Главная страница
Навигация по странице:

Краткий курс психологии_пособие (дополненное). Учебное пособие для неспециальных факультетов педагогических вузов Владимир 2005 ббк 88 я 73 а 16 удк 15



Скачать 2.31 Mb.
Название Учебное пособие для неспециальных факультетов педагогических вузов Владимир 2005 ббк 88 я 73 а 16 удк 15
Анкор Краткий курс психологии_пособие (дополненное).doc
Дата 12.04.2017
Размер 2.31 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Краткий курс психологии_пособие (дополненное).doc
Тип Учебное пособие
#133
страница 14 из 96
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   96

24. Физиологические основы памяти.


Если исходить из тезиса теории деятельностного опосредования психических процессов о том, что образование связей между представлениями определяется тем, что с запоминаемым материалом делает субъект, то такое понимание механизмов памяти соответствует положениям физиологической теории И.П.Павлова. Образование условно-рефлекторных связей между имеющимся опытом и новыми впечатлениями является физиологической основой памяти (См. «Общая психология» под ред. А.В.Петровского. - М. - 1970. - С. 261.).

Как известно, открытие И.П.Павловым условного рефлекса явилось предпосылкой создания универсального принципа для обучения человека и животных. Впоследствии установлено, что, например, запоминание - это процесс, в результате которого происходит образование и дальнейшее сохранение временных нервных связей, образующихся в мозгу.

Временные нервные связи, образовавшиеся после тренировки, сохраняются в течение значительного периода времени и даже на протяжении всей жизни человека. Например, в пожилом возрасте люди помнят иностранные слова, заученные в детстве, хотя всю жизнь говорили на другом языке. При извлечении из хранилища памяти часть временных связей не оживляется, а затормаживается, устраняя помехи для образования условного рефлекса. Когда под воздействием предмета и явления оживляется нужная временная связь, происходит узнавание. Подобные примеры приведены в работе Л.И.Куприяновича «Резервы улучшения памяти».

25. Виды памяти.


Виды памяти таковы: словесно-логическая, образная, эмоциональная, двигательная.

Словесно-логическая память - это память на знания в речевой форме, логические схемы, математическую символику. Словесно-логический вид памяти связан со складом ума человека, склонного к философским обобщениям, теоретическим рассуждениям.

Образная память - память на представления. Представление - это образ предмета или явления, не воздействующего в данный момент на органы чувств. Уровень развития образной памяти неодинаков для разных модальностей, поэтому различают зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, двигательную память. Очень высок уровень развития зрительной памяти, например, у шахматистов.

При эмоциональном виде памяти, прежде всего, сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства. Эмоциональная память хорошо развита у актеров.

Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Таким видом памяти обладают спортсмены, танцовщики. Достаточно вспомнить такой впечатляющий пример: М.М.Плисецкая, народная артистка СССР, выучила свою партию в балете «Гибель розы» (постановка M.Бежapa) всего за несколько дней.

Существуют несколько критериев для классификаций видов памяти.

По временной характеристике различают мгновенную (или иконическая, следовая), существует она долю секунды; кратковременную (или первичную). Действует до 20 – 30 сек. Кратковременную память характеризует объем 5 – 9 ед. информации; оперативную (рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, от нескольких секунд до нескольких дней); долговременную (вторичная) – способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока; вечную (третичная) – информация, которая держится на протяжении всей жизни (например, лица родственников).

По наличию или отсутствию цели различают произвольную и непроизвольную память.

В зависимости от ведущей модальности память может быть осязательной, обонятельной, тактильной, слуховой, зрительной, кинестезической.

По степени обработки материала она бывает механической и смысловой.

26. Процессы памяти. Индивидуальные особенности памяти.


Запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание - процессы памяти. Эти процессы рассматриваются, как правило, на основе функции, выполняемой памятью в жизни и деятельности.

Запоминание - процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно, то есть запоминается всегда то, что значимо для субъекта, определяется его целями, мотивами и способами деятельности. Запоминание протекает в следующих формах: запечатление (прочное и точное сохранение событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд), непроизвольное запоминание (сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения), произвольное запоминание (связано с необходимостью сохранить знания, навыки важные в трудовой деятельности), заучивание (запоминание с целью сохранить определенный материал). Запоминание может быть механическим и смысловым.

Следующий процесс памяти - сохранение.

Сохранение - это более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение имеет две стороны: собственно сохранение и забывание.

Сохранение - процесс динамичный, так как ранее полученные знания взаимодействуют с новыми, обобщаются.

Забывается же, прежде всего, то, что перестает быть существенным для индивида. Психологи считают, что больший процент забывания приходится на первые 48 часов после заучивания материала. Немецкий психолог Г.Эббингауз отмечал: забывание наиболее интенсивно сразу после заучивания, а потом – замедляется (см. кривую забывания Эббингауза). Причем, чем более осознан материал, тем медленнее он забывается, поэтому рекомендуется повторение материала. Главное же средство борьбы с забыванием - использование знаний в практике.

Воспроизведение - следующий процесс памяти - это воссоздание в деятельности и общении сохраненного в памяти материала. Уровни воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание. Здесь следует ввести понятие реминисценции. Это отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым.

Каковы же типичные особенности памяти? Учебник психологии под редакцией В.В.Богословского называет четыре группы этих особенностей (см. «Общая психология». – М., 1981. – С.230). Обратимся к параметрам индивидуальных особенностей памяти.

Объем памяти указывает на количество единиц информации, которое люди обычно удерживают в памяти. Объем памяти равен «магическому числу Миллера» 7+2. Его нужно учитывать в обучении.

Точность памяти - это способность без искажения воспроизвести информацию.

Мобилизационная готовность памяти - это умение припомнить нужный в данный момент материал, этому способствуют, например, опорные сигналы В.Ф.Шаталова.

Во многих работах ученых об особенностях человеческой памяти приводятся примеры возможностей памяти, ее индивидуальных особенностей, например, известна феноменальная память Михаила Куни. Александр Македонский знал по имени несколько десятков тысяч своих солдат, ходят легенды о памяти на лица Наполеона и Суворова. Интересный пример о том, как В.-А.Моцарт с одного прослушивания запомнил и сыграл всю мессу, ноты которой хранились в тайне, приводит в своем исследовании Л.А.Куприянович. Исключительной музыкальной памятью обладали композиторы И.Глазунов и С.Рахманинов. И. Левитан писал по памяти пейзажи.
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   96
написать администратору сайта