Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Психология
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
История
Физика
Экология
Энергетика
Этика
Логика
Религия
Промышленность
Философия
Геология
Социология
Химия
Политология

Этапы становления и развития политологии. Место политологии в системе общественных наук


Скачать 296.5 Kb.
НазваниеЭтапы становления и развития политологии. Место политологии в системе общественных наук
Анкорpolitologia_zachet.doc
Дата02.05.2017
Размер296.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаpolitologia_zachet.doc
ТипДокументы
#5967
КатегорияСоциология. Политология
страница1 из 6
  1   2   3   4   5   6


  1. Этапы становления и развития политологии. Место политологии в системе общественных наук. 

Процесс формирования и выделения п-логии из общей сис-мы наук был довольно длительным. Попытки осмысления полит. жизни делались мыслителями ещё в древности, тогда это было частью филос-го осмысления общ-ва. Ближе к сер. 19в. пол-ка выделяется как предмет самостоят-го исследов-я. В Евр. И США возникли политол. исследов центры, кафедры полит. наук в универах. В 1988-89гг. пол-гия нач-ет преподаваться в вузах СССР.

П-логия всегда развивается в тесном взаимодействии с другими гуманитарными науками. Их всех объединяет общий объект исследования - жизнь общества во всем многообразии ее конкретных проявлений. Существует давняя связь пол-логии с: Эк-кой - без знания эк-ки сегодня невозможно понять суть полит. отн-ний в обществе. Она дает соответ-щее обоснование реализации эк. интересов со стороны различных соц. групп; распределение власти в обществе зависит от способа пр-ва и отн-ний собств-ти, господствующих в обществе. Историческ. наукой- дает ключ к пониманию изменений полит. институтов и норм в процессе эволюции общества. Юридическ. наукой – т.к. правовые и полит. отношения тесно переплетены друг с другом. Соц. психологией - вопросы изучаемые соц. психологией занимают большое место в изучении полит. явлений, ибо связаны с исслед-ями конкретных действий участников полит. процесса, изучением мотивации полит. поведения и настроения. Философ. - которая изучает ценностные аспекты властных отношений и дает мировоззр. обоснование направленности полит. явлений и процессов. Полит. социологией - изучающей систему взаимодействия политики с соц. средой, и уделяющей внимание изучению соц. ст-ры общества. 


2. Методы и функции политологии.

Функции: 

1.Познавательная (позволяет выяснить те или иные проблемы и служит решением различных вопросов)

2.Прикладная  (помогает реализовать результаты исследования в полит. практике.)

3. Методологическая – заключается в выработке способов и приемов анализа.

4.Теоретическая – закл-ся в объяснении процессов, создании теорий, накоплении значений. 5. Описательная – накопление, описание фактов политической жизни.

6.Объяснительная – поиск ответов.

7. Прогностическая - основана на уже полученных знаниях о п-тике, кот. позволяют осущ-лять предсказания, строить прогнозы возможных буд. полит-ких событий

8. Идеологическая - определяет стратегию полит. поведения

9. Воспитательная (регулятивная) – в ходе её реализации складываются нужные в обществе предпосылки и навыки участия граждан в полит. процессе.

Методы:

 1.Общелогические (анализ, синтез, индукц / дедукц., др) 

2. Научные м-дыа) м-ды построения эмпирического знания (набл-е, эксперемент, описание); б) м-ды построения теор. знания (формализация, от абстрактного к конкретному). 

3. Специальные мет-ды: а) институциональный – для познания полит институтов, их стр-ры и взаимод-я; б)исторический – для познания полит отношений, институтов и процессов в контексте прошл, наст, буд-го; в)социологический – совокупность приемов конкретных соц. исслед-ий, направленных на сбор фактов и практических материалов, путем анкет, опросов и т.п. г) психологический – для позн-я псих. механизмов полит поведения людей; д) сравнительный – для познания однотипных полит систем, партий, режимов с целью выявления их общих черт и специфики. е)антропологический м-д– исходит из природы человека. Исследует влияние нац. характера на полит. развитие.
3. Политика как общественное явление. Субъекты и объекты политических отношений. 

Политика - деятельность по реализации интересов индивидов, связанная с использованием гос. власти. Субъекты политики — это соц. и нац. об­щности, организации, учреждения, способные участвовать в полит. жизни, принимать полит. решения и добиваться их реализации, изменять общественные отношения в соответствии со своими интересами и целями. Объекты политики — это те соц. общности, группы, нации и народности, граждане и их объединения, на которые пол-ка воздействует в определенных целях. В демократич. странах существует тенденция сближения и частичного совпадения субъекта и объекта пол-ки. С определенной долей условности полит. субъектов можно классифицир. на 3 группы. Первая — субъекты соц. и нац. уровня (первоисточники власти): соц. общности, классы, группы, элиты, индивиды и др. Вторая— институциональные носители полит. власти: гос-во и его органы, полит. партии, обществ.-полит. организации и движения. Это постоянно действующие субъекты пол-ки, претворяющие ее в жизнь. Третья — функциональные полит. субъекты: оппозиция, лобби, ср­ва массовой информации и др. Они борются за полит. власть, прямо или косвенно участвуют в ее осуществлении. Область пол-ки охватывает власть и властные отношения, гос.-полит. организацию общества и весь комплекс ее институтов, совокупность полит. партий, избирательную сис-му, механизм принятия полит. решений и полит. процесс.

