Главная страница
Навигация по странице:

  • Методы этнологии

  • Теория диффузионизма Фридрих Ратцель (F. Ratzel, 1844–1904) — основная работа “Антропогеография” (“Anthropogeographie”)

  • Исторический процесс непознаваем

  • “социальных институций”

  • “социальные институции” формируют социально-функциональную структуру общества. Культура служит нуждам индивида и прежде всего трем его основным потребностям: базовым

  • Каждый аспект культуры имеет свою функцию в рамках одной из перечисленных выше потребностей.

  • Культура не имеет лишних и бесполезных элементов. А. Культура в своей сущности является инструментальным механизмом

  • Экваториальная (австрало-негроидная) большая раса

  • Евразийская (европеоидная) большая раса

  • Азиатско-американская (или монголоидная) большая раса

  • 12. ЭТНОЛОГИЯ КАК НАУКА. Этнология как наука. Этнос. Национальная и этническая идентичнность



    Скачать 23.57 Kb.
    НазваниеЭтнология как наука. Этнос. Национальная и этническая идентичнность
    Анкор12. ЭТНОЛОГИЯ КАК НАУКА.docx
    Дата25.04.2017
    Размер23.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла12. ЭТНОЛОГИЯ КАК НАУКА.docx
    ТипДокументы
    #3126
    КатегорияИскусство. Культура

    ЭТНОЛОГИЯ КАК НАУКА. ЭТНОС. НАЦИОНАЛЬНАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧННОСТЬ.

    Этнология - наука, основным объектом изучения которой являются народы мира. Этнология при этом резко противопоставлялась истории, которая считалась наукой, изучающей «исторические» народы на основании письменных источников. Этнологии же отводилась роль науки о «неисторических» народах.
    Предмет изучения - этнология как наука изучает этнические процессы, т. е. разнооб-разные аспекты жизнедеятельности этносов, включая изменение людьми своего этниче-ского самосознания и своей этнической принадлежности.

    Методы этнологии: Изучение письменных источников. Устные предания. археологические материалы Сравнительное языкознание Статистические методы Полевые исследования

    Эволюцион́изм (эволюционная школа) — направление в социальной антропологии, этнологии и этнографии, культурологии, сторонники которого предполагали существование универсального закона общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и т.д. Главная идея эволюционистов заключалась в убеждении о полном тождестве исторических путей разных народов. А историю эволюционисты рассматривали как сумму независимых эволюций единичных элементов культуры и социальной структуры.

    Основоположником эволюционной школы в этнологии заслуженно принято считать выдающегося английского ученого Эдуарда Тайлора (1832-1917). В 1865 году он опубликовал свою книгу «Исследования в области древней истории человечества», в которой изложил свои эволюционистские идеи. В частности, в этом труде он проводил идеи о прогрессивном поступательном развитии человеческой культуры от первобытного состояния к современной цивилизации; о том, что существующие различия народов являются не расовыми различиями, а лишь разными ступенями развития культуры, о преемственности и взаимосвязи культур разных народов.

    Теория диффузионизма

    Фридрих Ратцель (F. Ratzel, 1844–1904) — основная работа “Антропогеография” (“Anthropogeographie”) — вышла в 1909 году;

    Зарождение теории диффузионизма было связано с именем немецкого ученого, географа и этнолога Фридриха Ратцеля… Им были разработаны теоретические и методические положения диффузионистского учения и создана так называемая антропогеографическая школа. По мнению Ратцеля ведущую роль в формировании той или иной культуры играет географическая среда, к которой приспосабливаются, адаптируются человеческие общества. В передвижениях народах Ратцель видел основополагающий фактор истории человечества.

    Диффуционизм основывается “на представлении о развитии культуры или различных элементов культуры как о процессе распространении их из одного или нескольких определенных центров… Его цель состояла в точном показе пространственного распространения культур или отдельных культурных элементов, в выявлении областей их происхождения, реконструкции путей перемещения элементов культуры и определении его временных рамок этого перемещения.

    Теория функционализма


    Б. Малиновский (B. Malinovski, 1884–1942) — основная книга “Научная теория культуры” (“A Scientific Theory of Culture”) — вышла в 1944 году.

    Исторический процесс непознаваем. Попытки исследования длительной эволюции культурных элементов — бессмысленны.

    Задачи этнологии состоят в изучении функций культурных явлений, их взаимосвязей и взаимообусловленности в рамках каждой отдельной культуры, вне взаимосвязи ее с другими культурами.

    Этнология отталкивается от концепции “социальных институций”, под которыми понимались социально установленные и признанные нормы и модели поведения. С их помощью и в их рамках индивиды реализовывают свои взаимные ожидания, достигая при этом социально и индивидуально значимых результатов. В своей совокупности “социальные институции” формируют социально-функциональную структуру общества.

    Культура служит нуждам индивида и прежде всего трем его основным потребностям: базовым (а именно, необходимости в пище и удовлетворении прочих физических потребностей), производным (а именно, потребности в распределении пищи, в разделении труда, в защите, в регулировании репродуцирования, в социальном контроле) и интегративным (потребностям в психологической безопасности, социальной гармонии, цели жизни, в системе познания, законах, религии, магии, мифологии, искусстве и т. п.). Каждый аспект культуры имеет свою функцию в рамках одной из перечисленных выше потребностей. Например, магия, по мнению Малиновского, дает психологическую защиту от опасности, миф — придает исторический авторитет системе управления и ценностям, присущим данному обществу. Культура не имеет лишних и бесполезных элементов.

