Главная страница
Навигация по странице:

  • Мананикова Б. Н.

  • Глава 1

  • 1.2. Базовые категории психологии личности: индивид, личность, индивидуальность

  • Мананикова Б.Н. Психология личности. Л. И. Столярчук доктор педагогических наук, профессор В. В. Чичилимов доктор социологических наук, профессор Мананикова Б. Н. Психология личности Учебное пособие


    Скачать 1.37 Mb.
    НазваниеЛ. И. Столярчук доктор педагогических наук, профессор В. В. Чичилимов доктор социологических наук, профессор Мананикова Б. Н. Психология личности Учебное пособие
    Дата11.03.2018
    Размер1.37 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМананикова Б.Н. Психология личности.doc
    ТипУчебное пособие
    #31938
    страница1 из 13
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    УДК 159.9 ББК 88 М23

    Рецензенты:

    Л. И. Столярчук — доктор педагогических наук, профессор;

    В. В. Чичилимов — доктор социологических наук, профессор
    Мананикова Б. Н.

    Психология личности: Учебное пособие / Е. Н. Мананикова. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпора­ция «Дашков и К°», 2008. — 220 с.
    ISBN 978-5-394-00113-0
    В данном пособии определяется круг вопросов, предполагающих получение необходимых знаний по курсу «Психология личности». Рас­сматриваются базовые характеристики человека: индивид, личность, индивидуальность с учетом отечественных и зарубежных исследова­ний.

    Для студентов и преподавателей высших учебных заведений.

    ISBN 978-5-394-00113-0 © Мананикова Е. Н., 2008

    © ООО «ИТК «Дашков и К°», 2008

    Предисловие

    Проблема изучения личности, отмечает Б.Г. Ананьев, является одной из центральных в теоретической и прикладной психологии и выступает как исследование психических свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностных связей, статуса и ролей личности в раз­личных общностях, субъекта общественного поведения и кон­кретных видов деятельности.

    Личность рассматривается нами как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совмест­ной деятельности и общения. Основной задачей было показать специфику изучения личности с психологической точки зрения.

    Учебное пособие знакомит читателей с основными подходами к изучению личности в отечественной и зарубежной психологии, при этом подчеркивается своеобразие каждой теории.

    Особенностью данной работы является подробное освещение вопросов полового диморфизма, биологических и социокультур­ных концепций тендера, гендерных характеристик личности, ме­ханизмов, факторов и основных теорий формирования гендерной идентичности.

    Учебное пособие соответствует требованиям государственного образовательного стандарта к содержанию дисциплины «Психо­логия личности» и рассчитано на студентов, специалистов, рабо­тающих в области подготовки научно-педагогических кадров, преподавателей вузов, методистов, слушателей факультетов по­вышения квалификации.

    Глава 1

    ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
    1.1. Основные направления изучения личности
    Психология личности представляет собой теоретический курс, в центре внимания которого находится человек в зеркале приро­ды, истории и индивидуальной жизни. Данная дисциплина изу­чает движущие силы и условия развития личности, периодизацию развития индивида, личности и индивидуальности, индивидуаль­ные свойства человека и их роль в развитии личности, развитие личности в социо- и персоногенезе, структуру личности и различ­ные методические подходы к ее изучению, теории личности и многие другие проблемы.

    Р.С. Немов в современной психологии выделяет следующие основные направления исследований личности:

    Психодинамическое направление: человек как личность пред­ставляется и описывается с помощью терминов, характери­зующих его внутренний мир (например: потребности, спо­собности, воля, характер и др.), а объяснение его поступкам дается исключительно изнутри, без учета факторов, влияю­щих на его поведение со стороны окружающей среды.

    Социодинамическое направление: человек как личность пред­ставляется и описывается с помощью поведенческих терми­нов, а объяснение его поступкам дается исключительно на

    4

    основе анализа и учета внешней обстановки или других, не зависящих от человека жизненных обстоятельств; поведе­ние человека рассматривается как реакция на внешние об­стоятельства, при этом объяснение поведению дается не из­нутри, а извне.

    Интеракционистическое направление: человек как личность представляется и описывается с помощью терминов, харак­теризующих одновременно и внутренний мир человека, и его поведение, а объяснение поведению дается с учетом как собственной психологии человека, так и независимо от него складывающихся обстоятельств.

    Гуманистическое направление заключается в том, что в нем выделяются и рассматриваются высшие психологические свойства, характерные только для человека и не присущие животным, такие, как воля, сознание, совесть, мораль, цели и ценности, смысл жизни, и исходя из них понимаются и объясняются различные виды социального поведения чело­века [72].

    Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко отмечают, что при всем мно­гообразии подходов к пониманию личности традиционно выде­ляются следующие аспекты этой проблемы:

    многогранность феноменологии личности, отражающая объективно существующее многообразие проявлений чело­века в эволюции природы, истории общества и его соб­ственной жизни;

    • междисциплинарный статус проблемы личности, находя­щейся в сфере изучения общественных и естественных наук;

    • зависимость понимания личности от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на опреде­ленном этапе их развития;

    • несовпадение проявлений индивида, личности и индивиду­альности, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений современного человекознания;

    5

    • разграничение исследовательской установки, ориентирую­щей специалиста на понимание развития личности в приро­де и обществе, и практической установки, направленной на формирование или коррекцию личности, в соответствии с целями, заданными обществом или поставленными обра­тившимся к специалисту конкретным человеком [19].

    В основе выделения биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений исследований личности на­ходится детерминация развития личности под влиянием среды и наследственности. Рассмотрим каждое из перечисленных направ­лений:

    • В центре внимания представителей биогенетической ориен­тации находятся проблемы развития человека как индиви­да, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства, орга­нические побуждения, влечения, потребности и др.), кото­рые проходят различные стадии созревания по мере реали­зации филогенетической программы вида в онтогенезе.

    • Представители социогенетической ориентации изучают про­цессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценно­стных ориентации, формирование социального и нацио­нального характера человека как типичного члена той или иной общности.

    • Сторонники персоногенетической ориентации рассматрива­ют проблемы активности, самосознания и творчества лич­ности, формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, са­мореализации и личностного выбора, поиска смысла жизни.

    Большое значение для психологии личности имеет культурно-исторический системно-деятельностный подход развития личности. В данном направлении свойства человека как индивида рассматри­ваются как «безличные» предпосылки развития личности, которые

    6

    в процессе жизненного пути могут получить личностное развитие. Социокультурная среда представляет собой источник, питающий развитие личности, а не «фактор», непосредственно определяющий поведение. Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посред­ством которых осуществляется приобщение личности к культуре.

    В рамках системно-деятельностного подхода личность рас­сматривается как относительно устойчивая совокупность психи­ческих свойств, как результат включения индивида в простран­ство межиндивидуальных связей.

    Личность как предмет познания интересует многие науки, изучающие человека; уточним представления о личности, сло­жившиеся в них [3].

    Личность в философии выступает как совокупность всех обще­ственных отношений. Проблема личности в философии — это проблема места, занимаемого личностью в обществе.

    Личность в социологии — это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт обще­ственного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.

    Личность в общей психологии — это некоторое ядро, интегри­рующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

    Дифференциальная психология делает акцент на изучении инди­видуально-психологических особенностей личности и различий между людьми.

    Социальная психология выводит структуру личности из структу­ры ее взаимодействия с другими людьми и социальным целым, изучает статус и социальные роли личности в различных общнос­тях, ее самовосприятие в контексте этих ролей, установки, меж­личностные отношения и восприятие, связи личностей в совмест­ной деятельности.

    7

    Существенный и ценный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, возрастная, этническая психология, психо­логия труда, психология развития и ряд других наук.

    Б.Г. Ананьев так резюмирует изучение проблемы личности в психологии: «Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как иссле­дование психических свойств и отношений личности (общая пси­хология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (со­циальная психология), субъекта общественного поведения и кон­кретных видов деятельности (все области прикладной психоло­гии)» [6]. Ценность такого многоуровневого психологического изучения личности состоит в том, что все они позволяют рас­крыть диалектику общего, особенного и единичного в психоло­гическом складе личности. Важнейшая теоретическая задача та­кого подхода состоит, по мнению Б.Ф. Ломова, во вскрытии объективных оснований интегральных психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как субъекта, как личность, наконец, как индивидуальность.


    1.2. Базовые категории психологии личности:

    индивид, личность, индивидуальность
    По мнению Б.Г. Ананьева, единство биологического и соци­ального в человеке обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик, как индивид, личность, субъект и инди­видуальность [6].

    Носителем биологического в человеке является, главным обра­зом, индивид. Человек как индивид представляет собой совокуп­ность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Человека как инди-

    8

    вида и его развитие в онтогенезе изучают общая, дифференциаль­ная, возрастная психологии, психофизиология, онтопсихофизиология [3].

    Б.Г. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индиви­да [6]. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определен­ному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности (особенности сло­жения тела), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органичес­ких потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека.

    Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопостав­лении биологического и социального хотя бы потому, что инди­вид в ходе индивидуальной жизни социализируется и приобрета­ет новые свойства [3]. С другой стороны, личностью и субъектом деятельности человек может стать лишь на основе некоторых ин­дивидных структур.

    Под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности [66]. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, фор­мирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются следующие психоло­гические свойства личности: мотивация, темперамент, способ­ности и характер.

    Наиболее известным определением личности является опреде­ление С.Л. Рубинштейна, согласно которому личность есть сово­купность внутренних условий, через которые преломляются все

    9

    внешние воздействия [91]. Таким образом, личность есть то, чего хочет человек (так называемая направленность как мотивационно-потребностная система личности, ценности, установки, идеа­лы); что может человек (его способности и дарования), что есть он сам (что из его тенденций, установок и поведения закрепилось в его характере) [74].

    Исходя из вышесказанного личность характеризуется пятью потенциалами:

    1. Гносеологический (познавательный) потенциал личности опре­деляется объемом и качеством информации, которой распола­гает личность. Данная информация складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознания. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.

    2. Аксиологический (ценностный) потенциал личности опреде­ляется приобретенной ею в процессе социализации систе­мой ценностных ориентации в нравственной, политичес­кой, религиозной, эстетической сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Речь идет здесь, следовательно, о единстве психологических и идеологических моментов, сознания личности и ее самосоз­нания, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении.

    3. Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыка­ми, способностями к действию созидательному или разру­шительному, продуктивному или репродуктивному, а также мерой их реализации в той или иной сфере (или нескольких сферах) труда, социально-организаторской и критической деятельности.

    4. Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По сво-

    10

    ему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.

    5. Художественный потенциал личности определяется уров­нем, содержанием, интенсивностью ее художественных по­требностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная активность личности развертывается и в творчестве, профессиональном и самодеятельном, и в «потреблении» произведений искусства.

    Каждый человек как личность проходит свой жизненный путь, в рамках которого происходит социализация индивида и форми­руется его социальная зрелость. В данном случае он представляет собой совокупность общественных отношений: экономических, политических, правовых. Человека как личность изучают общая, дифференциальная, сравнительная психологии, психолингвистика, психология отношений, психологическое учение о мотивации [3].

    Однако человек — это не только индивид и личность, но и но­ситель сознания, субъект деятельности, производящий матери­альные и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель пси­хических явлений. Структура человека как субъекта деятельнос­ти образуется из определенных свойств индивида и личности, ко­торые соответствуют предмету и средствам деятельности [3]. Основу предметной деятельности человека составляет труд, и потому он вы­ступает как субъект труда. Основу теоретической или познаватель­ной деятельности составляют процессы познания, и потому человек предстает как субъект познания. В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать челове­ка в качестве субъекта общения. Результатом осуществления раз­личных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости. Человека как субъекта де­ятельности изучают психология познания, творчества, труда, об­щая и генетическая психологии [3].

    Таким образом, каждый человек предстает в виде некоторой целостности — как индивид, личность и субъект — обусловлен-

    11

    ной единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жиз­ненный путь, в ходе которого осуществляется социализация ин­дивида [3].

    Итак, человек может рассматриваться:

    • как представитель живой природы, биологический объект;

    • как субъект сознательной деятельности;

    • как социальное существо.

    Следовательно, человек — это биосоциальное существо, наде­ленное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную харак­теристику человека — его индивидуальность.

    В ряде концепций (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев) индиви­дуальность понимается как высший уровень развития личности. B.C. Мерлин рассматривает понятие «индивидуальность» как интегративную структуру любой личности [74].

    А. Г. Маклаков рассматривает индивидуальность как совокуп­ность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, свое­образия и неповторимости [66]. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеюще­го общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую ва­риативность проявлений индивидуальности.

    На уровне индивидуальности возможны наивысшие достиже­ния человека, поскольку индивидуальность проявляется во взаи­мосвязи и единстве свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности [3]. Именно это единство составляет осно­ву для максимально полного развития и выражения человеком своих способностей, помогает ему внести свой собственный не­повторимый вклад в общественное развитие. Психологическое содержание индивидуальности полнее других выражает понятие цельности [3].

    12

    Роль системообразующего качества (фактора) на уровне лич­ности, в структуре которого функционируют и природные свой­ства индивида, выполняет направленность личности. На уровне субъекта деятельности аналогичную роль выполняет индиви­дуальный стиль деятельности [3]. Взаимодействуя между собой, направленность личности и индивидуальный стиль деятельности обеспечивают содружество всех уровней, что выражается в единстве личностных и деятельностных характеристик человека (рис. 1).
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта