Главная страница
Навигация по странице:

  • Источники (формы) права – это способы закрепления и выражения норм права.

  • Основные виды

  • 2. Судебный или административный прецедент

  • 14. Нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды.

  • 15. Действие нормативных актов во времени, в пространстве, по кругу лиц. НПА

  • Порядок действия нормативных актов

  • Вопрос о действии нормативных актов во времени имеет еще два аспекта.

  • 16. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды, значение. Систематизация нормативно-правовых актов

  • Внешняя сторона

  • тгип. Экзаменационные вопросы по тгиП. Место и роль теории государства и права в системе социальных и юридических наук



    Скачать 0.57 Mb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы по тгиП. Место и роль теории государства и права в системе социальных и юридических наук
    Дата30.03.2018
    Размер0.57 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатгип.docx.docx
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #32030
    страница4 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    13. Формы (источники) права: понятие и виды.

    В строгом значении различают понятия «форма права» и «источник права».

    Под источником права (в широком значении) понимаются истоки формирования и развития права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения. Другими словами, это то, откуда право черпает своё начало, свою силу. Источники права обусловливают его существование и содержание. В таком понимании к источникам права относят социальную необходимость, требующую нормативного урегулирования, т.е. реально складывающиеся общественные отношения с учётом социально-экономических условий жизни общества. К ним относят также волю народа и волю государства, культурные и исторические традиции народа, зарубежный и собственный правовой опыт.

    Понятие формы права отражает внешнюю сторону организации и выражения содержания. То есть рассматриваются во взаимосвязи понятия «содержание» и «форма». В таком понимании формой права будут выступать, например, официальные письменные документы, содержащие нормы права (законы, подзаконные нормативные правовые акты).

    Если же понятие «источник права» рассматривать в узком (формально-юридическом) значении как то, откуда мы можем узнать о существующих нормах права, то понятия «источник права» и «форма права» можно использовать как равнозначные.

    Источники (формы) права – это способы закрепления и выражения норм права.

    Каждый источник (форма) права имеют свои особенности, свои достоинства и недостатки. Рассмотрим основные виды источников (форм) права. Их называют основными, так как именно они зачастую используются в государствах в различном сочетании. Также то, что они являются источниками (формами) права в науке считается общепризнанным.

    Основные виды:

    1. НПА (нормативный правовой акт) – изданный в особом порядке официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.

    Достоинства:

    • НПА может быть издан оперативно, в любой своей части изменён, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

    • НПА, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

    • НПА позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.

    • фиксирует наиболее устоявшиеся нормы поведения в рамках определённого вида общественных отношений.

    • исходит от строго определённых субъектов, круг которых достаточно широк (НПА могут быть приняты законодательными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления).

    Недостатки:

    • абстрактность формы не позволяет порой учитывать многообразия жизненных реалий и перед правоприменителем возникает проблема отсутствия конкретной правовой нормы для разрешения спорной ситуации. Не устраняет неопределенности и использование правовой аналогии. Суд же не может отказать в правосудии из-за неполноты НПА.

    • определённые проблемы возникают и при противоречивости законодательства. Требуется создание специальных правил разрешения коллизий, которые не всегда являются эффективными.

    • если НПА связывает наступление определённых правовых последствий с прямым указанием на их условия в нормах права, а такие нормы отсутствуют в силу того, что НПА ещё не принят, не разработана процедура реализации норм, то возникают проблемы в области реализации.

    • в тексте могут использоваться оценочные понятия, не раскрывая их содержания.

    2. Судебный или административный прецедент – судебное решение, принятое по конкретному юридическому делу, применяемое в качестве образца для разрешения всех других аналогичных дел. Применяется в странах с англосаксонской правовой системой (Великобритания, США, Индия, Канада, Австралия, Новая Зеландия …). Конкретное судебное решение как индивидуальный акт приобретает нормативный характер именно в силу того, что начинает использоваться как образец для других аналогичных случаев.

    Достоинства:

    • быстро реагирует на изменение общественных отношений. При возникновении новых жизненных ситуаций, споров вопрос передаётся на судебное рассмотрение. То есть при возникновении ситуации впервые в рамках общества, она получает регулирования уже притом, что такие отношения ещё могут быть социально не так распространены, как это требуется для разработки и принятия НПА.

    • позволяет учесть нюансы общественных отношений. Прецеденты могут отражать такие особенности отношений, которые трудно закрепить в НПА, так как отношения изменяются достаточно быстро и стопроцентно предугадать их развитие объективно невозможно.

    • имеет силу закона. В странах англосаксонской правовой семьи формируется прецедентное право, особое значение имеют процессуальные нормы.

    • достаточно быстрый порядок создания (путём рассмотрения дела в суде)

    Недостатки:

    • определённая громоздкость. Так как прецедентов, то есть решений по отдельным вопросам жизнедеятельности достаточно много, то возникают определённые трудности, связанные с необходимостью знать прецеденты в определённой сфере.

