Главная страница
Навигация по странице:

Цареградская Ж.В. - Ребенок от зачатия до года. Универсальное пособие



Скачать 2.32 Mb.
Название Универсальное пособие
Анкор Цареградская Ж.В. - Ребенок от зачатия до года.doc
Дата 24.04.2017
Размер 2.32 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Цареградская Ж.В. - Ребенок от зачатия до года.doc
Тип Документы
#2088
страница 32 из 33
1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   33

Инструктор дородовой подготовки

Инструктор дородовой подготовки решает следующие задачи:

  • дородовая подготовка беременных и семейных пар, ожидаю­щих ребенка, проведение с ними в этих целях групповых и индиви­дуальных занятий;

  • психологическая поддержка в родах.

Консультант по грудному вскармливанию

В задачи консультанта по грудному вскармливанию (молочного кон­сультанта или консультанта по лактации) входит практическая по­мощь матерям в организации полноценного грудного вскармлива­ния, решение проблем грудного вскармливания, формирование у бе­ременных доминанты на грудное вскармливание, помощь матери в правильной организации введения прикормов. Таким образом, мо­лочный консультант решает следующие задачи:

  • консультации по телефону молодых матерей и членов их се­мей по вопросам лактации (психологическая поддержка матери, кон­сультации по вопросам организации грудного вскармливания, первая помощь при проблемах), а также по вопросам формирования пищевого поведения ребенка и др. вопросам;

  • консультации на дому в случае проблем с грудным вскармлива­нием (обучение правильному прикладыванию ребенка к груди, обу­чение сцеживанию, оказание помощи при недостатке молока, отказе от груди, лактосше, мастите, травмах соска, проведение релактации, организация введения прикормов и тд.);

  • проводит просветительские беседы и консультирование в родильных домах, женских консультациях, детских поликли­никах;

  • организует регулярные встречи беременных женщин и кор­мящих матерей в целях пропаганды грудного вскармливания;

  • ведет общественную деятельность, привлекает внимание прессы к данной проблеме.

Инструктор по обучению уходу за новорожденным и грудным ребенком

В задачи инструктора по обучению уходу за новорожденным и груд­ным ребенком входит:


  • обучение родителей уходу за новорожденным и грудным ребенком в соответствии с физиологически обоснованной методи­кой мягкой адаптации новорожденного к новым условиям существо­вания;

  • обучение пестовальной гимнастике для ребенка первого года жизни;

  • консультации по изменениям в уходе за ребенком первого года жизни;

  • ведение дневника развития ребенка первого года жизни.

Повитуха и доула

В задачи повитухи входит помощь женщине во время физиологических родов, про­текающих без осложнений. Повитуха знает ход естественных родов и может отличить патологическую ситуацию от нормальной, что позволяет своевременно обратиться за помощью в акушерский ста­ционар. Ведение патологических родов в компетенцию повитухи не входит.

В задачи доулы входит оказание психологической помощи роженице в стационаре, проведение расслабляющего массажа. Кроме этого в медицинском учреждении она выполняет роль адвоката: осуществляет контроль над ситуацией, защищает права роженицы, оценивает обоснован­ность, своевременность и необходимость того или иного медицин­ского вмешательства в роды и дает советы роженице или семейной паре. Ее помощь полезна независимо от присутствия во время родов мужа или кого-либо из родственников роженицы. На практике профессии повитухи и доулы вполне совместимы.

Первоначальные требования для приобретения профессии в области перинатального воспитания

Далеко не всякий может приобрести вышеперечисленные общест­венные профессии. Для приобретения любой из них кандидат дол­жен соответствовать обязательным требованиям:

Пол. Получить такую профессию может только женщина. Очень за­бавно смотрится мужчина, который объясняет беременной, что она чувствует, и как она будет тужиться во время родов, или пытается пе­редать кормящей матери опыт кормления грудью. Положительный опыт материнства. Очень важно, чтобы у жен­щины, помогающей другим матерям, был собственный положительный опыт материнства. Чтобы такой опыт был полноценным, он дол­жен быть частью жизни женщины. Лишь каждодневное грамотное и умелое общение с собственными детьми, постоянное решение собст­венных материнских проблем развивает в женщине способность вникать в проблемы неопытной матери и способность ей помогать. Материнская сноровка — качество, которое не дано женщине от при­роды. Оно приобретается в результате обучения и последующего на­копления опыта в процессе постоянных тренировок. Поэтому имеет значение, сколько у женщины детей и есть ли опыт благополучных естественных родов. Для каждой профессии минимальные нормы несколько различаются:

