Главная страница
Навигация по странице:

  • Методология

  • Характеристики научной деятельности

  • Особенности индивидуальной научной деятельности

  • Особенности коллективной научной деятельности

  • 2 НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Методы научного исследования

  • 3 ПОНЯТИЕ МЕТОДА. ТИПОЛОГИЯ МЕТОДОВ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Методология

  • Методологія наукових досліджень_конспект. Конспект лекций учебной дисциплины Методология научных исследований


    Скачать 1.04 Mb.
    НазваниеКонспект лекций учебной дисциплины Методология научных исследований
    АнкорМетодологія наукових досліджень_конспект.doc
    Дата29.05.2018
    Размер1.04 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМетодологія наукових досліджень_конспект.doc
    ТипКонспект
    #21134
    страница1 из 12

    Подборка по базе: настя конспекты.docx, алгоритм изучения дисциплины Математика(1).docx, Опорный конспект.doc.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Министерство образования и науки, молодежи и спорта

    Украины

    Государственное высшее учебное заведение

    Приазовский государственный технический университет

    Факультет экономический

    Кафедра «Инноватика и управление»
    Утверждаю:

    Первый проректор ПГТУ

    _________В.Н. Евченко

    КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

    учебной дисциплины

    «Методология научных исследований»

    направление подготовки: - специфические категории, 1801

    специальность: 8.18010012 – управление инновационной деятельностью,

    ОКУ «магистр»
    Утверждено:

    На заседании кафедры «Инноватика и управление»

    « » 2011 р., протокол №

    Зав. кафедрой, проф., д.э.н.

    __________________Т.Г. Логутова

    Утверждено:

    Учебно-методической комиссией

    факультета

    «___»________, протокол №_____

    Декан факультета, доц., к.э.н.

    __________________ Р.А. Толпежников
    Мариуполь, 2011 г.

    Конспект лекций по курсу «Методология научных исследований» для студентов специальности 8.18010012 – управление инновационной деятельностью, дневной формы обучения. Составитель Солидор Н.А.  Мариуполь ПГТУ, 2011.  198 с.

    Конспект лекций составлен в соответствии с программой курса и состоит из семи основных разделов дисциплины «Методология научных исследований», читаемой студентам специальности согласно учебному плану.

    Материал конспекта изложен кратко, на доступном для восприятия уровне, достаточно иллюстрирован и может быть использован студентами для самостоятельного изучения.

    Составитель Н.А. Солидор, доц., к.т.н.


    Рецензент Т. Г. Логутова, проф., д.э.н.

    СОДЕРЖАНИЕ





    стр.

    Рабочая программа……………………………………….

    4

    1 Понятие методологии………………………………….

    6

    2 Научное исследование…………………………………

    17

    3 Понятие метода. Типология методов научного

    исследования……………………………………………...


    22

    4 Эмпирические методы исследования…………………

    40

    5 Теоретические методы исследования…………………

    46

    6 Математические методы и методы статистической обработки научных данных……………………………….


    57

    7 Научно-исследовательская работа:…………………….

    77

    7.1 Этапы научно-исследовательской работы студентов……………………………………………….


    78

    7.2 Этапы научно-исследовательской работы исследователя…………………………………………….


    79

    7.3 Этапы конкретизации темы научного исследования и предварительного определения теоретических предпосылок…………………………………..



    80

    7.4 Стадия построения гипотезы исследования……….

    108

    7.5 Стадия конструирования исследования……………

    111

    7.6 Стадия технологической подготовки исследования……………………………………………..


    112

    7.7 Стадия проведения исследования…………………..

    113

    7.8 Исследовательская стадия научно-исследовательского процесса …………………………..


    128

    7.9 Завершающая стадия научно-исследовательского процесса…………………………………………………..


    142

    7.10 Стадия оформления результатов исследования….

    171


    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    учебной дисциплины «Методология научных исследований»
    1. Введение. Цели и задачи изучения дисциплины, значение дисциплины относительно практической деятельности специалистов по управлению инновационной деятельностью (18 часов)
    Понятие научного исследования. Требования к научному исследованию. Виды научных исследований: экспериментальные, теоретические, историографические, сравнительно-аналитические.