    • устанавливается определённым кругом субъектов – судами, но не всеми, а только высшими.

    • плохо сочетается с требованием единообразного применения норм права. Он во многом субъективен, зависит от волеусмотрения судьи, его представлений о справедливости.

    • сложно изменить, так как уже принятое решение (прецедент) уже вступило в силу и исполнено в конкретном случае, а при изменении социально-экономической обстановки, когда данные общественные отношения уже оцениваются в обществе по-другому, необходимо изменить, «пересоздать» прецедент.

    В разных странах судебный прецедент применяется по-разному. В российской правовой системе судебный прецедент официальным источником права не признан, хотя на вопрос о признании его таковым существуют определённые взгляды.

    3. Правовой обычай – фактически сложившееся в течение длительного времени правило, регулирующее поведение людей, санкционированное государством. Это наиболее древний источник права. В письменной форме нигде официально содержание обычая не зафиксировано. Имеет подзаконный характер. Государственное санкционирование обычая производится путём указания в нормативном правовом акте (отсылка к обычаю) на возможность, допустимость использования обычая либо правовой обычай используется в качестве нормативной основы судебного решения. В РФ ссылка на применение международного обычая имеется в Консульском уставе, Кодексе торгового мореплавания. Гражданский кодекс говорит об обычаях делового оборота.

    Не любой обычай является правовым. Например, наряжать ёлку на Новый год, отмечать заключение брака в ресторане и др. правовыми обычаями не являются. Правовые обычаи являются общеобязательными, влекут за собой юридические последствия, в случае их нарушения можно обратиться в суд.

    Достоинства:

    • самая демократичная форма права, поскольку вырабатывается людьми в процессе их жизнедеятельности

    • позволяет учесть нюансы отношений в той или иной сфере жизнедеятельности, а так же на местном уровне (которые невозможно урегулировать НПА)

    • отражает реальные потребности людей, в наибольшей степени отвечает их интересам

    Недостатки:

    • уходит много времени на то, чтобы он укоренился или отмер.

    • наименее формализован, появляется возможность двоякого толкования.

    • участники отношений не имеют возможности узнать содержание обычая из официальных документов.

    • имеет локальный характер применения.

    4. Нормативный договор – соглашение двух или более сторон, определяющее права, обязанности, ответственность участников общественных отношений, распространяющееся на неопределённый круг лиц. Это основной источник международного права. Он имеет место в конституционном праве (Федеративный договор, договоры и соглашения между РФ и субъектами), трудовом праве (коллективный договор). Отличается от договора как индивидуального юридического акта (договора купли-продажи и т.п.), который устанавливает не юридические правила, а конкретные юридические права и обязанности конкретных субъектов. Поэтому необходимо анализировать, какие именно вопросы и в отношении кого регулирует договор. Если договор распространяется только на индивидуально определённых субъектов, имеет «одноразовый» характер, то такой договор нормативным не является.

    Достоинства:

    • имеет собственный порядок принятия, введения в действие; как правило, более быстрый, чем принятие закона

    • быстро реагирует на изменяющиеся общественные отношения.

    • позволяет учесть нюансы общественных отношений.

    Недостатки:

    • подзаконный характер, то есть не может противоречить НПА (кроме международных договоров).

    • локальный характер действия (по территории или сфере действия, исключая международные договоры)

    • ограниченная сфера применения.

    14. Нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды.

    Нормативно-правовые акты - это акты постоянного действия, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие либо отменяющие их.

    Нормативный акт издается органами обладающими компетенцией в строго установленной форме, является офиц. документом.

    Признаки нормативно-правовых актов:

    1. Имеют государственный характер, выражают волю государства.

    2. Издаются специально уполномоченными органами государства. Каждый из этих органов может издавать нормативные актов лишь определенных видов и по определенному кругу вопросов.

    3. Издаются в ходе установленных законодательством процедур (правотворческих)

    4. Имеют определенную сферу действия. Можно выделить предметное действие, т.е. распространение на общественные отношения, действие в пространстве, во времени, по кругу лиц.

    5. Имеют нормативный характер, содержат в себе, вводят в действие, изменяют, отменяют правовые нормы. (не имеет нормативного характера преамбула, также поручение конкретным органам.)

    Виды нормативно-правовых актов:

    1. По юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

    Виды законов: Конституция, Федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

    Виды подзаконных актов: Указы Президента РФ, постановления правительства, приказы, инструкции и положения министерств и ведомств, решения и постановления местных органов гос.власти, нормативные акты муниципальных органов, локальные нормативные акты.

    1. В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества нормативные акты разделяются на:

    • нормативные акты государственных органов

    • нормативные акты иных соц. структур (муницип.органов, акцион.общ.)

