Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Экономика
Финансы
Психология
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
История
Физика
Экология
Этика
Промышленность
Энергетика
Связь
Автоматика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Задание С4. Задание С4 Укажите не менее двух основных организаций декабристов в 18121825 гг. Назовите преобразования в сфере государственного управления, намеченные в программном документе одной из названных организаций (не менее трех преобразований)



Скачать 292 Kb.
Название Задание С4 Укажите не менее двух основных организаций декабристов в 18121825 гг. Назовите преобразования в сфере государственного управления, намеченные в программном документе одной из названных организаций (не менее трех преобразований)
Анкор Задание С4.doc
Дата 13.04.2017
Размер 292 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Задание С4.doc
Тип Документы
#763
страница 2 из 3
1   2   3

Укажите не менее двух причин народных выступлений в XVII в. Приведите не менее трех примеров народных восстаний, произошедших в «бунташный» век.

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1. Могут быть названы причины:

– усиление налогового гнета

– закрепощение крестьян и рост их повинностей

– ограничение казачьих вольностей

– ухудшение материального положения масс

– прикрепление жителей городов к посаду

– церковная реформа

2. Могут быть приведены примеры народных восстаний:

– Соляной бунт

– Медный бунт

– восстание в Пскове и Новгороде

– крестьянско-казацкое восстание под руководством Степана Разина

Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России в XVII в. (укажите не менее двух задач). Приведите примеры войн, походов и экспедиций XVII в., предпринимавшихся для решения этих задач (не менее трёх примеров)

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

1. Могут быть названы следующие задачи внешней политики России в XVII в.:
- возвращение территорий, потерянных в период Смуты
- достижение выхода к Балтийскому и Черному морям
- дальнейшее продвижение на Восток




2. Могут быть приведены следующие примеры:
- Смоленская война 1632 – 1634 гг.
- русско-польская война 1654 – 1667 гг.
- русско-турецкая война 1676 – 1681 гг.
- экспедиции русских первопроходцев в Восточную Сибирь и на Дальний Восток (С.И. Дежнев, Е.П. Хабаров, В.Д. Поярков и др.)
- Крымские походы В.В. Голицына 1687 – 1689 гг.

Назовите не менее двух основных направлений преобразований, проводившихся в России в годы царствования Александра I. Приведите не менее трех примеров наиболее важных преобразований, относившихся к одному из названных направлений.

 Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1. Могут быть названы следующие направления преобразований Александра I:

-         в сфере государственного управления

-         в социальной сфере

-         в сфере образования

2. Могут быть приведены следующие преобразования по каждому из направлений:

в сфере государственного управления:

-         поручение Сперанскому разработать проект, в основе которого – принцип «разделения властей»

-         образование Государственного Совета

-         проведение министерской реформы

в социальной сфере:

-         издание указа о «вольных (свободных) хлебопашцах»

-         запрещение печатать объявления о продаже крепостных крестьян

-         освобождение крестьян в прибалтийских губерниях

-         учреждение военных поселений

в сфере образования:

-         открытие лицея в Царском Селе

-         включение в университетский устав положения об автономии университетов

-         разрешение распространять иностранные книги в России

-         образование учебных округов


 В чем заключались важнейшие достижения в промышленном развитии страны в 1930-е гг.? Приведите не менее трёх примеров. О каких проблемах (трудностях и негативных последствиях) индустриализации вам известно? Назовите не менее трех трудностей и негативных последствий.

 Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1. Могут быть приведены примеры достижений:

-         была создана современная индустриальная база, страна превратилась из аграрной в индустриально-аграрную

-         проведена электрификация (план ГОЭЛРО, первые советские электростанции), построены крупные электростанции (Днепрогэс), создан энергетический комплекс

-         получили развитие новые отрасли промышленности – автомобилестроение, авиастроение, химическая промышленность и др.