    А. Культура в своей сущности является инструментальным механизмом, с помощью которого человек может лучше справляться с теми специфическими проблемами, которые ставит перед ним окружающая его среда в ходе удовлетворения им своих потребностей.

    B. Культура является системой объектов, действий и установок, в которой все составляющие ее части являются средствами для некой цели.

    С. Культура является целостностью, в которой все ее элементы независимы.

    D. Все эти объекты, виды деятельности и установки организованы, для решения жизненно важных задач, в форме в институций, таких как семья, клан, община, племя. Эта организованная структура создают почву для экономической кооперации, политической, правовой и образовательной деятельности.

    E. С динамической точки зрения, то есть рассматриваемая как род деятельности, культура может анализироваться в различных аспектах, таких как образование, социальный контроль, экономика, система познания, верований, мораль, а также как способ творческой и художественной деятельности.

    НАРОД - субъект истории; совокупность классов и социальных групп общества; население государства, страны.

    ЭТНОС - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), зафиксированным в самоназвании (этнониме).

    НАРОДНОСТЬ - исторический тип этноса, следующий за племенем и предшествующий нации; возникает в результате смешения племен и образования племенных союзов.

    НАЦИЯ - исторический тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психологического склада и этнического самосознания.

    СУБЭТНОС - этническая система, возникающая внутри этноса и отличающаяся своими хозяйственными, бытовыми, культурными и другими особенностями.

    СУПЕРЭТНОС - этническая система, состоящая из нескольких этносов, возникающих одновременно в одном регионе, связанных идеологически, экономически и политически.

    ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАРОДОВ МИРАЕе задача состоит в «пространственном упорядочении и распределении этносов по территории». По мнению ученых, «фактор пространственно-географического расселения народов может иметь существенное значение при решении собственно этнологических проблем». Данная классификация опирается на представление стран мира по континентам. Австралия и Океания

    АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ В ТЕОРИИ ЭТНОСА. Изучением происхождения человека, его эволюционным развитием, образованием человеческих рас, морфологическими, физиологическими особенностями человека, как известно, занимаются антропологи. В этнологии эти аспекты представлены в разделе этнической антропологии. Одним из первых создателей расовой классификации был французский ученый Франсуа Вернье, опубликовавший в 1684 году работу, где употребляется термин«раса».Согласно данным отечественной и зарубежной литературы, в которой отсут-ствует единство классификации рас, антропологи выделяют: а) крупные (большие) расы «первого порядка»;б) промежуточные, численно небольшие, но также самостоятельные. В каждой расе «первого порядка» выделяются основные подразделения -«малые расы», или расы «второго порядка», обладающие с некоторыми изменения-ми признаками своей большой расы.

    Экваториальная (австрало-негроидная) большая раса характеризуется темной окраской кожи, волнистыми или курчавыми волосами, широким носом, низким средним переносьем, мало выступающим носом, поперечным расположение ноздрей, большой ротовой щелью. Толстыми губами.

    Евразийская (европеоидная) большая раса характеризуется светлой или смуглой окраской кожи, прямыми или волнистыми мягкими волосами, обильным ростом бороды и усов, узким. Резко выступающим носом, высоким переносьем, сагиттальным расположением ноздрей, небольшой ротовой щелью, тонкими губами.

    Азиатско-американская (или монголоидная) большая раса отличается смуглыми или светлыми оттенками кожи, прямыми, нередко жесткими волосами, слабым или очень слабым ростом бороды и усов, средней шириной носа, низким или средним по высоте переносьем, слабо выступающим носом у азиатских рас и сильно выступающим у американских, средней толщиной губ, уплощенностью лица, сильным выступанием скул, крупными размерами лица, наличием эпикантуса.

    Индоевропейская семья языков, сино-тибетская, дравидийская, Картвельская австрозиатская, австронезийская, паратайская, афрозийская и др.

    Хозяйственно-культурный тип (ХКТ) — комплекс особенностей хозяйства и культуры, сложившийся исторически у различных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных естественно-географических условиях[19]

    Все хозяйственно-культурные типы можно разделить на 3 больших группы:

    • Группа с преобладающей ролью охоты, собирательства и рыболовства, т. н. «присваивающий» вид хозяйства

    • Мотыжные земледельцы и животноводы. Здесь экономика более устойчива, и носит регулярный характер. Становится возможным сохранять часть продуктов на время, появляется избыток, а следовательно и появление раннеклассовых отношений (например, рабовладение, без накопления, «избытка», оно было бы невозможно, ведь нечем было бы кормить рабов).

    • Плужные земледельцы. Главная особенность — использование при сельскохозяйственной работе тягловой силы животных. Производительность труда возрастает, именно этот тип был основным способом производства у классовых обществ Азии, Европы и Африки.

    ЭТНОГЕНЕЗ - происхождение народа.

    АССИМИЛЯЦИЯ - тип этнических процессов, представляющий собой взаимодействие двух этносов, в результате которого один из них поглощается другим и утрачивает этническую идентичность. Может проходить как естественным, так и насильственным путем.

    КОНСОЛИДАЦИЯ - упрочение, укрепление, сплачивание отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели.

    ИДЕНТИЧНОСТЬ - относительно устойчивая, осознанная система представлений индивида о самом себе, субъективно переживаемая как тождественность самому себе. На основании этой системы представлений индивид отличает себя от внешнего мира и от других людей.

    Этнос — это особый вид социальной группировки, возникающей не по воле людей, а в результате естественно-исторического процесса. Характерная черта этносов — их значительная устойчивость: они, как правило, сохраняются многие и многие столетия. Каждый этнос обладает определенным внутренним единством, а также специфическими чертами, отличающими его от всех образований того же типа.
    написать администратору сайта