    2.2. Понятие методология, метод, прием в научном исследовании. Типология методов исследования: эмпирические, теоретические, мета- и (пост) теоретические (16 часов)
    Эмпирические методы научного исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, опрос, мозговой штурм, социометрия, квалиметрия и другие.

    Теоретические методы исследований: анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, проектирование, прогнозирование, систематизация, квалификация. Основные понятия и определения математических методов и методов статистической обработки научных данных.
    2.3. Структура исследования. Разработка концептуальных положений и аппарата исследования (26 часов)
    Структура исследования: обоснование актуальности и определения темы исследования, его цели, задачи. Разработка концептуальных положений и аппарата исследования (гипотезы, методы, этапы, объекты, средства и др.).

    Изучение теоретического и практического состояния проблемы. Разработка и экспериментальная проверка модели, главных идей, концептуальных положений, положенных в основу исследования.
    2.4. Обработка результатов исследования и оформления результатов (12 часов)
    Обработка результатов исследования и оформления результатов. Формы отображения результатов научного исследования: сообщение, доклады, тезисы, статьи, дипломные работы, разделы к монографиям, научно-методические рекомендации, учебные пособия, диссертации, монографии.

    1 ПОНЯТИЕ МЕТОДОЛОГИИ
    «Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности».

    «Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе».

    Методология это учение об организации деятельности. Такое определение однозначно детерминирует и предмет методологии – организация деятельности. Этим определением мы и будем пользоваться во всем дальнейшем.

    В то же время, необходимо отметить, что, наверное, не всякая деятельность нуждается в организации, в применении методологии. Как известно, человеческая деятельность может разделяться на деятельность репродуктивную и продуктивную.

    Репродуктивная деятельность является слепком, копией с деятельности другого человека, либо копией своей собственной деятельности, освоенной в предшествующем опыте.

    Такая деятельность, как, например, однообразная деятельность токаря-операционника в любом механическом цеху, или рутинная повседневная деятельность учителя – «урокодателя» на уровне раз и навсегда освоенных технологий в принципе уже организована (самоорганизована) и, очевидно, в применении методологии не нуждается.

    Другое дело – продуктивная деятельность, направленная на получение объективно нового или субъективно нового результата. Любая научно-исследовательская деятельность, если она осуществляется более или менее грамотно, по определению всегда направлена на объективно новый результат.

    Инновационная деятельность специалиста-практика может быть направлена как на объективно новый, так и на субъективно новый (для данного специалиста или для данного предприятия, учреждения) результат. Учебная деятельность всегда направлена на субъективно новый (для каждого конкретного обучающегося) результат. Вот в случае продуктивной деятельности и возникает необходимость ее организации, то есть возникает необходимость применения методологии.

    Если методологию мы рассматриваем как учение об организации деятельности, то, естественно, необходимо рассмотреть содержание понятия «организация». В соответствии с определением, организация – 1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил – см. рис. 1.1.

    В нашем случае мы используем понятие «организация», в основном, в первом и во втором значении, то есть и как процесс (второе значение), и как результат этого процесса (первое значение). Третье значение также используется (но в меньшей степени) – при описании коллективной научной деятельности, управления проектами в организациях и т.д.

    При таком приведенном выше определении методологии ее можно рассматривать очень широко – как учение об организации любой человеческой деятельности: и научной, и любой практической профессиональной деятельности, и художественной, и игровой и т.д. – с одной стороны. С другой стороны – и индивидуальной, и коллективной деятельности.

    ОРГАНИЗАЦИЯ

    Рисунок 1.1 – Определение «организации»
    На сегодняшний день представляется возможным изложить методологию научной деятельности (методологию научного исследования), методологию практической деятельности; методологию учебной деятельности, а также изложить начала методологии художественной деятельности, и методологии игровой деятельности.