4. Политическая власть: сущность, основные черты и функции.
Власть - способность, право или возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деят-ть людей с помощью различного рода средств права, авторитета, воли, принуждения. Признаки власти: доминирование властной воли; наличие особого аппарата управления; суверенитет органов власти; монополия на регламентацию жизни общества; возможность принуждения в отношении общества и личности. Конституция РБ определяет, что "Носителем суверенитета и единственным источником власти в РБ является ее народ". Народ, как источник власти, осуществляет ее: непосредственно через выборы и референдумы; через органы гос. власти; через органы местного самоуправления. 

Функции власти: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация и т.д. Сущность власти заключается в ее способности придавать отн-ям между людьми целесообразность, разумность, упорядоченность. Вл. осуществляет упорядочение соц. отн-ий с помощью различных средств: насилия, принуждения, убеждения, поощрения, страха и т.д. Полит. вл. подраздел. на гос. и общественную. Гос. вл. обеспеч-ся соответ-щими полит. институтами (парламент, правительство, судебные органы и т.д.), органами правопорядка (полиция, армия, прокуратура и т.д.), а также юр. базой. Общественная власть формируется партийными структурами, обществ-ми орг-циями, независимыми ср-вами массовой инф., общественным мнением. Полит. власть существует в 2 основных формах: офиц. (легальная власть) и неформальн. (нелегальная власть) – власть влиятельных групп и лиц, групп давления, лидеров кланов. В этой форме власть может приобрести теневой, подпольный характер.

5. Субъекты, ресурсы и способы реализации политической власти. Критерии ее эффективности.
Полит. вл.– опред-ый тип общ-ных отношений, возникающий между большими соц. группами, между гос. и обществом, между гос. органами власти, полит. партиями и общественными объединениями, кот. используют полит. институты и ресурсы для руководства полит. процессами и общественной жизнью с целью создания опред. типа правления и опред. полит. режима. Ст-ра власти: субъект, объект, источник, ресурсы, процесс власти. Субъект(народ, гос.орган, отдельная личность) – непосредственный носитель власти, источник полит. деят-ти. Объект власти(общество в целом и каждый гражданин в отдельности) – тот, на кого направл. деят-ть субъекта. Ресурсы: Все те ср-ва, с пом. кот. обеспечив-ся влияние субъекта на объект.: эк., полит.-правовые, информацион., силовые, психологич.“Критерий эф-ти” гос. упр-ния - признак или совокупн. признаков, на основании кот. оценивается эф-ть сис-мы управления в целом, а также отдельных управленч. решений. Базовые ценности в РБ: полит. демократия (народовластие), суверенитет гос., его целостность и безопасность, правовой закон, полит. и соц. права и свободы человека, свободный труд, плюрализм и др. Чем меньше разрыв между официально провозглашенными ценностями и действующими правилами “игры” управляющих, тем реальней эффективность управления.
6. Легитимность политической власти. Типы легитимного господства.
«Легитимность» - признание обществом законности, правомерности официальной власти.

Выделяют три типа легитимности власти: 1.Идеологический (традиционный): власть признается основанной в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, кот. ею провозглашены. Он характерен для монархической формы правления: власть передаётся по наследству; право наследования престола освящено древними обычаями, указывающими, кто имеет право на власть, а кто обязан подчиняться ей. 2. Структурный (рационально-легальный): правомочность власти вытекает из убеждения в законности установленных ст-р и норм, регулирующих полит. отношения. Гос-ва с рац.-лег. типом власти имеют такие хар-ристики: подчинение общества не личностям, а законам; наличие аппарата управления, состоящего из спец. обученных чиновников; действия органов власти по отношению ко всем гражданам основаны на юр. нормах. 
3. Персональный (харизматичный): в основе – одобрение данного властвующего лица. К харизматическим качествам относят дар магии и пророчества, выдающуюся силу духа и слова. Эти уникальные, исключительные св-ва позволяют полит. лидеру быть пророком и вождём и таким образом удерживать свою власть. Легитимация - процедура обществ. признания каких-либо действия, события, лица, призванная обеспечить полит. участие без принуждения. Делигитимация – наоборот, утрата доверия и лишение власти. Показателями легитимности являются: уровень принуждения, наличие попыток свержения правительства, сила гражданского повиновения, результаты выборов и референдумов, наличие демонстраций, митингов, пикетов.

