Главная страница
Навигация по странице:

Педагогическая психология Регуш Орлова. Учебное ёз пособие под редакцией Л. Регуш, А. Орловой Педагогическая психология Допущено Учебнометодическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,



Скачать 2.85 Mb.
Название Учебное ёз пособие под редакцией Л. Регуш, А. Орловой Педагогическая психология Допущено Учебнометодическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
Анкор Педагогическая психология Регуш Орлова.doc
Дата 12.04.2017
Размер 2.85 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Педагогическая психология Регуш Орлова.doc
Тип Документы
#599
страница 3 из 30
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
Глава 1.2

Психологическое здоровье
участников образовательного
процесса


Гармония тела и духа — как это много значит! В безумии своем мы разлучили их и выдумали реализм с его вульгарностью и идеализм с его

пустотой.
Оскар Уайльд
Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом

мире.
Джон Локк


Основные понятия: психическое здоровье, психологическое здоровье, уровни психологического здоровья: витальный, социальный, экзис­тенциальный, глубинная со-бытийность как фактор психологического здоровья, критерии психологического здоровья, профессиональное выгорание, профессиональные деструкции.


1.2.1. Понятие о психологическом здоровье

Последнее время во многих государственных и негосударственных об­разовательных учреждениях формируются психологические службы. На вопрос об их функциях и значимости ответила И. В. Дубровина (2004), подчеркнув, что главной целью психологической службы





является обеспечение психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста. Для студента педагогического университета — будущего педагога или психолога — важно осознавать что представляет собой психологическое здоровье, каковы возможности обеспечения психологического здоровья учащихся в образовательном учреждении. Учителю, администрации образовательного учреждения важно уметь сохранять свое психологическое здоровье и психологическое здоровье учащихся.

В медицинской, психологической литературе упоминаются поня­тия физического (физиологического, биологического, соматического), психического здоровья. Понятие же психологического здоровья упот­ребляется относительно редко. При этом разные авторы зачастую дают ему разные определения.

Для того чтобы ввести понятие психологического здоровья, важно показать разницу между понятиями «биологическое» («физическое»), «психическое» и «психологическое».

Обращаясь к различению понятий «психическое» и «биологическое», можно отметить, что психическое всегда протекает , развертывается в рамках определенных биологических (физиологических) условий. Для обеспечения развития психики необходимы определенный диапазон этих условий и их устойчивость. Серьезное нарушение внутреннего равновесия изменяет характер протекания психических функций, тем самым так или иначе влияя на эти функции. Как интересно выразился Б. С. Братусь, «биологическое составляет необходимое условие, в кото­ром разыгрывается драма человеческой жизни». При этом психические явления возникают в ходе специфического взаимодействия индивида с внешним миром (Брушлинский А. В., Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л. и др.). Брушлинский А. В. (1978), описывая психическое как процесс, выделил две его основные особенности: 1) психическое относится к числу живых процессов, и 2) среди последних оно выделяется наиболь­шей динамичностью, непрерывной подви жностью и и зменчивостью. И, согласно А. В. Брушлинскому в этом отношении психическое отлича­ется даже от физиологического. Таким образом, необходимо различать существование двух реальностей: а) класса условий (биологической и социальной реальности) и б) процесса, протекающего в этих условиях (психической реальности). В то же время психическая реальность пред­полагает наличие как минимум двух составляющих — психического и психологического. Отмечая разницу между психическим и психологи­ческим, В. Н. Мясищев писал о существовании «собственно личност­ного психического» и «просто психического». Определение понятий «биологическое», «психическое» и «психологическое» позволяет более





точно разделить понятия «соматическое здоровье», «психическое здо­ровье» и «психологическое здоровье».

В конце ХХ — начале XXI в. к разделению понятий «психическое» и «психологическое» обратились в связи с определением понятий «пси­хическое здоровье» и «психологическое здоровье». Дубровина И. В. (2004), вводя понятие «психологическое здоровье», отметила разницу между психическим и психологическим здоровьем: психическое здоро­вье, по сути, имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам; психологическое здоровье характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлением человеческого духа.

Пахальян В. Э. (2006), анализируя понятие здоровья и понятие психологического здоровья, определяет психологическое здоровье как «...д инамическое состояние внутреннего благополучия (согла­сованности) личности, которое составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе развития».

Отвечая на вопрос, что такое психологическое здоровье, автор мо­нографии «Психология здоровья», В. А. Ананьев, выделяет следующие черты психологически здоровой личности:

  • соматическое здоровье;

  • развитие самоконтроля и усвоение реакций, адекватных различным ситуациям в жизни человека;

  • умение разводить реальные и идеальные цели, границы между раз­ными подструктурами «Я» — Я-желающим и Я-долженствующим;

  • умение регулировать свои поступки и поведение в границах соци­альных норм (Лазурский А. Ф.).

В целом анализ литературы позволяет выделить ряд существенных признаков, используемых современными психологами при описании психологического здоровья личности:

  1. Осознанность и осмысленность человеком самого себя, мира в це­лом, своего взаимодействия с миром.

  2. Полнота «включенности», переживания и проживания настоящего, пребывание в процессе.

  3. Способность к совершенствованию наилучших выборов в конкрет­ной ситуации и в жизни в целом.

  4. Способность не только выражать себя, слушать другого человека, но и участвовать в со-творчестве с другим человеком.

  5. Глубинная со-бытийность как способность человека пребывать

в пол ноценном, способствующем совершенствованию участников контакте, подлинном диалоге и организовывать его.





  1. Чувство свободы, жизни «в соответствии с самим собой» как состо­яние осознавания и следования своим главным интересам и наилуч­шему выбору в ситуации.

  2. Ощущение собственной дееспособности «Я могу».

  3. Социальный интерес или социальное чувство (в терминологии А. Адлера), то есть заинтересованный учет интересов, мнений, потреб­ностей и чувств других людей, постоянное внимание к тому, что рядом — живые люди.

9. Состояние устойчивости, стабильности, определенности в жизни
и оптимистический, жизнерадостный настрой как интегральное
следствие всех перечисленных выше качеств и свойств психологи-
чески здоровой личности, Это состояние не стоит путать с состо-
янием ригидности, «зашоренности» стереотипами и шаблонами.
Наоборот, это состояние гибкого, но устойчивого баланса в динамич-
ном, со значительной степенью неопределенности, жизненном мире.
Рассматривая понятие психологического здоровья в свете представ-
лений о единстве биологического (физического, физиологического),
психического и социального, можно утверждать, что психологическое
здоровье предполагает устойчивое, адаптивное функционирование
человека на виталь ном, социальном и э кзистенциальном у ровнях
жизнедеятельности
.

Психологическое здоровье на витальном уровне жизнедеятель­ности предполагает осознанное, активное, ответственное отношение человека к своим биологическим потребностям, потребностям своего тела. Такой человек заботится не только о здоровье, чистоте, красоте своего тела, но и исследует , осознает свои привычные движения, жесты, зажимы, мышечный панцирь в целом. Кроме того, психологи­чески здоровый человек может исследовать и само свое отношение к своему телу.

В целом здоровье витального уровня жизнедеятельности характери­зуется динамическим равновесием всех функций внутренних органов, адекватно реагирующих на влияние внешней среды, стремящихся к поддержанию гомеостатического состояния всего организма в целом. Любое отклонение от нормативных показателей проявляется в виде болевой реакции, имеющей защитные свойства и предупреждающей о дисфункции, нарушении в деятельности того или иного органа или всего организма. Это уровень взаимодействия природной среды орга­низма и окружающего его физического мира. Процесс самоопределе­ния на витальном уровне актуализирует поведение человека, направ­ленное на удовлетворение биологических потребностей. В психологии этот способ самоопределения связан с понятиями: саморегуляции





(Конопкин О. А., Морсанова В. И.); адаптогенной ситуации (Посо-хова С. Т.), детерминации поведения (Павлов И. П.); генетической обусловленности (Вильсон Е. О.); либидо-танатоса (Фрейд З.); видо­вого самосохранения (Дарвин Ч.).

Психологическое здоровье социального уровня жизнедеятель­ности определяется системой социальных отношений, в которые вступает человек как общественное существо. При этом наиболее значимыми для человека становятся условия протекания социальных отношений, определяемые нормами морали, права, ценностными ориентациями и нравственностью. Критерием социального здоровья часто выступают уровень социальной адаптации и адекватность реак­ций человека на внешние воздействия (Мясищев В. Н.), адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, направленность на общественно полезное дело, аль труизм, от­ветственность, эмпатия, бескорыстие, культура потребления (Никифо­ров Г. С.), способность к целеполаганию и достижению поставленных целей (Тихомиров О. К.). Этот уровень функционирования человека характеризуется сложной системой субъект-объектных отношений, содержащих в себе как субъектные, так и объектные характеристики. К субъектным характеристикам можно отнести закономерности пси­хической организации человека, проявляющиеся в функционирова­нии эмоционально-волевой и когнитивных сфер, дающих основание для формирования личности, интегрируемой ценностно-нравствен­ной системой в мировоззрении. Объектные характеристики также имеют определенные закономерности, проявляющиеся в обществен­ных отно шениях, заданных нормами куль турной среды, социальной и государственной организациями или субкультурными ценностями. Поэтому единых критериев социальной нормы не существует, каждая культурная среда формирует свои нормы, а показателем социального здоровья является уровень адаптивности к нормам того социума, в котором человек живет . Социальным иммунитетом на субъектном уровне являются интериоризированные общественные и культурные нормы, представленные в структуре ценностей и эталоне межличнос­тных отношений, нарушение или неисполнение которых фрустрирует человека, проявляясь во внешнем или внутреннем конфликте, что вызывает тревогу, сигнализирующую о возможности возникновения проблем с социальным здоровьем.

Социальное психологическое здоровье определяется степенью профессиональной самореализации человека. Профессиональное самоопределение социального уровня характеризуется влечением к сотрудничеству, желанием следовать нормам, трудолюбием. Смысл





жизни на данном уровне определяется стремлением к доверительным отношениям, защищенности и ответственности. Профессиональная деятельность (согласно исследованиям М. Я. Дворецкой) характеризу­ется стремлением к социальной стабильности, являющейся следствием жизненного и профессионального выбора с избеганием фрустрирую-щих ситуаций и бесполезной, бессмысленной деятельности.

О психологическом здоровье на социальном уровне жизнедеятель­ности свидетельствует в ысокая ст епень гармонизации человеком своих взаимоотношений с обществом. В процессе гармонизации своих взаимоотношений с обществом человек осознает свои социальные по­требности, расширяет средства и способы их реализации. В это время он формирует собственную автономность, самодетерминацию, самоуп­равление, реализует заложенные природой силы и способности.

Психологическое здоровье на экзистенциальном (глубинном) уровне жизнедеятельности предполагает ориентацию человека на свой глубинный внутренний мир, формирование доверия своему внутрен­нему опыту, обновленных, духовных отношений с внешним миром.

Экзистенциальный уровень жизнедеятельности также имеет свои критерии и показатели здоровья. В первую очередь к ним можно от­нести наличие смысла жизни, определяющего устремления человека к идеалу, осуществление которых сопряжено, как правило, с борьбой идеала и действительности. Экзистенциальный идеал есть нечто беско­нечное, никогда не достижимое, особенно в пределах короткой жизни личности в чувственном мире. Он определяется как вечная, не завер­шаемая цель человеческого существования. Экзистенциальный идеал призван определять то, что есть вечное и неизменное в человеческой природе, оттеняя собой преходящие ценности конечного бытия. Он способствует поиску смысла жизни, связанному с разрешением экзис­тенциальных дихотомий (жизнь — смерть; свобода — ответственность; смысл — бессмысленность; одиночество — любовь; совесть — закон), что в свою очередь активизирует процесс самопознания человека. Присутствие экзистенциальных дихотомий, с одной стороны, указы­вает на наличие глубинных внутренних конфликтов, сопровождаю­щихся нарастающей тревогой и безотчетными страхами, но, с другой стороны, при их позитивном разрешении, — представляет собой воз­можность личностного роста, где осуществление выбора и принятие ответственности за него определяет направленность личности в целом. Негативное разрешение дихотомий чаще всего сопряжено с явлением «сожжения совести», когда человек в своем безудержном стремлении к потреблению и удовольствиям избирает путь внешнего благополу­чия, обессмысливая свою духовную, подлинно человеческую жизнь.





Эмоционально значимые отношения проявляются в форме сотрудни­чества и «братской» любви. Особое значение придается творчеству , приносящему духовное удовлетворение и способствующему «разви­тию себя». Смысл жизни заключается в «активном жизнетворчестве», помогающем обрести «мир в душе», «стать личностью».

Итак, еще раз подчеркнем разницу между психическим и психологи­ческим здоровьем. Психическое здоровье имеет отношение к отдельным процессам и механизмам психики: мышлению, памяти, ощущению, вос­приятию, эмоциям, воле и пр. Психологическое здоровье характеризует личность в целом, ее отношение к миру, себе, собственной жизни.
1.2.2. Психологическое здоровье школьников и учебный процесс

Проблема здоровья школьников становится в настоящее время все более актуальной. О нерешенности и острой необходимости решения этой проблемы говорят данные обследований физического здоровья учащихся, а также — резуль таты изучения их психических состояний (тревожности, безопасности, интереса и т. п.).

Исследования, проводимые в последнее время, показывают, что увеличивается количество детей, получивших различные заболевания за период обучения в школе, в то время как количество детей, отне­сенных до обучения в школе по состоянию здоровья к первой группе, не увеличивается. В частности, в докладе о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка (2004) констатируется, что на каждую тысячу детей (от 0 до 14 лет) приходится 1162 заболевания с впервые установленным диагнозом.

Мониторинг психического и психосоматического здоровья школь­ников, проведенный под руководством профессора Ананьева В. А. (2006), результаты диспансеризации, проведенной Министерством здравоохранения в 2002 г., выявили наиболее часто встречающиеся соматические заболевания школьников: нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения. Общий вывод гласит о том, что физическое состояние учащихся оставляет желать лучшего, а школьные успехи не компенсируют отставания в физическом разви­тии. Обследование влияния информационной нагрузки на состояние здоровья показало, что «даже под влиянием кратковременной инфор­мационной нагрузки у школьников наблюдаются выраженные измене­ния регуляторных возможностей, свидетельствующие о напряжении механизмов адаптации» (Ананьев В. А., 2006, с. 33).





Медицинские психологи тоже считают обучение зоной опасности для психического здоровья. В частности, многочисленные исследова­ния А. И. Захарова (Захаров А. И., 2004) свидетельствуют о том, что число страхов, а затем и невротических страхов, связанных со школой, наблюдается у учеников начиная с 1 класса и заканчивая выпускными. Меняются его конкретные источники, но психическое состояние тре­воги и напряженности остается. Какие же опасности для здоровья уче­ника (физического, психического, психологического) несет обучение? Опасность представляет противоречие между уровнем требований того или иного учебного предмета и возможностями ученика. Реали­зуемое школой развивающее обучение имеет теоретической основой учение Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития. Главным словом в этом учении является слово «помощь, благодаря которой можно ак­туализировать новые возможности ученика».

Невозможность получить необходимую помощь при усвоении нового сложного материала постепенно формирует внутренний кон­фликт, который базируется на противоречии между потребностью в самоуважении, самопринятии и одобрении со стороны значимых людей и низкими учебными достижениями.

Как известно, восприятие угрозы для жизни основано на инстинкте самосохранения, а угрозы для благополучия — на социальном опыте межличностных отношений.

Вспомним первоклассника, которого родители ведут в школу . Ос­новное беспокойство родителей связано не с тем, что ребенок не сможет научиться писать или считать, а с тем, установится ликонтакт учителя и ученика в учебной деятельности.

Для детей с трудностями контакта взрослые перестают быть га­рантами безопасности. Время, когда текущие переживания детей оказываются наполнены тревогой, страхами или гневом, занимает значительную часть их жизни. Основным условием переживаний этих состояний во всех случаях является высокая чувствительность даже к слабым сигналам опасности. Чувство безопасности в настоящем и уверенности в безопасном будущем у ребенка заменяется состоянием низкой чувствительности к опасности1.

Опасным для психического и психологического здоровья является и то противоречивое положение, в которое попадает ученик в процессе обучения. С одной стороны, система образования определяет все сто-


1 Лихтарников А. Л. Беспомощность подростков и психологическое кон­сультирование. В кн.: Наш проблемный подросток: понять и договориться / Под ред. Л. А. Регуш. СПб., 2001.





роны деятельности ученика: содержание, методы организации обуче­ния, план и структуру каждого урока и многое другое, и тем самым она берет на себя ответственность за результаты. С другой стороны, чему-то обучиться можно только, заняв активную позицию, то есть приняв ответственность на себя. Современный школьник такой возможности практически не имеет. А возникшее противоречие порождает ряд нега­тивных следствий, представляющих опасность как для ученика, так и для общества в целом.

К негативным последствиям современного образования можно от­нести следующие личностные характеристики школьника:
написать администратору сайта