-         началось строительство крупных промышленных предприятий в районах Сибири и Дальнего Востока

-         была создана мощная оборонная промышленность

-         была достигнута технико-экономическая независимость СССР

2. Могут быть приведены проблемы (трудности и негативные последствия):

-         индустриализация проводилась в жесткие сроки, при чрезмерном напряжении человеческих сил и была оплачена дорогой ценой лишений людей, потери здоровья и т. п.

-         имели место диспропорции: развивалась преимущественно тяжелая промышленность, заметно отставали отрасли легкой и пищевой промышленности

-         продвижение в промышленном развитии слабо сказывалось на улучшении условий жизни людей

-         сложилась командно-административная система


Назовите основные направления (не менее двух) внешней политики СССР в 1945 – 1953 гг. Приведите не менее трех любых примеров проведения политики.

 Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1. Могут быть названы следующие основные направления политики:

-         участие в разрешении международных проблем в рамках ООН

-         усиление влияния СССР на восточно-европейские государства

-         поддержка национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах

-         расширение влияния СССР на коммунистические и рабочие партии многих стран мира

-         активное участие в организации движения сторонников мира

2. Могут быть приведены следующие примеры:

-         отказ СССР от принятия «плана Маршалла»

-         форсирование Сталиным атомного проекта с целью ликвидации монополии США на атомное оружие, испытание атомной бомбы
(1949 г.)

-         помощь китайским коммунистам в гражданской войне

-         помощь Северной Корее в ходе Корейской войны (1950 – 1953 гг.)

-         образование СЭВ

-         содействие образованию ГДР после создания ФРГ


Назовите не менее трех народных выступлений, произошедших в XVIII в., и укажите их причины (не менее трех).

 

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1. Могут быть названы следующие народные выступления XVIII в.:

-         восстание 1705 – 1706 гг. в Астрахани

-         восстание на Дону под руководством К. Булавина (1707 – 1708 гг.)

-         выступление работных людей на мануфактурах (20-е гг. XVIII в.)

-         религиозные выступления старообрядцев в первой четверти XVIII в.

-         движения крестьян и работных людей в 30 – 60-е гг. XVIII в.

-         крестьянско-казацкое восстание под предводительством Е. Пугачева
1773 – 1775 гг.

2. Могут быть указаны причины народных выступлений:

-         ужесточение крепостнического гнёта

-         рост повинностей крестьян и посадских людей

-         тяжелое положение работных людей

-         указы Петра I о приписных и посессионных крестьянах

-         наступление государства на казачьи вольности

-         преследование старообрядцев

Ниже приведены две точки зрения на реформы Петра I:
1. «Петр… был сыном своего века. Но он был подлинно велик, ибо заботился о судьбах страны, росте ее могущества».
(Н.И. Павленко, современный историк)
2. «Реформа Петра была неизбежна, но он совершил ее путем страшного насилия над народной душой и народными верованиями».
(А.Н. Толстой, писатель)
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется наиболее предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.


Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например:

При выборе первой точки зрения:

в результате преобразований Петра I в России

– получила дальнейшее развитие мануфактурная промышленность

– сформирован новый государственный аппарат

заложены основы светской культуры и образования

– созданы регулярная армия и флот

Россия

– добилась выхода к Балтийскому морю

– обрела статус великой европейской державы

– получила широкое международное признание

При выборе второй точки зрения:

в результате преобразований Петра I

– осуществлена насильственная европеизация

– разрушены национальные русские устои в культуре и быту

– ликвидирована независимость православной церкви от государства

– произошел раскол общества в культурном и социальном плане

– упал уровень жизни основных слоев населения

– погибли тысячи людей

Ниже приведены две из существующих точек зрения на крестьянскую поземельную общину в XIX в.:
1. Сохранение в России крестьянской (поземельной) общины соответствовало насущным потребностям страны (славянофилы).
2. Сохранение в России крестьянской (поземельной) общины препятствовало развитию капитализма в России (социал-демократы).
Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной.
Приведите не менее трех фактов (положений), которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.


Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например:

При выборе первой точки зрения:

порядки в общине обеспечивали:

– сбор податей (круговая порука, взаимопомощь крестьян-общинников)

– рекрутские наборы (до 1874 г.)