    В научной среде бытуют как бы два равнозначных понятия: «методология науки» и «методология научного исследования». По сути, эти понятия являются синонимами: дело в том, что научная деятельность, деятельность каждого исследователя (или коллектива ученых) осуществляется по конкретным завершенным циклам – исследованиям (научным проектам). Ученый проектирует очередное исследование, осуществляет его, оценивает полученные результаты (рефлексирует). Завершив очередной цикл, ученый приступает к следующему научному проекту – к следующему исследованию.
    Характеристики научной деятельности
    Описание характеристик научной деятельности начнем с ее особенностей.

    Говоря об особенностях научной деятельности, необходимо различать индивидуальную научную деятельность – как процесс научной работы отдельного исследователя – и коллективную научную деятельность – как деятельность всего сообщества ученых, работающих в данной отрасли науки, или как работу научного коллектива исследовательского института, научных групп, научных школ и т.д. Они различны.

    Особенности индивидуальной научной деятельности:

    1. Научный работник должен четко ограничивать рамки своей деятельности и определять цели своей научной работы.

    В науке, так же как и в любой другой области профессиональной деятельности, происходит естественное разделение труда. Научный работник не может заниматься «наукой вообще», а должен вычленить четкое направление работы, поставить конкретную цель и последовательно идти к ее достижению.

    Свойство любой научной работы заключается в том, что на пути исследователя постоянно «попадаются» интереснейшие явления и факты, которые сами по себе имеют большую ценность и которые хочется изучить подробнее. Но исследователь рискует отвлечься от стержневого русла своей научной работы, заняться изучением этих побочных для его исследования явлений и фактов, за которыми откроются новые явления и факты, и это будет продолжаться без конца. Работа таким образом «расплывется». В итоге не будут достигнуты никакие результаты. Это является типичной ошибкой большинства начинающих исследователей, о которой необходимо помнить. Одним из главных качеств научного работника является способность сосредоточиться только на той проблеме, которой он занимается, а все остальные – «побочные» – использовать только в той мере и на том уровне, как они описаны в имеющейся на сегодняшний день научной литературе.

    2. Научная работа строится «на плечах предшественников». Прежде чем приступать к любой научной работе по какой-либо проблеме, необходимо изучить в научной литературе, что было сделано в данной области предшественниками.

    3. Научный работник должен освоить научную терминологию и строго выстроить свой понятийный аппарат. Дело не только в том, чтобы писать сложным языком как, часто заблуждаясь, считают многие начинающие научные работники: что чем сложнее и непонятнее, тем, якобы, научнее. Достоинством настоящего ученого является то, что он пишет и говорит о самых сложных вещах простым языком. Дело и в другом. Исследователь должен провести четкую грань между обыденным и научным языком. А различие заключается в том, что к обыденному разговорному языку не предъявляется особых требований к точности используемой терминологии.

    Однако, как только мы начинаем говорить об этих же понятиях на научном языке, то сразу возникают вопросы: «А в каком смысле используется такое-то понятие, такое-то понятие и т.д.? В каждом конкретном случае исследователь должен ответить на вопрос: «В каком смысле он использует то или иное понятие».

    В любой науке имеет место явление параллельного существования различных научных школ. Каждая научная школа выстраивает свой собственный понятийный аппарат. Поэтому, если начинающий исследователь возьмет, к примеру, один термин в понимании, трактовке одной научной школы, другой – в понимании другой школы, третий – в понимании третьей научной школы и т.д., то получится полный разнобой в использовании понятий, и никакой новой системы научного знания тем самым исследователь не создаст, поскольку, что бы он ни говорил и ни писал, он не выйдет за рамки обыденного житейского знания.

    4. Результат любой научной работы, любого исследования должен быть обязательно оформлен в «письменном» виде (печатном или электронном) – в виде научного отчета, научного доклада, реферата, статьи, книги и т.д. Это требование обусловливается двумя обстоятельствами. Во-первых, только в письменном виде можно изложить свои идеи и результаты на строго научном языке. В устной речи этого никогда не получается. Причем написание любой научной работы, даже самой маленькой статьи, для начинающего исследователя представляет большую сложность, поскольку то, что легко проговаривается в публичных выступлениях или же мысленно проговаривается «про себя», оказывается «ненаписуемым». Здесь та же разница, что и между обыденным, житейским и научным языками. В устной речи мы и сами за собой и наши слушатели не замечают логических погрешностей. Письменный же текст требует строгого логического изложения, а это сделать намного труднее. Во-вторых, цель любой научной работы – получить и довести до людей новое научное знание.

    И если это «новое научное знание» остается только в голове исследователя, о нем никто не сможет прочитать, то это знание окажется невостребованным и, по сути дела, пропадет.

    Кроме того, количество и объем научных публикаций являются показателем, правда, формальным, продуктивности любого научного работника. И каждый исследователь постоянно ведет и пополняет список своих опубликованных работ.

    Особенности коллективной научной деятельности:

    1. Плюрализм научного мнения. Поскольку любая научная работа является творческим процессом, то очень важно, чтобы этот процесс не был «зарегламентирован». Естественно, научная работа каждого исследовательского коллектива может и должна планироваться и довольно строго. Но при этом каждый исследователь, если он достаточно грамотен, имеет право на свою точку зрения, свое мнение, которые должны, безусловно, уважаться. Любые попытки диктата, навязывание всем общей единой точки зрения никогда не приводило к положительному результату.

    В том числе, существование в одной и той же отрасли науки различных научных школ обусловлено и объективной необходимостью существования различных точек зрения, взглядов, подходов. А жизнь, практика потом подтверждают или опровергают различные теории, или же примиряют их, как, например, примирила таких ярых противников, какими были в свое время Р. Гук и И. Ньютон в физике, или И.П. Павлов и А.А. Ухтомский в физиологии.

    2. Коммуникации в науке. Любые научные исследования могут проводиться только в определенном сообществе ученых. Это обусловлено тем обстоятельством, что любому исследователю, даже самому квалифицированному, всегда необходимо обговаривать и обсуждать с коллегами свои идеи, полученные факты, теоретические построения – чтобы избежать ошибок и заблуждений. Следует отметить, что среди начинающих исследователей нередко бытует мнение, что «я буду заниматься научной работой сам по себе, а вот когда получу большие результаты, тогда и буду публиковать, обсуждать и т.д.». Но, к сожалению, такого не бывает. Научные робинзонады никогда ничем путным не кончались – человек «закапывался», запутывался в своих исканиях и, разочаровавшись, оставлял научную деятельность. Поэтому всегда необходимо научное общение.

    Еще одним условием научного общения для любого исследователя является его непосредственное и опосредованное общение со всеми коллегами, работающими в данной отрасли науки – через специально организуемые научные и научно-практические конференции, семинары, симпозиумы (непосредственное или виртуальное общение) и через научную литературу – статьи в печатных и электронных журналах, сборниках, книги и т.д. (опосредованное общение). И в том и в другом случае исследователь, с одной стороны, выступает сам или публикует свои результаты, с другой стороны – слушает и читает то, чем занимаются другие исследователи, его коллеги.

    3. Внедрение результатов исследования – важнейший момент научной деятельности, поскольку конечной целью науки как отрасли народного хозяйства является, естественно, внедрение полученных результатов в практику. Однако следует предостеречь от широко бытующего среди людей, далеких от науки, представления, что результаты каждой научной работы должны быть обязательно внедрены. Вообразим себе такой пример. Только по педагогике ежегодно защищается более 3000 кандидатских и докторских диссертаций. Если исходить из предположения, что все полученные результаты должны быть внедрены, то представим себе бедного учителя, который должен прочитать все эти диссертации, а каждая из них содержит от 100 до 300 страниц машинописного текста. Естественно, никто этого делать не будет.

    Механизм внедрения иной.

    Результаты отдельных исследований публикуются в тезисах, статьях, затем они обобщаются (и тем самым как бы «сокращаются») в книгах, брошюрах, монографиях как чисто научных публикациях, а затем в еще более обобщенном, сокращенном и систематизированном виде попадают в вузовские учебники. И уже совсем «отжатые», наиболее фундаментальные результаты попадают в школьные учебники.

