Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Психология
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
История
Физика
Экология
Энергетика
Этика
Логика
Религия
Промышленность
Философия
Геология
Социология
Химия
Политология

Развитие социологии в XX xxi вв. основные парадигмы и теории


Скачать 84.17 Kb.
НазваниеРазвитие социологии в XX xxi вв. основные парадигмы и теории
Анкор5_Seminar.docx
Дата24.04.2017
Размер84.17 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла5_Seminar.docx
ТипСеминар
#2302

Семинар № 5

Тема: Развитие социологии в XX – XXI вв.: основные парадигмы и теории.

Социология в России.

Вопрос № 1. Эмпирическое направление в социологии ХХ в.: научные школы, особенности методологии.

Первый период в развитии современной социологии – 20-е – середина 40-х годов – был ознаменован, бурным развитием и доминированием, особенно в США, эмпирической социологии. Нельзя сказать, что до этого эмпирические социологические исследования вообще не проводились. Они проводились и в марксизме, и особенно Э. Дюркгеймом и М. Вебером, и др. Но тогда такие исследования были сравнительно редки, носили разрозненный, несистематический характер, не имели разработанной методологии, а эмпирическая социология еще не выделилась в особый вид исследовательской деятельности. Теперь же они получили небывалый размах. Поскольку впервые это в особенно широком масштабе стало осуществляться американскими социологами, то и центр мировой социологии перемещается к тому времени из Европы в США.

Эмпирическая социология первой половины 20 в. характеризуется следующими чертами:

  • Активно развивается в США

  • Противостояние теории классической европейской социологии

  • Пытается решать новые практические задачи сложных социальных проблем,в связи с быстрым индустриальным развитием общества.

  • Массовое возникновение в университетах и колледжах США социалогических факультетов социол.служб на предприятиях

  • Переориентация многих соцмологов на социальную работу ( исследование взаимоотношений различного вида в группах,коллективах,анализ вопросов воспитания.

Большую роль сыграл выход в свет в 1918–1920 годах совместного труда американских социологов Томаса и Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке», целиком построенного на эмпирическом материале. На основе анализа, прежде всего личных документов (писем, дневников, воспоминаний, биографий и др.) они исследовали разнообразные проблемы адаптации иммигрантов в новых для них социальных условиях.

Особенно большой и серьезный вклад в становление и развитие эмпирической социологии внесла Чикагская школа социологов. Основателем и первым деканом социологического факультета был Смолл. Первыми лидерами Чикагской школы были –Винсент, Хендерсон,Томас. Значительный вклад внесли – Уорд, Самнер,Гиддингс,Кули. Последний лидер школы – Парк.

Их заслуга состояла в эмпирическом социологическом исследовании процессов индустриализации и урбанизации в таком крупном промышленном городе, как Чикаго, который они называли социальной лабораторией. В центре их эмпирических исследований были рост городов, жизнь общин сельских и иностранных мигрантов, проблемы их адаптации к городской среде, социализации личности, семьи, общины, девиантного (отклоняющегося) поведения, преступности, бродяжничества и др.

Чикагская школа занимала лидирующие место в социологии в период с 1915- по 1935 год.

Большое значение имело и проникновение социологии в производственную сферу, и развитие индустриальной социологии и социологии управления. Особую роль здесь сыграл так называемый Хоторнский эксперимент, проведенный американским социологом Э. Майо, который в конце 20-х – начале 30-х годов осуществлял свои исследования на предприятиях Вестерн Электрик Компани. Его значение состоит, прежде всего, в том, что на основе изучения влияния таких факторов, как заработная плата, условия труда, межличностные отношения, стиль руководства и др., на производительность труда, он наглядно показал особо важную роль личностного и группового фактора на промышленном предприятии.

Эмпирическое направление в современной социологии получило в последующие десятилетия еще большее развитие. На его основе создавались многообразные социологические службы прикладного характера, называвшиеся «социальной инженерией» и клиническая социология.

Развитие зарубежной эмпирической социологии в середине и во второй половине 20 столетия проходило в тесной взаимосвязи со становлением, утверждением и обогащением такого важного направления в социологии, как структурный функционализм.

Вопрос № 2. Основные парадигмы современной социологии:

парадигма «социальных фактов»;

парадигма «социальных дефиниций»;

парадигма «социального действия».

Парадигма — это совокупность основных принципов, лежащих в основе теории, обладающих специальным категориальным аппаратом и признающихся группой ученных.

Впервые термин «парадигма» ввел в научный оборот американский философ и историк науки Т. Кун.

В современной социологии, согласно Дж. Ритцеру, существуют пять основных парадигм. Они различаются в зависимости от того, как авторы понимают социальную реальность.

Парадигма социальных фактов - сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов – социальным структурам и социальным институтам, которые рассматриваются в качестве реальных вещей. Т.е общество – объективно существующая реальность, довлеющая над индивидом. В рамках этой парадигмы выделяются три противоположных теоретических направления – структурно-функциональная теория (Парсонс,Мертон,Леви- Стросс) , теория конфликта( Дарендорф,Казер) и системная теория ( Парсонс).

Парадигма социальных дефиниций обязана своим возникновением работам М. Вебера. Социальная реальность здесь рассматривается через способ понимания людьми социальных фактов. Согласно этой парадигме, социальное поведение людей строится в соответствии с пониманием ими социальной реальности. К данной парадигме относятся следующие теоретические направления: символический интеракционизм ( Мид), феноменологическая социология (Шюц) и этнометодология(Гарфинкель) и Теория социальных действий ( Парсонс).

Парадигма социального поведения . Суть данной парадигмы заключается в понимании поведения человека как соответствующей реакции на определенные внешние стимулы. Особое внимание акцентируется на проблеме вознаграждения и наказания. К этой парадигме относятся - теория социального бихевиоризма,бихевиористическая социология (иЛассуэлл) и теория социального обмена ( Хоманс,Блау).

Несмотря на многочисленные попытки социологов, до сих пор не удалось создать единой общей социологической теории,так как сосуществуют различные классификации парадигмы. Так, американский социолог Д. Ритцер разработал интегральную модель социальной реальности. Она представлена в виде взаимодействия четырех уровней социальной реальности: макрообъективного, макросубъективного, микрообъективного и микросубъективного

http://ok-t.ru/studopediaru/baza5/1780124719948.files/image007.jpg

http://ok-t.ru/studopediaru/baza5/1780124719948.files/image008.jpg

Значение этой модели в том, что она позволяет, во-первых, установить реальные взаимосвязи между различными уровнями социальной реальности (рис. 1.5), во-вторых, служит основанием классификации изучаемых явлений, в-третьих, требует применения соответствующей этим явлениям методики и техники.

Вопрос № 3. Перспективы развития социологии в современный период. Важнейшие научные центры

социологических исследований. Научная и популярная социологическая литература.

Вопрос № 4. Развитие социологии в России

психологическое направление (Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареев);

социологические концепции легальных марксистов (П.Б. Струве, М.И. Туган-– Барановский);

плюралистическая социология М.М. Ковалевского.

Общая характеристика развития социологии в советский и современный периоды.

Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа. Первый- с середины XIX в. до 1918 г.XXв., второй- с начала 20-х гг. до конца 50-х гг., третий- с начала 60-х гг. до наших дней.

  1. Яркими представителями психологического направления социологии, которое сложилось в России в 1890-х гг., являются Е. В. Де Роберти и Н. И. Кареев, которые изучали важнейшие проблемы развития общества: изначальные причины и движущие силы; направленность развития общества; прогресса и регресса; роли масс и личности в истории и т. д. Проблемы решались исходя из признания главной роли в поведении людей их индивидуальной и коллективной психологии.

Общественные явления, считали ученые, всегда имеют психологическую основу. С точки зрения Де Роберти социология должна быть тесно связана с психологией, которая определяет социальную деятельность людей. Н. И. Кареев считал, что социология исходит из общей картины общества (мировоззрения), которая создается социальной философией, опирается на факты, науку. Н. И. Кареев выделял три основные стороны духовного бытия: интеллектуальную(ум); эмоциональную(чувства); волевую.

  1. Свое место в развитии русской социологической мысли конца XIX - начала -ХХ века занимал называемый легальный марксизм.Это течение явилось своеобразным выражением либеральной буржуазной мысли. Русские марксисты выступали против теории о возможности России перейти к социализму, минуя капитализм. Они утверждали, что в России уже наступил и должен развиваться капитализм. По их мнению, социализм должен возникнуть как результат объективного экономического развития. Наиболее яркими фигурами легального марксизма были Туган-Барановский и Струве. Легальные марксисты» заимствовали из марксизма его отдельные социологические и экономические идеи, приспосабливая их к своей либерально-буржуазной политической программе. “Легальный марксизм” носил временный, социокультурный характер, связанный с увлечением либеральной интеллигенции марксистскими идеями в период кануна революции 1905-1907 гг. После ее поражения либеральная интеллигенция отошла от марксизма, и “легальный марксизм” прекратил свое существование.



  1. Значительный вклад в развитие русской социологической мысли внес М. М. Ковалевский. Воззрения Ковалевского восходят к социологии О.Конта. Его теория состоит из трёх основных концепций – эволюционистская, плюралистическая и концепция общественного прогресса.

Социология, по мнению Ковалевского, - наука об организации и эволюции человеческого общества.

Эволюционистская концепция Ковалевского:

  • закономерный характер развития общества;

  • поступательность исторического процесса;

  • социальная преемственность (знания, опыт, культура передаются и раз­виваются от одной эпохи к другой).

  • Эволюционируют как отдельные области общественной жизни и соци­альные институты, так и общество в целом.

Мировоззренческий смысл социологического плюрализма М. Ковалевского заключается в том, что факторам общественного развития (экономическим, политическим и т. д.) не придается решающего значения. Каждый из них может выйти на первый план в зависимости от ситуации. Проявление плюрализма Ковалевского - положительное отношение ко многим школам и направлениям: позитивизму О.Конта, историко-сравни-тельному методу, биологической школе, психологической школе.

Теория общественного прогресса: основной закон социологии - закон прогресса;

  • задача социолога - раскрыть перемены, в которые вылился прогресс, и причины, которыми прогресс обусловлен;

  • все народы участвуют в мировом прогрессе, который приведет их к объединению в "мировое солидарное общество".

С конца 1920-х годов социологическая наука в СССР оказалась в кризисе. Это было связано с изгнанием в 1922 г. большой группы ученых из России. Результатом этого стало снижение уровня философии и социологии как научных дисциплин. Большевики решили покончить с «буржуазной социологией» и на месте социологии утвердились принципы, проповедуемые сторонниками Пролеткульта. В 1930-х гг.марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества. В политическом словаре 1958 г. социология домарксовского периода называлась буржуазной, проповедывающей расизм и неравенство наций. Подлинной наукой об обществе и законах его развития назывался исторический материализм, созданный Марксом и Энгельсом.

Возрождение социологии как науки начинается в конце 1950-х - начала 1960-х гг., на волне “хрущевской оттепели”. В этот период были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношения к труду. Большое распространение получило социальное планирование, составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. На этом этапе социологам предстояло не только возродить, но и практически заново создать эту науку. Значительно расширили масштабы социологических исследований в нашей стране Т. Заславская, Б. Грушин, А. Здравомыслов, Ю. Левада, Г. Осипов, В. Ядов.

Возрождение российской социологии как науки относят к концу 80-х – началу 90-х годов. В 1998 году в вузах страны насчитывалось 780 кафедр, в названии которых присутствовало слово «социология». Во многих крупных городах успешно функционируют социологические факультеты, готовящие профессиональные кадры. В настоящее время существует ряд академических, вузовских и независимых социологических центров, проводящих широкие эмпирические и теоретические исследования в самых различных областях общественной жизни.
написать администратору сайта