Главная страница
Навигация по странице:

  • Финансовая система Соединенных Штатов Америки

  • 1. Структура финансовой системы США.

  • Также в государственные финансы включаются финансы предприятий, финансируемых за счет бюджета.

  • Особые фонды

  • Внутригосударственные фонды

  • 3. Бюджетная политика США

  • 3.1. Бюджетный процесс в Соединенных Штатах.

  • Бюджетный процесс в Соединенных Штатах состоит их трех этапов

  • 3.1.1. Президентская редакция бюджета.

  • 3.1.2. Прохождение бюджета через Конгресс.

  • 3.1.3. Исполнение бюджета.

  • США, ФРГ(полный). Тема 16. Особенности функционирования финансовых систем в развитых странах (4 часа)



    Скачать 215.5 Kb.
    НазваниеТема 16. Особенности функционирования финансовых систем в развитых странах (4 часа)
    АнкорСША, ФРГ(полный).doc
    Дата06.05.2017
    Размер215.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСША, ФРГ(полный).doc
    ТипДокументы
    #8628
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Тема 16. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ (4 ЧАСА)

    Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев и элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих её осуществлению. Состоит из финансовых институтов (организации, учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность, министерство финансов, казначейство, центральный банк, налоговая инспекция, фондовые и валютные биржи) и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов.

    Финансовая система оперирует разнообразными денежными средствами, включающие все виды денежных агрегатов – количество денег, безналичные формы денег (деньги на счетах аккредитивов, денежные сертификаты), ценные бумаги в виде акций, векселей, опционов.

    Финансовая система Соединенных Штатов Америки подробно изучена экономистами многих стран, в том числе и России. Такой интерес, безусловно, оправдан: сравнительно молодая страна, финансовая система которой начала складываться только в начале двадцатого века, а сейчас уже бесспорный лидер практически во всех сферах развития общества, США не могут не являться объектом пристального внимания.

    1. Структура финансовой системы США.

    Система государственных финансов США состоит из трехуровневой бюджетной системы и специальных фондов. Состав бюджетной системы соответствует федеративному государству и включает федеральный бюджет; бюджет 50 штатов; более 80 тыс.местных бюджетов (графств, муниципалитетов, тауншипов, специальных округов); доверительные фонды.

    Американская система организации государственных финансов характеризуется высоким уровнем децентрализации. Это означает, что, во-первых, сферы компетенции федеральных властей и штатов разграничены. Так штаты не вправе заключать международные договоры, выпускать деньги, принимать законы, имеющие обратную силу, или законы, нарушающие договорные обязательства… Тезис «все, что не запрещено – разрешено» характеризует систему взаимоотношений между уровнями государственной власти США.

    Во-вторых, каждый уровень государственного управления – федерация и штаты – самостоятельно составляет и утверждает свой бюджет, разрабатывает и проводит налоговую политику, управляет долгом. Бюджеты штатов не входят в федеральный бюджет, а местные бюджеты – в бюджет штатов. Местное самоуправление не включается в систему государственной власти.

    В США треть муниципалитетов представлена специальными округами, оказывающими услуги в области образования, транспорта, водоснабжения, сбора и вывоза мусора, экономического развития и др. Сводные комитеты специальных округов управляют производством этих услуг и отвечают за налогообложение, ценовую политику и т.д.

    К преимуществам специальных округов относятся следующие: услуги предоставляются профессионалами, что определяет их высокое качество, причем принятие решений избавлено от политического влияния; целевые поступления от платежей пользователей могут быть направлены на финансирование капитальных расходов.

    Недостатки заключаются в следующем: т.к. каждый округ отвечает за определенный вид услуг, невозможны компромиссы (между расходами на транспорт и на водопровод и канализацию..); усложняется структура местного самоуправления; отсутствует непосредственная связь между специальными округами и местными советами, которые собирают налоги для их финансирования, что снижает степень подотчетности и стимулы к достижению эффективности…

    Федеральный бюджет включает собственно правительственный бюджет (или федеральные фонды) и доверительные фонды, с 1968г вошедшие в федеральный бюджет.

    Правительственный бюджет может обслуживать любые национальные цели по усмотрению президента и конгресса. Источниками федерального фонда являются федеральные подоходные налоги с населения и корпораций, а также акцизы и таможенные пошлины, которые не связаны с конкретными направлениями их использования. В этом заключается их главное отличие от доверительных фондов. Федеральные фонды, как правило имеют отрицательное сальдо баланса, формирующее дефицит федерального бюджета США.

    Доверительные фонды носят целевой характер. В зависимости от целей использования специальные фонды США делятся на экономические, научно-исследовательские, военно-политические, социальные и другие.

    К экономическим фондам относятся инвестиционные, конъюктурные, фонд перестройки и развития экономики и т.д.

    В США функционируют фонды, которые осуществляют программы, ориентированные на поддержку сельского хозяйства, жилищного строительства и внешнеэкономических связей путем предоставления кредитов.

    Научно-исследовательские фонды, используемые для финансовой поддержки научных исследований, частично финансируются из федерального бюджета, а также за счет отчислений от прибыли промышленных предприятий, взносов университетов и колледжей. Средства расходуются на финансирование программ в области фундаментальных исследований, на премии ученым, строительство научных центров, подготовку кадров.

    Военно- политические фонды представляют собой резервы президента США, за счет которых финансируются секретные крупномасштабные научно-технические проекты.

    Важное место в системе государственных финансов США принадлежит социальным фондам, которые функционируют обособленно как самостоятельные финансово- кредитные учреждения. Наиболее крупными являются три общенациональных фонда: фонд страхования по старости, инвалидности и на случай потери кормильца; фонд страхования государственных служащих; фонд помощи нуждающимся. За счет них осуществляется пенсионное обеспечение, страхование здоровья, выплачивается пособие по безработице, временное нетрудоспособности, предоставляется государственная помощь престарелым, инвалидам и нуждающимся. Фонд социального страхования образуется за счет взносов работников и работодателей, доходов от государственной собственности.

    Основным источником их формирования являются страховые взносы, уплачиваемые предпринимателями и застрахованными: 6,2% в виде отчислений на социальное обеспечение и 1,45% - на бесплатную медицинскую помощь. Кроме того, с предпринимателей взимаются отчисления на пособия по безработице в размере 0,8%. Таким образом, комбинированная ставка на работодателей равна 8,45% при максимально облагаемом налоге около 45 тыс.долл., тогда как для застрахованных она составляет 7,65%.

    Система пенсионного обеспечения, распространяющаяся на постоянно занятых наемных работников и самозанятых лиц была введена в США в 1935 г. Для служащих на железной дороге, федеральных служащих и большинства служащих штатов и местных органов власти существуют специальные системы пенсионного обеспечения.

    Лица, достигшие 65 лет и имеющие необходимый стаж страхования, т.е. уплачивающие страховые взносы в течение 40 кварталов (10 лет), имеют право на получение пенсии по старости в полном объеме. На тех же условиях выплачиваются пенсии в возрасте от 62 до 64 лет в сокращенном размере. Лицам, обратившимся за пенсией в возрасте 65-69 лет, пенсия повышается на 0,5% в месяц (или на 6% в год), что стимулирует граждан к более позднему выходу на пенсию.

    Средний размер пенсии составляет 40% среднего заработка, для лиц с низким уровнем доходов – 60%. Исходя из уровня стоимости жизни, пенсия автоматически индексируется, кроме того выплачиваются надбавки на иждивенцев в размере 50% пенсии по старости.

    В качестве дополнительных льгот в США пенсионерам оказывают бесплатную медицинскую помощь, выдают бесплатные лекарства, крупные пакеты продовольствия, снижают квартплату до 100 долл. в месяц. Также по достижению 65 лет выплачиваются пособия по страхованию здоровья.

    По закону остатки средств доверительных фондов нельзя использовать для пополнения федеральных фондов, они должны быть вложены в государственные долговые обязательства. Сальдо доверительных фондов, как правило, положительное, что снижает общий дефицит федерального бюджета.

    Существуют и другие внебюджетные фонды, их доля около 2% от доходов федерального бюджета. Также в государственные финансы включаются финансы предприятий, финансируемых за счет бюджета.

    2. Фонды в финансовой системе Соединенных Штатов.

    Широкий спектр расходов финансируется из федеральных и доверительных фондов.

    Федеральные охватывают разные виды фондов.

    Обычные фонды, составляющие большую часть бюджета, пополняются доходами от почти всего поступления подоходного налога, а также доходами от обычного заимствования. Счета назначений обычных фондов отражают их расходы.

    Особые фонды состоят из доходных счетов, предназначенных законом для определения целей и связанных со счетами назначений для расходов целевых доходов.

    Оборотные фонды государственных предприятий используются для программ, разрешенных законом для ведения сделок предпринимательского характера, прежде всего с обществом, в котором расходы порождают сборы.

    Внутригосударственные фонды являются оборотными фондами, совершающими сделки предпринимательского образца, прежде всего с и между, государственными ведомствами.

    Доверительные фонды создаются для учета денежных доходов и расходов государства для достижения определенных целей и выполнения особых программ в соответствии с положениями, определяющими фонд как доверительный (таковым является Доверительный фонд автодорог) или для выполнения условия договора-доверия (таковы доверительные фонды для дарений и пожертвований для определенных целей). Доверительные оборотные фонды - это доверительные фонды, пополняемые сборами, предназначенными законом для выполнения сделок предпринимательского образца.

    Напротив, федеральное правительство владеет активами большинства федеральных доверительных фондов и может повысить или понизить сборы и выплаты доверительных фондов или изменить цели, для которых используются сборы, путем изменения действующих законов. Но нет существенной разницы между доверительным фондом и особым фондом или между доверительным оборотным фондом и оборотным фондом государственного предприятия.

    3. Бюджетная политика США

    Существует связь политики государства и бюджетной политики с лидирующей партией. При демократии упор делается на социальные расходы. Это предусматривает увеличение дифференциации налогов в пользу богатого населения и определенное сокращение расходов на военные мероприятия и т.д. Для республиканцев, как правило, - минимальное вмешательство государства в экономику, обеспечение большей сбалансированности бюджета, сокращение социальных расходов и изменение налогового механизма в пользу предпринимателей (сокращение налогов на прибыль корпораций).

    3.1. Бюджетный процесс в Соединенных Штатах.

    Бюджетная система Правительства Соединенных Штатов предоставляет возможность Президенту и Конгрессу решать, сколько денег тратить, на что их тратить и за счет каких средств осуществлять эти расходы. Посредством бюджетной системы решается вопрос распределения ресурсов между агентствами Федерального Правительства. Бюджетная система фокусируется преимущественно на финансовых ресурсах, затрагивая, впрочем, и вопросы занятости в государственном секторе. Решения, принятые в бюджетном процессе, затрагивают страну в целом, Федеральное Правительство и правительства штатов, а также каждого гражданина. Многие бюджетные решения США имеют мировое значение. Конгресс и Президент узаконивают бюджетные решения, а развитая бюджетная система проводит эти решения в жизнь.

    В рамках бюджетного процесса в конгрессе США существуют три параллельных, но взаимосвязанных этапа:

    - определение целей бюджетно-финансовой политики;

    - разрешение (санкционирование) на осуществление той или иной программы или вида деятельности, установление предельного объема средств, которые могут быть израсходованы за время ее реализации и определение целей программы;

    - принятие биллей по ассигнованиям.

    Бюджетный процесс в Соединенных Штатах состоит их трех этапов:

    Президентская редакция бюджета

    Прохождение бюджета через Конгресс

    Исполнение бюджета

    3.1.1. Президентская редакция бюджета.

    Президентская редакция бюджета Соединенных Штатов, состоит из нескольких частей, в которых излагаются финансовые предложения Президента и рекомендуемые приоритеты распределения финансовых ресурсов Правительством. Бюджет сосредотачивается на бюджетном году (финансовый в США начнется 1 октября и закончится 30 сентября следующего года). Бюджет США покрывает, по крайней мере, четыре следующих за бюджетным года с целью отражения долгосрочных эффектов принятых бюджетных решений. Президент начинает процесс подготовки проекта бюджета с определения основных направлений бюджетной и фискальной политики, обычно весной каждого года, то есть за 9 месяцев до передачи бюджета в Конгресс и за 18 месяцев до принятия бюджета в качестве закона. Основываясь на этих общих указаниях Административно-Бюджетное Управление (АБУ) работает с Федеральными Агентствами, устанавливая более конкретные и детализированные направления бюджетной политики, планирования и распределения средств между Федеральными агентствами, как на бюджетный год, так и на четыре последующих года, и контролируя составление их индивидуальных бюджетов. Это касается проектов перспектив развития экономики, подготавливаемых обычно Советом Экономических Консультантов, АБУ и Департаментом Казначейства (ставки процента, темпы экономического роста, инфляция, безработица, количество людей, подпадающих под действие различных социальных программ, и множество других факторов могут оказать влияние на расходы и доходы Правительства).

    Президент обязан представить бюджет в Конгресс не позднее первого понедельника февраля следующего финансового года, который начинается 1 октября. Это дает Конгрессу 8-9 месяцев до начала нового финансового года, чтобы рассмотреть бюджет.

    3.1.2. Прохождение бюджета через Конгресс.

    Конгресс рассматривает план бюджета, предложенный Президентом, и одобряет, модифицирует или не одобряет его. Конгресс может изменять финансирование фондов, исключать программы или добавлять программы, не заявленные президентом. Он может вводить и исключать налоги и другие источники поступлений, может вносить прочие изменения, влияющие на объем поступлений. Конгресс не принимает бюджет как таковой. В процессе вынесения резолюции, он соглашается с общими доходами и расходами, размером дефицита или профицита и лимитами гос. долга. Бюджетная резолюция, кроме того, дает основу, на которой комитеты конгресса подготавливают финансовые законопроекты и прочие документы доходного и расходного законодательства. Согласованная резолюция, по поводу бюджета, не является законом, а значит, не требует утверждения Президентом. Однако конгресс принимает во внимание взгляды президента при подготовке бюджетных решений, поскольку в одобрении президента нуждается законодательная деятельность конгресса по бюджетному распределению. Финансовые законопроекты принимаются в Палате. Часты и разногласия по поводу финансовых законопроектов между Палатой и Сенатом. В этом случае формируется двусторонняя комиссия - совещательный комитет. После согласования в совещательном комитете законопроект направляется в оба органа для утверждения. Согласованный и утвержденный законопроект направляется на подпись президенту, который может либо его одобрить, либо наложить вето. Причем президент не может наложить вето на часть законопроекта и утвердить какие-то отдельные части. На самом деле, хотя ежегодные финансовые законопроекты и регулируют расходы по большинству Федеральных программ, под их контролем обычно находится только одна треть общих расходов в каждом году. Оставшуюся часть расходов контролируют постоянно действующие законы, называемые уполномочивающими законами. Эта категория расходов включает проценты, выплачиваемые по государственному долгу, расходы по некоторым основным программам, таким как Социальное Обеспечение, Федеральная Система Медицинской Помощи Престарелым и Федеральная Система Медицинской Помощи Неимущим, Пособия по Безработице, Пенсионное Обеспечение Федеральных Служащих. Налоговые законы принимаются в Постоянно Действующей Бюджетной Комиссии Конгресса и в Комиссии по Финансам Сената. В некоторые годы Конгресс принимал комплексные бюджетные согласовательные акты, объединяющие поправки к различным законам. Такие комплексные акты являлись орудием достижения согласия между президентом и конгрессом.

    3.1.3. Исполнение бюджета.

    Исполнением расходной части бюджета в США занимаются министерства и ведомства федерального правительства, а исполнением доходной части бюджета – министерство финансов. Контроль за правильностью распределения и расходования бюджетных средств проводит главное контрольное финансовое управление, созданное в 1921г.

    Кассовое исполнение бюджета возложено на банки федеральной резервной системы. В основе кассового исполнения бюджета лежит принцип единства кассы. Это означает, что все собранные на территории страны доходы поступают на счет министерства финансов в ФРС. Это позволяет министерству финансов предотвращать кассовые разрывы, т.е. несоответствие между подлежащим финансированию объемом бюджетных обязательств и имеющимися в распоряжении доходами.

    Отчет об исполнении федерального бюджета совместно составляют министерство финансов США с экономическим советом при президенте США.

    ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ США
    Налоговая система США сложна и разнообразна. Право устанавливать свои собственные налоги обладает не только федеральное правительство, но и правительство штатов и территорий, а также местные органы власти в городах, графствах, округах и т.д.

    Основные показатели федерального бюджета США:

    - налог на прибыль корпораций;

    - индивидуальный подоходный налог;

    - таможенные пошлины;

    - взносы в фонды социального обеспечения;

    - налог на наследство и дарение;

    - налог с продаж;

    - налоги на движимое и недвижимое имущество;

    - акцизы.

    Для федеральных налогов характерна прогрессивная шкала, поэтому основное бремя их уплаты лежит на обеспеченных слоях населения. Местные налоги имеют плоскую или в некоторых случаях регрессивную шкалу, что способствует более равномерному участию жителей той или иной территории в формировании доходной части ее бюджета.

    Основная часть американских граждан (до 90%) выплачивает в виде налогов 25% от своих, у остальных 10% доля налоговых отчислений выше (до 50%).

    Налоги в США признаются одними из самых низких в индустриально развитых странах – их доля составляет всего 28% ВВП (в др.странах до 38%).

    Важную роль в бюджетно-налоговой практике США играют налоговые льготы.

    ВНП в 2009г.составил 14,7 трл.долл., доходы бюджета 2,6 трл.долл.или 17,8% от ВВП.
      1   2   3   4
    написать администратору сайта