Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Цареградская Ж.В. - Ребенок от зачатия до года. Универсальное пособие



Скачать 2.32 Mb.
Название Универсальное пособие
Анкор Цареградская Ж.В. - Ребенок от зачатия до года.doc
Дата 24.04.2017
Размер 2.32 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Цареградская Ж.В. - Ребенок от зачатия до года.doc
Тип Документы
#2088
страница 30 из 33
1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   33

7 месяцев

Моторное развитие

Значительно совершенствуется ползанье малыша в отношении лов­кости и скорости его движений. Он переползает от предмета к пред­мету на небольшие расстояния. Если ползанье только начинается, ма­лыш может пытаться ползать лежа на животе, поднимаясь на четве­реньки и двигаясь задом.

Ползая по полу, ребенок добирается до мебели и, опираясь на нее, пытается встать. Стоя и держась за опору одной рукой, он пытается манипулировать другой рукой. Он ходит, держась за две руки мамы или другого взрослого, и в процессе ходьбы приседает. Если есть возможность надежного упора, он встает и ходит, держась за любую опору. Машет головой, будто говорит «нет», что свидетельствует об интен­сивном развитии вестибулярного аппарата ребенка.

Психоэмоциональное развитие

Знакомство с окружающим и ориентация в пространстве. Перемещаясь по квартире, малыш добирается до ящиков и с удовольствием открыва­ет и закрывает их. Начинает стучать двумя предметами, взятыми в две руки, или одним предметом об пол или мебель. Активно рвет бумагу. Проявляет интерес к воде: пытается взять ее, как твердый предмег. Интересуется выступающими предметами: дверными ручками, пуго­вицами, выключателями и т.д.

Продолжает знакомиться с лицами взрослых. Пока еще он не осозна­ет того, что у взрослого есть нога.

Знакомство со своим телом. Ребенок ощупывает свои уши и голову. Иногда делает это очень жестко: мнет ушки и даже расцарапывает их. Если на голове волосики достаточной длины, может начать тянуть себя за волосики.

Эмоциональное развитие. Ребенок проявляет нежные чувства, обнимая и целуя ли­ца взрослых, которые ему симпатичны. Заметно изменяется реакция на боль и обиду: малыш быстро успокаивается, если ударился.

Особенности поведения. У ребенка проявляется «инстинкт следования»: он ползает за мамой по всей квартире.

Общение и речь. Ребенок продвигается в речевом развитии. Требует, чтобы мама го­ворила только с ним: не дает ей говорить по телефону, если она гово­рит с кем-либо, поворачивает к себе ее лицо. Малыш начинает пока­зывать знакомые игрушки по просьбе мамы. Очень любит слушать стихи и песенки-потешки.

Уход

Вскармливание. Сохраняется грудное вскармливание с педагогическим прикормом. Малыш активно пробует все со стола взрослых и в течение дня может непрерывно мусолить то баранку, то кусочек яблока, то печенье и т.д. Режим кормлений остается прежними: 7—10 дневных и 2—4 ночных.

Поведение ребенка во время грудного кормления. Во время кормления малыш на­чинает прикусывать мамину грудь — наступает очередной этап отде­ления «я» ребенка от материнского «я». Реакция мамы на подобные действия малыша должна быть естественной и адекватной, т.е. она может вскрикнуть и забрать у ребенка грудь. Однако ни в коем случае мать не должна терпеть или, напротив, реагировать слишком бурно. Бурная реакция матери может испугать ребенка, и он начнет ее бо­яться, а нарочитое терпение дезориентирует малыша — он не сможет понять, какие ощущения в результате его действий испытывает мать. С этого возраста во время кормления ребенок довольно часто меня­ет позу, поэтому маме следует приспосабливаться к постоянному из­менению поз малыша

Пищеварительная и выделительная система. В связи с активным знакомством с другой пищей стул у малыша появляется 1 раз в день или через день. Это происходит, как правило, в определенное время: утром или вечером.

Особенности сна и биоритмы. Режим сна остается прежним: ночной сон продол­жается 9—12 часов, 2—3 дневных сна общей продолжительностью 4—5 часов.

8 месяцев

Моторное развитие

Развивается и совершенствуется навык ходьбы. Ребенок может хо­дить, держась за опору одной рукой. Он вполне уверенно ходит, дер­жась за одну руку взрослого, и при этом в другой руке может носить игрушку. Такой прогресс связан, прежде всего, с развитием вестибу­лярного аппарата ребенка и совпадает с активными тренировками чувства равновесия. Эта тренировка заключается в следующем: ма­лыш встает на ноги, держась за опору (за стену, диван и т.д.), потом отталкивается от нее и стоит, балансируя, несколько секунд без опо­ры; затем он падает на пол и повторяет то же самое еще и еще раз. Развивая вестибулярный аппарат, ребенок продолжает мотать голо­вой, как бы говоря «нет».

