Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
Задание С4. Задание С4 Укажите не менее двух основных организаций декабристов в 18121825 гг. Назовите преобразования в сфере государственного управления, намеченные в программном документе одной из названных организаций (не менее трех преобразований)
Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание.
Вплоть до начала 1920-х гг. Советская Россия находилась в международной изоляции. Правительства европейских стран и США не торопились с дипломатическим признанием большевиков, а большевики строили свою политику, исходя из идеи мировой коммунистической революции. В 1922 г. произошли два события, ставшие началом перемен.
Назовите эти события. Укажите не менее трех причин, позволивших нашей стране выйти из международной изоляции.
Элементы ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
|
1. Могут быть названы события:
- участие Советской России в Генуэзской конференции
- подписание договора с Германией в Рапалло
|
2. Могут быть указаны причины:
- заинтересованность иностранных государств в развитии экономических отношений с Россией
- завершение Гражданской войны
- переход нашей страны к нэпу, что было воспринято многими как свидетельство серьезных перемен во внутренней политике страны
- заинтересованность иностранных политических и деловых кругов в решении проблемы царских долгов и возмещении потерь, понесенных в результате национализации
|
Сравните условия проведения, ход, результаты и значение Сталинградской битвы 1942–1943 гг. и Курской битвы 1943 г.
Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что различным (не менее двух различий).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
Общее
………………………………………………………………….
|
Различия
|
…
|
…
|
……………………………
|
……………………………
|
С7.1 В качестве общего могут быть названы:
– обе битвы относятся к периоду коренного перелома в Великой Отечественной войне
– обе битвы были выиграны советской армией
– победа была одержана благодаря массовому героизму советских солдат и офицеров
– обе битвы начались с наступления немецких войск, а закончились наступлением советских войск
– в этих битвах стороны понесли большие потери
|
|
С7.2 Различия:
|
|
Сталинградская битва
|
Курская битва
|
– обозначила начало коренного перелома в войне
|
– обозначила окончательный переход стратегической инициативы к СССР
|
– наступление немцев в начале битвы было неожиданностью для советского командования, результатом предыдущего поражения советских войск под Харьковым
|
– о предстоящем наступлении немцев советское командование знало благодаря разведке
|
– в ходе битвы техническое преимущество было на стороне противника
|
– в военно-техническом отношении силы противников были приблизительно равны
|
– в результате битвы произошло окружение крупной группировки противника во главе с генералом Паулюсом
|
– крупным силам противника удалось избежать окружения
|
–––
|
– в ходе битвы произошло крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны
|
– значительная часть сражения проходила в городских условиях
|
–––
|
– в битве активно участвовало городское население, помогавшее советским войскам
|
– большую роль сыграло партизанское движение в тылу врага («Рельсовая война»)
|
Сравните теоретические положения М.А. Бакунина и П.Л. Лаврова.
Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
Общее
………………………………………………………………….
|
Различия
|
…
|
…
|
……………………………
|
……………………………
|
Элементы содержания ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
|
Баллы
|
С7.1 В качестве общего могут быть названы:
– критика капиталистических отношений в Западной Европе
убеждение
– в недопустимости развития капитализма в России
– в неизбежности социалистической революции в России
– в необходимости свержения самодержавия
– в необходимости сохранения крестьянской общины как ячейки будущего социалистического общества
– в необходимости ликвидации сословного неполноправия
|
|
С7.2 Различия:
|
|
теоретические положения М.А. Бакунина
|
теоретические положения П.Л. Лаврова
|
– крестьянство готово к революции
|
– крестьянство не готово к революции
|
– необходимость всероссийского крестьянского бунта
|
– необходимость подготовительной социалистической пропаганды среди крестьян
|
– задача интеллигенции – поднять народные массы на бунт
|
– задача интеллигенции («критически мыслящих личностей») – революционное просвещение народа
|
– по мере перехода к социалистическому обществу функции государства будут отмирать (будет создана конфедерация самоуправляющихся общин)
|
– по мере перехода к социалистическому обществу функции государства переходят к общественным организациям
|
Сравните экономические реформы в СССР во второй половине 1960-х гг. и в период перестройки.
Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что различным (не менее трех различий).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
Общее
………………………………………………………………….
|
Различия
|
…
|
…
|
……………………………
|
……………………………
|
С7.1 В качестве общего могут быть названы:
– существование советской общественной системы
– попытки решения экономических проблем с целью повышения эффективности промышленного и сельскохозяйственного производства
– инициирование реформ «сверху», руководством партии и государства
– попытки экономического стимулирования повышения производительности труда
– при проведении реформ экономические основы общественной системы кардинально не менялись
|
|
С7.2 Различия:
|
|
1965–1970 гг.
|
1985–1991 гг.
|
–––
|
– попытки проведения ускорения социально-экономического развития на базе научно-технического перевооружения машиностроения
|
- введение элементов хозяйственного расчета
|
– переход предприятий на полный хозяйственный расчет
|
– создание на предприятиях фондов материального стимулирования работающих
|
–––
|
– предоставление предприятиям права участвовать в планировании заданий
|
–––
|
– ликвидация совнархозов, восстановление отраслевого управления экономикой
|
– сокращение числа отраслевых министерств
|
– сохранение пятилетнего планирования
|
– фактическая отмена к концу 1980-х гг. пятилетнего планирования
|
–––
|
– широкое развитие кооперации
|
–––
|
– разрешение индивидуальной трудовой деятельности
|
Сравните промышленное производство (типы предприятий, техническую оснащенность, характер используемой рабочей силы) в России до реформ 1860-х – 1870-х гг. и после Великих реформ – вплоть до окончания промышленного переворота.
Укажите, что было общим (приведите не менее трех общих характеристик), а что – различным (укажите не менее трёх различий).
Общее
………………………………………………………………….
|
Различия
|
…
|
…
|
……………………………
|
……………………………
|
1. Может быть приведено общее в организации производства на промышленных предприятиях:
- переход от мануфактуры к фабрике
- постепенная замена ручного труда машинным
- переход к труду наемных работников
- связь значительной части работников с деревней
|
|
2. Могут быть названы следующие различия в положении на промышленных предприятиях:
|
|
С начала XIX в. и до реформ 1860-х – 1870-х гг.
|
После Великих реформ – вплоть до окончания промышленного переворота
|
- начало внедрения паровых машин на предприятиях
|
- в основном завершение технического перевооружения предприятий (широкое применение паровых машин)
|
- на предприятиях, принадлежавших государству, применялся в основном труд крепостных крестьян-отходников, посессионных крестьян, приписных крестьян
|
- на государственных предприятиях использовался труд наемных работников
|
- на предприятиях, принадлежавших помещикам, преобладал труд крепостных крестьян, отрабатывающих на производстве барщину, труд наемных работников использовался в отдельных случаях
|
- на предприятиях, принадлежащих помещикам, увеличилась численность наемных работников
|
|
- на мануфактурах, основанных крепостными «капиталистыми» крестьянами, применялся в основном труд крепостных крестьян (помещичьих крестьян)
|
- на мануфактурах, основанных в дореформенное время крепостными крестьянами, применялся труд наемных работников
|
|
Сравните содержание государственной политики в отношении крестьянства в 1921 – 1928 гг. и в 1929 – 1933 гг. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
Общее
………………………………………………………………….
|
Различия
|
…
|
…
|
……………………………
|
……………………………
|
1. В качестве общего могут быть названы:
- одна из целей – преобразование сельского хозяйства на социалистических началах
- признание экономического преимущества крупных, технически оснащенных хозяйств над мелкими крестьянскими хозяйствами
- признание необходимости технического перевооружения сельского хозяйства на основе развития тяжелой промышленности
- осуществление мер против кулачества
- неравный обмен между городом и деревней, цены на промышленные товары выше цен на сельхозпродукцию
|
|
2. Могут быть приведены следующие различия:
|
|
Политика в 1921 – 1928 гг.
|
Политика в 1929 – 1933 гг.
|
- основные формы заготовки сельхозпродуктов – продналог и госзакупки
|
- складывается система обязательных госпоставок
|
- свобода торговли хлебом и другими сельхозпродуктами
|
- упразднение свободной торговли хлебом и другими сельхозпродуктами
|
- использование рыночных методов и механизмов
|
- складывается жесткая командно-административная система
|
- меры, направленные на ограничение кулачества, в основном экономического характера (налоги, лишение льгот, снижение закупочных цен и пр.)
|
- проводится политика раскулачивания, ликвидации кулачества как класса
|
- мелкие индивидуальные крестьянские хозяйства являются основой аграрного производства
|
- колхозы и совхозы становятся монопольными производителями сельхозпродукции
|
|
Сравните основные черты развития культуры в СССР в 1945 – 1953 гг. и 1953 – 1964 гг. Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что – различным (не менее трех различий).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
Общее
………………………………………………………………….
|
Различия
|
…
|
…
|
……………………………
|
……………………………
|
1. В качестве общих характеристик могут быть приведены:
- непосредственное руководство деятельностью творческой интеллигенции со стороны партийных органов
- оказание давления официальной идеологии (в разной степени) на творчество представителей культуры
- преобладание в творчестве официально одобряемого метода социалистического реализма
- гонения (в разной степени) на деятелей культуры
|
|
|
|
2. Различия:
период 1945 – 1953 гг.
|
период 1953 – 1964 гг.
|
- жесткое идеологическое давление партийных органов
|
- «оттепель» в культуре, ослабление идеологического пресса
|
- принятие партийных постановлений с резкой критикой творчества ряда писателей, кинематографистов, музыкантов, деятелей театра и др.
|
- осуждение принятых при Сталине постановлений (с определенными оговорками)
|
- репрессии против представителей культуры
|
- реабилитация ряда осужденных ранее деятелей культуры, восстановление доброго имени ее представителей
|
- введение запретов на публикацию и исполнение произведений некоторых деятелей культуры
|
- отмена запретов на исполнение и издание запрещенных ранее произведений (в том числе о жизни заключенных ГУЛАГа)
|
|
- увеличение количества изданий периодической печати
|
|
- открытие новых театров
|
- борьба с «идолопоклонством перед Западом»
|
- расширение культурных связей с зарубежными деятелями культуры (проведение выставок произведений зарубежного искусства, Всемирного фестиваля молодежи и студентов, Международного конкурса исполнителей имени П.И. Чайковского)
|
|
|
Сравните состояние сельского хозяйства в России с начала XIX в. до реформ 1860 – 1870-х гг. и после реформ 1860 – 1870-х гг. вплоть до конца XIX в.
Укажите, что было общим (приведите не менее трех общих характеристик), а что – различным (назовите не менее трех различий).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
Общее
………………………………………………………………….
|
Различия
|
…
|
…
|
……………………………
|
……………………………
|
1. Может быть названо общее в развитии сельского хозяйства дореформенной и пореформенной России, например:
- замедленные темпы формирования капиталистических отношений в сельском хозяйстве
- замедленное внедрение машинной техники в сельское хозяйство
- сохранение помещичьего землевладения
- малоземелье крестьян
- традиционные методы ведения хозяйства большинством крестьян
- существование крестьянской общины
|
|
2. Могут быть названы следующие различия:
|
|
до реформ 1860 – 1870-х гг.
|
после реформ1860 – 1870-х гг. – вплоть до конца XIX в.
|
- кризис (вариант ответа: разложение) крепостнической системы хозяйствования
|
- перестройка сельского хозяйства на капиталистических основах (при сохранении пережитков крепостничества)
|
|
- упадок помещичьих хозяйств
|
- увеличение количества разорившихся помещичьих хозяйств
|
|
- применение труда крепостных крестьян в помещичьих хозяйствах
|
- переход помещиков к применению полукрепостнических методов эксплуатации;
|
|
- незначительное использование наемных рабочих в помещичьих хозяйствах
|
- более широкое использование наемной рабочей силы в помещичьих хозяйствах
|
|
- незначительное использование сельскохозяйственной техники, достижений агрономии в хозяйствах помещиков и крестьян
|
- увеличилось применение сельскохозяйственной техники и достижений агрономии
|
|
- рост товарности сельского хозяйства
|
- ускорение роста товарности сельского хозяйства
|
- имущественное расслоение крестьянства
|
- ускорение социального расслоения крестьянства
|
- отходничество оброчных крестьян не изменяло их сословную принадлежность
|
- уход освобожденных от крепостной зависимости крестьян на заработки изменял их сословную принадлежность
|
|
|
|