Главная страница
Навигация по странице:

  • Гераклитом ЭЙДОС

  • СОКРАТ Предметом его философских рассуждений становятся человеческое сознание, душа, человеческая жизнь в целом, а не космос, не природа, как это было у его предшественников

  • Анализируя проблемы человеческого бытия, Сократ главное внимание в своих речах и беседах уделял вопросам этики, т. е. тем нормам, по которым человек должен жить в обществе.

  • Познание самого себя, по Сократу, — это одновременно поиск настоящего знания и того, по каким принципам лучше жить, т. е. это поиск знания и добродетели

  • Эллинистическая философия

  • НЕОПЛАТОНИЗМ

  • 8. ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРЫ В АНТИЧНОСТИ. Понимание культуры в античности


    Скачать 29.31 Kb.
    НазваниеПонимание культуры в античности
    Анкор8. ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРЫ В АНТИЧНОСТИ.docx
    Дата25.04.2017
    Размер29.31 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла8. ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРЫ В АНТИЧНОСТИ.docx
    ТипДокументы
    #3324
    КатегорияИскусство. Культура

    Подборка по базе: управление учреждением культуры.rtf, История физической культуры и спорта.docx.




    1. ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРЫ В АНТИЧНОСТИ

     МЕОН (греч. μήδν — не-сущее, несуществующее, небытие) — философское понятие, передающее представление о всякой неопределенности, противоположности пределу, нетождественности самому себе и потому непостигаемое. Иногда меон выступает как относительное небытие, “еще не бытие”. Представление об отрицательном, несуществующем Абсолюте существовало в китайской и индийской метафизике, в буддизме, в древних теософских системах. Категория не-сущего и небытия встречается у пифагорейцев, сам термин появляется у Парменида (“О природе”), у софистов и обретает терминологическую определенность у Платона (“Софист”) и Аристотеля. Соединенное с представлением об “ином” и с учением Аристотеля о ΰλη (материи), не-сущее становится одним из центральных понятий неоплатоников.

    ЛОГОС, термин др.-греч. философии, означающий одновременно «слово» (или «предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» (Л. — это сразу и объективно данное содержание, в к-ром ум должен «отдавать отчёт», и сама эта «отчитывающаяся» деятельность ума, и, наконец, сквозная смысловая упорядоченность бытия и сознания; это противоположность псему безотчётному и бессловесному, безответному и безответственному, бессмысленному и бесформенному в мире н человеке.

    Термин «Л.» введён в филос. язык Гераклитом

    ЭЙДОС(от греч. eidos - вид, образ, идея) - в феноменологии Гуссерля обозначает сущность, всеобщее, универсалию. Понятие Э. восходит к идеализму Платона, в котором оно имело значение прообраза, начала, субстанциальной идеи. В гуссерлевском понимании Э. усилены моменты материальной формы, чувственного, процессуального. Если для Платона универсум эйдосов представляет область вечного, неизменного, субстанциального, то для Гуссерля Э. - элемент абсолютного потока, т.е. существует среди структур временного сознания, флуктуацийноэм и ноэc. Гуссерль также вводит это понятие для того, чтобы разграничить кантовское понятие идеи и всеобщее понятие формальной или материальной сущности. Эйдосы постигаются в ходе так называемой «эйдетической редукции», а сама феноменология ставит задачу разработать «эйдетическую науку». Схватывание Э. предполагает опыт идеации, т.е. «усмотрения сущностей» (Wesenschau), которая мыслится Гуссерлем по аналогии с чувственным восприятием.
    эдейтические образы, т.е. представления, спроецированные во сне.

    в эдейтической феноменологической установке “данность” мира как раз и ставится под вопрос, требуя специфического анализа;

    ИОНИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, древнейшее материалистическое направление греческой философии, возникшее и распространившееся на Ионийском побережья Малой Азии вбив начале 5 вв. до хр. э, Главные представители И. ф. — Фалес, Анаксимен, Анаксиман&р (см.). К И. ф. некоторые историки относят и Гераклита (см.) — уроженца ионийского города Эфеса. К более поздним представителям И. ф. относят Гиппона и Диогена из Аполлонии И. ф. отражала Идеология|идеологию торговых и промышленных кругов, бывших наиболее передовой группой класса рабовладельцев.

    МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА — первая филос. школа в Др. Греции и в европейской филос. традиции. Милетские философы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен подытожили мифологическое, предфилософское мировоззрение в Др. Греции (Гомер, Гесиод, орфики и др.), заимствовав у него установку на большие проблемы, и создали качественно новое интеллектуальное мировоззрение — философию. В центре их внимания проблемы первоначала и первоосновы всего сущего, единства мироздания и его генезис из единого первоначала, понимаемого милетскими философами по-разному. Роль сверхъестественных сил исключалась. Боги — модификации первоначального вещества, обладающего таким свойством, как разумность. Допуская лишь одно первоначало, милетские философы были монистами, а считая его вещественным — наивными материалистами. Процесс возникновения многообразия мира мыслился ими диалектически как выделение противоположностей и их борьба.

    СОКРАТ

    Предметом его философских рассуждений становятся человеческое сознание, душа, человеческая жизнь в целом, а не космос, не природа, как это было у его предшественников. И хотя он еще не дошел до платоновского или аристотелевского понимания философии, несомненно то, что он заложил основы их воззрений. Анализируя проблемы человеческого бытия, Сократ главное внимание в своих речах и беседах уделял вопросам этики, т. е. тем нормам, по которым человек должен жить в обществе. При этом способ доказательства и опровержения высказываемых суждений отличался у Сократа разносторонней и неотразимой формой воздействия.

    В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами:

    Познание самого себя, по Сократу, — это одновременно поиск настоящего знания и того, по каким принципам лучше жить, т. е. это поиск знания и добродетели. По существу, он отождествляет знание с добродетелью

    Диалектика Платона

    Разумное постижение истинно-сущих родов бытия или идей — совершеннейшее, по Платону, знание — Платон называет «диалектикой».

    Диалектика Платона — прежде всего учение о бытии, о родах истинно-сущего бытия или об идеях. Идеализм Платона, так же как и его теория познания и диалектика, имеет явно выраженный онтологический характер. «Идеи» Платона — не только понятия (хотя они имеют свой понятийный аспект), а прежде всего истинно-сущие роды бытия. В соответствии с этим «диалектика», как ее понимает Платон, — не только путь или метод познания, это прежде всего онтологические прообразы, образцы и причины вещей чувственного мира.

    Краткие выводы, сделанные Аристотелем:

    • все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;

    • изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;

    • реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

    • потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное;

    • высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

    Историческое значение философии Аристотеля


    Он:

    • внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;

    • дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

    • выделил 10 философских категорий;

    • дал определение бытия через категории;

    • определил сущность материи;

    • выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа – политии;

    • внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода из двух и более посылок заключения).



    Другая тема —феномен эллинистической учености. Для античности эллинизм – век «учености». Показательна деятельность Птолемея -создание «Библиотеки» и «Мусейона». Эллинизм стремился к энциклопедичности знаний. Сложилась образ безграничного, накопленного знания.
    Древнее латинское «cultura»(возделывание, воспитание) было широким понятием, включало в себя и смысл, связанный с современным представлением о культуре. Его прообразом было греческое понятие «paideia»(воспитание в соответствии с традициями этоса, воспитание нрава в традиционном духе).

    «Пайдея»–нравственная сущность индивида, его внутренние качества. В Др. Греции культура–продолжение природы.
    Эллинистическая философия — последний период развития философии Древней Греции, последовавший за Аристотелем. К основным чертам эллинистической философии относят этическую направленность и адаптацию восточных религиозных моментов.

    Киники


    Самыми известными представителями киников были ученик Сократа Антисфен (ок. 450 — ок. 360 до н. э.) и его ученик Диоген (ок. 400 — ок. 325 до н. э.). Антисфен выступал за упрощение жизни, считал, что философия должна быть ближе к природе. «Тонкое» мудрствование он считал никчёмным. По его словам, не должны существовать ни правительства, ни государства. Антисфен презирал богатство и роскошь.

    Скептицизм


    Скептицизм — направление в философии, возникшее под влиянием античной философии на основе идеи о текучести всего сущего («все течет, все меняется»). В частности Демокрит утверждал, что мёд ничуть не более сладок, чем горек, кроме того он постоянно меняется. Всякая вещь, с точки зрения скептиков, «есть это не в большей степени, чем то». Скептики также отмечали разницу между чувственным восприятием и мышлением. Поэтому утверждать ничего в точности не имеет смысла. Лучше высказываться, например, так: «Мне кажется, что еда сладкая». Воздержание от категорических суждений приводит к невозмутимости — идеалу для мудреца.

    Основателем скептицизма является Пиррон (360—270 до н. э.). На его воззрения сильное влияние оказал Демокрит, а также аскеты и сектанты, с которыми Пиррон имел дело в азиатском походе Александра Македонского. Одной из центральных идей философии Пиррона является стремление к безмятежности (атараксии). Пиррон не писал сочинений, а излагал свои идеи устно.

    Эпикуреизм


    Самыми яркими представителями эпикуреизма являются Эпикур (341—270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99 — 55 до н. э.). Эпикур развил идеи атомизма. Он не мог принять причинность, царившую в мире атомов Демокрита, согласно которому все создано в результате «столкновений» и «отскакиваний» атомов. Факт проявления воли и «отклонения атомов» Плутарх называет случаем. Таким образом получается, что «в необходимости нет никакой необходимости». Эпикур считает, что жизнь и смерть одинаково не страшны для мудреца: «Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет

    Лукреций — философ, политик и поэт, автор поэмы «О природе вещей», в которой изящно описывает неуловимое действие испускаемых атомами «эйдолов» на органы чувств, которое вызывают у людей чувства и эмоции. Атомы по Лукрецию не есть минимальные дробные частицы вещества, но своего рода творческие образы, материал для природы. Также как и Эпикур признает существование богов и души, рассматривая её как совокупность из самых гладких частиц.

    Стоицизм


    Стоицизм как подход в философии просуществовал с III в. до н. э. до III в. н. э. Труды ранних стоиков (Зенона Китийского, Хрисиппа) дошли до нас неполными, поздних (I, II в. Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий) — в виде отдельных сохранившихся сочинений.

    Идеал стоика — невозмутимый, даже «бесчувственный» мудрец, свободный от страстей. Стоики в своих учениях уделяли много внимания феномену воли. На учение стоиков поэтому сильное влияние оказал Сократ, мужественно вынесший суд над ним и казнь. По мнению Хрисиппа вся вселенная состоит из единой душевной женственно-нежной материи — эфира. Марк Аврелий, римский император, считал, что всё в мире взаимосвязано, развивается по какому-то закону, под руководством божественного провидения. Существует единая мировая душа, управляющая всем сущим. Особенно отчетливо эта мысль звучит в трудах Сенеки, для которого свобода — высший идеал.

    Философия ранних стоиков строится на том, что мир состоит из четырёх стихий: земли, воды, огня и воздуха. Надо сказать, что стоики верили предсказаниям и астрологии. Основой мироздания считались огонь и воздух. Закон, по которому огонь переходит в другие стихии, вслед за Гераклитом назвали Логосом. Судьба для стоиков есть Логос Космоса: ею упорядочивается все в мире. Марк Аврелий также считал, что все люди равны от рождения и уважал формы правления, при которых в управлении страной задействовано всё население страны. Во время его царствования было улучшено положение женщин и рабов. Кроме того, стоики уделяли большое внимание грамматике.

    НЕОПЛАТОНИЗМ, последний этап развития античной философии.

    Основателем Н. обычно считают Плотина или его учителя Аммония.

    Н. тяготел к школьной организации и существовал прежде всего в виде ряда школ. Основные понятия системы Н.; во главе иерархии бытия стоит сверхсущее единое-благо, постижимое только в сверхумномэкстазе и выразимое только средствами отрицат. теологии; далее в порядке нисхождения из единого следовали бытие-ум с идеями в нём, душа, обращенная к уму и к чувств. космосу, вечному в своём временном бытии.

    Н. оказал мощное воздействие на развитие ср.-век. философии и теологии. Василии Великого, Григория Богослова, Григория Нисского.


    написать администратору сайта