    Кроме того, далеко не все исследования могут быть внедрены. Зачастую исследования проводятся для обогащения самой науки, арсенала ее фактов, развития ее теории. И лишь при накоплении определенной «критической массы» фактов, концепций, происходят качественные скачки внедрения достижений науки в массовую практику. Классическим примером является наука микология – наука о плесенях. Кто только десятилетиями ни издевался над учеными-микологами: «плесень надо уничтожать, а не изучать». И это происходило до той поры, пока в 1940 году А. Флеминг не открыл бактерицидные свойства пенициллов (разновидности плесени). Созданные на их основе антибиотики позволили только во время Второй мировой войны спасти миллионы человеческих жизней, а сегодня мы себе не представляем, как бы без них обходилась медицина.

    Нормы научной этики. Отдельный вопрос, который необходимо затронуть – вопрос о научной этике. Нормы научной этики не сформулированы в виде каких-либо утвержденных кодексов, официальных требований и т.д. Однако они существуют и могут рассматриваться в двух аспектах – как внутренние (в сообществе ученых) этические нормы и как внешние – как социальная ответственность ученых за свои действия и их последствия.

    Этические нормы научного сообщества, в частности, были описаны Р. Мертоном еще в 1942 г. как совокупность четырех основных ценностей:

    универсализм: истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от расы, пола, возраста, авторитета, званий тех, кто их формулирует. Таким образом, наука – изначально демократична: результаты крупного, известного ученого должны подвергаться не менее строгой проверке и критике, чем результаты начинающего исследователя;

    общность: научное знание должно свободно становиться общим достоянием;

    незаинтересованность, беспристрастность: ученый должен искать истину бескорыстно. Вознаграждение и признание необходимо рассматривать лишь как возможное следствие научных достижений, а не как самоцель;

    рациональный скептицизм: каждый исследователь несет ответственность за оценку качества того, что сделано его коллегами, он не освобождается от ответственности за использование в своей работе данных, полученных другими исследователями, если он сам не проверил точность этих данных. То есть, в науке необходимо, с одной стороны, уважение к тому, что сделали предшественники; с другой стороны – скептическое отношение к их результатам: «Платон мне друг, но истина дороже» (изречение Аристотеля).

    В отличие от внутренней, профессиональной этики, внешняя этика науки реализуется в отношениях науки и общества как социальная ответственность ученых. Эта проблема практически не стояла перед учеными до середины ХХ века – до появления ракетно-ядерного оружия, генной инженерии, гигантских экологических катастроф и других явлений, сопровождающих научно-технический прогресс. Сегодня ответственность ученого за последствия своих действий все возрастает и возрастает.
    Контрольные вопросы
    1. Определение и понятие методологии.

    2. Дайте определение «организации».

    3. Перечислите особенности научной деятельности.

    4. Раскройте понятие норм внутренней и внешней научной этики.
    Рекомендуемая литература
    1. Новиков А.М.Методология научного исследования / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. – М. : Либроком, 2010. – 280 с.

    2. Рузавин Г. И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов / Г. И. Рузавин. – М. : ЮНИТ-ДАНА, 1999. – 317 с.

    3. Новиков А. М. Методология / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. – М. : СИНТЕГ, 2007. – 668 с.

    4. Лукашевич В. К. Основы методологии научных исследований : Учеб. пособие для студентов вузов / В. К. Лукашевич. – Мн. : ООО «Элайда», 2001. – 104 с.

    5. Сабитов Р. А. Основы научных исследований : Учеб. пособие для вузов / Р. А. Сабитов. – Челябинск : Челябинский государственный университет, 2002. – 138 с.

    6. Баскаков А. Я. Методология научного исследования : Учеб. пособие для вузов / А. Я. Баскаков, Н. В. Туленков. – К.: МАУП, 2004. – 216 с.

    7. Куликов С. Б. Основы философского анализа науки: методология, смысл и цель / С. Б. Куликов. – Томск, 2005. – 184 с.

    2 НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
    Методы научного исследования
    Формой существования и развития науки является научное исследование. Научная (научно-исследовательская) деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.

    Научное исследование – это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Его объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом – структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития и т.д.

    Научные исследования классифицируются по различным основаниям.

    По источнику финансирования различают научные исследования бюджетные, хоздоговорные и нефинансируемые. Бюджетные исследования финансируются из средств бюджета Украины (России или бюджетов субъектов РФ).

    Хоздоговорные исследования финансируются организациями-заказчиками по хозяйственным договорам. Нефинансируемые исследования могут выполняться по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя.

    В нормативных правовых актах о науке научные исследования делят по целевому назначению на фундаментальные, прикладные, поисковые и разработки.

    Фундаментальные научные исследования – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Например, к числу фундаментальных можно отнести исследования о закономерностях становления и функционирования правового государства или о мировых, региональных и российских тенденциях преступности.

    Прикладные научные исследования – это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей. Например, как прикладные можно рассматривать работы о тактике и методике расследования отдельных видов преступлений или о предупреждении преступлений на отдельных территориях или предприятиях.

    Научные исследования в сфере юридических наук зачастую представляют собой сочетание двух названных видов, и поэтому их следует именовать теоретико-прикладными.

    Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.

    Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

    По длительности научные исследования можно разделить на долгосрочные, краткосрочные и экспресс-исследования.

    В зависимости от форм и методов исследования некоторые авторы выделяют экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа.

    Существенную, подчас определяющую роль в построении любой научной работы играют применяемые методы исследования.

    В теории познания выделяют два уровня исследования: теоретический и эмпирический (эмпирический – дословно – воспринимаемый посредством органов чувств) (см. табл. 2.1).

    Мы рассматриваем методологию как учение об организации деятельности. Тогда, если научное исследование – это цикл деятельности, то его структурными единицами выступают направленные действия. Как известно, действие – единица деятельности, отличительной особенностью которой является наличие конкретной цели. Структурными же единицами действия являются операции, соотнесенные с объективно-предметными условиями достижения цели. Одна и та же цель, соотносимая с действием, может быть достигнута в разных условиях; то или иное действие может быть реализовано разными операциями. Вместе с тем одна и та же операция может входить в разные действия (А.Н. Леонтьев).

    Исходя из этого выделяют (см. табл. 2.1):

    – методы-операции;

    – методы-действия.

    Такой подход не противоречит определению метода, которое дает Энциклопедический словарь:

    – во-первых, метод как способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи – метод-действие;

    – во-вторых, метод как совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности – метод-операция.

    Таким образом, в дальнейшем мы будем рассматривать методы исследования в следующей группировке:

    Теоретические методы:

    – методы – познавательные действия: выявление и разрешение противоречий, постановка проблемы, построение гипотезы и т.д.;

    – методы-операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация и т.д.
    Таблица 2.1 – Методы научного исследования


    Эмпирические методы:

    – методы – познавательные действия: обследование, мониторинг, эксперимент и т.д.;

    – методы-операции: наблюдение, измерение, опрос, тестирование и т.д.
    Контрольные вопросы
    1. Раскройте сущность наиболее распространенных общенаучных методов научного исследования.

    2. Охарактеризуйте конкретно-научные методы научного исследования в определенной области знаний.

    3. Определите методологию конкретного научного исследования.
    Рекомендуемая литература
    1. Макогон Ю. В. Методика научных исследований внешнеэкономических связей / Ю. В. Макогон, В.В. Пилипенко. – Донецк : ДНУ, 2002. – 170 с.

    2. Рузавин Г. И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов / Г. И. Рузавин. – М. : ЮНИТ-ДАНА, 1999. – 317 с.

    3. Новиков А.М.Методология научного исследования / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. – М. : Либроком, 2010. – 280 с.

    4. Баскаков А. Я. Методология научного исследования : Учеб. пособие для вузов / А. Я. Баскаков, Н. В. Туленков. – К.: МАУП, 2004. – 216 с.

    5. Новиков А. М. Методология / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. – М. : СИНТЕГ, 2007. – 668 с.

    3 ПОНЯТИЕ МЕТОДА. ТИПОЛОГИЯ МЕТОДОВ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология науки – это учение о принципах построения, методах, формах организации и способах научного познания.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта