в Люксембургском международном конгрессе туризма, где вступают в Международную лигу Туристских Обществ и принимает на себя серьезные обязанности по созданию в России, всего того, что было выработано практикой туризма за границей.
Важным моментом, способствовавшему развитию туризма, было решение о заключении договоров с владельцами гостиниц, где могли бы на льготных условиях останавливаться члены общества велосипедистов-туристов. Устав общества велосипедистов-туристов, менявшийся несколько раз, за исключением его основных положений, лег в основу Устава Российского общества туристов созданного в конце 1901 года, что явилось поворотным пунктом в истории развития туризма и экскурсий в России.
Интерес к Кавказу ширился не только в самой России, но и далеко за ее пределами, а особенно в Германии и Австрии (германский Кавказский клуб).
Рост туристского движения на Кавказе привел к созданию в 1912 году в Тифлисе «Главного комитета поощрения туризма на Кавказе» перед которым была поставлена задача изыскивать «средства для облегчения условий жизни и передвижения туристов в крае, а также распространение сведений о путешествиях по Кавказу».
Комитет должен был объединить все организации (общества), преследующие на Кавказе туристские цели, и стать официальным координирующим центром по развитию туризма в этом обширном горном районе.
Кроме того, первостепенно – важной задачей клуба было увеличение передвижения по Военно-Грузинской и Военно-Осетинской дорогам увеличение числа поездов на Закавказских железных дорогах, издание подробного и вместе с тем дешевого путеводителя по Кавказу.
Но с началом Первой Мировой войны эти планы не удалось осуществить.
9.3.Туризм и образовательные экскурсии в дореволюционной России.
Для популяризации туризма и экскурсионного дела большую роль сыграли комиссии «образовательных экскурсий по России», которые были созданы при отделениях Российского общества туристов во многих городах России, и пользовались едиными правилами организации путешествий, где было обговорено практически все: от правил поведения, одеяния, питания и т.д.
Принимая во внимание, что все экскурсанты были учащиеся школ, эти экскурсии носили, прежде всего, образовательный характер и стоимость экскурсии была вполне приемлемой, а учителя начальных, сельских и городских училищ пользовались льготной ценой при проезде.
С мая 1899 года Департамент железных дорог издал общий льготный тариф для всех ж/д и городов: право бесплатного проезда в 3 классе школьным экскурсиям учеников и учениц низших учебных заведений в сопровождении лиц воспитательного персонала на длину не более 50 верст, а также при переезде в летнее помещение или курорты, который действовал до 1 сентября.
Одним из первых, кто в начале 20 века обосновал значение дальних гуманитарных экскурсий, их воспитательно-образовательный смысл был профессор И.М.Гревс, который писал: «Путешествия – один из величайших факторов развития культуры».
Вопросы организации экскурсий среди учащихся, стали освещаться в педагогических печатных изданиях, журналах и книгах.
В предисловии книги «Образовательные поездки по России» изданная в 1903 году писали: «в некоторых государствах Европы образовательные экскурсии уч-ся успели войти в учебно-воспитательную систему: их давно рассматривают как могучее образовательное и воспитательное средство коим прекрасно можно практически знакомить молодое поколение со строем жизни, с правами и обычаями, с чудесами современной техники и с окружающими явлениями природы, развивать в нем эстетические чувства, любовь к Родине и ее истории, вообще отзывчивость к высшим интересам духа.
Передовые круги российского общества местные власти оказывали помощь в развитии ученических экскурсий, но говорить о системе государственной поддержки этого нового явления было еще нельзя, хотя сделано было немало.
Контрольные вопросы и задания:
1.Истоки становления российского туризма?
2.Основные направления деятельности первых российских туристских организаций?
3.Дайте характеристику туристско-экскурсионному делу России конца XVIII начала XIX века.
4.Значение образовательных экскурсий и туризма в России в дореволюционный период?
Тема 10. Развитие международного туризма (XVII-начало XX в.)
План:
10.1.Туристское движение в Европе в XVIII - XIX веках.
10.2.Элитарный характер туризма первой половины XIX века.
10.3. Факторы, способствующие развитию туризма в XIX веке и первой половине XX века
10.4.Состояние международного туризма в первой половине ХХ в.
10.1. Туристское движение в Европе в XVIII – XIXвв.
Развитие мануфактурного производства и промышленные перевороты 18-19 веков в ведущих европейских державах внесли коренные изменения в экономическую жизнь общества.
В результате развития фабричного производства происходит четкое разграничение рабочего и свободного времени, находящегося в полном распоряжении работника. Кроме того, промышленные революции 18 – 19 веков привели к значительному увеличению рабочего времени по сравнению с античностью и средними веками.
