Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

никитос семинар. Работа психолога с подростками



Скачать 23.63 Kb.
Название Работа психолога с подростками
Анкор никитос семинар.docx
Дата 16.01.2018
Размер 23.63 Kb.
Формат файла docx
Имя файла никитос семинар.docx
Тип Документы
#15309

Работа психолога с подростками

Особенности работы психолога с подростками обусловлены теми проблемами, которые являются типичными для данного возрастного этапа.

Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-16 лет. В этом возрасте происходит бурное психофизиологическое развитие и перестройка социальной активности ребенка. В понимании хронологических границ возраста в психологической литературе нет единства. Мощные сдвиги, происходящие во всех областях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст «переходным» от детства к взрослости. Данный возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это возраст потерь детского мироощущения, когда появляются чувства тревожности и психологического дискомфорта.

Подростковый возраст часто называют периодом диспропорций в развитии. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Физические недостатки часто преувеличиваются.

Наиболее важным моментом психофизиологического развития подростка является половое созревание и половая идентификация, которые являются двумя линиями единого процесса психосексуального развития. На психофизиологическом уровне подростки могут испытывать дискомфорт от:

— неустойчивости эмоциональной сферы;

— особенностей высшей нервной деятельности;

— высокого уровня ситуативной тревожности.

Наиболее информативными диагностическими методиками в данном случае могут служить:

— аппаратурные методы определения свойств нервной системы;

— опросник «Анамнестическая схема показателей свойств нервной системы»;

— опросник Айзенка (вариант для подростков);

— опросник структуры темперамента В. М. Русалова (вариант для детей);

— опросник ЧХТ (черты характера и темперамента);

— темпинг-тест (определение свойств нервной системы по психо-мото-опроснику структуры темперамента Я. Стреляу);

— опросник САН (оценка эмоциональных состояний);

Особенности развития познавательных способностей подростка часто служат причиной трудностей в школьном обучении: неуспеваемость, неадекватное поведение. Успешность обучения во многом зависит от мотивации обучения, от того личностного смысла, которое имеет обучение для подростка. Основное условие всякого обучения — наличие стремления к приобретению знаний и изменению себя как обучающегося. Но в реальной школьной жизни приходится сталкиваться с ситуацией, когда подросток не имеет потребности в обучении и даже активно противодействует обучению.

Изучение особенностей познавательной сферы подростка. Восприятие является чрезвычайно важным познавательным процессом, который тесно связан с памятью: особенности восприятия материала обуславливают и особенности его сохранения.

Методики изучения восприятия:

— методика «Компасы» (восприятие пространственных признаков);

— методика «Часы» (восприятие пространственных признаков);

— методика изучения восприятия времени.

Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо самим школьником. Индивидуальные колебания внимания обусловлены индивидуально-психологическими особенностями (повышенной возбудимостью или утомляемостью, снижением внимания после перенесенных соматических заболеваний, черепно-мозговых травм), а также снижением интереса к учебной деятельности.

Методики изучения внимания:

— методика «Корректурная проба»;

— методика «Красно-черные таблицы»;

— методика Мюнстенберга;

— методика «Расстановка чисел»;

— методика «Отыскание чисел»;

— методика «Отыскание чисел с переключением».

К числу индивидуальных особенностей относятся индивидуальные различия в функционировании памяти. Для успешного обучения подростка способам рационального запоминания, необходимо знать преобладающий тип памяти и индивидуальные особенности запоминания.

Методики изучения памяти:

— метод опосредованного запоминания (по Л. С. Выготскому);

— метод пиктограмм (по А. Р. Лурия);

— методика «Запоминание цифр»;

— методика «Запоминание образов»;

— метод попарного воспроизведения.

Связь памяти с мыслительной деятельностью, с интеллектуальными процессами в подростковом возрасте приобретает самостоятельное значение. По мере развития подростка содержание его мыслительной деятельности изменяется в направлении перехода к мышлению в понятиях, которые более углубленно и всесторонне отражают взаимосвязи между явлениями действительности.

Методики изучения мышления:

— методика Векслера (детский вариант);

—ШТУР;

— методика «Сложные ассоциации»;

— методика «Матрицы Равена»;

— методика «Анализ отношения понятий»;

— методика «Выявление общих понятий»;

— методика «Количественные отношения»;

— методика «Интеллектуальная лабильность».

Необходимо знать особенности речевого развития подростка.

