Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Теоретические и методологические основы государственной инновационной политики

  • 1.3 Методы государственного регулирования в инновационной сфере

  • 2. Анализ государственной инновационной политики РФ 2.1 Состояние инновационной политики

  • 2.3 Государственные планы инновационной политики

  • Список литературы

  • Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач


    Скачать 54.12 Kb.
    НазваниеКурсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач
    Анкор181097.docx
    Дата26.04.2017
    Размер54.12 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла181097.docx
    ТипКурсовая
    #3781


    Содержание

    Введение……………………………………………………………………..….....3

    1.Теоретические и методологические основы государственной инновационной политики……………………………………………..………...7

    1.1Понятие и сущность государственной инновационной политики ……………….………………………...……………………………………...…..7

    1.2Необходимость государственного регулирования инновационной политики…………………………………………..…………………………......10

    1.3 Методы государственного регулирования в инновационной сфере…..12

    2.Анализ государственной инновационной политики РФ…………………14

    2.1 Состояние инновационной политики……..……………………...….…….14

    2.2Основные проблемы развития инновационной политики РФ..……….…19

    2.3 Государственные планы инновационной политики……………………22

    Заключение……………………………………………………………………….27

    Список используемой литературы………………………..…………………….28














    Введение



    Государственное регулирование инновационных процессов и эффективная инновационная политика, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные рельсы.

    Актуальность темы выпускной квалификационной работы подтверждается словами Президента РФ: «Наши действия в экономике будут базироваться на уже заявленной концепции четырех «И» – Институты, Инвестиции, Инфраструктура, Инновации. Такой подход закреплен и в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года.

    Цель данной курсовой работы – выявление проблем и перспектив развития инновационной системы в российской экономике.

    Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:

    - теоретические изучение понятия и сущности инновации, государственной инновационной политики;

    - изучение механизмов реализации государственной инновационной политики;

    - исследование целей и задач государственной инновационной политики России;

    - анализ основных проблем развития государственной инновационной политики.

    Объектом исследования в процессе написания данной курсовой работы является государственная инновационная политика России, предметом – проблемы, складывающиеся в процессе реализации инновационной политики.

    Степень разработанности темы. В процессе исследования автором был подробно изучен и обобщен накопленный опыт исследований в области теории, анализа применения инновационных технологий и их эффективности. Вопросы, связанные с общей теорией инноваций, разработкой, анализом и оценкой эффективности инновационных проектов, раскрыты в научных работах таких российских и зарубежных авторов, как Балабанов, С.В. Валдайцев, Л. Волдачек, В.П. Воробьев, П.Н. Завлин, С.Д. Ильенкова, А.К., Казанцев, Г.Д. Ковалев, Э.И., Медынский, Н.Н. Молчанов, А.И. Муравьев, В.В. Р.А. Фатхутдинов, М. Хучек, и других.

    Структура работы соответствует цели и задачам исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
    1. Теоретические и методологические основы государственной инновационной политики


    1.1 Понятие и сущность государственной инновационной политики



    В литературе можно найти множество определений термина "инновация". Однако, несмотря на исключительное внимание исследователей к этой экономической категории, научная мысль до сих пор не выработала универсальное определение "инновации", которое отвечало бы потребностям как теории, так и практики, а также было бы адекватным с позиций конкретного субъекта их осуществления – государства, региона, отрасли, предприятия.

    Термин "инновация" как новая экономическая категория ввел в научный оборот австрийский ученый Йозеф Шумпетер в первом десятилетии XX в. По Й. Шумпетеру, инновация – это изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

    Согласно международному стандарту инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

    Инновацию можно рассматривать как социальную категорию, т.к. человек всегда направляет свою деятельность на сокращение затрат труда, экономию времени и других эффектов:

    1. практически все изобретения направлены на уменьшение затрат энергии, живого труда, создают возможности вовлечения в производство новых производительных сил, повышают эффективность труда и производства;

    2. повышение качества произведенных продуктов, что ведет к росту уровня производства и потребления, способствует улучшению качества жизни;

    3. инновации, повышая качество продукции, снижая затраты и совершенствуя потребление, способствуют улучшению качества жизни;

    4. в ходе разработки и в процессе использования инноваций идет процесс развития человека – реализация его интеллектуальных способностей, создание условий для дальнейшего творческого роста.

    Государственная инновационная политика – это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники1.

    Государственная инновационная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей2.

    Она включает три этапа:

    - разработку научно обоснованных концепций (системы взглядов) развития инновационной деятельности – осуществляется на основе анализа состояния инновационного потенциала;

    - определение основных направлений государственной поддержки инноваций;

    - осуществление практических действий по реализации поставленных целей, направленных на повышение инновационной активности.

    В инновационной политике необходимо выделить две стороны: стратегическую и тактическую.

    Стратегия государственной инновационной политики формируется на основе долгосрочных концепций социально-экономического и общественно-политического развития страны.

    Выбор стратегии инновационной политики предполагает определение основных направлений государственного регулирования инновационной деятельности и принятие методов развития и использования научного потенциала, установление главных целей инновационного развития в соответствии с социально-экономическими целями3.

    Тактика предполагает определение текущих целей и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение этих целей с наибольшей эффективностью. Тактические средства – это финансирование исследований и проектно-конструкторских разработок, материально-техническое и информационное обеспечение, подбор кадров, создание правовых и организационных условий для реализации мероприятий инновационного развития.

    Эффективность государственной инновационной политики, методов ее формирования и основных направлений поддержки инноваций в известной мере находит отражение в научно-техническом лидерстве. Оно проявляется в международном масштабе: расширении экспорта научно-технических информационных результатов (лицензий, патентов и др.), увеличении экспорта готовых новшеств, широком оказании безвозмездной научно-технической инновационной помощи другим странам.

    Научно-техническое лидерство – это доказательство правильности выбранного стратегического курса и тактических действий по формированию и проведению государственной инновационной политики. Правильный выбор должен привести к лидерству по тем направлениям, по которым имеется приоритет в развитии.

    Государственная инновационная политика в основном направлена на создание благоприятных экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических условий для осуществления инновационных процессов.


    1.2 Необходимость государственного регулирования инновационной политики



    Необходимость государственного регулирования инновационной политики вызвана, в первую очередь, её возрастающим значением для экономики и общества в целом.

    Главная функция государства в условиях рыночных отношений – защита свободы личности, собственности и предпринимательства. Государство должно работать с рынком в одной упряжке4.

    Необходимость государственного регулирования инновационной политики объясняется как общенациональным значением, так и экономическим содержанием инноваций. В настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующими субъектами. Однако при отсутствии государственного регулирования многие нововведения не могли бы быстро внедряться в практику5.

    Первым аспектом общегосударственного значения инноваций является их решающее влияние на макроэкономические показатели. Экономический рост базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов. Решающее значение для экономической динамики приобретают интенсивные факторы. Вклад научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта наиболее развитых стран составляет, по различным оценкам, от 75 до 100%.

    Второй аспект – воздействие на структуру общественного производства. Инновации выступают непосредственной причиной возникновения одних производств и отраслей, постепенного отмирания и исчезновения других.

    Третий аспект – существенное влияние на институциональные экономические механизмы. Инновации также изменяют экономическую организацию общества. Появляются новые элементы в спектре хозяйственных структур (например, венчурные фирмы), трансформируется содержание взаимодействия между ними. Происходят сдвиги в структуре и реализации различных форм собственности и т.п.

    Четвертый аспект – все большая тождественность способности нации к прогрессу и ее способности продуцировать и внедрять нововведения. Совершенствуется структура потребления как материальных, так и нематериальных благ. Развивается политическая культура. Динамично изменяются правовые, эстетические и этические нормы.

    Пятый аспект – влияние инноваций на социальную стабильность. Генерируемый инновациями экономический рост позволяет повысить, уровень жизни населения, способствует решению проблем занятости, повышает уровень образования и здравоохранения, смягчает социальные противоречия и конфликты.

    Шестой аспект – влияние инноваций на окружающую среду, решение экологических проблем.

    Седьмой аспект – активизация международного научно-технического сотрудничества, интернационализация хозяйственной жизни, объединение ресурсов различных стран, трансферт технологий.

    Восьмой аспект – зависимость глобальной конкурентоспособности национальной экономики от уровня развития инновационных процессов.

    Девятый аспект – взаимосвязь уровней научного потенциала и национальной безопасности.

    Наконец еще одним аспектом в данном перечне является возможность использования научно-технических достижений в антиобщественных целях.

    Необходимость государственного регулирования инновационных процессов объясняется не только их общенациональным значением, но и экономическим содержанием6.

    С одной стороны, в настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующих субъектов за счет лучшего удовлетворения рыночного спроса, снижения производственных издержек по сравнению с конкурентами. С другой стороны, в условиях классических рыночных механизмов получение научно-технических результатов было бы существенно затруднено, многие нововведения не могли бы быть внедрены в хозяйственную практику.
    1.3 Методы государственного регулирования в инновационной сфере
    Методы воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией государственного регулирования7.

    Прямые методы государственного регулирования инновационным процессом осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой. Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает контрактное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе в малых наукоемких фирмах. Создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных новшеств (товаров, технологических процессов, услуг), и фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений. Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений – договоров между заказчиками и подрядчиками. В договоре четко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции.

    В системе прямых методов воздействия государства на инновационный процесс важное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий (фирм, корпораций) в области нововведений и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой – создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании фундаментальных и поисковых исследований. В этом направлении государственной инновационной политики проявляется ее ориентация на научную новизну промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов у промышленных фирм и предприятий, решающих в первую очередь производственные и коммерческие задачи.

    В государственном регулировании инновационных процессов важную роль играют и косвенные методы. Косвенные методы, используемые в реализации государственной инновационной политики, нацелены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой – на создание благоприятного (социального, экономического, психологического) климата для новаторской деятельности8. Состав, структура и содержание косвенных методов государственного регулирования инновационных процессов достаточно разнообразны.

    К косвенным методам следует отнести налоговые льготы и скидки, кредитные льготы. Налоговые льготы и скидки находят проявление:

    - в освобождении от налогообложения той части прибыли предприятий и организаций, которая направляется на проведение перспективных инновационных разработок, создание научно-технического задела;

    - в исключении валютных средств научных организаций и вузов из числа налогооблагаемых доходов, полученных от реализации научно-технической (инновационной) продукции и направленных на приобретение специального оборудования и уникальных приборов;

    - в снижении ставок налога на добавленную стоимость, имущество и землю для научно-технических организаций;

    - в уменьшении в течение определенного периода налогооблагаемой прибыли, получаемой предприятиями (фирмами) от использования изобретений и других новшеств.

    Эффективными при определенных условиях могут быть такие косвенные меры государственного регулирования инноваций, как кредитные льготы, т.е. предоставление кредитов (например, с низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам и фирмам – потенциальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений.
    2. Анализ государственной инновационной политики РФ
    2.1 Состояние инновационной политики
    Как отмечалось ранее, инновационная политика государства представляет собой совокупность методов воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров.

    В настоящее время инновационная деятельность в России не соответствует мировым тенденциям. Это связано с тем, что до начала реформ крупномасштабные инновации осуществлялись только государством. Поэтому специфика сложившейся на сегодняшний день ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры, но в то же время в связи с общим экономическим упадком существует крайне слабая ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений.

    Грамотно проводимая инновационная политика сама по себе является мощным инструментом, с помощью которого государство в состоянии преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией. Для этого в рамках инновационной политики разрабатывается инновационная программа (федеральная, региональная, отраслевая), которая представляет собой комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению новых видов продукции и технологий.

    Цели и направления инновационной политики государства определяются, прежде всего, характерной особенностью той или иной отрасли, ее производственно-экономическим потенциалом и уровнем конкурентоспособности основной продукции. Все отрасли народнохозяйственного комплекса страны в зависимости от уровня конкурентоспособности своей продукции можно разделить на три группы.

    Первая группа отраслей обладает большим конкурентоспособным потенциалом и давно работает на мировом рынке. Это отрасли топливно-энергетического комплекса, химическая и алюминиевая промышленность.

    Отрасли второй группы производят продукцию, близкую к конкурентоспособной на мировом рынке. Это оборонная промышленность, машиностроение и др.

    Отрасли третьей группы включают в себя агропромышленный комплекс, легкую и пищевую промышленность и др. Их продукция на мировом рынке не котируется, поэтому они ориентированы главным образом на внутренний российский рынок.

    Инновационная политика в отношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам, объему ресурсов и т.д. В этой связи к основным направлениям государственной инновационной политики в Российской Федерации относят:

    • разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования;

    • создание системы поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;

    • развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, систему сертификации и продвижения разработок и т.д.;

    • развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для функционирования малых организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;

    • совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций;

    • реализацию приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов;

    • использование технологий двойного назначения, которые применяются как для производства военной техники, так и для продукции гражданского назначения.

    Государственная инновационная политика в базовых отраслях направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов. Особое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях.

    Для реализации инновационной политики Правительством РФ разработаны конкретные методы, целью которых является обеспечение эффективного внедрения инновационной программы.

    Главными методами реализации инновационной политики являются:

    • формирование законодательных условий для позитивных изменений в инновационной сфере, т.е. в законодательстве должна предусматриваться разработка соответствующих правовых актов;

    • государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также организаций (в период освоения ими инноваций) за счет введения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;

    • совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности;

    • создание условий для формирования совместных предприятий по выпуску отечественной продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций за рубежом, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам;

    • обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования в целях реализации инновационных проектов под гарантии государства и лицензий на технологии и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции;

    • консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами-членами ЕС, СНГ, другими государствами;

    • развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования;

    • участие инновационно-активных организаций в международных конкурсах; выделение государственных инвестиций для реализации инновационных проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.

    Весомое значение наряду с крупными фирмами, консорциумами и объединениями имеют малые организации. В развитых странах они обеспечивают примерно половину всех нововведений. По данным Национального научного фонда США, количество нововведений в малых фирмах на единицу затрат, как правило, больше, чем в средних и крупных фирмах. Кроме того, малые фирмы почти на треть опережают крупные в скорости освоения новшеств.

    Сейчас в России насчитывается около 2000 тыс. малых организаций с числом занятых около 10 млн. человек. Удельный вес малых организаций, осуществляющих инновационную деятельность, составляет около 6%. Тем не менее, малые инновационные организации – это уже не только объективная реальность, но и важный фактор государственной инновационной политики.

    Поэтому наряду с активизацией инновационной деятельности в крупных организациях появилась необходимость создать условия для привлечения к этому процессу субъектов малого предпринимательства, в том числе и за счет выделения малых организаций из крупных фирм. Кроме того, учитывая сокращение научно-исследовательских организаций, правительство считает необходимым создание фонда имущества инноваций для предоставления малым организациям, занимающимся инновационной деятельностью, высвобождающихся производственных площадей и оборудования на льготных условиях.

    Таким образом, инновационная политика государства учитывает возможности и интересы всех субъектов инновационной деятельности, как крупных, так и малых, что способствует переустройству и подъему после кризиса 2008-2009 годов экономики России.

    2.2 Основные проблемы развития инновационной политики РФ



    В настоящее время инновационная деятельность в России переживает трудные времена. Это связано с тем, что до начала реформ крупномасштабные инновации осуществлялись государством. Поэтому специфика сложившейся на сегодняшний день ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры, но в то же время в связи с общим экономическим упадком существует крайне слабая ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений.

    Основные трудности в реализации инновационного потенциала связаны как с ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в т.ч. заемных и привлеченных средств, так и с нехваткой собственных средств у организаций, поскольку спад производства и постоянный дефицит денежных средств у организаций не оставляют ресурсов для инновационной деятельности. В связи с этим в последние годы в стране резко упала инновационная активность промышленных предприятий и в ближайшее время не прогнозируется ее существенного роста.

    Однако дефицит средств является не единственным фактором спада инновационной активности. Особого внимания и совершенствования также требует инновационная инфраструктура (страхование рисков, венчурные фонды и т.д.), т.е. все то, без чего нельзя обеспечить рост инновационной активности.

    Существуют также проблемы связанные с законодательными актами, регулирующими инновационную политику России.

    В Федеральном законе РФ «О науке и государственной научно-технической политике» сформулирована система целей государственной научно-технической политики. Это единственная попытка формирования целостной системы целей, однако, результат этой попытки с позиций системности вряд ли можно признать удачным.

    Более четкий подход использован при разработке проекта Федерального закона9 «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ». В нем определены ключевые моменты государственной инновационной политики: цели, принципы, инструменты государственного влияния на инновационные процессы. Однако если рассмотреть данный проект более внимательно, с тех же позиций системности он хотя и несколько лучше, но имеет тоже недостатки.

    Безусловно, цели государственной политики в той или иной области должны быть сформулированы четко, и это необходимо сделать таким образом, чтобы из них логично вытекали все последующие документы и мероприятия органов власти. В нашем же случае в ключевых разделах, определяющих цели политики, авторы обоих актов путают цели и способы их достижения, но зато очень тщательно подходят к тем разделам, где определяются порядок и ответственность при формировании программ, финансируемых из федерального бюджета.

    Например, авторы законопроекта фактически делают попытку вдохнуть новую жизнь в механизм разработки Федеральных инновационных программ распределения ресурсов на них. Однако с 1990 г. подобные попытки предпринимались неоднократно: создавались инновационный совет и инновационный комитет, формировался инновационный фонд (впоследствии упраздненный «как не обеспечивший выполнение возложенных на него задач»). По сути, заявляемая как новая инновационная политика содержит все уже давно общепринятые элементы: формирование комплекса программ и проектов, их экспертиза, долевое участие государства и т.д.

    Также в инновационной политике России существуют проблемы в части регулирования инновационной деятельности и определения самых общих функций государственных ведомств. Таких ведомств три.

    Главное – Министерство экономики РФ. На него возложены функции разработки инновационной политики. Оно организует и координирует всю работу по ее оформлению, а в последующем осуществляет конкурсный отбор и контроль за реализацией проектов, финансируемых за счет централизованных капитальных вложений.

    На Министерство образования РФ возложены задачи по активизации инновационной деятельности в образовательных учреждениях, которая направлена на «эффективную реализацию результатов научных исследований и разработок», проводимых в организациях высшей школы.

    В свою очередь, на бывший Государственный комитет по поддержке малого предпринимательства была возложена задача разработки предложений по регулированию инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства.

    Столь очевидное и скудное по содержанию распределение функций является следствием отмеченных выше недостатков законодательства, когда целевые установки политики не сформированы в виде целостной системы, охватывающей все аспекты и этапы инновационной деятельности.

    В результате на практике наиболее активным в поддержке инноваций является Министерство науки и технической политики РФ, которое отвечает за научно-техническую политику и заинтересовано в финансировании как научных разработок, так и деятельности по внедрению их результатов.

    Министерством создана система бюджетных и внебюджетных фондов, но некоторые ключевые проблемы развития инновационных малых предприятий, не связанные с финансами, не решаются, и есть достаточные основания полагать, что они не решаются потому, что эти функции ни на кого не возложены.

    Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации выявил серьезное несоответствие законодательных норм новым условиям управления в сфере науки, техники и инновационной деятельности.

    Отсутствие нормативно-правового регулирования является одним из сдерживающих факторов развития инновационной деятельности. Органы власти субъектов Российской Федерации пытаются устранить этот недостаток путем принятия региональных документов. Сложность разработки нормативно-правовых актов по инновационной деятельности состоит прежде всего в том, что до настоящего времени основные понятия, такие, как «инновация», «инновационная деятельность», «государственная инновационная политика» и другие, трактуются неоднозначно.

    Все эти и многие другие проблемы призвана решать инновационная политика государства, главной задачей которой является обеспечение увеличения валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров.
    2.3 Государственные планы инновационной политики

    государственный инновационный политика

    Создание национальной инновационной системы отнесено к числу высших приоритетов государственной политики Российской Федерации. Однако в настоящее время российская инновационная система не удовлетворяет потребностям перехода к инновационной экономике. Анализ основных факторов, препятствующих становлению в России эффективной национальной инновационной системы, сделанный ТПП России совместно с Межведомственной рабочей группой при Администрации Президента Российской Федерации, Минобрнауки России, Российской ассоциацией инновационного развития, Российской академией наук и другими заинтересованными организациями показывает:

    1. В качестве одной из первоочередных задач Правительства Российской Федерации становится разработка долгосрочной Промышленно-инновационной стратегии развития Российской Федерации до 2020 года.

    Базовым положением данной стратегии должна стать ориентация на возрождение России в качестве передовой научно-технической державы, опирающейся на собственное производство научных знаний и инноваций, активную экспортную политику в отношении технологий и готовой промышленной продукции.

    2. Необходимо создать эффективный механизм внедрения инновационных разработок Оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в производство, как с целью технологического обновления и разработки новых видов вооружений в рамках ОПК, так и для использования данных разработок для гражданских отраслей промышленности.

    2.1 Для создания вышеупомянутого механизма представляется чрезвычайно важным использовать самые современные схемы менеджмента в военной сфере, стимулирующие внедрение разработок в производство. В этом плане весьма полезен опыт работы американского агентства DARPA (Агентство перспективных исследований), созданного при Минобороны США.

    Аналогичное Агентство (или подразделение) в рамках Минобороны России могло бы взять на себя важнейшие функции по коммерциализации военных технологий и технологий двойного назначения.

    2.2 Необходимо повысить качество управления государственным оборонным заказом.

    2.3 Реализация перечня критических технологий – важный шаг вперед для определения перспектив технологического развития ОПК.

    Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий прямо определено переориентировать действующие целевые программы научных исследований и экспериментальных разработок на обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий и техники с учетом номенклатуры первоочередных важнейших инновационных проектов государственного значения. Однако данная правовая норма не находит должного практического воплощения. Минобрнауки России указывает на то, что "наиболее существенной и принципиальной является проблема низкого уровня интеграции критических технологий Российской Федерации в систему принятия практических решений по научно-техническому развитию и технологической модернизации российской экономики"10.

    С учетом данного обстоятельства необходимо законодательно обеспечить реализацию перечня критических технологий через систему государственного заказа, директивы представителей государства в советах директоров компаний, согласование с бюджетной классификацией и бюджетным процессом.

    На многих предприятиях ОПК России не оформлены наработанные ими передовые технологии в виде патентов и "ноу-хау". В этой связи особое внимание необходимо уделить разработке законодательства по вопросу распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности.

    3. Необходимость принятия федерального закона "Об инновационной системе Российской Федерации".

    Законопроект мог бы определить основные цели и принципы государственной инновационной политики, правомочия органов государственной власти (федеральных органов, субъектов Федерации) и органов местного самоуправления по регулированию и поддержке инновационной деятельности Законопроект мог бы дать расшифровку понятийного аппарата, дать четкое определение, что такое "инновационная система Российской Федерации". Определить основные элементы инновационной системы, их роль и взаимосвязь.

    4. Необходимость поднятия престижа научно-технической и инновационной деятельности путем систематического привлечения средств массовой информации к данной проблематике.

    5. Целесообразно подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий возможность учреждения государственными высшими учебными заведениями и научными организациями малых инновационных предприятий с целью коммерциализации результатов научно-технической деятельности.

    Госсектор науки нуждается в грамотном встраивании в систему государственно-частного партнерства. В России основными генераторами новых идей и знаний исторически являются государственные НИИ и вузы, следовательно им, в первую очередь, необходимо предоставить возможность учреждать новые инновационные наукоемкие компании. Данный процесс будет являться одним из основных инструментов широкого внедрения новых технологий и разработок в реальный сектор экономики.

    6. Необходимость подготовки и принятия решений по повышению эффективности учета и методологии оценки нематериальных активов.

    Учёт принадлежащих предприятиям прав на результаты научно-технической деятельности в составе нематериальных активов может существенным образом повысить общую рыночную стоимость предприятия. Это имеет большое значение для развития инновационной сферы, привлечения инвестиций в наукоёмкие отрасли науки и производства, повышения конкурентоспособности отечественной продукции и обеспечения легального оборота интеллектуальной собственности.
    Заключение
    Таким образом, в заключении, можно подвести итоги анализа инновационной системы российской экономики. В ходе исследования было определено понятие инноваций, функции и классификация инноваций, а также проанализирована государственная политика в области поддержки инноваций.

    Термин "инновация" как новая экономическая категория ввел в научный оборот австрийский ученый Йозеф Шумпетер в первом десятилетии XX в. По Й. Шумпетеру, инновация – это изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

    Инновационная инфраструктура – совокупность систем, необходимых для осуществления инновационной деятельности. В широком смысле слова инновационная инфраструктура включает все элементы "производственного" процесса в научной и технологической деятельности, а также организационную, управляющую и информационную подсистемы.

    Основными элементами инфраструктуры являются следующие системы: информационного обеспечения; материально-технического обеспечения; кадрового обеспечения; экспертизы и сертификации научно-технических проектов и программ; мониторинга (по отраслям и в территориальном разрезе) и продвижения научной продукции; координации, регулирования и ее финансово-экономического обеспечения, т.е. институциональная структура инновационной деятельности, включая организационно-правовую структуру науки и финансирование науки и инновационной деятельности как непосредственно государственным бюджетом, так и внебюджетными фондами и частным сектором экономики.

    Создание национальной инновационной системы отнесено к числу высших приоритетов государственной политики Российской Федерации. При формировании перспективной инновационно-инвестиционной политики следует учитывать специфику современной экономической ситуации в России. Она характеризуется постепенным преодолением экономического кризиса, спада производства и значительного снижения объемов инвестиций. Восстановление конкурентоспособности экономики страны возможно лишь при структурной перестройке, освоении и опережающем развитии производства высокотехнологичной продукции, при активнейшем воссоздании и функционировании инновационной сферы, опережающем развитии инвестиций в ключевые отрасли экономики.
    Список литературы


    1. Авакьян С.А. Государственная инновационная политика и ее организационно-правовое обеспечение. // Инновации России. − 2009. – №1.

    2. Авсянников Н.М. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2007. – 175 с.

    3. Анискин Ю.П., Лукьянов А.И. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. – М.: МИЭТ, 2006. – 120 с.

    4. Бездудный Ф.Ф., Смирнова Г.А., Нечаева О.Д. Сущность понятия инновация и его классификация. // Инновации России. – 2006. – №4. – С. 10-18.

    5. Весенин В.Р. Менеджмент. – М.: Проспект, 2007. – 512 с.

    6. Вчерашний Р., Сухарев О. Инновации – инструмент экономического развития. // Инвестиции России. – 2007. – №11. – С. 22-32.

    7. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент. // www.aup.ru/books/.

    8. Гринев В.ф. Инновационный менеджмент. – К.: МАУП, 2001. – 152 с.

    9. Инновационный менеджмент: Справочное пособие. / Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. Изд. 2-е, перераб. и доп. − М.: ЦИСН, 2006.

    10. Коноплев С.П. Инновационный менеджмент. – М.: Проспект, 2007. – 128 с.

    11. Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А. Роль инноваций в процессе формирования экономической стратегии государства. // Промышленность сегодня. − 2008. − №3.

    12. Медведев Д.А. Россия, вперед. // Газета – 2009. – 16 октября. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: www.gzt.ru

    13. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 295 с.

    14. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных: проектов (3-я ред.): Официальное издание. / Министерство экономики РФ, Министерство финансов РФ, Гос. ком. по строительству, архитектуре и жилищной политике. – М.: Экономика, 2006. – 421 с.

    15. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 127 с.

    16. Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 238 с.

    17. Пригожий А.И. Нововведения: стимулы и препятствия: (социальные проблемы инноватики). – М.: Политиздат, 2000. – 486 с.

    18. Проект ФЗ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации». // Инновации России. – 2004. – №2-3.

    19. Росвелл Р. Инновационные процессы: прошлое и будущее. // Промышленность России. − 2007. – №3.

    20. Трофимов Д. Инновационная система России в условиях социально-экономических и политических трансформаций. // Гос. управление. Электронный вестник. − Вып. №1. − 23 сентября 2003.

    21. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2004. – 518 с.

    22. Хотящева О.М. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2006. – 230 с.




    1 Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 38.

    2 Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 74.

    3 Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 74.

    4 Фахтудинов Р.А. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2007.– С. 38.

    5 Гринев В.Ф. Инновационный менеджмент. – К.: МАУП, 2001. – С. 132.

    6 Коноплев С.П. Инновационный менеджмент.– М.: Проспект, 2007. – С. 65.

    7 Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 77.

    8 Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 78.

    9 Проект ФЗ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации». // Инновации России. – 2004. – №2-3.

    10 Проект Комплексной программы научно-технического развития и технологической модернизации. Минобрнауки. − М., 2007.

    написать администратору сайта