Важнейшую роль в развитии туризма сыграли революционные изменения в развитии транспорта: изобретение парохода Фултоном (1807г.), паровоза – Стефенсоном (1814г.), совершенствование почтовой связи, которое сопровождалось расширением сети дорог в Европе.
Все это обусловило большие надежность и скорость передвижения при снижении расходов на путешествия.
Вследствие массового наплыва переселенцев из старого Света в Америку, бурными темпами развиваются морские сообщения, а в середине 19 века возникают крупные пароходные компании.
В зависимости от времени года элита пребывала на французской или итальянской Ривьере, либо отдыхала на термальных курортах Швейцарии и Германии, либо предпринимала длительные путешествия в северную Африку, Египет, Грецию.
Особенно бурными темпами развивался туризм в Великобритании, вследствие необходимости поездок англичан за границу по своим колониальным владениям в военных, торговых, деловых целях.
Вслед за конторой Т.Кука, в последующие 20 лет в Англии возникло множество новых бюро путешествий, одними из которых были бюро Фреймза и сыра генри Ланна. Возникли туристские клубы и ассоциации – Велосипедный туристский клуб, Политехническая туристская ассоциация, кооперативная ассоциация отдыха и др.
Начиная с 1862 года появляются первые каталоги туристских поездок, что отразило возросший туристский спрос.
В Германии первое бюро путешествий - «Райзебюро Штанген» было основано в Бреслау в 1863 году, которое имело темные контакты с пароходными компаниями и в начале 20 века активно продавало и рекламировало морские круизные увеселительные поездки.
В 1854 году Карл Ризель открыл в Берлине первое немецкое бюро путешествий.
С середины 60-х годов начинаются развиваться регулярные пароходные путешествия между Лондоном и Нью-Иорком, первым в 1867 году отправился пароход «Квекер Сити» плавание которого продолжалось 5 месяцев, а среди 60 туристов совершивших это путешествие, был Марк Твен, описавший затем его в книге «Простаки за границей».
Основными потребителями туристских услуг, на которых ориентировались многие туристские фирмы Европы были средние слои населения.
Это были рантье, живущие на проценты от ссуды денежного капитала или на дивиденды от ценных бумаг.
Не связанные непосредственно производственно-деловой деятельностью, они полагали свободным временем и финансовыми средствами, достаточными для туристских поездок.
Научно – технический прогресс и социальная борьба трудящихся, а также растущее благосостояние общества обусловили постепенное уменьшение рабочего времени в пользу свободного:
- введение гарантированных неоплачиваемых, а впоследствии оплачиваемых отпусков (Германия – впервые отпуска были установлены Законом о государственных служащих в 1873 г.).
Повышение качества и надежность транспортных перевозок, а также постепенное сокращение рабочего времени обусловили существенное увеличение потока туристов. На смену пансионам и «комнатам для гостей» в домах священнослужителей в монастырях и религиозных миссиях приходят первые гостиницы:
-1812-Швейцария – отель «Ричи – Клестерли»;
-1832-гостиница в г.Фаульхора;
-1801-Германия-первоклассная гостиница «Бадшие Хоф» в Баден-Бадене;
-1859-Швейцария-«гранд-отель Швайцерхоф» в г.Интерлакене.
В 18-19 веках возникают первые курорты Минеральных вод – в Хайлигендамме, Нордернее, Травелюнде.
Как отмечал Швейцарский исследователь туризма профессор К.Каспар: «В этот период становления туризма строились в первую очередь роскошные гостиницы, которые обслуживали представителей аристократических кругов, «нового дворянства», высшего офицерства.
10.2.Элитарный характер туризма первой половины XIX века.
До половины XIX века европейский туризм имел исключительно элитарный характер, а его участники состояли только из представителей имущих классов, что склоняет некоторых авторов к определению тогдашнего туризма как «аристократического туризма» (tourisme aristocratique). Только во второй половине XIX столетия, а особенно с двадцатых годов XX века туристское движение подверглось заметным преображениям, которые привели к его значительной демократизации.
Доподлинно известно, что организованные туры из Англии во Францию имели место еще в 1815 году. Писатель и путешественник Джордж Галиньяни был инициатором и организатором таких туров для широкой публики в Париж из Лондона. Уже в 1829 году вышел первый в мире путеводитель для путешественников, подготовленный и изданный немцем К. Бедекером, имя которого знают и сегодня. Этот путеводитель издается и в наши дни и пользуется большой популярностью у туристов, самостоятельно путешествующих по Европе. Почему в первой половине 19 века туризм носил элитарный характер?
Со второй половины XVII века расширяется социальная база туристских путешествий, а «золотое» время приходится на конец 18 века.
Именно в XVII- XVIII веках в Англии возникает термин «Туризм», производная от слова «тур».
Основную роль в развитии туризма сыграли коренные изменения в транспорте, а также развитие капиталистических общественных отношений и связанный с этим рост подвижности населения и создания, железных дорог.
Начало современного туризма в английской литературе датируется 1841 годом, когда предприимчивый Томас Кук из Дербишира организовал первую коллективную поездку на поезде для активистов общества трезвости из Лейстера в Лафбора (см. на обороте).
Затем он становится экскурсионным агентом в Лейстере и открывает в 1851 году бюро путешествий «Томас Кук и сын».
Во время проведения Первой международной промышленной выставки (Лондон, 1851г.) Т. Кук организовал поездку 165 тыс. посетителей.
1854г. – в Англии издан первый справочник по гостиницам, включивший около 8 тыс. наименований.
Хрестоматийный пример первого пэкидж – тура – комплекса туристских услуг, продаваемого по одной цене является групповой тур, включавший в себя: 20-ти мильную поездку по железной дороге, чай и булочки в поезде, духовой оркестр.
Вся поездка (570 чел.) стоила каждому из них 1 шиллинг. Кроме того, в XVII веке в Европе появляется форма «чистого туризма» которая согласно К.Либерс, охватывала людей, путешествующих с целью познания, лечения, либо отдыха. Также развивались миграции, связанные с религиозным культом, путешествия купцов, мореплавание и пр.
Популярными становятся отдых на морском побережье и горные путешествия. Одним из первых горных клубов (появился в Лондоне 1857г.) является Альпийский клуб любителей горных путешествий.
Позже, подобные клубы создаются во Франции, Италии, Швейцарии, Норвегии и других странах.
10.3. Факторы, способствующие развитию туризма в XIX веке и первой половине XX века
Развитие туризма в XIX веке и в первой половине XX века было связано со многими факторами, среди которых к наиболее важным относились:
1. развитие транспортных средств,
2. развитие промышленности и связанное с ним повышение жизненного уровня населения,
3. разлитие урбанизации,
4. увеличение количества свободного времени,
5. повышение культурного уровня общества,
6. осмысленная политика государства по отношению к туризму.
Развитие транспортных средств без сомнения являлось одним из основных факторов, влияющих на интенсивность туристского движения и его пространственные изменения. Следующий этап развития связан с появлением автомобиля и самолета. Новые транспортные средства позволили совершать путешествия более широким массам населения, а появление железных дорог, прежде всего, изменило существующую до сих пор географию туристских станций и здравниц, сеть которых значительно увеличилась, благодаря подведению железных дорог к многочисленным новым местностям.
Открытие первой железнодорожной линии Манчестер-Ливерпуль произошло в Англии в 1825 году. Железные дороги строились невиданными темпами во всех странах. Они коренным образом изменили пространственную структуру туристского движения и его размеры. Наряду с расцветом новых туристских и курортных центров, доступных благодаря железной дороге, одновременно наблюдается регресс местностей, расположенных периферийно по отношению к ее сети. Увеличение туристского движения в местностях, лишенных до сих пор туристов и курортников, иногда довольно существенно влияло на преобразование их хозяйственных структур. Во многих таких селениях начали исчезать преобладающие до сих пор сельскохозяйственные функции в пользу туристского хозяйства, в то время как в соседних местностях сельское хозяйство являлось часто основой существования населения. Развитию железных дорог и связанных с ним туристскими миграциями сопутствовал процесс туристского благоустройства отдельных местностей и регионов.
Развитие морской техники, а в особенности ввод в эксплуатацию пароходов вместо парусных судов значительно улучшило межконтинентальные путешествия. Многократно сократилось время переезда через Атлантический океан, которое на трассе Ливерпуль-Нью-Йорк уменьшилось с 20-25 дней в 1816 году, до 12 дней в 1838 году, 8 дней 17 часов в 1850 году и до 6 дней 18 часов в 1883 году.
Наряду с морскими пассажирскими перевозками межконтинентального характера постоянно увеличивалось число участников путешествий по европейским морям, особенно по Средиземному морю и каналу Ла-Манш. В последних преобладали, глазным образом, англичане, охотно отдыхающие на территории Франции и в других странах континента. Это способствовало развитию уже во второй половине XIX века на французском берегу канала многих купальных местностей, большинство из которых сохранило туристские функции до настоящего времени.
B двадцатых, а особенно в тридцатых годах прошлого столетия на туристских картах многих стран наблюдались существенные изменения, следующие из возрастающего использования в путешествиях автомобильного транспорта.
Автомобильные средства передвижения вызывали все большую «пространственную подвижность» туристов, которые начали проникать на территории, до сих пор остававшиеся вне зоны пределов туристского движения. Пространственное рассеяние туристов привело к возникновению новых туристских центров. Часто цитируемым примером является Савойя, которая только в тридцатых годах XX века начала обнаруживать явные признаки сформировавшегося туристского региона, главным образом благодаря развитию автомобильного транспорта.