– замедленную пауперизацию (разорение крестьян-общинников)

– решение внутри общины конфликтов между крестьянами препятствовало их перерастанию в открытые выступления

– замкнутость жизни в общине способствовала сохранению религиозности крестьян

– порядки в общине не изменялись в течение значительного времени

При выборе второй точки зрения:

– затруднения при покупке общинной земли разбогатевшими крестьянами не способствовали созданию крупных крестьянских хозяйств

– существование круговой поруки при выплате податей (налогов) не способствовало формированию рынка наемной рабочей силы

– затруднения, связанные с выходом крестьян из общины с наделами земли, сковывали предпринимательскую активность крестьян


Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
К апрелю 1918 г. в Советской России сложилась тяжелейшая экономическая обстановка. Экономические мероприятия большевиков вызывали резкую критику и неприятие, начался массовый выход из рядов партии. В.И. Ленин задумался об изменении экономической политики, им были разработаны конкретные предложения для соратников по исправлению допущенных ошибок и «перегибов». Но весной – летом 1918 г. этот план реализован так и не был.
Назовите не менее трех причин тяжелого экономического положения страны к весне 1918 г. Приведите оно основное положение, раскрывающее причины того, что план Ленина не был реализован в 1918 г.


Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1. Могут быть приведены следующие причины тяжелого экономического положения страны к весне 1918 г.:

– экономическая разруха в результате Первой мировой войны

– потеря важных в экономическом отношении территорий в результате проигранной войны (заключения Брестского мира)

– нарушение естественных экономических механизмов в результате политики большевиков

– неспособность большевиков наладить эффективную систему управления экономикой

2. Может быть приведено следующее положение, раскрывающее причины того, что план Ленина не был реализован в то время:

– началась Гражданская война, которая потребовала военной мобилизации экономики

Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание.

В 1921 г. в Праге был выпущен сборник статей «Смена вех». Сборник получил большую известность и вызвал острые споры в среде русской эмиграции.

Укажите любые три вопроса, по которым велась дискуссия, и охарактеризуйте позиции, которых придерживались авторы, по каждому из них.

1. Могут быть названы вопросы, ставшие предметом дискуссии:

-         о причинах и сущности революции и гражданской войны

-         об отношении к советской власти

-         о сущности и возможных последствиях нэпа

-         о перспективах развития России

2. Могут быть названы следующие основные идеи «сменовеховцев»:

-       понимание революции и гражданской войны как явления, вызванного всем ходом российской истории

-       пересмотр отношения к большевизму и к советской власти как к силе, способной на новом историческом этапе обеспечить восстановление национального и государственного единства России; вывод о необходимости для эмиграции сотрудничать с большевиками для возрождения России

-       понимание перехода к нэпу как внутреннего перерождения большевизма («экономический Брест»)

-       надежда, что сотрудничество с большевиками подтолкнет процесс их внутреннего перерождения

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

После окончания Великой Отечественной войны экономическое положение СССР было тяжелым; советское руководство рассматривало различные пути возрождения экономики.

Какие возможные пути промышленного развития были выдвинуты? Укажите не менее двух из них. Какой из путей и почему был выбран (укажите одну основную причину)?

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1. Могут быть названы следующие предложенные пути развития промышленности:

-         группа руководителей (А.А. Жданов, Н.А. Вознесенский и др.) считала возможным не форсировать развитие тяжелой промышленности, рассчитывая на послевоенный кризис в западных государствах

-         другая группа (Л.П. Берия, Л.П. Маленков и др.) учитывала усиление западных стран после войны, обладание США атомной бомбой и предлагала форсированное развитие тяжелой промышленности, особенно оборонной

2. Могут быть названы путь развития и причина его выбора:

Сталин поддержал:

-       второй путь, который лег в основу подготовки и осуществления послевоенного пятилетнего плана

 причина:

-       соответствие этого направления основной доктрине о строительстве коммунизма на основе преимущественного развития тяжелой промышленности
1   2   3
написать администратору сайта