Главная страница
Навигация по странице:

Краткий курс психологии_пособие (дополненное). Учебное пособие для неспециальных факультетов педагогических вузов Владимир 2005 ббк 88 я 73 а 16 удк 15



Скачать 2.31 Mb.
Название Учебное пособие для неспециальных факультетов педагогических вузов Владимир 2005 ббк 88 я 73 а 16 удк 15
Анкор Краткий курс психологии_пособие (дополненное).doc
Дата 12.04.2017
Размер 2.31 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Краткий курс психологии_пособие (дополненное).doc
Тип Учебное пособие
#133
страница 13 из 96
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   96

22. Сравнительная характеристика форм чувственного познания - ощущения и восприятия





Ощущение (от лат.sensus – чувство, ощущение сенсорика)

Восприятие (от лат.perceptio – восприятие перцепция)

Познавательные психические процессы чувственного познания

Чувственное отображение объективной реальности; отражение отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии на органы чувств. Эволюционно самая элементарная форма психического отражения.

Целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физ. раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. (в виде целостных образов)

Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. При этом всякий перцептивный образ включает в себя целый ряд ощущений, т.к. любой предмет или явление обладают многими и различными свойствами, каждое из которых способно независимо от других свойств вызывать ощущение.

Ощущением обладают все животные, живые существа

Только высшие. Восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, помимо ощущений задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются память и мышление. Перцептивная система человека

Ощущения находятся в нас самих

Воспринимаемые свойства предметов и их образы локализованы в пространстве.

Итогом возникновения ощущений является некоторое чувство (ощущение яркости, громкости)

В результате восприятия складывается образ, включающий комплекс взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению.

Для появления ощущений активность не требуется

Чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо проявить встречную активность, направленную на его исследование.




Качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность.

Единство: при ощущении и восприятии  непосредственное воздействие на органы чувств, следствие воздействия.



23. Понятие о памяти. Теории памяти. Память и деятельность личности


Память - всеобщее свойство живых организмов. В работе А.Н.Леонтьева «Проблемы развития психики» указывается, что переход от биологических примитивных форм памяти к высшим, специфически человеческим ее формам является результатом «длительного и сложного процесса культурного, исторического развития».

Память - основа психической жизни личности, ведь человек перестал бы ориентироваться в окружающей среде, если бы не сохранял следы воздействия окружающих его предметов в памяти.

Память – это психический процесс запоминания, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта (обстоятельств жизни и деятельности личности.

Таким образом, память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом.

И.М.Сеченов называл память краеугольным камнем психического развития.

Память связывает воедино наш прошлый опыт с настоящим, ориентируя на деятельность в будущем.

Особенности памяти как процесса:

    1. Она связана со всеми психическими структурами;

    2. Она не направлена на непосредственное отражение мира, а имеет дело со вторичными образами и понятиями, оперирует тем, что осталось в ней. Эти способности называют мнемическими, т.е. способностями запоминанию.

Первые попытки объяснения механизмов памяти на психологическом уровне связаны с теорией ассоцианизма. Запоминание, по этой теории,  это связывание впечатлений прошлого с настоящим. Условием проявления связи между впечатлениями является одновременность их появления. Одно из проявлений ограниченности теории ассоцианизма состоит в том, что смежность объектов во времени и пространстве считается достаточным условием для запоминания их как имеющих связь. Такая трактовка механизмов памяти не учитывает избирательного характера связей между впечатлениями в процессе запоминания. Понятие ассоциации закрепилось в психологии. «Краткий словарь системы психологических понятий» К.К.Платонова дает следующее определение: «Ассоциации - это отражение в сознании связей познаваемых феноменов, когда представление об одном вызывает появление мысли о другом». Психологами было выделено несколько видов ассоциаций: по смежности во времени, по смежности в пространстве, по сходству, по контрасту. Ассоциации - механизм запоминания и воспроизведения, но всех явлений памяти они не исчерпывают. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти. Например, закон забывания Германа Эббингауза. В соответствии с этим законом (выведенным на основе опытов с запоминанием 3-х буквенных слогов) забывание вначале идет довольно быстро, в течение 1 часа – до 60% забывается, чрез 6 дней остается менее 20% от общего числа первоначально выученных слогов.

На основе критики ассоцианизма возникли новые теории. Одна из них - теория гештальтизма (от немецкого «гештальт»  структура). В отличие от элементарного подхода к явлениям ассоцианистов, гештальтисты учитывают, прежде всего, принцип синтеза элементов, принцип первичности целого по отношению к его частям. В качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов в мозгу по принципу подобия по форме (изоморфизм). В «Общей психологии» под редакцией А.В.Петровского отмечено, что определенная организация материала играет большую роль в запоминании, но ее функция может быть реализована только в деятельности субъекта. А у гештальтпсихологов принцип целостности действует вне и помимо деятельности субъекта.

Бихевиоризм подчеркивал роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделял изучению того, как работает память в процессе научения.

Психоанализ З.Фрейда выяснял роль положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала, описал механизмы подсознательного забывания материала.

В начале 20 века возникла смысловая теория памяти (А.Бине, К. Бюлер) На 1-ый план при запоминании и воспроизведении материала выдвигается смысловое содержание материала. Смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое.

В отечественной психологии развивается в настоящее время теория деятельностного опосредования всех психических процессов, доказывающая, что запоминание зависит от того, какую роль играет данный материал в деятельности человека. В контексте этой теории память выступает как особый вид психической деятельности, включающий систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи – запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информации (А.Н.Леонтьев, П.И.Зинченко, А.А.Смирнов).
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   96
написать администратору сайта