Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Предмет психологии, её задачи и методы. Психология это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека



Скачать 184.85 Kb.
НазваниеПсихология это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека
АнкорПредмет психологии, её задачи и методы.docx
Дата22.04.2017
Размер184.85 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПредмет психологии, её задачи и методы.docx
ТипАнализ
#1739





Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
1.Дайте определение психологии как науки.

Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.
2.Сформулируйте основные задачи психологии.

  • Изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение;

  • Анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей;

  • Исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития;

  • Содействовать планомерному внедрению научных знаний психологии в практику (разработка научных и практических методик обучения, и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей).


3. Перечислите методы психологии

Метод непосредственного наблюдения, метод включенного наблюдения, алгоритмический способ описания деятельности, анализ продуктов деятельности, экспериментально-психологические и пробы, физиологические пробы, беседа, устный опрос (интервью), письменный опрос (анкета), анализ биографических данных, анализ документации, лабораторный эксперимент, мысленный эксперимент, моделирование деятельности субъекта, реальная деятельность в лабораторных условиях, метод тестов, производственный эксперимент, метод построения теории, метод построения простых и сложных теоретических объектов, метод интерпретации, метод определения, метод верификации, метод доказательства, метод объяснения, метод обучения, метод развития субъекта труда, метод развития профессионально-важных качеств, тренинг, деловые игры, ролевые игры, консультирование, метод коррекции поведения, метод коррекции состояния, метод реконструкции, метод преобразования рабочего пространства, метод преобразования жизненного пространства.
Заполните таблицу «Сравнительный анализ житейского и научного психологического знания»

Критерии сравнения

Житейская психология

Научная психология

Определение

Психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни.

Устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей, и животных.

По характеру

Интуитивный характер знаний, источник знаний – наблюдение

Знания рациональны и осознаны, основной источник знаний - эксперимент

По охвату

Охватывает лишь конкретные ситуации и конкретных людей

Охватывает все сферу человеческой жизни, стремятся к обобщениям

По способам передачи/получения знаний

Через наблюдения.

Через научные понятия, законы, базирующиеся на экспериментах

По методам

Эмпирический

Организационный, интерпретационный, метод обработки данных.


Приведите примеры жизненных и профессиональных ситуаций, когда возникает необходимость в научных психологических знаниях. Какие знания по психологии могли бы здесь пригодиться?

Во время собеседования по приему на работу и работодателю и нанимающемуся рабочему необходимы знания по психологии.

Допустим нужно суметь успокоить человека! Психология-понимание, сочувствие. Процесс продажи (в работе), процесс общения с шефом (на работе), в сфере общения в семье (с мужем, родителями, детьми). Любая травмирующая ситуация, дома или на работе, с коллегами, или руководством.

Какие знания по психологии могут потребоваться в вашей будущей профессии?

Психология управления, знание мотиваций, психология общения, психология взаимодействия людей.
Тема 2. Развитие психики и сознания


  1. Определите сущность понятия «психика»

Психика - это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.


  1. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные функции психики

  • Когнитивная (познавательная) функция. Психика является свойством мозга, его специфической функцией. Эта функция носит характер отражения. Психическое отражение действительности имеет свои особенности. Во-первых, это не мертвое, зеркальное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия. Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при различных условиях. В-третьих, психическое отражение – это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

  • Регуляторная функция. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействие внешней среды, адаптируются к ней, а с другой, – регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как человек именно с ее помощью осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывая способы и приемы достижения ее результатов. Поведение при этом выступает внешней формой проявления деятельности.

  • Коммуникативная функция. Психика обеспечивает процесс обмена информацией человека с окружающим миром с помощью сигналов и знаковых систем (речи). При помощи коммуникации человек способен объединять усилия с себе подобными и направлять их на достижение какой-либо цели. Необходимость в организации совместной деятельности явилась одной из предпосылок появления сознания и подтолкнула первобытного человека к изобретению речевой коммуникации. В процессе общения человек проявляет свои отношения к объектам окружающего мира и к другим людям, в процессе общения устанавливаются взаимоотношения между людьми.




  1. Опишите сущность понятия «сознание».

Сознание – состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.
Выполните задание 1 Заполнить таблицу «Классификация психических явлений».


Психические явления

Характеристика психических явлений

1) психические процессы (память, внимание, восприятие и др.),


Отдельные подпроцессы целостной психической деятельности, имеющие свой предмет отражения и конкретную регуляционную функцию.

2) психические состояния (усталость, возбужденность, фрустрация, стресс и др.),



Временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

3) психические свойства (черты характера, темперамент, направленность, ценности и др.).

Такие явления, которые позволяют дифференцировать поведение одного человека от поведения другого на длительном промежутке времени.


Выполните задание 2. Выбрать из нижеприведенного списка понятия, обозначающие психические явления. Слезы, нервный процесс, мышление, память, сон, смех, бег, информация, дыхание, воля, страх, любовь, вера, знания, ощущения, сердцебиение, инстинкт, биотоки мозга, анализатор, слух, ум, восприятие, настроение, интерес, боль, сочувствие, зависть, раздражение, чувствительность.

Нервный процесс, мышление, память, воля, страх, любовь, вера, знания, ощущения, восприятие, настроение, интерес, боль, сочувствие, зависть, раздражение, чувствительность.
Тема 3. Чувственные формы освоения действительности

Ощущение

  1. Дайте определение ощущения как чувственной формы освоения действительности.

Ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов, и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.


  1. Перечислите основные характеристики ощущений

Качество, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация, абсолютный и относительный пороги ощущений.


  1. Назовите основные классификации ощущений

Систематическая классификация, генетическая классификация.


  1. Назовите пороги ощущений, охарактеризуйте их, заполните таблицу.

Нижний абсолютный порог чувствительности, определяют, как наименьшую силу раздражителя, которая может вызывать ощущение.

Верхний абсолютный порог чувствительности меняет сам характер ощущений (чаще всего - на болевую). Например, при постепенном увеличении температуры воды, человек начинает воспринимать не тепло, а уже боль. То же самое происходит при сильном звуке и или давлении на кожу.

Относительным порогом (порог различения) называют минимальное изменение интенсивности раздражителя, вызывающее изменения в ощущениях. Согласно закону Бугера-Вебера, относительный порог ощущений является постоянным, если измерять его в процентах от исходной величины раздражения.

Орган чувств

Величина абсолютного порога (возникает едва заметное ощущение)

Зрение

Способность воспринимать ясной темной ночью пламя свечи на расстоянии до 48 км от глаза

Слух

Различение тиканья ручных часов в полной тишине на расстоянии до 6 м

Вкус

Ощущение присутствия одной чайной ложки сахара в растворе, содержащем 8 л воды

Запах

Ощущение наличия духов при лишь одной их капле в помещении, состоящем из 6 комнат

Осязание

Ощущение движения воздуха, производимого падением крыла мухи на поверхность кожи с высоты около 1 см


5.Дайте определение основным закономерностям ощущений

Сенсорная адаптация – называется изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям.

Сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения.

Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

Взаимодействие ощущений – изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств.
Выполните задание. Для описания общих закономерностей ощущений используются следующие понятия: синестезия, сенсибилизация, адаптация, порог чувствительности, последовательный образ и т.д. О каких закономерностях идет речь в приведенных примерах?

  1. Встречаются случаи, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. Способностью цветного слуха обладали, например, Н.А.Римский – Корсаков, А.Н. Скрябин и др. – последовательный образ.

  2. Попадая из полутемной комнаты в ярко освещенное пространство, мы бываем сначала ослеплены и не способны различать вокруг какие-либо детали. Только через некоторое время становится возможным нормально видеть. – адаптация.

  3. Глаз художника различает значительно меньшие изменения величины предмета, чем другие люди. – синестезия.

  4. Зрительные, температурные, вкусовые, болевые ощущения не сразу исчезают после того, как перестает действовать раздражитель, а продолжаются некоторое время. – сенсибилизация.

  5. По отношению к каждому органу чувств существует минимальная величина раздражителя, которая в данных условиях способна вызвать едва заметное ощущение. – порог чувствительности.


Восприятие

1.Дайте определение восприятия как чувственной формы освоения действительности, подчеркнув его специфику и взаимосвязь с другими познавательными процессами.

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
2. Заполните таблицу «Основные свойства восприятия»



Название свойства

Определение свойства, пример проявления свойства

1

Предметность восприятия

Способность человека отражать окружающую действительность как воздействия конкретных ее предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом мозг четко различает предмет, фон и контур их восприятия. (Определение источника звука).

2

Целостность восприятия

Из отдельных ощущений восприятие синтезирует целостный образ объекта. (Видя человека, стоящего к нам боком, в нашем восприятии мы имеем целостный объект: имеющий две руки, а не одну, имеющий две ноги, а не одну, имеющий два уха... И когда человек поворачивается к нам другим боком, мы видим то, к чему уже были готовы.)

3

Структурность (обобщенность)

не является суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени (слушая музыку, мы слышим ноты одну за другой).

4

Константность восприятия

Относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. (Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.)

5

Апперцепция

Зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека. (Человек, профессионально занимающийся отделкой помещений, легко и быстро замечает все особенности интерьера нового помещения.)

6

Осмысленность восприятия

Показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Они могут быть вредными или полезными, желанными или нежеланными и т.д. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование. (Предположим, нам нужно закрутить какую-нибудь гайку. Под рукой нет отвертки, но жизненный опыт и размышления нам подсказывают, что отвертку можно заменить чем-то иным. Оглядываясь вокруг, мы ищем какой-нибудь предмет, находим подходящий и таким образом толкуем его как отвертку, особенно не разбираясь в истинном его предназначении, истинных особенностях.)

7

Активность

Оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании. (Сосредоточив свое внимание на книге, мы погружаемся в восприятие напечатанного текста).


3. Назовите, основные классификации форм восприятия

Иллюзии, обнаружение объектов, восприятие времени, восприятие движения, наблюдение и наблюдательность.
4. Объясните, что такое «иллюзии восприятия»

Иногда, например, при повороте головы, либо изменении скорости перемещения тела в пространстве проявляется несоответствие сигналов, поступающих в мозг со стороны вестибулярного, двигательного и кожного анализаторов, с одной стороны, и зрительного – с другой. В результате разлада между этими источниками информации пространственного положения возникает ряд пространственных иллюзий.

Иллюзии вызываются физическими, физиологическими и психологическими причинами. Примером физической иллюзии может служить восприятие стоящей палки в сосуде с водой, она кажется изломанной. Или, если надавить сбоку на глазное яблоко, то предмет, на который мы смотрим, раздвоится. Это физиологическая иллюзия.

Примером психологической иллюзии являются искажения, возникающие вследствие контраста: серый предмет на белом фоне кажется более темным, чем на черном фоне.

Цвет и освещенность объектов также искажают оценку их истинных размеров и удаленности от наблюдателя. Так, если на одном расстоянии будут находиться два одинаковых предмета, только окрашенных в разные тона, то светлый покажется больше и ближе, чем темный.
5.Перечислите индивидуальные различия в восприятии.

Жизненный опыт, знания, интересы, уровень психического развития определяют индивидуальные особенности восприятия - его избирательную направленность, полноту и точность.
Выполните задание. Все, что воспринимает человек, он воспринимает как фигуру на фоне. Посмотрите внимательно на рисунки и прокомментируйте, что является фигурой, а что фоном.

f:\иллюзия\attach-39859.jpg

Фигура – ребёнок

Фон – природа, люди

f:\иллюзия\attach-39862.jpg

Фигура – волк

Фон – природа

лошади птицы

Фигура – лицо женщины Фигура – лицо женщины

Фон – природа Фон – Дерево

Внимание

  1. Дайте определение внимания как чувственной формы освоения действительности, подчеркнув его специфику и взаимосвязь с другими познавательными процессами

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.


  1. Расскажите об основных видах внимания.

Виды внимания

Характеристика, пример

Непроизвольное

Возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям выполняемой деятельности. Стоит нам услышать по радио интересную новость, как мы невольно отвлекаемся от работы и прислушиваемся.

Произвольное

Управляется сознательной целью. Они тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но, чем мы считаем нужным заняться.

Послепроизвольное

Носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Например, школьник, решая трудную арифметическую задачу, первоначально прилагает к этому определенные усилия. Он берется за эту задачу только потому, что ее нужно сделать. Задача трудная и сначала никак не решается, школьник все время отвлекается. Ему приходится возвращать себя к решению задачи постоянными усилиями воли. Но вот решение начато, правильный ход намечается все более и более отчетливо. Задача становится все более и более понятной. Она оказывается хотя и трудной, но возможной для решения. Школьник все больше и больше увлекается ею, она все больше и больше захватывает его. Он перестает отвлекаться: задача стала для него интересной. Внимание из произвольного стало как бы непроизвольным.




  1. Назовите основные свойства внимания и дайте им характеристику

Свойство внимания

Характеристика свойства внимания

Устойчивость

Заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте.

Концентрация

Подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности внимания.

Распределение

Понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно

Переключение

Сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Отвлекаемость

Непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Объем внимания

Количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно.




  1. Перечислите способы развития внимания.

Чередование умственных и физических занятий, медитация.

Организация деятельности:

- установить приоритеты (определить, что главное, а что второстепенное, отдав предпочтение главному);

- поставить конкретные задачи;

- определить конечную цель и разбить на этапы пути ее достижения. Воспитание критического отношения к себе и работе: после завершения деятельности необходимо проанализировать, достигнута ли поставленная цель, что способствовало ее достижению, а что мешало.


  1. К каким свойствам внимания предъявляются повышенные требования в учебной деятельности?

Концентрация, объем, устойчивость

в вашей деятельности, поясните?

Устойчивость потому что, определенное время необходимо сосредоточиваться на одном и том же объекте.

Распределение потому что, необходимо выполнять несколько видов деятельности одновременно,

Переключение потому что, приходится перемещать внимания с одного объекта на другой.

Объём внимания потому что, необходимо охватить, с достаточной ясностью, одновременно некоторое количество объектов.
Тема 4. Рациональные формы освоения действительности

Память

  1. Дайте определение памяти как рациональной формы освоения действительности, подчеркнув ее специфику и взаимосвязь с другими познавательными процессами:

Память – это сложный психический процесс, запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.


  1. Дайте характеристику основным видам памяти.



Вид памяти

Характеристика

По содержанию психической активности

Двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая

По степени волевой регуляции

Произвольная, непроизвольная


По продолжительности сохранения материала

Кратковременная память, долговременная, оперативная, промежуточная


По способам запоминания

Механическое дословное заучивание, логический пересказ, образные приемы запоминания, мнемотехнические приемы





  1. Назовите основные виды запоминания:

Непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).


  1. Перечислите основные приемы и способы произвольного запоминания.

Механическое запоминание, ассоциации по смежности, осмысленное запоминание, выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана, выделение смысловых опорных пунктов, метод повторения.


  1. Назовите и охарактеризуйте основные процессы памяти.

Процесс памяти

Характеристика процесса памяти

Запоминание

Процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации.

Сохранение

То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он подвергается реконструкции, переработке.

Узнавание

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).

Воспроизведение

Процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент.

Забывание

Выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию.




  1. Опишите закономерности памяти.

  • Простые события в жизни человека, которые производят особенно сильное впечатление, могут запомниться сразу прочно и надолго;

  • Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они не запечатлеваются;

  • Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь;

  • Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем повторение через определенные периоды времени;

  • «Эффект края»;

  • То, чем человек интересуется, запоминается безо всякого труда.




  1. Перечислите основные пути и способы развития памяти.

Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и заимствовать у других людей эффективные приемы.
Мышление

1. Дайте определение мышления как рациональной формы освоения действительности, подчеркнув его специфику и взаимосвязь с другими познавательными процессами.

Мышление – это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов, и явлений объективного мира.
2. Назовите основные характеристики мышления.

  • Обобщенное и опосредованное отражение действительности.

  • Связь с практической деятельностью.

  • Неразрывная связь с речью.

  • Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа.


3. Опишите взаимосвязь мышления и речи.

Мышление всегда есть отражение связей и отношений между пред-метами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме.


  1. Заполните таблицу «Особенности мышления»:




Вид мышления

Особенности

Наглядно-образное

Его суть состоит в преобразовании образов восприятия в образы-представления. Такое мышление свойственно творческим людям, а также в простой форме - детям дошкольного возраста, которые в основном мыслят образами. Яркий пример результата образного мышления – нарисованная художником картина, изображающая его видение и понимание мира, созданный парфюмером аромат и др.

Наглядно-действенное

Тип мышления в психологии, в основе которого лежит наблюдение за объектом мышления и определение всех взаимосвязей в процессе непосредственного участия в ситуации, проведения эксперимента. Этот тип мышления используют дети: для того, чтобы определить свойства того или иного предмета, им нужно его рассмотреть, потрогать и др.

Понятийное

Мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решения задачи с начало до конца в уме, выраженными в понятийной форме, суждениях умозаключениях.

Словесно-логическое

Вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.


5.Перечислите основные операции мышления (сравнение, анализ и синтез, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция).

Операции мышления

Особенности

Сравнение

Это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними.

Анализ

Мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез

Операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Абстракция

Мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Конкретизация

Это движение мысли от общего к частному.

Индукция

Способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу.

Дедукция

Способ мышления, осуществляющегося в обратном порядке индукции.




  1. Перечислите и охарактеризуйте основные формы мышления

Форма мышления

Характеристика

Понятие

Отражает существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Суждение

Отражает связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо.

Умозаключение

На основе нескольких суждений делается определенный вывод.




  1. Определите сущность понятия «интеллект».

Интеллект – совокупность самых разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успех познавательной деятельности человека.
8.Назовите способы развития мышления.

Лицевая гимнастика, высокий внутренний темпоритм. Чтобы ваше мышление происходило более осмысленно, рекомендуется свои мысли записывать и зарисовывать, рассказывать терпеливо слушающим и позитивно настроенным окружающим, учить себя эффективному мышлению.

написать администратору сайта