Малыш уже уверенно садится и может менять положение сидя, т.е. пе­ресаживаться с одного места на другое, менять позу, что он делает очень ловко. В этом возрасте малышу очень нравится веселая возня. Ребенок ползает разными способами и делает это очень быстро, так, что взрослый может угнаться за ним только бегом. С трудом преодо­левает порожки и делает это очень осторожно.

Психоэмоциональное развитие

Малыш переживает кризис несоответствия желаний и возможностей: он уже многое понимает и многое хочет сделать, но пока его физиче­ские возможности ограничивают реализацию его идей. По этой при­чине дети в этом возрасте могут быть капризные и непокладистые.

Знакомапво с окружающим и ориентация в пространстве. Освоившись с пол-заньем на полу, малыш начинает понимать, что у взрослых есть ноги. В его сознании выстраивается цельный образ взрослого, имеющего не только голову, руки и корпус, но и ноги. Ребенок продолжает ощу­пывать лица и впутываться в волосы.

Начинает отказываться от пребывания на руках — хочет ползать са­мостоятельно и осваивать квартиру без помощи и даже присутствия взрослых. Кроме того, предметом внимания становятся мелкие пред­меты, механические игрушки, замки-молнии. Проявляет огромный интерес к содержимому шкафов и ящичков, может ловко открывать и закрывать дверцы и выдвигать и задвигать ящички.

Знакомство со своим телом. Продолжает рассматривать свои руки, ощупывает го­лову гладит ее, бьет по голове игрушкой и хлопает ручкой. Гладит свой животик, ощупывает ножки и половые органы.

Социальная адаптация. Ребенок опасается чужих: может заплакать, если чужой при­ближается к нему или хочет взять на руки.

Особенности поведения. Малыш начинает кормить маму тем, что ест сам, а также пыта­ется проверить содержимое ее рта. Кроме этого, малыши этого возраста любят игры с «настоящими» вещами (посудой, кухонной утварью, разго­варивает по телефон)' и пр.), а также активные игры (в «ку-ку», прятки).

Общение и речь. Продвигается в речевом развитии, появляется детский лепет: а-да-да-да-да, а-та-та-пш, а-ма-ма-ма-ма, а-па-па-па-па и тд. Малыш начинает явственно реагировать и отзываться на свое имя. В обихо­де ребенка появляются слова-жесты: машет рукой «пока», хлопает ла­дошкой по руке взрослого — «привет» и тд.
Уход

Вскармливание. Меняется режим кормлений. Поскольку малыш проявляет высокую двигательную активность и очень занят освоением окружающего про­странства, в дневное время он забывает приложиться к груди. В связи с этим число дневных кормлений может сократиться до 6—8 раз. Со­кращение дневных кормлений малыш компенсирует за счет увеличе­ния частоты и продолжительности ночных кормлений до 6 раз. Малыш активно пробует новую пищу. Он уже может съедать доволь­но приличный объем прикорма, который из педагогического посте­пенно превращается в энергетический. Принимая участие в завтраке, обеде и ужине, малыш может съедать до 100 г пищи.

Поведение ребенка во время грудного кормления. Во время кормления малыш может начать щипать и мять мамину грудь ручками, если не делал этого рань­ше. Теперь он достигает определенной свободы действий во время груд­ного вскармливания: делает попытки самостоятельно найти мамину грудь и достать ее из-под одежды. Во время совместного сна с матерью, если у нее грудь открыта, ребенок самостоятельно находит грудь и при­кладывается к ней. Во время дневных кормлений малыш упирается в маму ножками, принимает самые разнообразные позы и даже меняет их, не прекращая сосать грудь. Такое поведение под грудью является возрастной нормой. Маме остается только умиляться достижениями своего чада и показывать окружающим, «какой он молодец» итак заме­чательно усовершенствовались его навыки в сосании груди.

Пищеварительная и выделительная система. При мочеиспускании и дефекации стремится к самостоятельности. Ребенок хочет делать свои дела без материнского контроля. В моменты, когда у малыша возникла какая-либо нужда, он спускается с рук и все делает на полу. Затем он начи­нает трогать рукой свое произведение. Дети этого возраста начина­ют знакомиться с продуктами своей жизнедеятельности. Они уста­навливают связь между своим действием и его продуктом. Высаживание успешное во время и после сна. Ребенок отказывается от высаживания, если не хочет в туалет, а мама ему предлагает.

Особенности сна и биоритмы. Общая продолжительность сна остается прежней, так же, как и количество дневных снов (2—3 раза в день).