  • консультант по лактации должен иметь опыт успешного кормле­ния грудью одного ребенка не менее 1 года (минимальный мате­ринский стаж 1 год);

  • инструктор по уходу за ребенком должен иметь опыт успешного грудного вскармливания и хорошего ухода не менее чем за 2 деть­ми (минимальный материнский стаж 3 года);

  • инструктор дородовой подготовки должен иметь опыт не менее чем двух нормальных родов через естественные родовые пути, а также опыт успешного грудного вскармливания и хорошего ухода не менее чем за 2 детьми (минимальный материнский стаж 3 го­да);

  • для психолога-перинатолога и повитухи желательно иметь не ме­нее 3 успешных родов через естественные родовые пути, продол­жительное грудное вскармливание и хороший уход за каждым ре­бенком (минимальный материнский стаж 5 лет).

Кто обучал женщину навыкам ухода за ребенком и грудному вскармливанию. Передавать полноценный материнский опыт мо­жет только та женщина, которую кто-то ввел в новую роль матери и обучил ее этому. Материнский опыт не может передавать медсестра из поликлиники или инструктор по плаванию и динамической гим­настике. Не может материнский опыт добываться женщиной само­стоятельно в результате проб и ошибок или черпаться из книг и фильмов — такой опыт можно справедливо назвать необоснованным экспериментом над собственным ребенком. Обучить женщину навы­кам, необходимым для успешного материнства, может только непо­средственный носитель. В современной ситуации такими носителя­ми являются: инструктор по обучению уходу за ребенком, консуль­тант по лактации или психолог-перинатолог.

Образование. Первоначальное образование не имеет большого значения. Вполне естественно, что основы материнского опыта не­возможно почерпнуть в стенах среднеспециального и даже высшего учебного заведения. Уровень подготовки такого специалиста опреде­ляет личный материнский стаж в сочетании с курсом специальной теоретической и практической подготовки. Для обучения професси­ям в сфере перинатального воспитания существуют специальные не медицинские курсы. В разных странах эти курсы организованы по-разному. В настоящее время в России такие профессиональные кур­сы существуют лишь в Москве на базе Центра перинатального воспи­тания и поддержки грудного вскармливания «Рожана».

Работа в медучрежедении. Специалист в области перинатального воспитания не должен совмещать работу в центре или группе под­держки грудного вскармливания и работу в медицинском учрежде­нии. Такое совмещение значительно влияет на качество работы и ме­шает достигать успеха, как в той, так и в другой области.

Организации сферы перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания

Центр перинатального воспитания

Центр перинатального воспитания — это форма работы, предназна­ченная для подготовки родителей к рождению и воспитанию ребен­ка в грудном, раннем и дошкольном возрасте. Центр ведет просвети­тельскую, психологическую и педагогическую работу и не является медицинской организацией, но в своей работе широко сотруднича­ет с врачами и медучреждениями ЛПУ родовспоможения и детства. Целью работы такого центра является просвещение родителей для обеспечения оптимальных условий развития ребенка раннего возра­ста, распространение знаний о грудном вскармливании преимуще­ствах естественных родов, психологии и закономерностях развития ребенка от рождения до 3 лет. На базе такого центра широко прово­дятся занятия по дородовой подготовке, психологическое тестирова­ние и консультирование родителей, ожидающих ребенка, или семей с ребенком раннего возраста, занятия по семейной психологии и пе­дагогике, психокоррекция, а также реализуются программы по до­машним родам и родам без вмешательств, проведение родов с учас­тием доулы, проводится консультирование по грудному вскармлива­нию, обучение уходу за новорожденным и пестовальной гимнастике, наблюдение за развитием ребенка от рождения до 3—8 лет жизни. В таком центре работают специалисты новых общественных про­фессий: психологи-перинатологи, консультанты по перинатальному воспитанию, инструкторы дородовой подготовки, инструкторы по обучению уходу за новорожденным и грудным ребенком, консуль­танты по грудному вскармливанию и специалисты востребованных смежных профессий, например, педагоги, психологи и др. специали­сты. Главной задачей центра является передача материнского опыта и подготовка «профессиональной мамы», распространение гуманно­го отношения к матери и ребенку. Работа центра основывается на на­учных знаниях, рекомендациях ВОЗ/ЮНИСЕФ и Международной Молочной Лиги (LLLi), а также других организаций, поддерживаю­щих грудное вскармливание и гуманное отношение к ребенку.

Материнский центр

Материнские центры — это центры, оказывающие женщинам и се­мейным парам немедицинскую помощь в рождении детей, уходе за ними и налаживании грудного вскармливания в первые дни после родов. Такой центр называется «материнским'), потому что в нем принципиально помощь молодым матерям оказывают более опыт­ные матери, имеющие опыт неоднократных родов, успешного корм­ления грудью и специальную подготовку. Материнские центры отли­чаются от центров перинатального воспитания тем, что помимо занятий по дородовой подготовке на их базе проводятся немедицин­ские роды. При таком центре обычно есть гостиничный комплекс, где женщина может родить ребенка и оставаться там еще некоторое время, обучаясь уходу за новорожденным и налаживая грудное вскармливание. Материнский центр работает в сотрудничестве с аку­шерским стационаром, куда можно немедленно госпитализировать роженицу в случае, если в родах возникли осложнения. Эта форма работы сегодня завоевывает популярность в странах Ев­ропы и Америки, что связано с прекрасными показателями здоровья рожениц и новорожденных. В материнских центрах самый низкий процент кесаревых сечений. Всего 5% рожениц поступает из мате­ринских центров в стационар для оперативного родоразрешения. И еще 3—5% рожениц поступает с другими неблагополучиями. Таким образом, в материнских центрах процент родов, требующих меди­цинских вмешательств составляет 8—10%, что является чрезвычайно низким показателем. Для сравнения следует сказать, что в обычном родильном доме делают 10—20% кесаревых сечений, т.е. в 2—4 раза больше.

В материнском центре работают инструкторы дородовой подготов­ки, повитухи/доулы, инструкторы по обучению уходу за новорож­денным ребенком. Кроме того, материнские центры сотрудничают с группами поддержки грудного вскармливания и рекомендуют мате­рям по выходе из центра обращаться за поддержкой к консультантам по лактации.

Группа поддержки грудного вскармливнаия

Большое значение для увеличения распространенности и продолжи­тельности грудного вскармливания, а также расширения образова­ния молодых родителей и уменьшения числа ошибок в уходе за груд­ничком, имеет работа общественных групп материнской поддержки. Общественная группа поддержки грудного вскармливания — это форма помощи матерей матерям в налаживании грудного вскармли­вания и обучении уходу за новорожденным и грудным ребенком.

Членом такой группы может стать любая женщина, которая имеет положительный опыт грудного вскармливания не менее 1 года. Матери, вошедшие в такую группу, проходят специальный курс обу­чения и аттестацию на базе центра перинатального воспитания, что­бы получить необходимые знания по вопросам грудного вскармли­вания. В их задачи входит консультирование по телефону матерей, которые столкнулись с проблемами грудного вскармливания, и ищут помощи и поддержки, чтобы справиться с ними. Кроме того, лидеры группы поддержки проводят регулярные встречи с будущими и кор­мящими матерями, посвященные грудному вскармливанию. На этих встречах женщины могут получить ответы на все волнующие их во­просы.

Общественные группы поддержки работают не изолированно. Они тесно сотрудничают с центрами перинатального воспитания, ро­дильными домами и детскими поликлиниками, откуда к ним направ­ляют матерей. Общественные группы поддержки грудного вскармли­вания сотрудничают друг с другом и делятся опытом. Для этого они объединяются в Лигу или ассоциацию. Примерами такого объедине­ния могут служить Международная Молочная Лига, имеющая свои представительства в 60 странах мира, и крупная австралийская орга­низация «Ресурсы лактации».

Центр дородовой подготовки

Центр дородовой подготовки — это немедицинская организация, ог­раничивающая свою деятельность подготовкой беременных к родам и оказывающая в родах поддержку. В центре дородовой подготовки работают инструкторы дородовой подготовки и повитухи/доулы. Поскольку деятельность такого центра ограничивается беременнос­тью и родами, такой центр активно сотрудничает с группами под­держки грудного вскармливания и центрами перинатального воспи­тания. Такое сотрудничество необходимо, чтобы не оставлять моло­дую мать наедине с проблемами ухода за малышом и налаживания грудного вскармливания. Сотрудники центра дородовой подготовки передают опеку над родильницей и новорожденным консультантам по лактации и инструкторам по уходу за ребенком на 2 сутки после родов, чтобы обеспечить дальнейшую возможность полноценного материнства.

Координация работы и аттестация сотрудников

Организации, ориентированные на перинатальное воспитание и поддержку грудного вскармливания, работают в тесной связи друг с другом. Поскольку все вышеназванные организации ведут активную общественную деятельность, направленную на просвещение родите­лей, они координируют свою работу и широко сотрудничают друг с другом. Кроме этого, важным принципом работы этих организаций является прозрачность и поддержание рейтинга своих специалистов. Это чрезвычайно важно в условиях сосуществования с медицински­ми организациями. Опишем основные принципы работы сети обще­ственных организаций в поддержку материнства.

Координация деятельности

Деятельность организаций, направленных на перинатальное вос­питание и поддержку грудного вскармливания координирует Коор­динационный центр или Штаб-квартира. В задачи такого Центра входит координация проведения различных общественных акций, исследовательских работ, разработка и распространение различ­ных информационных материалов для родителей и работников ор­ганизаций, объединенных вокруг него. Центр является издатель­ской базой, где издаются не только информационные листки, пла­каты и памятки. Он разрабатывает и издает различные методичес­кие пособия, брошюры, учебники и учебные пособия, справочники, информационные бюллетени и другую литературу, необходимую для внутреннего обеспечения деятельности и повышения уровня знаний своих сотрудников. На базе Координационного центра про­водятся также мероприятия по обмену опытом и научной информа­цией, учебная деятельность, проведение аттестаций и переаттеста­ций.

Подготовка и аттестация специалистов

Координационный центр является также учебно-образовательной базой. Здесь проходят курсы подготовки специалистов по всем обще­ственным профессиям: консультант по грудному вскармливанию, ин­структор по обучению уходу, инструктор дородовой подготовки, по­витуха и доула, психолог-перинатолог. Все специалисты, получившие образование, ежегодно подтверждают свою квалификацию. Для это­го собирается аттестационная комиссия, которая рассматривает до­сье каждого кандидата, его отчет о проделанной практической и на­учной работе и подтверждает его квалификацию.

Прозрачность деятельности

Общественные организации в поддержку грудного вскармливания и перинатального воспитания стремятся сделать свою деятельность максимально прозрачной. Для этого отчеты об их деятельности регу­лярно передаются в Координационный центр и размещаются в ин­формационном бюллетене. Здесь публикуются все удачи и неудачи в работе, статистические данные, годовые и ежеквартальные отчеты, результаты ежегодной аттестации специалистов. В таком информационном бюллетене можно найти информацию не только о резуль­татах аттестации, но и о каждом специалисте, прошедшем ее. Другим источником информации о деятельности этих организаций является ежегодная отчетная научно-практическая конференция, ко­торая организуется и проводится на базе Координационного центра. Посещение конференции доступно не только для представителей организаций, входящих в сеть перинатального воспитания и под­держки грудного вскармливания, но и для родителей, которые хотят получить полезную информацию.

Современное положение в России

Несмотря на то, что подобная общественная деятельность в России началась сравнительно недавно, она идет довольно успешно и отве­чает практически всем международным требованиям. Эта деятель­ность представлена общественными группами поддержки грудного вскармливания и московским Центром перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания «Рожана», который выполняет роль Координационного центра.

Центр «Рожана»

Центр перинатального воспитания и поддержки грудного вскармли­вания «Рожана» был создан в 1989 году. Его создатели — многодетные мамы. Он начал свою работу как Центр дородовой подготовки. В комплекс услуг Центра входили занятия по дородовой подготовке и психологическая поддержка подготовленных женщин во время ро­дов, а также организация грудного вскармливания новорожденного ребенка. Проводя эту работу, сотрудники Центра постоянно наталки­вались на проблемы, связанные с неумением матерей ухаживать за своими маленькими детьми. В результате в 1990 году была разрабо­тана первая методика обучения матерей уходу за новорожденным ре­бенком и технике грудного вскармливания. Применение этой мето­дики не замедлило дать свои плоды. Все мамы, прошедшие обучение, оставались под наблюдением сотрудников Центра, и уже в 1991 году были подведены первые итоги. Все мамы сохранили грудное вскарм­ливание до 1 года и за это время не испытывали никаких проблем с лактацией. По оценке педиатров дети были благополучны. В период с 1990 по 1994 год Центр активно сотрудничает с родиль­ными домами, оказывая психологическую поддержку роженицам. Всего за это время сотрудники Центра оказали помощь примерно в 480 родах. Помимо этого идет создание информационной и методи­ческой базы, систематизация собранного материала. С 1994 года изменяется деятельность Центра. Теперь акцент перено­сится не на поддержку в родах, а на линию развития ребенка. В связи с этим за период с 1994 по 1997 год Центр оказал поддержку лишь в 80 родах, зато каждая мама прошла полную программу подготовки на всех этапах материнства:

  • дородовая подготовка;

  • психологическая поддержка в родах, помощь во время домашних родов;

  • организация ухода за новорожденным и родильницей;

  • организация грудного вскармливания, обучение технике кормле­ния;

  • воспитание грудного ребенка, наблюдение за его развитием до 1 года;

  • воспитание ребенка от 1 года до 3 лет.

С 1996 по 1999 год Центр сотрудничает с московским родильным до­мом № 6 им. Абрикосовой. Это позволило сотрудникам роддома из­менить подход к родовспоможению и грудному вскармливанию, сде­лав его более гуманным. В результате родильный дом завоевал звание ВОЗ/ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку». В период с 1994 по 2000 год совершенствуются методики, накаплива­ется статистика, начинает издаваться методическая и учебная лите­ратура, появляются публикации о работе Центра в российской прес­се. Методики Центра основываются на новейших научных данных, а также собственных наблюдениях и исследованиях. Многие методики разрабатываются с использованием этнографического материала, некоторые из них уникальны. Благодаря строгому следованию био­логическим законам, изучению и точному знанию поведения ребен­ка все методики Центра чрезвычайно эффективны. Достаточно ска­зать, что предлагаемая методика ведения родов значительно сокращает их болезненный период (максимум 2 часа — минимум 10 минут), а предлагаемая методика ухода за ребенком позволяет, на­пример, полностью забыть о «коликах», лечении «врожденного выви­ха бедра» и многих других проблемах.

В 1998 году Центром была накоплена достаточная информационно-методическая база и создан специальный курс обучения специалис­тов для работы в сфере перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания. В дальнейшем Центром были выпущены специалисты следующих специальностей: консультанты по грудному вскармливанию, инструкторы по обучению уходу за новорожден­ным, инструкторы дородовой подготовки. В 1998 году была проведе­на первая аттестация специалистов, выпущенных Центром. С этого времени Центр ежегодно проводит аттестацию специалистов всех общественных профессий, которые были описаны выше. Сегодня Центру принадлежит эксклюзивное право обучать и аттестовывать специалистов новых общественных профессий. За весь период про­ведения аттестации было аттестовано лишь 2 психолога-перинатолога, поскольку эта уникальная профессия требует, прежде всего, практического опыта. Оба специалиста работают в Центре.

В 2000 году Центр начал выпуск информационного бюллетеня «Пе­ринатальное воспитание и поддержка грудного вскармливания», где публикуются статьи, отчеты о деятельности Центра, результаты про­веденных экзаменов и аттестаций.

Таким образом, к этому времени у московского Центра перинаталь­ного воспитания и поддержки грудного вскармливания «Рожана» есть все признаки, которыми должен обладать Координационный центр, и пока в России он единственный.

1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   33
написать администратору сайта