Главная страница
Навигация по странице:

  • Предметно-тематические задания

  • Образно-символические задания

  • Упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции.

  • Игры и упражнения с изобразительным материалом.

  • Задания на совместную деятельность

  • Суггестивные методы коррекции.

  • Мышечная релаксация по контрасту с напряжением.

  • Мышечная релаксация по представлению.

  • Внушение мышечной и эмоциональной релаксации.

  • Учебник. Методические рекомендации по составлению и написанию коррекционноразвивающих программ. учебнометодическое пособие. Составители В. Г. Маралов, Н. В. Макарова., Чгу, 2003


    Скачать 0.53 Mb.
    НазваниеМетодические рекомендации по составлению и написанию коррекционноразвивающих программ. учебнометодическое пособие. Составители В. Г. Маралов, Н. В. Макарова., Чгу, 2003
    АнкорУчебник.doc
    Дата03.05.2018
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебник.doc
    ТипМетодические рекомендации
    #20139
    страница4 из 11

    Подборка по базе: методические рекомендации по созданию электронных учебников.docx, Метод рекомендации.docx.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Виды «Больших» психологических игр


    Вид «большой» игры

    Особенности игровой деятельности

    Игровые «оболочки»

    Игровой сюжет выступает обрамлением, общим фоном, на

    котором решаются развивающие и коррекционные

    психологические задачи.

    «Игры – проживания»

    Индивидуальное и групповое освоение игрового пространства,

    построение в его рамках межличностных отношений.

    «Игры – драмы»

    Самоопределение каждого участника в игровой ситуации,

    совершение ценностно-смыслового выбора и проживание его

    последствий.

    «Деловые» игры

    Освоение и осмысление инструментальных задач, связанных

    с построением реальной деятельности, достижением

    конкретных целей, структурированием системы деловых

    отношений с другими людьми

    Психологические акции

    Создаваемая игровая среда накладывается на привычное

    функционирование школы или класса.

    Первый вид – самый распространенный – это так называемые игровые «оболочки». В данном случае игра используется как общий фон психологической работы, которая по своей сути может быть не игровой, а (чаще всего) тренинговой. Например: дети попадают в какой-то волшебный мир, там им предстоят испытания, для того чтобы что-то найти, спасти или просто выбраться обратно. Каждое испытание представляет собой задание на развитие определенных навыков, отношений в группе или с педагогом и т.д.

    «Игра – проживание» позволяет создать условия для совместного и одновременно индивидуального, личного освоения некоторого придуманного пространства. Для «игры-проживания» можно придумать множество игровых пространств: необитаемый остров, фантастические миры Мужчин и Женщин, неосвоенная планета, доисторическое время, в которое группа попала с помощью машины времени.

    Третий вид игровой деятельности, который может успешно применяться психологом в школе – «игры – драмы». В них квинтэссенцией является ситуация совершения участниками выбора и проживания его последствий.

    Четвертый вид психологической игровой работы в школе – «деловые» игры. Данные игры могут носить несложный сюжетный характер, а могут иметь вид собственно организационного семинара. В первом виде игр дети решают сугубо инструментальные задачи – планируют свое ближайшее и отдаленное будущее, но все действие в целом имеет некоторую игровую структуру, игровую логику. Второй вид – собственно «деловые» игры, организационные игры, более сложные для школьников, так как в них нет сюжетной линии. Также можно выделить проектные игры. Их назначение – формирование пректного мышления участников, умения работать с проблемой. Проектные игры могут иметь сюжет, а могут проводится на реальном материале, например, в связи с каким – то мероприятием, в котором класс должен принять участие.

    Психологические акции – это еще один вид игровой работы в школе.

    Это игровая среда, которая на определенное время создается в пространстве школы, параллели, класса. Основная цель таких акций – расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений. Как нельзя лучше для создания такой среды подходит Психологическая неделя в школе или «День тайных друзей» и т. д.

    Проективный рисунок
    Проективный рисунок – это особый психотерапевтический метод, который, с одной стороны, выполняет важные диагностические функции, с другой, - собственно коррекционную функцию, так как дает возможность прояснить для самого человека (ребенка) свои состояния, переживания. Он позволяет работать с мыслями, чувствами, которые ребенок не осознает, развивает или усиливает внимание к собственным чувствам и чувствам других людей.