Метеочувствительность. Продолжает проявляться реакция на погоду и фазу Луны (пол­нолуние и новолуние), однако эта реакция стала менее выраженной.

9 месяцев

Моторное развитие

Ребенок продолжает учиться стоять без опоры, тренирует чувство равновесия. У малыша появляется активное стремление пройти рас­стояние, а не переползти его. Но все же он предпочитает ползать, по-

скольку это получается у него быстрее и увереннее, а стремление сде­лать медленные и неуверенные самостоятельные шаги пока еще не так уж сильно. Хотя в этом возрасте малыш может сделать первые са­мостоятельные шаги без опоры. Как правило, в семьях, где много де­тей:, малыши этого возраста начинают ходить, подражая старшим детям.

Малыш уже может достать все предметы на уровне своего роста и те, до которых может дотянуться. Помимо этого, он начинает очень уве­ренно подтягиваться на руках. Развивая этот навык, малыш успешно осваивает первый уровень квартиры, делая попытки взобраться на невысокие кресла, диваны и т.д. Развивается мелкая моторика рук ре­бенка. Он уверенно действует руками, способен открывать и закры­вать крышки, вкладывать один предмет в другой. Малышу очень нра­вится вынимать из баночки или коробочки мелкие предметы и вкла­дывать их обратно.

Психоэмоциональное развитие

Поскольку у ребенка значительно возрастают возможности для ис­следования окружающего мира, он путешествует по всей квартире и не стремится забраться на руки к матери. Он идет на руки только в том случае, когда ему нужна грудь или когда он хочет спать. У малы­ша появляется поведение «следования» и «подражания». Следование проявляется в том, что малыш все время перемещается поближе к ма­тери, как бы следует за ней, не выпуская ее из поля зрения. Подража­ние проявляется в том, что малыш повторяет действия взрослых. Бла­годаря этой форме поведения у ребенка появляются бытовые навы­ки. Например, малыш может по собственной инициативе положить вещи на место.

Если мама уходит и оставляет ребенка на попечение бабушки, он уже хорошо понимает, что мама ушла. Он может долго ее искать по всей квартире, заглядывая во все помещения (другие комнаты, ванная, кух­ня, туалет и т.д.). Только обойдя все утолки квартиры и убедившись в том, что мамы действительно в доме нет, он успокаивается. Говоря о психоэмоциональном развитии и воспитании ребенка, мо­торная активность которого значительно возросла, следует обратить внимание на поведение родителей по отношению к нему. Если ма­лыш взял что-либо, что является для него опасным, или то, что он мо­жет сломать, то, прежде чем забрать этот предмет, его следует обяза­тельно заменить на какой-то другой, более интересный с точки зрения малыша. Родителям следует все острые ситуации с малышом разрешать только мирным путем, избегая любых конфликтов. Любая конфликтная ситуация воспринимается ребенком как катаст­рофа и безмерное горе. Конфликты разрушают поддерживающее ок­ружение ребенка, и мир обрушивается на него. Ребенок может испы­тать подлинную трагедию, ощущение выброшенности из круга бытия и чувство полной беззащитности. Переживание горя и безысходнос­ти подрывает веру в надежность родителей и прежде всего веру в на­дежность матери. Эти мучительные переживания заставляют ребенка проверить отношение к нему родителей, и он начинает провоциро­вать конфликт, чтобы убедиться в родительской любви и надежности.

Знакомство с окружающим и ориентация в пространстве. Малыш активно ос­ваивает все пространство квартиры, дома и двора. Знает расположе­ние и функциональное назначение всех комнат в квартире. Продол­жает знакомиться со свойствами предметов: вкладывает предметы в баночки или коробочки, закрывает и открывает крышки. Хватает и обследует все предметы, до которых может дотянуться. Поэтому в пределах досягаемости ребенка должны быть только те предметы, которые он может брать.

Общение и речь. В этом возрасте ребенок может сказать первое слово: баба, мама, па­па и пр. Появляются новые слова-жесты или, если этого не было раньше, жестовая речь.

Уход

Вскармливание преимущественно грудное. В этом возрасте дневные кормления мож­но дополнять другой пищей, как и в предыдущем месяце. Кроме это­го у малыша может появиться потребность в постоянном жевании. Это связано с тем, что сейчас у него активно развивается аппарат же­вания (зубы и челюсти) и для полноценного развития требуется по­вышенная жевательная нагрузка. Поэтому малышу следует регулярно давать для жевания кусочки твердого яблока, сухарики, сушки и т.д.

Поведение ребенка во время грудного кормления. Во время кормления малыш по­хлопывает ручкой вторую грудь, демонстрируя тем самым, как она ему нравится.

