Главная страница
Навигация по странице:

  • Культура в системе бытия: человек, природа, общество

  • Атрибутивное свойство человека – деятельность.

  • Строение культуры: духовная, материальная, художественная.

  • знание

  • Материальная культура: техническая, физическая, культура соц. Организации, материальное общение людей

  • Художественная культура как тождество духовной и материальной: худ. Образ, восприятие, деятельность. Художественная культура

  • 1. Культура как система. Морфология и структура культуры. Культура как система. Морфология и структура культуры


    Скачать 68.5 Kb.
    НазваниеКультура как система. Морфология и структура культуры
    Анкор1. Культура как система. Морфология и структура культуры.doc
    Дата24.04.2017
    Размер68.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла1. Культура как система. Морфология и структура культуры.doc
    ТипДокументы
    #2153
    КатегорияИскусство. Культура

    1. КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА. МОРФОЛОГИЯ И СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ

    представление о единовременном сосуществовании многих культур.

    Переход от биологической формы бытия к антропо-социо-культурной.

    Понятие антропо-социо-кулътурноефиксирует рождение и развитие сверхприродного типа бытия. Три части термина соответствуют трем формам этого бытия, а дефисы, разделяющие и связывающие части в одно слово, указывают на TO, что динство форм предполагает их своеобразие, отличие каждой составляющей от двух других. Подчеркивая сотворенность этой среды человеческого бытия, ее нередко именуют «второй природой». «Вторая природа» отделяет человека от мира естественных сил и предметов и в то же время связывает его с этим миром. предпосылка целесообразного приспособления природы к потребностям человеческого существования

    Культура в системе бытия: человек, природа, общество. она характеризует только существование человека. Человек является единственным существом, культурным в родовом и индивидуальном смыслах.

    Атрибутивное свойство человека – деятельность. отличительная особенность культуры состоит в том, что она создана деятельностью человека. Предметы культуры отличаются от природных объектов тем, что они наделены особым свойством — быть ценностями. Создавая особый предметный мир, человек созидает нечто отличное от нее, имеющее значение и смысл как выражение человеческой сущности. Однако главное назначение культурной деятельности человека заключается в создании того предметного мира (материального, духовного, художественного), через рый он реализует свою особую сущность. Его конкретные элементы принято называть артефактами, а деятельность по их созданию — артефактами. Культура возникает в стремлении человека утверждать ценности, воплощая их все более полно, совершенно и значимо. Ценности — регулятор человеческого поведения и высшая цель его деятельности. Именно ценностным свойством мир культуры отличается от мира природы. Такое понимание культуры получило название ценностного (аксиологического).

    Труд, особенно в сфере материального производства, до сих пор является основой культуры.

    Культурная деятельность представляет собой вид сопряженной коллективной деятельности. человек в процессе деятельности преобразует природу согласно своим потребностям и в конце концов создает особую среду — искусственно созданный мир культуры. преобразует и себя так и внутренний мир человек выделяется из среды

    культурной деятельности как особого вида субъектно-объектного отношения

    культурная деятельность — это деятельность по созданию нового, того, чего не имелось в природе и что не могло бы возникнуть по ее собственным законам культуру как творчество. Культурная деятельность отличается свободой

    Строение культуры: духовная, материальная, художественная.

    Духовная культура: познание мира, ценностное осмысление мира, преобразование, дух. Обогощение людей. М. С. Каган рассматривает строение духовной культуры под тем же углом зрения, что и материальной, подчеркивая, что оно зависит от духовного освоения тех же трех сфер бытия – природы, общества и человека. Кроме того, духовное освоение мира осуществляется и на уровне обыденного сознания, и на уровне специализированном, как правило, профессионализированном и институционализированном. Структура духовной культуры сложнее, чем строение материальной культуры, она обусловлена и предметом освоения, и его способом, и различием его уровней. Результатом познавательной деятельности человека является знание, продуктом ценностно-ориентационной деятельности – ценности, итогом духовно-преобразовательной деятельности – проекты (как технические, (инженерные) проекты, так и создание моделей общественных явлений).

    Материальная культура: техническая, физическая, культура соц. Организации, материальное общение людей. Под материальной культурой обычно понимают средства производства, орудия труда, продукты труда, способы практической деятельности по созданию средств производства и потребления. 1. физическая культура, охватывающая спортивные, медицинские и игровые воздействия на человеческое тело.

    2. техническая деятельность, направленная человеком не на самого себя, а вовне, и имеющая своей целью создание вещей так называемой «второй природы» (орудия труда, машины, бытовая утварь, оружие, медицинские инструменты и т. п.)

    3. социально-организационная деятельность людей, создающих самостоятельно существующие учреждения, институты (экономические, политические, юридические; все социальные институты – от семьи до государства).

    Материальная деятельность соотносится с тремя исходными для нее формами бытия – с природой, обществом и человеком: так из материалов природы культура создает технические конструкты – вещи; из материальной основы человеческого бытия – физические конструкты, тела людей; из материала общественных отношений – социальные конструкты, организации.

    Художественная культура как тождество духовной и материальной: худ. Образ, восприятие, деятельность. Художественная культура охватывает все виды искусства – искусство слова, устно-фольклорное и письменное (литературу), скульптуру, живопись, музыку. В художественной культуре происходит отождествление материального и духовного, доказательством чему является неизвестная ни материальной, ни духовной культуре особенность: непереводимость духовного содержания произведения искусства из одной материальной формы в другую и невозможность замены одного духовного наполнения его материальной формы другим содержанием. Художественное произведение, в отличии от всех иных, требует эстетического переживания, т. к. материальная форма в произведении является не внешней для его содержания оболочкой, а способом бытия самого этого духовного содержания.

    «художественная деятельность» включает в себя художественное творчество и его результаты

    Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала, путём создания эстетически воздействующих объектов. средство и форма освоения жизни искусством

    художественное восприятие более или менее точно воспроизводит заключенное в произведении неизменное содержание,

    Все уровни культуры глубоко взаимосвязаны. В культуре нет и не может быть ничего чисто материального, неодухотворенного интересом людей, замыслами, проектами создателей «второй природы», и нет и не может быть ничего чисто духовного, нематериализованного
    написать администратору сайта