    Данный метод построен на теории психомоторной связи. По И.М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с такими представлениями, заканчивается движением. Если реальное движение по каким-либо причинам не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии. Например, образы, мысли и представления, вызывающие страх, способствуют напряжению в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы полезным в случае бегства или защиты.

    Тенденция движения имеет направленное в пространстве удаление, приближение, притягивание, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства, на которое проецируются личностные особенности рисующих. Установлено, что левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью, пассивностью; правая сторона и верх – с положительно окрашенными эмоциями, конкретностью действий, энергией, активностью.

    Большое значение имеет цвет, который выбирает рисующий. Личностные характеристики цвета таковы:

    • синий цвет символизирует честность, справедливость, невозмутимость, доброту, спокойствие;

    • зеленый – черствость, самостоятельность, невозмутимость;

    • красный – отзывчивость, решительность, энергичность, напряженность, суетливость, дружелюбность, общительность, раздражительность, силу, обаяние, активность;

    • желтый – разговорчивость, безответственность, открытость, общительность, энергичность, напряженность;

    • фиолетовый – несправедливость, неискренность, эгоистичность, самостоятельность;

    • коричневый – уступчивость, зависимость, спокойствие, добросовестность, расслабленность;

    • черный – непривлекательность, молчаливость, упрямство, замкнутость, эгоистичность, независимость, враждебность, нелюбимость;

    • серый – нерешительность, вялость, расслабленность, неуверенность, несамостоятельность, слабость, пассивность.

    Существуют следующие методики в проетивном рисовании:

    1. Свободное рисование – каждый рисует то, что хочет;

    2. Тематическое рисование – все рисуют на тему, выбранную группой или предложенную ведущим;

    3. Коммуникативное рисование – члены группы работают с выбранным партнером в паре, у каждой пары один лист бумаги, они общаются на нем с помощью образов, линий и красок;

    4. Совместное рисование – несколько человек или вся группа рисуют на одном листе;

    5. Дополнительное рисование – рисунок посылается по кругу, один начинает рисовать, другой продолжает.

    Психологи выделяют пять типов заданий, используемых в работе с детьми:

    1. Предметно-тематические задания – это рисование на заданную тему, где предметом изображения выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими людьми. Например, рисунки на тему: «Моя семья», «Я в школе», « Я дома», « Мое любимое занятие», « Мой мир» и т. д.;

    2. Образно-символические задания – изображение ребенком абстрактных понятий. Например, рисунки на тему: «Добро», «Зло», «Счастье», «Радость», «Гнев» и т.д.;

    3. Упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции. В этих заданиях детям предлагается, опираясь на стимульный ряд, воспроизвести целостный объект и предать ему осмысленность (рисование по точкам, «волшебные» пятна, «веселые кляксы»);

    4. Игры и упражнения с изобразительным материалом. Этот вид работ предполагает экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелом. Например, рисование пластилином по стеклу или пластику, наложение цветовых пятен друг на друга и т.д.

    5. Задания на совместную деятельность могут включать все указанные выше задания. Задания могут быть предложены ребенку на литературном вербальном материале, таком как сочинение сказок и историй.


    Суггестивные методы коррекции.
    Суггестивные методы – это группа методов, основанных на техниках внушения. Суть их состоит в том, чтобы через релаксацию (расслабление) ввести ребенка в состояние транса с целью повышения уверенности в себе, снятие заторможенности, тревожности, страхов, стабилизации эмоционального тонуса, а также для улучшения общения, обучения и т.п.

    Рассмотрим подробнее состояние ребенка и школьника в состоянии транса.

    Признаки транса:

    • расширение зрачков;

    • фиксация взгляда;

    • замедление мигательных движений;

    • замедление глотательных движений;

    • поза становится неподвижной;

    • мышцы расслабляются;

    • дыхание замедляется, становится брюшным и более ритмичным;

    • снижается частота пульса, частота сердечных сокращений;

    • расслабляются мышцы лица, которое разглаживается, особенно щеки, лоб, губы;

    • снижается реакция на внешние шумы;

    • меняется цвет лица (побледнение или покраснение);

    • запаздывают моторные реакции;

    • появляются спонтанные идеомоторные реакции (подрагивание рук, дрожание щек, вздрагивание).

    Цель транса – создание физиологического состояния, в котором человек (ребенок) мог бы начать создавать новые образы достижений, что дает возможность по-новому направить свою жизнь. Транс – это не какое – то исключительное состояние, а часто встречающееся явление (второе дыхание, полеты во сне, поездка на машине, стояние в очереди, слушание лекции, ожидание встречи и др.). Человек постоянно испытывает состояние транса. Входя в транс, он становится более гибким для того, чтобы глубже измениться и тем самым приспособится к жизни.

    Итак, мышечная релаксация помогает лучше войти в трансовое состояние, через это решить многие сложные задачи внушения желательных изменений в поведении.

    Рассмотрим этапы обучения релаксации дошкольников по И.Г. Выгодской, Е.Л. Пелингер, Л.П. Успенской (1993).

    1. Мышечная релаксация по контрасту с напряжением.

    Ведущий объясняет детям, что такое поза покоя. Предлагает им сесть на стульчик, слегка сдвинувшись вперед, спиной опереться на спинку. Руки свободно положить на колени ладонями вниз. Ноги расставить, немного выдвинуть вперед, чтобы образовался тупой угол по отношению к полу. Плечи мягко опустить. Постепенно эта поза покоя и расслабления должна войти в привычку и помогать детям быстрее сосредоточиться, переходя от подвижной игры к внушению. Объяснение цели новой игры детям дается в краткой стихотворной форме.

    Ведущий показывает и подробно объясняет каждое упражнение для мышечного расслабления по контрасту с напряжением. Дети, которые медленно поддаются расслаблению, смогут постепенно освоить все упражнения, так как каждое занятие начинается с повторения.

    Интонация и темп речи ведущего должны способствовать появлению приятных ощущений от расслабленности мышц, создавать представление об отдыхе, спокойствии.

    На этом этапе дети учатся расслаблять мышцы рук, ног, корпуса, шеи и живота.

    Приведем пример упражнения на расслабление мышц рук, ног, корпуса.

    «Штанга»

    Цель упражнения: Снятие мышечных зажимов.

    Ход игры. Ребенок поднимает «тяжелую» штангу». Потом бросает ее. Отдыхает.

    Ведущий сопровождает действия детей следующими словами:

    Штангу с пола поднимаем

    Крепко держим и бросаем

    Наши мышцы не устали

    И еще послушней стали

    Нам становится понятно

    Расслабление приятно


    1. Мышечная релаксация по представлению.

    Внушение состояния покоя и расслабленности. Дети принимают позу покоя. Глаза предлагается закрыть, чтобы больше сосредоточить внимание на словах ведущего, исключить отвлекающие зрительные восприятия и усилить ощущение расслабленности и покоя. Очень важна интонация, с которой ведущий произносит формулу внушения. Голос должен быть тихим, успокаивающим, речь – четкой, неторопливой. После каждой строфы несколько удлиняются смысловые паузы. Четко звучат логические ударения. Во время внушения необходимо внимательно следить за позой детей. Можно тихо пройти вдоль ряда сидящих, приподнять слишком опущенную голову и сползающую с колен руку ребенка, слегка погладить от плеча к пальцам, фиксируя ощущение расслабленности. С целью усиления состояния релаксации в сеансе внушения вводятся сравнения типа «Будто мы лежим на травке..». Последние фразы (выведение из состояния релаксации) произносятся громко, бодро и чуть быстрее.

    Например, игра «Фея сна»

    Цель игры: снятие мышечных зажимов.

    Ход игры. Дети сидят на стульях, приняв позу покоя. Звучит «Колыбельная» К. Дуйсекеева. К детям подходит девочка с тоненькой палочкой в руке – это фея сна. Фея касается плеча одного из играющих палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Затем фея обходит остальных детей, касаясь их волшебной палочкой.. Фея смотрит на детей: все спят, улыбается и тихонько уходит.

    1. Внушение мышечной и эмоциональной релаксации.

    Введение текстов внушения, направленных на коррекцию улучшения общения, обучения, снятия тревоги, заторможенности, повышения уверенности в себе. Здесь расслабление по контрасту с напряжением исключается. Мышечная релаксация вызывается только внушением. Голос ведущего должен звучать императивнее. Воспринимаемые речевые формулы или текстовые внушения в состоянии релаксации, дети хорошо усваивают их. В дальнейшем многие из них часто сами вспоминают эти формулы в соответствующей ситуации, настраиваясь тем самым на правильное поведение.

    Приведем пример текста внушения, направленного на укрепление уверенности в себе дошкольника.

    Текст внушения. … и сегодня ты как будто принял теплую, даже горячую ванну у себя дома. Вода струится по телу и все оно согревается от пяток до головы, от пяток до головы. Чувствуешь тепло от горячей ванны и еще от того, что рядом мама. Вспомни это состояние. Тебе спокойно и хорошо. И как тогда, ты сейчас уверен в себе, собран, внимателен. (Пауза молчания).
    Ты улыбаешься. И эта улыбка будет продолжаться весь день. Делаем резкий глубокий вдох. Резкий выдох, глаза открываем, встаем, потянулись, сбросили руки свободно, еще раз потянулись, еще раз бросили руки. Наше занятие продолжается.

    Описав этапы обучения релаксации, отметим, что при создании текстов внушения необходимо учитывать следующие моменты:

    • использовать ощущения по типу естественных условий (езда на автомобиле, поездка в поезде, автобусе, слушание читающего книгу, принятие горячей ванны, мечтание), эти состояния усиливают состояние транса;

    • отказаться от использования при внушении частицы «не»;

    • текст должен быть составлен таким образом, чтобы ребенок не только увидел себя в диссоциированном состоянии, но и побывал в ассоциированном состоянии во время внушения, которое должно сопровождаться положительными эмоциями.

    • внушение будет более эффективно, если в тексте используются обороты речи, символы и образы, присущие клиенту (ребенку);

    • опираясь на личные ощущения клиента используйте мягкую, ненавязчивую, косвенную манеру внушения.


    Психологический тренинг

    Психологический тренинг – форма работы над собой, представляет индивидуальную программу мысленных упражнений для развития культуры мышления и духовной сферы. Это методика, направленная на достижение гармонии с миром и с самим собой, преодоление различного рода затруднений. Выделяют три принципа психологического тренинга: релаксацию, визуализацию, самовнушение.

    Релаксация. Релаксация является первой ступенью психологического тренинга и заключается в подготовке тела и психики к совместной работе. Она означает освобождение тела и психики от ненужного напряжения. Тело расслабляется по мере того, как успокаивается мозг, а мозг успокаивается от того, как расслабляется и разряжается тело.

    Визуализация. Визуализация – это создание внутренних образов (не обязательно зрительных – любых). Они возникают в нашем сознании под действием интуитивного мышления. Навыки визуализации дают возможность лучше изучить тот язык, с помощью которого интуитивное мышление общается с нами.

    Самовнушение – обличение внутренних образов в слова, которые человек сам воспринимает глубоко на эмоциональном уровне. Самовнушение -–ясное утверждение того, что успех возможен. Слова, обращенные к себе, усиливают веру в то, что индивид в состоянии достичь цели, указывают направление, в котором нужно идти. Другими словами, самовнушение – это активная установка на позитивное изменение, самосовершенствование.

    Мы очень коротко рассмотрели суть психологического тренинга, его основные принципы. Следует отметить, что в зависимости от задач коррекционной и психотерапевтической работы существует большое разнообразие конкретных видов тренингов, например, тренинг общения, тренинг личностного роста, тренинги по развитию памяти, мышления, воображения. Можно говорить о социально-психологическом тренинге, педагогическом, социально-педагогическом и т.п.

    Для примера остановимся на психотренинге и социально-психологическом тренинге как наиболее распространенных формах коррекции.

    Психотренинг – это комплекс упражнений, направленных на развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления и т.д. Занятия могут проводиться индивидуально или в малых группах (3-6 человек). Основной возрастной группой являются дети от шести до десяти лет. Продолжительность занятия – 30-45 минут, но отдельные упражнения можно включать в ход урока и использовать в работе дома с родителями. В качестве наглядного материала можно использовать альбомы типа «Развивайте ум у детей».
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта