Главная страница
Навигация по странице:

  • Чтобы ученики хотели учиться, необходимо чтобы процесс обучения был интересен для них. Что же интересно ученикам

  • Что вам нравится при изучении физике

  • Какое домашнее задание вы предпочитаете выполнять

  • На каком уроке вам интересно

  • методы по физике. Особенности мотивации к учению. Глава Возможные формы занятий по мотивации в изучении физики


    Скачать 31.29 Kb.
    НазваниеОсобенности мотивации к учению. Глава Возможные формы занятий по мотивации в изучении физики
    Анкорметоды по физике.docx
    Дата17.12.2017
    Размер31.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файламетоды по физике.docx
    ТипГлава
    #12849

    Введение.

    Глава 1. Особенности мотивации к учению.

    Глава 2. Возможные формы занятий по мотивации в изучении физики.

    2.1. Урок с использованием различных педагогических технологий.

    2.2. Экспериментальная деятельность на занятиях и дома.

    2.3. Проблемное обучение – один из элементов мотивации.

    2.4. Роль и значение здоровье сберегающих технологий на уроках

    физики.

    2.5. Внеклассная работа по предмету как способ мотивации.

    Заключение.

    Литература.

    Введение.

    Одной из основных задач, которые ставит перед собой и решает посредством разных методов учитель, является формирование положительной мотивации обучения детей. Привить интерес к изучаемому предмету – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения. Поскольку школа стала не только средством получения начального образования, а неотъемлемым фактом социальной действительности, многие школьники вообще не отдают себе отчет о первичности предназначения школы именно для учения.

    Учение - основная цель школьника, необходимая для получения надежных основательных знаний. Если ученик, обладающий определенными способностями, поставил перед собой цель учиться лучше, то важно выяснить какова причина его решения. Он старается учиться лучше, чтобы получить хорошие знания, либо одобрение родителей, учителей, товарищей, либо ему хорошую за учебу обещана покупка какой-то вещи, о которой он мечтает, либо еще какая-то причина.

    Довольно часто школьники на первое место ставят общение с друзьями, просто проведение времени и т.п., поэтому действительно важно узнать насколько тот или иной школьник понимает важность получения полноценного образования, и какие мотивации им движут. На основании этих знаний, учителя, родители и школьный психолог могут корректировать и утилизировать те или иные мотивации. Также важно понять, почему ребенок не может учиться лучше и что или кто ему в этом мешает.

    Глава 1.

    Возможно, что есть ряд причин, не дающих ребенку хорошо учиться, может это просто нежелание учиться, может, к нему плохо относятся в школе, ругают родители, кто-то мешает заниматься. Все эти причины необходимо выяснить.

    На прямо поставленные вопросы:

    1.

    "Зачем вы ходите в школу?" - ответы учеников распределились следующим образом:

    78% - должны;

    14% - чтобы поступить в учебное заведение;

    8% - узнать что-то новое.

    2.

    "Самое интересное на уроке":

    ____Позиция_________________ответы выбраны

    Получать хорошие отметки _______8

    Общение с друзьями _____________10

    Изучение новой темы ____________5

    Общение с учителем _____________6

    Объяснение учителем нового материала 6

    Отвечать устно _________________1

    Внешняя мотивация преобладает... Цели? ...несформированы...

    но чаще мы пользуется тестами, адекватность итогов по которым - от 30 %. На большее потребуется слишком много времени.

    Не хотелось бы сводить разговор к тестам (живое общение с глазу на глаз дает куда большее понимание!).

    Интересно другое: 1) есть ли обобщающие сведения о факторах, определяющих низкую мотивацию современного российского школьника? 2)Как восстановить мотивацию к учению (кроме вполне понятных и справедливых призывов к профессионализму и творческому подходу к организации учебного процесса учителем) особенно в условиях сельской малокомплектной школы?

    Вот ответ одного из выпускников школы (без правки): «хмм....основное большинство учатся, потому что надо учиться, заставляют родители, учителя и т.д., даже как то привыкают и не задумываются над этим вопросом.

    Ближе к 11ому....уже серьезнее относятся к учебе ради будущего, будущей учебы, профессии, чаще всего изучают те предметы, которые пригодятся, остальные как бы забивают или делают вид, что учатся...

    И очень малое количество ребят учатся потому, что интересно, испытывают настоящий интерес...потребность....

    О "чтобы поступить в вуз"..... это проявляется, начиная класса с 11 класса в основном....9-ый и 10-ый это еще "отдыхаловка"))"


    Чтобы ученики хотели учиться, необходимо чтобы процесс обучения был интересен для них. Что же интересно ученикам?

    Глава 2.

    Физика – достаточно трудный предмет, но существует множество методов, посредством которых можно заинтересовать детей. Наиболее успешно применяются иллюстративный и поисковый методы. Их значение ни в коем случае нельзя умалять, нельзя от них отказываться. Но существует и другой путь, позволяющий формировать положительную мотивацию обучения. Он основан на изменении подхода к отбору содержания учебного материала. Как правило, учителя стремятся на уроке дать детям основной материал, предусмотренный общеобразовательным стандартом. При этом не остается времени на то, чтобы разнообразить материал, рассказать что-то интересное, не требующее запоминания и заучивания, тем более в классах комплектах. Но, как показывает опыт, именно такой материал формирует устойчивые логические связи, которые способствуют запоминанию основного содержания урока. Именно это необычное и запоминают дети, несколько лет назад у я вела факультатив по физике, и рассматривая вопросы астрономии мы с ребятами вышли вечером наблюдать звездное небо. И совсем недавно один из бывших учеников признался, что до сих пор глядя на звездное небо, вспоминает эти занятия.

    2.1. В своей педагогической деятельности я стремлюсь подавать учащимся фактический материал, отвечающий стандартам общеобразовательного минимума, в красочном обрамлении из легенд, сказок, описаний, увлекательных историй из жизни великих физиков. Например, пересказ легенды об Икаре и Дедале помогает учащимся 8 класса запомнить, что температура Солнца очень высока и составляет 6 млн. градусов на поверхности. Прочтение сказки Андрея Усачева "На чем держится Земля" улучшает усвоение материала о форме Земли и строении Солнечной системы в 7 классе. /Приложение 1/ Таких примеров использования увлекательного материала на уроках физики во всех классах можно привести множество.

    В соответствии с программой учебный год для семиклассников начинается с вводной беседы и входного мониторинга знаний, а второй и третий уроки посвящены теме “Что изучает физика ”. Общеобразовательный стандарт предполагает введение материала о том, как накапливались физические знания, как менялись представления людей о Вселенной, Солнечной системе со времен первобытнообщинного строя до наших дней. Основным фактическим материалом, предназначенным к запоминанию, являются даты и фамилии, связанные с этими открытиями. Сам по себе материал не слишком интересен. Однако можно в процессе урока рассказать детям много интересных фактов об открытиях и ошибках, ожидавших ученых, об инквизиции и казни некоторых из них. Это улучшит запоминание фактического материала и, главное, будет способствовать формированию положительной мотивации обучения физики, повысит заинтересованность детей предметом. /Приложение 2/

    2.2. Одна из важнейших задач школы - научить учащихся учиться, укрепить их способность к саморазвитию в процессе образования, для чего необходимо сформировать у школьников соответствующие устойчивые желания, интересы, умения. Большую роль в этом играют экспериментальные задания по физике, представляющие по своему содержанию кратковременные наблюдения, измерения и опыты, тесно связанные с темой урока. Чем больше наблюдений физических явлений, опытов проделает учащийся, тем лучше он усвоит изучаемый материал.

    Для изучения мотивации учащихся им были предложены следующие вопросы и получены результаты:


    Что вам нравится при изучении физике?

    а)решение задач -1%;

    б)демонстрация опытов -47%;

    в)чтение учебника дома -1%;

    г)рассказ учителем нового материала -17%;

    д)самостоятельное выполнение опытов -32%;

    е)ответ у доски -2%.


    Какое домашнее задание вы предпочитаете выполнять?

    а)чтение учебника -22%;

    б)решение задач из учебника -20%;

    в)наблюдение физических явлений -30%;

    г)составление задач -18;

    д)изготовление простых устройств, моделей -8%;

    е)решение трудных задач -2%.


    На каком уроке вам интересно?

    а)на контрольной работе -3%;

    б)на лабораторной работе -60%;

    в)на уроке решения задач -8%;

    г)на уроке изучения нового материала -29%;

    д)не знаю -7%.

    Анализ ответов показал, что четко фиксируется интерес учащихся к эксперименту. И это неудивительно, так как особенностью физики является ее экспериментальный характер. Поэтому наряду с обычными домашними заданиями - изучением текста учебника, выучиванием правил, законов, решением задач и упражнений - необходимо, чтобы учащиеся выполняли задания практического характера: наблюдение явлений в природе, выполнение качественных опытов, измерений.

    В учебниках “Физика-7”, “Физика-8”,“Физика-9” (авторы А.А. Пинский,В.Г. Разумовский и др.) учащимся после изучения тем предлагаются экспериментальные задания для наблюдений, которые можно выполнить в домашних условиях, объяснить их результаты, составить краткий отчет о работе.

    Систематическое выполнение учащимися экспериментальных лабораторных работ способствует более осознанному и конкретному восприятию изучаемого на уроке материала, повышает интерес к физике, развивает любознательность, прививает ценные практические умения и навыки. Эти задания являются эффективным средством повышения самостоятельности и инициативы учащихся, что благоприятно сказывается на всей их учебной деятельности.

    Какие еще плюсы у домашних экспериментов по сравнению с опытами и лабораторными, проводимыми в классе? Как уже говорилось, это менее жесткое ограничение по времени. Так же дети дома чувствуют себя более комфортно, чем на лабораторных занятиях в школе, где многие дети могут пребывать в стрессовом состоянии, что может отрицательно влиять на продуктивность выполнения работы. При выполнении задания дома школьники полностью самостоятельно выполняют задание, занимаются творческой деятельностью, что благоприятно сказывается на их развитии. Одно из требований к домашнему опыту - простота по выполнению, следовательно, их применение целесообразно проводить на начальном этапе обучения физике, когда в детях еще не угасло природное любопытство.

    2.3. Домашний эксперимент можно задавать после прохождения темы в классе. Тогда ученики увидят собственными глазами и убедятся в справедливости изученного теоретически закона или явления. При этом полученные теоретически и проверенные на практике знания достаточно прочно отложатся в их сознании.

    А можно и наоборот, задать задание на дом, а после выполнения провести объяснение явления. Таким образом, можно создать у учащихся проблемную ситуацию и перейти к проблемному обучению, которое непроизвольно рождает у учащихся познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает познавательную активность учащихся в ходе обучения, ведет к развитию творческого мышления учеников. /Приложение 3/ В таком случае, даже если школьники не смогут объяснить увиденное дома на опыте явление сами, то они будут с интересом слушать рассказ преподавателя.

    Если учитель задал ученикам на дом провести эксперимент или наблюдение, то совершенно не обязательно, что все учащиеся (как и при любом домашнем задании) выполнят это задание. При любом домашнем задании есть ученики, выполнившие домашнюю работу и не сделавшие ее по какой-либо причине. Однако, следует ожидать, что учеников, желающих провести дома самостоятельно опыт, будет больше чем желающих читать учебник. Как карать за невыполненное домашнее задание и насколько сильно требовать выполнения опыта зависит от учителя. Ясно то, что выполнение дома опыта должно поощряться учителем. Это может быть выставление хороших оценок, постановка выполнивших в пример не выполнившим.

    После самостоятельного проведения опыта учениками и обсуждения увиденного с научной точки зрения при участии учителя, у учеников должна сложиться достаточно полная картина об изучаемом явлении. Это представление (а учитель должен приложить все усилия для того, чтобы оно сформировалось правильно) останется у учеников в памяти надолго.

    Если подросток или старшеклассник будет занят и увлечён интересным делом, какой-либо творческой работой, у него не будет лишнего времени на вредные привычки.

    2.4. В последнее время мы все больше внимания уделяем развитию мотивационной стороны обучения, поэтому привлечение внимания учеников к проблеме своего здоровья через урок физики можно рассматривать как способ стимулирования познавательной деятельности учащихся. Здоровье учащегося зависит от правильной организации учебной деятельности:

    а) строгая дозировка учебной нагрузки;

    б)построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;

    в) соблюдение гигиенических требований ( свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

    г) благоприятный эмоциональный настрой.

    Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.

    Следует помнить, что у детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность.

    В известной степени неудовлетворенность собой является врожденной категорией и величайшим из стимулов к саморазвитию, обучению, условием борьбы и успеха. Но неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязание ученика и его возможности.

    У учащихся развита способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Только через опыт совместного переживания у детей может развиться эмпатия, т.е. умение сопереживать.

    Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. На уроках физики практически вся учебная деятельность связана с мысленными или ( если позволяет оснащение кабинета) реальными экспериментами, умением и желанием объяснить привычные явления на основе законов физики.

    Очень важно, чтобы на уроках физики ученики постоянно решали всевозможные « проблемные ситуации» , чтобы могли посмотреть на такой, казалось бы очевидный и привычный факт, совсем по – другому, как физик и удивиться! В « арсенале» учителя физики предостаточно таких примеров, когда привычное мнение, веками сложившееся в быту, является неправильным! Учащиеся, как правило, прежде, чем отказаться от привычного , но неправильного стереотипа, начинают объяснять учителю, в чем он заблуждается, и только потом уж переходят на его точку зрения. Это всегда очень оживляет уроки, приобщает еще равнодушных учеников к физике.

    Хорошие результаты дают уроки – конференции, уроки « я – учитель», уроки – « судебный процесс» над явлением ( инерцией, трением, техническим прогрессом, электричеством, радиацией и т.п.) /Приложение 4/

    В целях развития воображения учеников полезно решать задачи, где ученики оказываются своего рода экспертами, следователями, руководителями больших предприятий:( кто будет платить страховку, какой вид электрической схемы выберите, какую систему труб следует заказать для оснащения нового района водой). Очень нежелательно использовать задачи « без сценария» - в которых проверяется лишь умение ученика оперировать формулами. К счастью, таких задач в новых пособиях почти нет.

    В конце урока нужно оставить время на рефлексию и рекомендации по домашнему заданию. Не нужно забывать о том, что отдых – смена видов деятельности, поэтому при планировании урока следует позаботиться о смене видов деятельности. Нормой считается смена 4 – 5 видов деятельности. Хорошие результаты дает проговаривание законов , прописывание в воздухе формул, работа в группах.

    Несколько минут на уроках ( но только если работа была напряженной) следует уделить коротким физическим упражнениям, упражнениям для глаз: ( а) движение глазами вверх – вниз; б) вправо – влево; вращение по часовой стрелке; против часовой стрелки; закрыть глаза и представить поочередно цвета радуги ), потягивание за мочки уха, потирание мочек уха.

    2.5. Позитивным моментом в вопросе мотивации является внеклассная работа по предмету. Каждый год в школе проводим Неделю «Точных наук». Один из дней посвящен – физике. Здесь традиционно проводим конкурс рисунков на тему «Интересная физика», конкурс фотографий – «Физические явления», конкурсы кроссвордов, выставки «Физика в быту, проводим физические вечера. Дети активно принимают участие не только в проведении мероприятий, но и в подготовке к ним. /Приложение 5/

    И в заключении…

    Психологи связывают мотивацию к учению со множеством факторов, сама мотивация к учению - это целый комплекс мотивов.

    Редкий школьник относится к жизни и учебе как к поступку. В основе ПОСТУПКОВ лежат мотивы. Отвечая на вопросы о мотивации, большинство подростков в очередной раз "впервые" задумываются о смысле жизни, и времени, отведенного на ответ, хватает лишь на "изложение" уловленных тенденций "педагогического эфира". Мотив побуждает и направляет процесс деятельности, «за соотношением деятельностей открывается соотношение мотивов». Технология развития мотивации учения в современной школе строится на развитии мотива достижения учеников.

    Речь, таким образом, о том, чтобы воспитать в школьниках потребность ставить цели и следовать им, добиваться их реализации. Однако проблема мотивации остается одной из самых дискуссионных в психологической науке.

    Литература

    1.

    Бугрименко А. Как измерить желание учиться? //Школьный психолог. №4. 2006.

    2.

    Прибылова Ю.О. Мотивация на уроке. //Естествознание в школе. №5. 2006.

    3.

    Павленко Г. Методика мотивации. //Естествознание в школе. №4. 2005.

    4.

    Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб: Питер; М.:Смысл. 2003.
    написать администратору сайта