Методики изучения речевого развития:

— методика оценки продуктивности вербального воспроизведения;

— толкование пословиц.

Изучение мотивации обучения:

— методика изучения мотивации обучения;

— мотивация одобрения — шкала Марлоу-Крауна;

— шкала локализации контроля и др.

Содержанием психического развития подростка становится развитие его самосознания. Одной из важнейших черт, характеризующих личность подростка, является появление устойчивости самооценки и образа «Я».

Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического «Я» — представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности».

Особенности физического развития могут быть причиной снижения у подростков самооценки и самоуважения, а также приводить к страху плохой оценки их со стороны окружающих. Недостатки внешности (реальные или мнимые) могут переживаться очень болезненно, вплоть до полного неприятия себя, устойчивого чувства неполноценности.

Подростки чаще начинают опираться на мнение своих сверстников. Если у младших школьников повышенная тревожность возникает при контактах с незнакомыми взрослыми, то у подростков напряженность и тревога выше в отношениях с родителями и сверстниками. Стремление жить по своим идеалам, выработка этих образцов поведения может приводить к столкновениям взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавать конфликтные ситуации. В связи с бурным биологическим развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками.

Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе.

У многих подростков отмечаются акцентуации характера — определенное заострение отдельных черт характера, создающих определенную уязвимость подростка (невротические расстройства, делинквентное поведение, пристрастие к алкоголю и наркомания).

Методики изучения особенностей развития личности и ее свойств:

— опросник Кетгелла;

— БАЛ (брненская анкета личности);

— характерологический опросник К. Леонгарда;

— шкала оценки тревожности Тейлор;

шкала оценки тревожности Спилбергера;

— шкала депрессии;

— методика «Незаконченные предложения»;

— методика «Несуществующее животное»;

— методика «ДДЧ»;

— метод исследования уровня субъективного контроля;

— методика изучения самооценки (по Будасси, Дембо-Рубинштейн и др. );

— методика изучения уровня притязаний;

— методика типического реагирования на конфликтные ситуации (К. Томаса);

— методика Q-сортировки;

Методики изучения свойств микрогруппового уровня:

— социометрия;

— референтометрия;

— опросники общительности;

— методика диагностики межличностных отношений Тимоти-Лири;

— репертуарные решетки;

—ГОЛ;

Ситуация развития подростка (биологические, психические, личностно-характерологические особенности подростка) предполагает кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде. Подросток, не сумевший благополучно преодолеть новый этап становления своего психосоциального развития, отклонившийся в своем развитии и поведении от общепринятой нормы, получает статус «трудного». В первую очередь, это относится к подросткам с асоциальным поведением. Факторами риска здесь являются: физическая ослабленность, особенности развития характера, отсутствие коммуникативных навыков, эмоциональная незрелость, неблагоприятное внешнесоциальное окружение. У подростков появляются определенные поведенческие реакции, которые составляют специфический комплекс. Выражается это как реакция эмансипации, которая представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых.

Крайняя степень выраженности этой реакции — бродяжничество;

— реакция группирования со сверстниками, проявляется в повышенном интересе к общению со сверстниками, ориентации на выработку групповых норм и ценностей, формировании собственной субкультуры;

— реакция увлечения (хобби), в ней отражаются как веяния моды, так и формирующиеся склонности и интересы подростка.

Определенные осложнения возникают у подростка в процессе профессионального самоопределения, сознательного выбора профессии. Выбор профессии подростком представляет собой многоэтапный процесс выработки и принятие решения. При этом проявляется ряд индивидуальных стилей поиска решений: импульсивные решения, рискованные решения, уравновешенные решения, решения осторожного типа, инертные решения. Индивидуальные стили принятия решений являются отражением как индивидуально-психологических, так и личностных особенностей подростков. Коррекции требуют импульсные и инертные решения.

Методики изучения свойств на этом уровне:

— методика «Карта интересов»,

— методика ДДО (Климов).

Литература

 Акимова M, Борисова ЕМ., Гуревич КМ. и др. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. Обнинск, 1993.

 Александровская ЭМ., Гилъяшева ИЛ. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттела: Метод. реком. Вып. 6. М., 1995.

 Александровская Э.М., Кокуркина Н.И. Психологическое сопровождение подростков в школе. М., 2000

 Андреева АД. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем школьном возрасте // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1988.

 Андрущенко Т.Ю. Графические приемы фиксации субъективных трудностей общения в предподростковом возрасте // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1991. № 1.

 Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения. М., 1997

 Байль Б. И др. Без паники: переходный возраст. М.,1998

 Беляускаите. Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Диагностическая коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.

 Блейхер В.М. Патологические нарушения у подростков. Л., 1973.

 Вассерман Л.И., Горькавая ИА., Ромицына Е.Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение: Метод. пособие. М.; СПб., 1994.

 Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М. 1999

 Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков. Социальное здоровье России, М.,1997

 Диагностика школьной дезадаптации . М., 1995

 Гилъяшева И.Н., Игнатьева НД. Методика в исследовании межличностных отношений ребенка // Психодиагностика детей и подростков: Метод. пособие. Вып. 7. М., 1994.

 Данилова Е.Е. Тест фрустрационных реакций Розенцвейга: Метод, реком. М., 1993.

 Изучение акцентуаций характера у подростков в работе школьного психолога / Под ред. В.Э. Пахальяна. М., 1992.

 Ингенкам К. Педагогическая диагностика. М., 1991.

 Климов ЕА. Как выбирать профессию. М., 1990.

 Коломинскии Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969.

 Комплексная реабилитация детей с проблемами развития и поведения, пострадавших при межнациональных конфликтах М. 1997

 Кулаков СА. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков. М., 1996.

 Комплект материалорв научного-методического центра ДАР им. Выготского. Программа формирования здорового жизненного стиля. М., 2000

 Лейтц Г. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М., 1994

 Леонгард Л. Акцентуированные личности. Киев, 1980.

 Личко А.Е., Иванова Н.Я. Диагностика характера подростка: Метод. пособие. Вып. 10. М., 1995.

 Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М., 1978.

 Маркова А.К., Матис ТА., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.

 Немов Р.С. «Психология» в 3-х томах., М., 1997

 Николаева Л.П. Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе. М. 2000

 Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987.

 Основы возрастно-психологического консультирования: Учеб.-метод, пособие / Под ред. А.Г. Лидерса. М., 1991.

 Основы теории и практики профориентации: Руководство к лабораторному практикуму. Л., 1990.

 Патохарактерологические исследования у подростков / Под ред. А.Е. Личко, И.Я. Ивановой. Л., 1981.

 Пашукова ТА. Исследование эгоцентризма с помощью эгоцентрического ассоциативного теста // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1991. № 2.

 Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М. 1989

 Петровский А.В. К разработке социально-психологического аподхода и групповой психотерапии/групповая терапия при неврозах и психозах., Л, 1975

 Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики / Под ред. А.Г. Шмелева, В.В. Столина. М., 1989.

 Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.,2000

 Прихожан А.М. , Толстых Н.Н. Дети без семьи, М. 1990

 Прутченков Л.С. Трудное восхождение к себе. М. 1995

 Психологическая коррекция умственного развития учащихся / Под ред. К.М. Гуревич, И.В. Дубровиной. М., 1990.

 Психологический анализ урока. Волгоград, 1995.

 Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте: Учеб.-метод, пособие / Под ред. В.А. Худика. Киев, 1992.

 Раттер М. Помощь трудным детям. М. 1990.

 Репкина ГЛ., Заика E. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: В помощь учителю начальных классов. Вып. 7. Томск, 1993.

 Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1991.

 Русалов В.М. Модифицированный личностный опросник Айзенка: Метод. пособие. Вып. 7. М., 1993.

 Рудестам К. Групповая психотерапия, Спб, 1998

 Сафонова и др. Ребилитация детей в приюте. М., 1995

 Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции

 Социальная дезадаптация детей и подростков:причины, проявления, преодоление. М., 1995

 Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М.,1995

 Тест структуры интеллекта: Руководство к применению теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра / Под ред. М.К. Акимовой, В.Т. Козловой. Обнинск,1993.

 Толстых Н.Н. Использование методики неоконченных предложений для изучения временной перспективы // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1988.

 Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера. Л., 1976.

 Хломов Д.Н. Русский гештальт. М., 1992

 Школьный тест умственного развития (ШТУР): Метод, реком. по работе с тестом (для школьных психологов). М., 1987.

 Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций: Метод, реком. / Сост. Н.В. Тарабрина; Под ред. Б.Д. Карвасарского. Л., 1984.

 Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.; СПб., 1996.
написать администратору сайта