10 месяцев

Моторное развитие

Ребенок учится стоять без поддержки и усложняет эти упражнения приседанием (стоит без опоры и при этом приседает и поднимается, стараясь держать равновесие). Может сделать первые самостоятель­ные шаги. Если же первые самостоятельные шаги уже были сделаны, то малыш использует это умение, чтобы переходить на небольшие расстояния от одной опоры к другой, например, от стула к дивану, от дивана к стене и тд.

Психоэмоциональное развитие

У ребенка расширяется подражательный характер поведения: он «чи­стит зубы», разговаривает по телефону, помешивает кашу в кастрюльке, чистит обувь и т.д. Малыш более настойчиво проявляет стремле­ние положить вещи на место.

Развивается игровая деятельность ребенка. Он охотно играет пира­мидкой, в «ладушки», любит играть в прятки и догонялки. У девочек может появиться сюжетно-ролевая игра, например кормление куклы.

Знакомство с окружающим и ориентация в пространстве. К этому возрасту основное знакомство с окружающим миром и освоение пространст­ва, в котором повседневно живет ребенок, закончены. Теперь он бу­дет совершенствовать, расширять и пополнять это знание другой ин­формацией. Ребенок освоил трехмерную структуру пространствен­ного объема, в котором он находится, и научился в нем ориентиро­ваться.

Расширяя знания об окружающем пространстве, малыш стремится детально исследовать все уголки квартиры. Если при таком исследо­вании выяснится, что существуют недоступные или запрещенные ме­ста, то малыш приложит все усилия, чтобы с ними познакомиться. Ес­ли малыш вторгается на запретную территорию, то родителям не следует бурно возмущаться по этому поводу. В этом случае лучше все­го унести малыша в другое место и предложить ему более интересное занятие. Родители должны тщательно избегать конфликтов с ним и стараться как можно меньше препятствовать его исследовательским интересам.

Знакомство со своим телом. Малыш начинает показывать свои части тела по просьбе мамы или другого взрослого. Например, малыш может пока­зать глазки, носик, язык, ушки, ручки, ножки и животик. Чаще всего показывают части своего тела девочки.

Эмоциональное развитие. Интересно, что малыш становится более терпеливым к боли. Это отчетливо проявляется, когда малыш попадает с мамой в общественное место, где его окружают незнакомые люди. Например, если на прогулке малыш больно ударился, то он может сдержаться и не плакать громко, а только всхлипнуть.

Общение и речь. За счет совершенствования произнесения согласных лепет приоб­ретает более четкие очертания. Малыш начинает развивать речевые навыки и изучать возможности своих голосовых связок Он поет на пронзительно высоких нотах, что очень похоже на визг. Кроме это­го у малыша появляются первые звукоподражательные слова: соба­ка — ав-ав, корова — му. Ребенок этого возраста может показать все предметы, о которых идет речь или о которых спрашивают: где теле­фон? где стул? где котик? и Щ Может сказать свое первое слово: ма­ма, баба и т.д.

Уход

Вскармливание. В этом возрасте у малыша учащаются прикладывания к груди. В дневное время это 4-6 полноценных кормлений и примерно столько же прикла­дываний по разным поводам. В ночное время сохраняется 4—6 кормлений, более активно малыш начинает сосать грудь под утро в период между 3 и 8 часами. В течение дня помимо кормлений грудью он посто­янно что-то жует и ест пищу, участвуя в трапезе вместе со взрослыми.

Поведение ребенка во время грудного кормления. Малыш начинает более свобод­но относиться к процессу грудного вскармливания. Теперь он не только самостоятельно ищет, но и вытаскивает материнскую грудь, поднимая у мамы рубашку или вынимая грудь из выреза ее платья. Во время кормления малыш может рукой вынимать грудь изо рта и вставлять ее обратно. Кроме этого, под грудью он меняет позу по сво­ему усмотрению: теперь он может сосать грудь из любого самого не­вероятного положения. Наиболее шокирующе смотрится кормление, когда малыш, продолжая сосать грудь, становится к матери на коле­ни, выпрямляет ноги и начинает мерно раскачиваться. Кроме этого, во время кормления малыш начинает теребить вторую грудь. Это по­ведение характерно для ребенка, полностью освоившего навыки грудного вскармливания, и оно сохраняется примерно до 1,5 года.

Пищеварительная и выделительная система. Ребенок продолжает стремиться к самостоятельности и знакомиться с продуктами своей жизнедеятель­ности. Но, кроме этого, он начинает наблюдать за процессами моче­испускания и дефекации. Действия малыша говорят о том, что он за­нят установлением зрительного контроля над этими функциями. Та­кое поведение сохранится у него до 1—1,5 года.
1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   33
написать администратору сайта