    • нормативные акты совместного характера (госуд.органов и иных соц.структур)

    • нормативные акты принятые на референдуме

    1. В зависимости от сферы действия делятся на : общефедеральные, нормативные акты субъектов РФ, нормативные акты органов местного самоупр., локальные норм.акты.

    2. В зависимости от срока действия норм. акты делят на : акты неопределенно длительного действия, временные нормативные акты.

    15. Действие нормативных актов во времени, в пространстве, по кругу лиц.

    НПА – правовые акты, устанавливающие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные правовыми актами.

    Порядок действия нормативных актов - определенные в нормативных актах общие правила их вступления в силу, распространения на территорию и находящихся на ней лиц, прекращения действия.

    1.Во времени: - означает период t в течении кот-го дей-ует его предприсание.

    По общему правилу, нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы.

    Говоря о пределах действия нормативного акта во времени, имеют в виду три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную силу; прекращение его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу (так называемая обратная сила закона).

    НПА вступают в силу одним из следующих способов:

    1) с момента или истечении определенного срока после его офиц-оного опубликования.

    Офиц-ым признается опубликование в офиц-ых источниках. Опубликование акта предполагает осведомленность суб-ктов о его содерджании. Незнание з-на не освобождает от ответ-ти.

    (По этим общим правилам законы, другие НПА высших представительных органов вступают в силу на всей территории РФ по истечении 10 дней со дня их официального опубликования.

    НПА Президента РФ по истечении 7 дней после их официального опубликования, а акты Правительства РФ - со дня их подписания, акты ФОИВ вступают в силу с момента опубликования)

    2) срок предусмотренный самим НПА

    3) срок предусмотренный др.актом о введении его в действие.

    Прекращение действия нормативного акта происходит в результате:

    1) истечения срока, на который был принят юридический документ;

    2) принятия управомоченным органом нового акта равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;

    3) объявление об утрате юр-кой силы НПА (прямое указание на отмену, кот-ое может содержаться в акте более высокой юр.силы или в акте того же уровня)

    4) устаревания юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (пример, утратили свою актуальность, а потому и прекратили свое действие НПА регламентирующие правовой статус советов народны депутатов т.к. исчезли эти органы).

    Вопрос о действии нормативных актов во времени имеет еще два аспекта.

    1) Нормативно-правовой акт не имеет обратной силы Исключение составляет уголовное право, в котором по гуманным мотивам действует правило: «уголовный закон имеет обратную силу, если им смягчается или устраняется наказуемость деяние».

    2) нормативно-правовой акт может утратить силу, но отдельные его положения, нормы права могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия (так называемое переживание закона).

    2. В пространстве- это территориальные ограничения их действия, когда нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов.

    Экстерриториальность – пространство нах-ся за пределами гос-ва, но на кот-ые распространяются Н.А.этого гос-ва.

    К территории государства приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские морские и воздушные суда - в водах и воздушном пространстве своего государства и открытом море и воздушном пространстве.

    3. По кругу лицобусловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, находятся в сфере действия законодательства государства, в котором они пребывают. Принцип экстерриториальности (определенные части территории государства - здания иностранных посольств, миссий или их средства транспорта, а также дипломатические представители иностранных государств признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются).

    16. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды, значение.

    Систематизация нормативно-правовых актов это деятельность, связанная с приведением этих актов в систему, с упорядочиннием этих нормативных актов. Это специальная работа, направленная на то, чтобы привести эти акты в систему (упорядочить). Благодаря систематизации правовая система упорядочивается, развивается, не отстает от развития общества.

    Внешняя сторона систематизации - это формирование разделов, рубрик и т.п. Внутренняя сторона - устранение противоречий, пробелов норм, другими словами, их изменение. Выделяют следующие виды систематизации по процессу упорядочивания правового материала:

    Самостоятельными формами систематизации являются: кодификация, инкорпорация, консолидация, учет.

    Виды. Прежде всего, выделяют:

    • официальную систематизацию. Официальная систематизация осуществляется официальными органами и учреждениями. Главный вид официальной систематизации – кодификация нормативно-правовых актов, это сложная правотворческая деятельность. В результате неё появляются новые законы, а чаще кодексы, как результат кодификации. Официальная систематизация носит правотворческий характер. Неофициальной кодификация никогда не бывает потому, что это всегда властная правотворческая деятельность.

    Кодификация - эта такая систематизация законов, при которой не ограничиваются внешней их обработкой, но ставят задачей создать сборники законов, проникнутые внутренним единством, исходящие из некоторых общих принципов. Присутствует как внешняя, так и внутренняя сторона систематизации. При кодификации отдельные положения действующих законов перерабатываются, дополняются или отменяются. Этот вид систематизации осуществляется только правотворческими органами. В результате получается новый законодательный акт, заменяющий собой весь ранее действовавший нормативный материал, регулировавший тот же круг вопросов.

    Кодификация может быть: а) всеобщей; б) отраслевой; в) специальной.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
    написать администратору сайта