7. Понятие и структура политической системы. Типология политических систем. 

Полит. сис-ма общ-ва – это сис-ма полит. институтов и орг-й полит. идей, взглядов, полит. нравств-х и правовых норм, традиций, избир. права и избир. сис-мы общ-го мнения и др. специф элементов с помощью кот. осущ-ся власть или оказ-ся влияние на неё. 

Структура полит. сис-мы состоит из институциональной, нормативной, функциональной и коммуникативной подсистем. 

Институциональная – это гос-во, полит. партии, общественно-полит. движения, профсоюзы, орг-ции, церковь, ср-ва массовой информации. Нормативная включает в себя нормы права, полит. традиции, полит. мораль и этику. Функциональная– это формы и направления полит. деят-ти, способы и методы осущ-ния власти (полит. режим). Коммуникативную сис-му представляют: полит. культура, полит. сознание (идеология и полит. психология), политические отношения.

 Политические системы классифицируются: по формам правления (демократические, недемократические); по месту сосредоточения исп. власти (президентские, парламентские или смешанные); по полит. режиму (тоталитарные, авторитарные, демократические); по хар-ру соц-полит отношений (стабильные или нестабильные, умеренно- или остроконфликт­ные либо консенсусные); в зависимости от взаимодействия с окр. средой (открытые, закрытые), типа гос-ва (политическая система монархии или республики); политико-правового статуса гос-ва(конституционные и неконституционные, с развитыми и неразвитыми правовыми структурами); по полит культуре(патриархальные, подданнические, активистские) и но другим признакам.

8. Сущность и содержание политического режима. Типология политических режимов.

Полит. режим представляет собой совокупн. методов, приёмов, ср-в осущ-ния полит. власти.  Демократический режим – полит. режим, обеспеч. реальное народовластие, широкие права и свободы человека и гражданина, абсолютный приоритет правовых метотодов отправления и смены власти.

Основные признаки: 1.Признание народа первичным носителем и первоисточником власти. 2.Осуществление власти в интересах народа.

3.Государство построено на основе разделения и взаимного контроля властей.

4.Многопартийность. 
5 Разрешено все, что не запрещено законом.

6.Оппозиция действует легально.

Тоталитаризм (полный). Общие черты. 1. Сущ-ние в обществе 1.офиц., гос. идеологии, обосновыв. право режима на сущ-ние. 2. Наличие неогранич. полит. власти, стремящейся к полному контролю над всеми сферами чел. жизни. 3.Вождизм, кастовость, безответственность и неподотчётность народу правящей элиты. 4.Монопольный гос.-парт. контроль над эк-кой и централиз. сис-ма управл. 5.Милитариз. всего общества, создание обстановки «воен. лагеря», установка на поиск внутр. и внешн. врага, постоянная борьба с ним. 6.Монополия власти на информацию.

Авторитаризм (лат.– влияние). Сущность его может быть выражена в полит. формуле: «разрешено то, что не имеет отношения к пол-ке». Черты: 1. Монополиз. пол-ки. 2. Отчуждение народа от власти. Её носителем является или 1 чел, или группа лиц. Им принадлежит неогранич. неконтролир. обществом власть. 3. Отсутствие революц. идеологии. Авторитарные лидеры консервативны, они не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям. 4. Опора на силу, достаточную, чтобы заставить непокорных повиноваться. 5. Отказ от полного, тотал. контроля над обществом. Он распространяется только на несколько зон: безопасность режима, нац. оборону, обществ. порядок, внешнюю пол-ку. Эк-ка, культура, религия, частная жизнь остаются вне гос. контроля. 6. Формирование полит. элиты не демократич. путём, а посредством назначения сверху.
9. Генезис, сущность, функции государства.

Гос-во - важнейший полит. институт общества, особая форма орг-ции полит. власти на опред-ой территории, обладающая суверенитетом и осущ-ющая управление обществом с помощью спец. мех-зма. 

Признаки:1.Единая тер-рия. 2.Наличие публичной власти, стоящей над обществом и управляющей им. 3.Гос. обладает суверенитетом как внешним, т.е. независ-тью от др. гос., так и внутрен. – независ-тью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отн-ию к любым др. орг-циям. 4.Наличие обязательных правил поведения, установленных и санкц-ных публичной властью. 5.Сбор налогов с населения.

Внутренними функциями являются:

- экономическая функция (выработка экономической политики, формирование и контроль за расходованием государственного бюджета, установление системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными предприятиями и т.д.);

- социальная функция (система социально защиты населения, здравоохранение и образование, пенсионное обеспечение и т.д.);

- идеологическая функция (пропаганда определенных идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения и т.д.);

- экологическая функция (деятельность, направленная на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей);

- функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства.

Внешние функции – основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач:

- обеспечение обороноспособности страны;

- сотрудничество с другими государствами;

- поддержание мира.
  1   2   3   4   5   6
написать администратору сайта