Развитие автомобильного сообщения повлияло также решительным образом на расширение дорожной сети. Во всех странах она подвергалась модернизации и расширению. Приступили также к строительству специальных дорог, предназначенных исключительно для автомобильного транспорта, названных автострадами. Одну из первых автострад построили в 1923 году в северной Италии, а их развитие приходится на вторую половину тридцатых годов.
В рассматриваемый период значительно меньшую роль в туристских перевозках играла авиация, хотя регулярные авиалинии появились во многих странах уже на переломе двадцатых и тридцатых годов. В межконтинентальной коммуникации воздушные сообщения, служащие туристским целям, возникли только в июне 1939 года, когда авиакомпания Рan American Airways перевезла в Европу первую группу Американских туристов.
Увеличение туристской активности вызвало появление бюро путешествий, которые со временем стали важным звеном «туристской индустрии».
Вторая половина XIX в. характеризуется началом развития массового туризма для всех сословий. Изобретение Фултоном парохода (1807 г.) и Стефенсоном паровоза (1814 г.), совершенствование почтовой связи и дорожно-транспортных коммуникаций дали возможность удешевить и ускорить путешествия, сделать их более комфортными и безопасными.
Переселение европейцев в Америку также способствовало развитию массового международного туризма. В результате НТП увеличивалась производительность труда, а борьба трудящихся за социальные права привела к повышению их благосостояния и появлению свободного времени (выходные дни, оплачиваемые отпуска). Это дало возможность путешествовать людям среднего класса.
10.4.Состояние международного туризма в первой половине ХХ в.
Начало XX в. связано с возникновением и развитием разных видов транспорта. Создание в 1769 г. немецкими изобретателями Г. Даймлером и К. Бенцем автомобиля с двигателем внутреннего сгорания дало человечеству быстрый и комфортный способ передвижения. Уже в первой половине XX в. автомобили и автобусы в европейских странах и США становятся распространенным видом транспорта. Например, в Англии в 1904 г. было 8 тыс. 465 автомашин, а в 1914 г. - 132 тыс. 315. К концу 30-х гг. ежегодно порядка 10 тыс. туристов из Англии путешествовали на автомобилях по Европе, в 1935 г. маршруты их путешествия достигли Москвы и Ленинграда.
В 1903 г. в Америке братья Райт изобретают самолет, в то же время появляются первые самолеты в Европе. Совершенствуется морской транспорт, строятся гигантские для того времени лайнеры - «Сириус», «Лузитания», «Мавритания», «Император», «Фатерланд» и др Из-за дороговизны путешествий на морских судах компании - владельцы пароходов работали в условиях жесткой конкурентной борьбы. Но сами по себе морские путешествия еще не сформировались как комплексный туристский продукт, который впоследствии получил название «круиз». Развитие морского и авиационного транспорта способствовало увеличению международных поездок.
По статистическим данным, накануне первой мировой войны максимальное число американцев, выехавших за границу, составило 287 тыс. человек. Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х гг., зарождение и распространение фашизма оказали отрицательное влияние на развитие туризма.
К концу 30-х гг. фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной Европы. Тем не менее в странах с благоприятной политической обстановкой массовый туризм продолжал свое развитие. Именно в это время правительства государств Европы обратили серьезное внимание на развитие международного туризма, о чем свидетельствует тот факт, что в 1925 г. в Гааге состоялся первый Международный конгресс официальных ассоциаций по пропаганде туризма (МКОАПТ), в котором приняли активное участие представители 14 европейских стран.
В 1927 г. прошел Международный конгресс официальных туристских организаций (МКОТО), а в 1930 г. был учрежден Международный союз организаций и пропаганды туризма (МСОПТ). Развитие туризма до второй мировой войны характеризуется непритязательностью предоставляемых услуг, стандартностью их набора. Программы обслуживания туристов не отличались разнообразием, так как элементарные туристские услуги, из которых они формировались, удовлетворяли потребителя. Такая ситуация давала возможность туроператорам формировать для туристского рынка унифицированные пакеты услуг. В этом случае можно говорить о массовом конвейерном туризме. Вторая мировая война и последующая деятельность стран по ликвидации ее последствий приостановили развитие туризма почти на 10 лет.
Контрольные вопросы и задания:
1.Основные направления туристского движения в Европе в XVIII - XIX веках?
2.Особенности элитарного туризма первой половины XIX века?
3. Факторы, способствующие развитию туризма в XIX веке и первой половине XX века?
4.Состояние международного туризма в первой половине ХХ века?
|
|
|